Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире
В своей таинственной сущности отношение Божия Промысла к свободе разумных существ превыше всякого аналитического,
человеческого суждения, но оно отчасти доступно облагодатствованному, воцерковленному, христианскому уму.
Умом, просвещенным благодатью и святым опытом, удается постигнуть следующее; ни свобода разумных тварей
не мешает Божию Промыслу, ни Божий Промысл не стесняет свободы, Промысл помогает разумно-свободным существам,
но этой помощью не нарушает, не уничтожает, не сковывает свободы, поскольку сама свобода – это дар Божий;
дар, составляющий суть естества разумных существ; дар, делающий их тем, что они есть; дар, врученный им от Бога
как их неприкосновенное, неотъемлемое, личное свойства.
Здесь нет и не может быть взаимных столкновений и недоразумений, ибо Бог как неизменно Благий
не истребляет и не спутывает дарованной свободы, но как Всеведущий – наперед знает все желания
и намерения свободно-разумных существ, как Премудрый – всегда находит способ промышлять обо всем,
не умаляя свободы разумных созданий.
Своим Промыслом Трисолнечный Господь всегда и повсюду действует так,
что свобода Его творений неизменно остается неприкосновенной.
«Необходимо знать, – пишет святой Дамаскин, – что существуют многие пути Божия промышления и их нельзя
ни словами объяснить, ни постичь разумом». «Человек не может постичь путей Божия промышления о мире,
– учит святой Златоуст, – ибо, главным образом, Промысл и состоит в том, что причины для нас непостижимы.
Если бы это не превосходило наше понимание, кто-то мог бы еще вообразить, что человек – причина мира».
Действуя на человеческую свободную волю Божественно и таинственно, Божий Промысл не понуждает ее к злу,
но усиливает и поощряет к добру, не стесняя ее свободы. Промысл не насилует движений нашей воли,
но помогает им устремляться к добру и оставляет их одних, если они скатываются к злу.
Если воля по своему свободному выбору простирается к благу, то Промысл содействует ей в этом ее порыве;
если же воля свободным хотением тяготеет к злу, то Промысл ее оставляет, чтобы она действовала самостоятельно.
«Подлежащее Промыслу бывает или по благоволению, или по попущению Божию.
По благоволению бывает то, что беспрекословно хорошо, а по попущению – противоположное...
Выбор дел зависит от нас, а исход их зависит от Бога.
При этом исход добрых дел зависит от помощи Божией, ибо Бог по Своему предведению праведно помогает тем,
которые своею правою совестию избирают добро; а исход плохих дел зависит от оставленности человека Богом,
поскольку Бог по Своему предведению праведно оставляет худого человека».
«Бог Своим Промыслом действует так, что всё зло – от нас, а всё добро – как от нас, так и от Его помощи.
Бог не желает зла и не творит его, но попускает его, и оно бывает по нашей воле».
«Божественное Писание и учение истины признают единого Бога, Который, хотя владычествует над всем Своим могуществом,
однако много терпит по Своему благоволению.
Он владычествует и над идолопоклонниками, но терпит их по Своему незлобию.
Владычествует и над еретиками, отвергающимися Его, но терпит их по Своему великому снисхождению;
владычествует и над диаволом, но и сего терпит: терпит его не по слабости, так как бы побеждаем был от него.
Ибо диавол есть «начало создания Господня» (Иов.40:14), которое соделалось предметом посмеяния
– не для Самого Бога (ибо это недостойно Бога), но для Ангелов, Им же сотворенных. Бог попустил диаволу
продолжать жизнь по двум причинам: то есть чтобы диавол, будучи побежден, большему подвергся посрамлению,
а люди получили венцы.
О Всемудрое Божие Провидение!
Он злую волю превращает в средство ко спасению верующих.
Ибо как мерзкое намерение братьев Иосифа Он обратил в средство Своего собственного домостроительства и,
попустив им по ненависти продать брата, нашел случай воздвигнуть на царство того, кого Сам хотел (см. Быт.37–49 – Примеч. ред.);
так и диаволу попустил вести брань против людей, чтобы люди, победив его, удостоились венцов и чтобы после одержанной
над ним победы сам диавол, побежденный слабейшими, подвергся большему посрамлению, а люди более прославились
как победители того, кто некогда был Архангелом».
Хотя Бог и попускает свободной человеческой воле хотеть и творить зло, Он, однако же, не позволяет, чтобы зло
окончательно укоренилось, распространилось и полностью вытеснило добро.
Последствия злых дел Господь Своим Промыслом направляет к конечному благу, для которого люди и созданы.
При этом человеческая воля не стеснена и не связана, так как правильное употребление свободы состоит как раз в том,
чтобы она стремилась и простиралась к конечной, Богом назначенной цели жизни и мира.
Согласно Своему предвечному намерению о мире, Бог руководствует силы нравственных существ к цели, ради которой они созданы.
Но этим действием Промыслитель не мешает созданной свободе разумных существ, а помогает ей в ее правильном развитии.
Воле, созданной свободной, оставлена свобода действий. Она может беспрепятственно выбирать и творить добро или зло,
Господь же последствия злых дел Своим Промыслом направляет к конечной цели мира.
2. Что справедливо в отношении Божия Промысла к свободе созданных существ, то справедливо
и в отношении Промысла к злу, ибо зло является порождением злоупотребленной свободы.
Вообще говоря, отношение зла сотворенных существ к Божию Промыслу детерминировано отношением свободы этих существ к этому Промыслу.
В своей сущности зло только одно – нравственное, а зло физическое – лишь следствие, лишь проекция,
лишь отражение нравственного зла в сфере вещества.
По своей природе зло – это не только голое отрицание добра, но и действительное нарушение богозданного порядка
в духовном и физическом мире, реальное восстание против Творца, осязаемое богоборчество, будь то сознательное
или несознательное, продуманное или спонтанное.
Но при всем том оно не истребляет и не сковывает Промыслителя мира.
Главное отличие свободы созданных существ – то, что она может хотеть и творить добро и зло,
а иначе добро или зло, сделанные по необходимости, не могли бы иметь никакой нравственной ценности.
Бог попускает зло вследствие неприкосновенности человеческой свободы, делающей человека существом морально свободным.
Желая и творя зло, человек как существо нравственное злоупотребляет своей богоданной свободой, поступая тем самым
против воли Божией, знаменующей собой совершенную полноту добра и совершенный закон свободы (см. Иак.1:25, 17; 1Ин.1:5).
Посему Бог не может ни творить зла, ни искушать злом разумные существа (см. Иак.1:13).
Впрочем и нарушая Божию волю, человек не выходит за пределы Божия Промысла, так как это невозможно.
«Запомни, – советует Ориген, – что ничего не бывает без Промысла Божия, хотя и не без воли.
Много что бывает без Божия соизволения, но ничего без Промысла».
Премудрый Промыслитель попускает нравственное зло потому,
что возможность греха неотделима от свободы разумных существ и не препятствует действию Промысла.
Но при этом Преблагий Промыслитель употребляет всё, чтобы отвратить тварь от греха,
не отнимая, однако, у нее того, что делает ее свободной: законом запрещает грех (см. Исх.20:1–17),
угрожает грешникам и преступникам закона (см. Втор.27:15–26; Исх.21:1–36, 22:1–31, 23:24–33),
обуздывает их наказаниями и смягчает последствия зла.
Бог не устраняет зла в мире, так как это значило бы истребить свободу разумно-нравственных существ,
которой Он Сам их наделил; не препятствует Он и злу в мире, так как в противном случае Он ограничил бы
свободу действий этих существ.
В этом смысле действие Божия Промысла сводится лишь к попущению греха, но ни в коем случае
не способствует греху и не поддерживает его. Впрочем и самое попущение греха нельзя понимать
как Божие невнимание к участи сотворенных существ, но единственно и исключительно как Его желание
не ущемить их свободы и дать ей ход, чтобы они самостоятельно избирали или добро, или зло,
добровольно направляясь к тому или другому.
А как велика Божия любовь к людям и как многотрудна о них и обо всем вообще творении Божия забота,
видно из того, что Бог с самого начала бытия людей на земле давал людям наставления, заповеди, законы,
предупреждая их о смертоносных последствиях греха и об опустошительном действии зла.
Но при этом Бог лишь предлагал заповеди, вовсе не принуждая людей к исполнению Своей святой воли.
Верхом несказанного Божия человеколюбия стало то, что для борьбы с грехом и победы над ним Он преподал
людям ветхозаветное и новозаветное Откровение, направляя в мир пророков и избранников, и, наконец,
послал и Своего Единородного Сына, а в Нем и с Ним вручил людям и все сверхъестественные средства
и все благодатные силы для победы над злом и для стяжания вечной жизни и блаженства (см. 2Пет.1:3–9; Деян.1:3).
В действительности физическое зло – это следствие зла нравственного, то есть плод употребленной во зло свободы:
той свободы, которая по собственному произволению оставила Божию волю как закон своей деятельности
и двинулась вслед за богоборческой суетностью духа зла и смерти (см. Рим.8:20; Быт.3:17).
Под физическим злом понимаются болезни, землетрясения, эпидемии, засухи, голод, несчастья – различные страдания в мире вещественном.
В Своем отношении к физическому злу Промыслитель проявляет бесконечно человеколюбивую премудрость: разные формы зла Он обращает в средства для врачевания и исцеления свободно-нравственных существ от зла и греха и для их преуспеяния в добродетели (см. 3Цар.9:7–9; Втор.29:22–28; Иер.22:7–9; 2Пар.33:10–13; Притч.17:3; Сир.2:5; 2Кор.1:4–7; Рим.5:3; Деян.14:22; 2Фес.1:4; Иак.1:2–4).
«Промысл Божий управляет всем; и то, что считалось наказанием, является врачеванием».
«Болезни по городам и народам, – говорит святой Василий Великий, – засухи, неурожаи и бедствия, встречающие каждого в жизни, приостанавливают возрастание греха. И всякое зло такого рода Бог посылает для того, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние скорби задуманы для обуздания греха.
Следовательно, зло не от Бога, но Бог истребляет зло, подобно тому как врач истребляет болезнь, а не вносит ее в тело.
Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, военные поражения, кораблекрушения, всякое истребление многих людей – случающиеся от земли или моря, от воздуха или огня и от любой другой причины – бывают для того, чтобы прочие опомнились, ибо всенародные пороки Бог излечивает всенародными наказаниями».
3. Несмотря на многозаботливое Божие промышление о людях, в мире сем нередко происходит то, что праведники страдают, а грешники благоденствуют, – и у некоторых это вызывает недоумение относительно праведности Божия промышления, а иногда и сомнение в существовании Промысла вообще.
При решении этой проблемы необходимо прежде всего установить, в чем мерило праведного и греховного.
Налицо два критерия – человеческий и Божий.
Человеческий критерий праведного и греховного, применяемый людьми к себе подобным, на основе которого они делят их на праведников и грешников – вследствие человеческой ограниченности, несовершенства и греховности – вовсе не абсолютен и не совершенен, а относителен и погрешим, и потому не может быть принят в качестве значимого и полноценного. Божий же критерий праведного и греховного во всем Своем совершенстве и непогрешимости представлен в Личности, жизни и деятельности Богочеловека Господа Иисуса Христа. Как единый безгрешный и единый Всеведущий Он знает самые сокровенные движения человеческой души и сердца и потому может безошибочно судить о людях, разделяя их на праведных и грешных, вследствие чего Ему принадлежит "весь суд" (Ин.5:22; ср.: 1Кор.4:5; 1Пар.28:9; 1Цар.16:7; Иер.11:20, 17:10, 20:12; Откр.2:23; Пс.7:10).
Кроме того, нужно памятовать об имеющемся различии между человеческим и Божиим представлением о том, что́ есть благо и благосостояние.
Под благом и благосостоянием люди нередко понимают лишь материальный достаток и земные богатства: бренные, тленные, изъеденные молью, тогда как Бог подразумевает блага духовные: истину, праведность, милосердие, смирение, кротость, любовь, молитву, пост, терпение, страдание за истину Христову, одним словом – то духовное благое состояние души и тела, которое согласуется с духовным совершенством и блаженством и которое вечно, нетленно, небесно, так что ни моль, ни тля не могут его растлить, ни воры подкопать и украсть (см. Мф.6:19–20, 19:21; Лк.12:31–33). Ведь истинное человеческое благосостояние, богатство и блаженство заключаются в том, чтобы обогащаться Богом (см. Лк.12:20–21; 1Тим.6:17–19).
Бог иногда и праведникам попускает страдать на земле, и это для их пользы – для спасения души.
При этом необходимо иметь в виду, что на земле нет ни одного праведника, совершенно чистого от всякого греха и скверны.
Скорби и искушения, которые Бог Своим Промыслом попускает или ниспосылает на людей, суть своего рода горнило, в котором люди очищаются и переплавляются, как золото в печи, обретая в себе силы для новых добродетелей: терпения, великодушия, кротости, стойкости. Ибо все эти новые добродетели взращивают, при содействии благодати, нового внутреннего человека – человека, созидаемого Господом «в праведности и святости истины» (Еф.4:24; ср.: Рим.5:3–5; 2Кор.4:16; Иак.1:3–4; 2Кор.12:5, 1:5; Мф.5:40–42).
Божий Промысл «часто попускает, – говорит святой Дамаскин, – что праведник впадает в скорби, чтобы другим явлена была сокровенная в нем добродетель, как это случилось с Иовом... Иногда Бог попускает, что святой, благочестивый человек тяжко страдает, чтобы не отпал от истинной совести и не впал в гордость по причине дарованной ему силы и благодати, как это было с апостолом Павлом».
В Своем промыслительном домостроении человеческого спасения Бог соделал скорби и страдания путем в Царство Небесное (см. 2Кор.4:10; 1Фес.3:3; 2Фес.1:5; 1Пет.2:19–21, 4:16; Евр.12:6–8). Христоносный апостол возвещает, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22; ср.: Мф.7:14; Лк.13:24; 2Тим.2:12, 3:12).
Нередко к худым людям – безбожникам и грешникам – Бог проявляет Свою отеческую любовь и доброту, осыпая их земными благами с одним-единственным промыслительным желанием: согреть и растопить очерствевшее их сердце, пробудить их к вечной цели жизни, открыть им душевные очи к зрению небесных и нетленных ценностей, вывести их из нечистоты и мрака смертности в лазурь бессмертия, вызвать в них спасительное чувство умиления и целительные слезы покаяния, Своим Божественным добром побороть их душепагубное зло (см. Рим.2:4, 12:20–21).
Не следует забывать евангельской истины: всякий, делающий злое, ненавидит добро и истину (см. Ин.3:20); а злые люди, воспаляемые живущим в их душе грехом, восстают на праведников, несущих добро и справедливость, преследуют их, мучают, бьют и даже убивают; Бог же Своим Промыслом всё это попускает, не желая стеснить или истребить действие свободной человеческой воли (см. Ин.15:18, 20; 1Ин.3:13).
А участь христоносных праведников, над которыми бодрствует многозаботливый Божий Промысл, выражена апостольскими словами: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12; ср.: Флп.1:19; Мф.15:24; Рим.8:17).
Это естественно, потому что мир, лежащий во зле (см. 1Ин.5:19), не может и не будет любить и почитать носителей вечного добра – христоносных праведников.
Впрочем, и то зло, которое грешники творят праведникам, Преблагий Промыслитель обращает к пользе последних, ибо на поле брани со злом они приобретают свои дивные добродетели: кротость, терпение, прощение, молитву за гонителей, благословение врагов, благодушие.
При этом на них изобильно нисходит Божия благодать, их утешает Благий Утешитель, и они в своих страданиях за правду Христову чувствуют себя блаженными и радостными (см. Мф.5:11–12; Деян.5:40–41; 1Пет.3:14; Мф.10:19–20, 22).
«Безбожников же за их злые дела часто и тайно мучит совесть».
При решении этого вопроса нельзя упускать из виду и то, что сия настоящая жизнь – не время, в котором назначается и присуждается вечная и полная награда за добрые дела или наказание за злые: всеправедным и премудрым Божиим Промыслом это оставлено на день Страшного Суда.
«Если нам открыто Царство Небесное, – говорит святой Златоуст, – и обещана награда в будущей жизни, то уже непристойно исследовать, почему праведники здесь терпят скорби, а худые люди живут в удовольствиях. Ибо если каждого там ожидает награда по заслугам, зачем возбуждаться здешними счастливыми или несчастливыми событиями? Здешними скорбями Бог обучает Ему покорных как героических борцов, а более слабых, нерадивых и не способных подъять что-либо тяжелое предварительно вразумляет на добрые дела».
Святой Златоуст перечисляет восемь причин, по которым страдают святые:
1) чтобы они, величаясь своими заслугами и чудесами, не впали в гордость;
2) чтобы другие не мыслили о них более, чем это приличествует человеческой природе, почитая их богами, а не людьми;
3) чтобы Божия сила проявлялась через людей немощных и связанных узами;
4) чтобы яснее обнаружилось их терпение как стойкость людей, служащих Богу не ради награды, но проявляющих такое благодушие, дабы и после великих скорбей явить чистую любовь к Богу;
5) чтобы размышляли мы о воскресении и были убеждены, что после смерти получим награду за здешние труды;
6) чтобы все, когда их постигнут несчастья, имели утешение и облегчение, взирая на них и вспоминая их скорби;
7) чтобы мы подражали им как людям, имеющим одну с нами природу,
8) чтобы мы знали, кого подобает считать блаженным, а кого жалким и несчастным.
«Человеколюбивый Господь, – пишет святой Василий Великий, – употребляет суровость демонов для нашего исцеления, подобно тому как мудрый врач употребляет змеиный яд для лечения больных».
Погруженный мыслью в таинственные глубины Божия Промысла, святой Златоуст говорит: «Обо всем, о чем мы в недоумении, мы будем говорить: «Судьбы Твоя бездна многа» (Пс.35:7). Ведь и то, что мы всего не знаем, есть дело Божией премудрости. Если бы мы покорялись Богу лишь оттого, что знаем причины событий, то не оказалась бы великой наша награда и наша покорность Богу не была бы выражением веры; но если мы, не ведая причин, с любовью покоряемся всем Божиим повелениям по истинному послушанию и искренней вере, то приносим великую пользу душам нашим.
Мы должны быть уверенными только в одном: Бог всё посылает для нашей же пользы; и если нам самый образ (сего) неизвестен, – то не исследовать его, не роптать и не падать духом.
Знать его – для нас невозможно и неполезно; невозможно – ибо мы смертны, неполезно – ибо мы легко поддаемся гордости».
И как бы резюмируя свои проницательные размышления о причинах таинственного действия Божия Промысла, тот же святой учитель вселенной заключает:
«Есть еще много и других причин, но они для нас сокровенны, но известны нашему Творцу – Богу».