Архимандрит Афанасий Митилинеос
НАШЕ ПРАВОСЛАВИЕ
«Грядут трудные дни. Черной тучей надвигается католицизм, то есть папская «церковь».
Черной тучей падет он на Православие и Православные Церкви Востока, на Грецию, Болгарию,
Румынию, Украину» — Архимандрит Афанасий Митилинеос (1927-2006)
***
Апостол Павел, будучи узником в Риме, пишет Тимофею в своем 2-м послании,
среди многих скорбей и страданий по причине пребывания в заточении, преследований и гонений:
«Вем бо, Емуже веровах» (2 Тим. 1, 12). Я прохожу через все это, потому что знаю, в Кого я уверовал.
И это того стоит, потому что я знаю, Кто такой Иисус Христос. А можем ли мы, среди каких-то
встречающихся нам злоключений, сказать то же самое? Можем ли мы сказать:
«Я знаю, в Кого я уверовал»? Откуда мы получаем знание о Боге?
Через Православие.
Через нашу Православную веру мы узнаем, каков в действительности Господь
и Спаситель наш Иисус Христос.
Для нас, православных греков, — великое благословение, что мы родились в православной стране
и имеем правую веру. Отсутствие православного образа мыслей ведет к уклонению в ересь,
к искажению образа Спасителя, когда у верующих нет ясного представления о личности Иисуса Христа.
Потому что если ты знаешь, кто такой Христос, то ты можешь умереть за Него. Но если ты не знаешь,
каков Он, и имеешь неправильное представление о Нем, плохой, искаженный до неузнаваемости
отпечаток Его Лика, то тогда ты умрешь не за Него, а за того, кого ты ошибочно принимаешь за Христа.
Православие означает именно это — иметь правую веру и верный образ, верное представление
о Богочеловеческой личности Иисуса Христа. Бывает и субъективное восприятие Евангелия,
то есть личности Иисуса Христа, которое все меняет коренным образом.
Недавно у нас была Неделя о сеятеле, посвященная Отцам Седьмого Вселенского Собора,
который поддержал православную позицию по вопросу о святых иконах. И дело не просто в том,
ставить или не ставить иконы в храме… Мы, православные, веруем, что Иисус Христос есть Слово Божие,
ставшее человеком. «И слово Плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1, 14). Отстаивать и поддерживать
истинное учение о природе Христа — это важнейшая задача Православной Церкви.
У Христа была не одна, а две природы: божественная и человеческая. Напротив, арианство,
с которым боролся Первый Вселенский Собор, говорило, что Христос — это не Бог, а только человек.
Арианство сохраняет только человеческую природу Христа, а не Божественную.
Но Православие учит не так. Христос есть совершенный Бог и совершенный человек.
I и VII Вселенские Соборы — это две крайности, два полюса, вращающиеся вокруг
Богочеловеческой личности Христа. После многих дискуссий становится ясно,
что правильный лик Христа имеется только у православных. Какой он? Богочеловеческий.
Христос — это совершенный Бог и совершенный человек.
В нашей Церкви имеется Священное Писание и Священное Предание, они равноправны между собой.
Что такое Священное Предание? Все, что было сказано об Иисусе Христе.
По времени Священное Предание предшествует Священному Писанию.
Благодаря ему до нас дошли сведения о том, какой евангелист написал каждое Евангелие
(Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки), и о том, что Деяния Апостолов — это труд Луки,
что Послание к Римлянам написано апостолом Павлом и т. п. Кто сохранил для нас
и кто подтверждает подлинность этих книг? Священное Предание. Можно с уверенностью
говорить о том, что Священное Писание основано на Священном Предании, особенно если учесть,
что Святая Библия начала писаться через много лет после сотворения мира.
А до тех пор существовало только Священное Предание.
Что такое Священное Предание? Это то, что апостолы получили и передали Церкви.
Апостол Павел говорит коринфянам: «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам» (1 Кор. 11, 23).
Что он принял? Он принял Таинство Божественной Евхаристии. Но Таинство Божественной Евхаристии
— это Христос. Следовательно, его слова можно перефразировать так: я принял Христа
и я передал вам Христа. Вот почему Предание — это принятие и передача Христа.
Священное Писание было написано, чтобы показать нам, Кто такой Иисус Христос.
Но как мы сможем толковать Библию? Именно здесь кроется большой подводный камень,
с которым сталкиваются многие люди. Христос однажды спросил: «Что говорят обо Мне люди?».
И отвечают ученики Его: «Один говорит, что Ты — пророк, другой, что Ты — воскресший Предтеча
(как сказал Ирод), и так все говорят то одно, то другое». «А вы за кого почитаете Меня?».
И апостол Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (ср. Мф. 16, 13-16).
Хотя у нас и есть Священное Писание, кто способен растолковать его верно?
Священное Предание, Отцы Церкви. Следовательно, для того, чтобы иметь ясное представление
о лице Иисуса Христа, нам нужны две вещи. Священное Писание и Священное Предание.
Это то, что Апостольские Отцы и все прочие Святые Отцы говорили о личности Иисуса Христа,
давая верное толкование Библии в Духе Святом. Это две важнейшие составляющие нашей веры.
Расскажу вам теперь подробнее, что такое Священное Предание,
потому что оно заключается во многом. И, в первую очередь, это:
I) Семь Вселенских Соборов, а также Поместные Соборы
Наша Церковь имеет соборное устроение, то есть Отцы Церкви все вместе, в Духе Святом,
вынесли определение о личности Иисуса Христа. Все Отцы на Первом Вселенском Соборе
в 318 году от Р. Х. единогласно сказали, что Христос есть Бог Слово, Который воспринял
человеческую природу. На Седьмом Вселенском Соборе они провозгласили,
что Христос является также и совершенным человеком. Соборное решение принимается тогда,
когда для разъяснения спорных вопросов собирается вся Церковь. Вселенские и Поместные
Соборы есть не что иное, как выражение Православия. Вселенский Собор имеет компетенцию
разрешать любые вопросы.
Приведу вам один пример. Был ли апостол Павел богодухновенным апостолом? Да.
Анания получил от Христа повеление только крестить его в Дамаске, но вере его научил Сам Христос
(ср. Деян. 9, 16-17). Но и он не желает говорить чего-то такого, с чем была бы не согласна вся Церковь.
В Послании к Галатам он пишет, что через четырнадцать лет он снова ходил в Иерусалим,
ходил по откровению. Он изложил свои взгляды апостолу Петру, евангелисту Иоанну и святому Иакову,
и предложил им рассмотреть и проверить благовествование, проповедуемое им язычникам.
«Наедине же мнимым, да не како вотще теку, или текох» (Гал. 2, 2). «Я обратился к тем, которые
считаются столпами веры, и сказал им: вот чему я учу. Правильно ли я говорю?
Пусть это услышит и одобрит Церковь, чтобы я не подвизался напрасно, впустую», — это говорит
богодухновенный апостол Павел. Итак, вы видите, что соборная система очень важна.
Нельзя утверждать что-то просто потому, что это пришло кому-то в голову.
Согласна ли с этим вся Церковь? Конечно, мы принимаем и частные мнения Отцов.
Но опять-таки только в том случае, если их одобрила Церковь. Что-то сказал святой Златоуст,
что-то сказал Василий Великий. Они учили этому по отдельности, сами. Но поскольку
Церковь принимает их учение, оно является частью Предания.
II) Божественная Литургия
Божественная Литургия передана нам посредством священства: Таинство Божественной Евхаристии
совершается через канонически рукоположенных лиц, наделенных благодатью священства.
Таинство Причащения передано нам Самим Спасителем через святых апостолов, и оно тоже
является частью Предания. Без Божественной Литургии Церковь не мыслима. Например,
у протестантов нет священства, поскольку у них отсутствует апостольская преемственность.
Не имея священства, они не имеют и Тела и Крови Христовых, следовательно, у них нет Церкви,
и они падают в пустоту. Даже если они говорят пару добрых слов и выдают себя за спокойных
и добродетельных «овец», это ничего не значит. Это второстепенно. Веруешь ли ты в Тело и Кровь Христовы?
Совершается ли у тебя Таинство Божественной Евхаристии? Если у тебя этого нет, ты — ничто.
У тебя нет Церкви. Поэтому протестанты раздроблены и разрознены, ведь они — не Церковь.
III) Мудрые, боговдохновенные писания Отцов Церкви, содержащие толкование Библии,
принятое Церковью, без которых мы не можем правильно интерпретировать Священное Писание.
IV) Православное монашество
Как вы знаете, у протестантов нет монашества. Монашество — это то, с чем борются
даже некоторые православные, несведущие в вере и не знающие, что это такое.
Монашество — это наилучшее выражение Церкви. Монашество уходит своими корнями
в Ветхий Завет. Известно, что все пророки — и Моисей, и Аарон, и Исаия (все, кроме двух)
— были женаты. В те времена нужно было делать особый акцент на браке, чтобы
народ Божий продолжал свое историческое существование, не был потерян,
чтобы пришел Мессия. Должны были быть обеспечены определенные исторические рамки.
Народ Израиля — это те рамки, в которых Мессия пришел как человек. Два пророка не были
женаты — Илия и Елисей. Пророк Илия обладал всеми добродетелями, характерными
для монашества: это нестяжание, послушание Богу и целомудрие. Его учеником был Елисей,
и они стали родоначальниками монашеских общин — тех людей, которые жили совместно,
в общежитии, и вели монашеский образ жизни. Возможно, вы слышите об этом впервые.
Обратитесь к Четвертой книге Царств и вы увидите, что эти люди, числом около 400-500 человек,
назывались «сыновьями пророков» (4 Цар. 2, 15). Они были свидетелями вознесения пророка Илии,
жили в лесах у реки Иордан. Нам известен случай с топором, который у одного из них сорвался
и упал в реку, а он и говорит: «топор не мой (одолженный)» — имущества у них было.
Эти люди написали несколько книг Ветхого Завета, так называемые «Хроники» (Паралипоменон).
Так что корни монашества — еще в Ветхом Завете.
А еще правильнее будет сказать, что корни монашества — в Раю.
Первозданные люди жили в целомудрии. Обратите внимание: Бог благословляет их
на рождение детей перед грехопадением. Он сотворил человека обоих полов, и поскольку
в его жизнь должна была войти смерть, чтобы человеческий род не погиб, вводится брак.
Однако в Раю брака еще не было, и у первозданных людей были три добродетели,
характерные для монашества. Во-первых, нестяжание. Было у них имущество? Нет.
Во-вторых, целомудрие. И, в-третьих, послушание Богу. Послушание «дало сбой», и они
вышли из Рая, после чего начинается путь человечества на земле.
Так что корни монашества берут свое начало в Раю.
Когда мы воскреснем, брака, конечно же, не будет. Христос сказал, что в Царстве Божием
не женятся, не выходят замуж. Будет послушание Богу и, конечно же, нестяжание.
Итак, вы видите, что человечество возвращается к этим трем элементам, составляющим монашество?
И это — Царствие Божие. Что такое монашество в современном мире? Это предвкушение Царствия Божия.
Монашество, безусловно, является наилучшим выражением Церкви. К сожалению, многие
недооценивают его и не понимают: противники монашества есть не только среди мирян, но даже
среди священников и епископов. Как только откроется какой-нибудь монастырь, так сразу начинают
«бить» по нему. Телевидение, журналы, газеты. Это показывает, насколько мы далеки от Православия.
Я говорю вам все это, чтобы вы могли понять, что означает быть православным христианином.
V) Православная аскетическая духовность
Аскетический (гр. ασκητικός) означает то, что приобретается с подвигом, с трудом.
С чего начинается православная аскетика? С Креста Христова. А Крест Христов — это страдание, это жертва,
это прободение гвоздями. Сам Христос сказал: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12).
Ты хочешь стяжать Царство Божие в сердце своем? Значит придется совершать усилие над собой.
Для чего всё это нужно? Сам по себе человек инертен, ленив, поэтому нам приходится прилагать усилие,
чтобы стать способными обрести Царствие Божие. А если мы не делаем этого и хотим пребывать
в беспечности, лености и комфорте, значит нашей жизни коснулось обмирщение.
Жизнь по духу мира сего, обмирщение — это великая язва нашей Церкви, великий гонитель нашей Церкви.
Когда человек утрачивает духовное содержание, он не спасается, потому что православная духовность
начинается с Креста. Иначе нет нам спасения. Бог не запрещает нам есть или пить.
Но наша святая Церковь установила посты: по средам и пятницам, в Великий пост и т. д.
Пост — это напоминание о крестной жизни и подвиге, которые лежат в основании
православной аскетической духовности. Нам следует поститься в те дни, когда
это установлено Церковью, и подавать от своего имущества милостыню нуждающимся,
ибо это угодно Богу.
Апостол Павел пишет филиппийцам: «Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам,
ныне же и плача глаголю, враги Креста Христова» (Фил. 3, 18).
«Многие из вас действуют и живут как враги Креста Христова, о чем я вам много раз говорил
и сейчас опять пишу со слезами». Кого апостол Павел называет «врагами Креста Христова»?
Неужели христиан? Да, именно их. В чем заключается их враждебность Кресту?
Дело в том, что крест является символом подвижничества и жертвенности.
Но когда ты отвергаешь подвижничество, отвергаешь жертвенность, разве ты
не становишься врагом Креста? И апостол Павел добавляет: «имже кончина погибель»:
их конец — погибель, то есть ад, «имже бог чрево»: их бог — это чрево, то есть комфорт,
отсутствие аскезы, «и слава в студе их» — и слава их в постыдных вещах.
Сегодня наблюдается такая картина. Современный христианин говорит: я буду есть и пить,
заводить подружек и веселиться. Он даже может быть женат, но развлекаться на стороне.
То же самое касается и женщин, которые не желают хранить верность супругу.
Вот почему прелюбодеяние столь актуально сегодня. Около 80% разводов происходит
из-за супружеской неверности. Это показывает, что люди ошибочно полагают свою славу,
честь или свое «мужество» (когда речь идет о мужчинах) в тех вещах, которых они
должны были бы стыдиться, и «земная мудрствуют» — думают о земных, плотских вещах.
Эти христиане, конечно, не являются богоборцами, но они называются врагами Креста Христова,
потому что их духовность не начинается с Крестной жертвы. Они даже могут подать кому-то
милостыню, но это не имеет основополагающего значения. Они даже могут внешне иметь
любовь к ближним (если это можно назвать чистой любовью). И все же, этого мало,
чтобы называться христианами. Наша духовная жизнь должна начинаться с Креста Христова.
Однажды апостола Павла так жестоко побили камнями в Листре, что думали, будто убили его.
Его вытащили, вытянули за ногу, как собаку, за город. Ночью христиане пошли, чтобы взять его
и похоронить. А Павел был жив. Он встал и знаете, что он сказал? Нечто удивительное!
Одно дело — говорить об этом в зале, в храме, в аудитории богословского факультета,
в компании, и совсем другое — жить этим. «Многими скорбьми подобает нам внити
в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). «Подобает» означает «нужно, должно».
Мы должны через многие скорби войти в Царствие Божие, по-другому мы не войдем...
VI) Постоянное славословие, как в богослужении, так и в нашей личной молитве
В своей личной молитве мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»,
и это помогает нам постоянно помнить о Боге. Молитва должна приводить к этому:
к памятованию о Боге. В Церкви есть традиция совершать непрерывное богослужение
в храмах. В Византии были монастыри с круглосуточным славословием.
Монахи делились на три части, три группы. Каждая группа прославляла Бога,
то есть читала молитвы по восемь часов. Они уходили, и их сразу сменяла
другая группа, затем — третья группа и т. д. Именно поэтому у нас, православных,
службы достаточно долгие. Русские, взявшие богослужение от Византии, сохранили его
точнее; мы урезали некоторые его части, а у них Божественная Литургия длится 2, 3, 4 часа.
Утреня у них продолжается дольше. Совершая непрестанное славословие,
Церковь подражает Небесным Силам, Херувимам и Серафимам, которые не умолкая
прославляют Бога. Как говорит пророк Исаия в своем видении в 6-й главе:
«Видел я там Серафимов, воспевающих Бога неумолкающими устами»,
т. е. постоянно и непрестанно.
VII) Догматическая иконография
Икона должна быть написана таким образом, чтобы выражать догматические истины.
Иконописец может иметь некоторую свободу выражения, отсюда и разнообразие,
но он не должен отклоняться от того, что определено Священным Преданием
и, конечно же, Седьмым Вселенским Собором. Он должен изображать Христа так,
как это принято в Православии, а не иначе. Что выражает икона?
Каждый фрагмент иконы является не просто изображением, но содержит
некую догматическую истину. В отличие от нас, православных, Запад изображает
мир в духе реализма, то есть так, как он видит мир естественный.
Западные иконы Мадонны (Матери Божией) — это не что иное, как лица натурщиц,
подруг художников. Это известный факт. Православные иконописцы никогда не писали
икону с человека, чтобы создать, например, образ Девы Марии. Православная Церковь
изображает обóженный мир. В то время как Запад рисует мир падший и обреченный на смерть.
Поэтому у них — реализм, а у нас антиреализм. Реализм означает нечто реальное.
Мы же выходим за пределы того, что мы видим, натуралистичного и естественного.
Посмотрите на образ святого Иоанна Крестителя. Можно ли встретить человека,
подобного ему, на улице? Нет. Это обóженный человек, который находится вне этого мира.
VIII) Гимнография Церкви
Это поэзия, которая, подобно краскам в иконографии, с помощью слов выражает догматы
и духовный опыт. Когда мы читаем тропари, читаем каноны нашей Церкви, это способствует
нашему духовному росту. Их содержание исполнено непостижимого величия, которое
в нескольких словах выражается литературным, поэтическим способом.
IX) Гимнология, восхваление Бога.
Так называемая «византийская музыка», которая звучит во время православного богослужения
— это величавая и прекрасная музыка, достойная священного места. Это ни в коем случае
не сценическая и не театральная музыка. Что можно сказать о западной церковной гимнологии,
такой как «Страсти по Иоанну» Баха, «Мессия» Генделя? Хорошая музыка, но не церковная, а светская.
Если вы послушаете православную гимнологию, она действительно возносит тебя к Небу.
Вот почему гимнология так важна. И она уникальна. Не забывайте, что русские стали православными,
потому что их очаровала православная византийская гимнология. Все это, повторюсь, является
способом выражения Православного Предания.
X) Мученики и святые, окружающие Престол Христа
Известно, что протестанты отвергают и уничижают, оскорбляют святых; говорят, что не следует
почитать не только святых, но даже Деву Марию. Однако святые — это друзья Христовы,
и их почитают, потому что их почитает Сам Бог. И прославляются они потому, что их прославляет Сам Бог.
В 1-й Книге Царств, глава 2, стих 30, сказано: «Зане токмо прославляющыя мя прославлю»:
«Тех, кто прославляет Меня, Я прославлю, — так говорит Бог. И поскольку Бог прославляет Своих святых,
то и мы прославляем их крестными ходами, тропарями, праздниками, каждением.
Православное богослужение содержит богатейшую гимнографию в честь святых.
Но это далеко не все. Существует и неопубликованная гимнография, очень большая.
Прежде всего Романа Сладкопевца. Нам известна лишь ничтожная малость.
Пожалуй, тысячная часть от того, что написал этот великий светильник Церкви.
Все это относится к почитанию наших святых.
XI) Мощи святых
Протестанты говорят: «Уберите отсюда эти кости». Но, увы, есть и православные,
которые не чтут мощи святых. Святой Николай Кавасила Фессалоникийский говорит,
что еще при своей земной жизни святые были обóженными, едиными со Святым Духом.
И их тело, и душа. Когда они умирали, тело отправлялось в могилу, а душа попадала в Рай.
Но несмотря на разлучение души и тела, во Христе Иисусе и в Святом Духе они соединены,
потому что Святой Дух есть и в душе, которая на Небе, и в теле, которое во гробе.
Смерть не отделила их ни от Христа, ни от Святого Духа. И их мощи продолжают оставаться
обóженными, потому что они уже были таковыми при жизни, они были соединены
со Святым Духом. Мощи творят чудеса, они даруют благодать, стоит только прикоснуться к ним.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что даже рака, в которой находятся мощи, имеет благодать.
Когда Христос шел исцелить слугу сотника, по дороге женщина, страдавшая кровотечением,
подошла и прикоснулась к краю Его одежды. Она подумала: «Если только прикоснусь
хотя бы к краю, то выздоровею». И Христос после этого сказал: «Сила изошла из Меня» (Лк. 8, 46).
Эта сила исходит даже от одежды. У апостола Павла в Эфесе брали фартуки, которые были
у него на ткацком станке, и платки, которыми он вытирал пот «от тела своего», с кожи.
Даже когда их просто возлагали на одержимых и больных, те выздоравливали.
Достаточно было, чтобы на больного упала хотя бы тень апостола Петра, и он получал исцеление.
Вот что такое святые мощи. Всё уходит корнями в Священное Писание.
XII) Несмешение Церкви и мира
Церковь делает все возможное, чтобы не смешаться, не объединиться с тем,
что называется «миром», в смысле нравственности. Святой Исаак Сирин говорит,
что «мир» есть имя собирательное, объединяющее в себе все страсти.
То есть одно слово, которое показывает все страсти. Если ты хочешь
проанализировать слово «мир», ты можешь говорить названия отдельных страстей.
Но возможно ли когда-нибудь, чтобы Церковь соединилась с «миром»?
Евангелист Иоанн говорит: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15).
Что это значит? Это не касается мира, как материально-духовного творения Божия,
потому что в Библии сказано, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного... и т. д.
Не следует жить по законам и обычаям сего падшего, греховного мира.
Если мы будем поступать таким образом, то смешаем Церковь с миром.
Вместо того, чтобы Церковь воцерковляла мир, происходит обратное
— мир проникает в Церковь. Это называется обмирщением.
Такое состояние не может, не может спасать. Например, Рим — западная «церковь»
— в высшей степени обмирщен. Когда Папа владеет банком и он называется
«банком Святого Духа» — это великое богохульство. Он поддерживает и войны
против православных. Недавно, когда началась война в Сербии, в светских газетах
писали: «Папа Римский и Ватикан поддерживают войну в Сербии… Ватикан посылает оружие».
Церковь поставляет оружие для убийства? Господи помилуй!
Итак, вы видите, что «западная церковь» полностью обмирщена!
Мы должны обратить внимание и на кое-что другое, это очень актуально.
В настоящее время происходит спекуляция Православием со стороны политики.
Говорят, что православные народы должны объединиться для борьбы с «исламской дугой»
и т. д. Будьте осторожны, потому что те, кто говорит такие вещи, не живут по-православному
и не верят по-православному. Наоборот, они борются с Православной Церковью, но только иначе…
Грядут трудные дни. Черной тучей надвигается католицизм, то есть папская «церковь».
Черной тучей падет он на Православие и Православные Церкви Востока, на Грецию, Болгарию,
Румынию, Украину. Об этом известно также из газет. Вы знаете, что происходит на Украине?
Настоящая битва между униатами-католиками и православными. Как папские хорваты
бились с православными сербами, когда посреди Второй мировой войны хорваты вырезали
от 800 тысяч до 1 миллиона православных сербов. Существует лютая ненависть против Православных.
Это все описано и является правдой. Мы должны выстоять любой ценой, и ничто не должно
лишить нас нашей Православной веры.
Давайте будем хранить наше Православие, как самое драгоценное сокровище.
А также наше праводеяние. Недостаточно только лишь верить православно.
Нужно и жить православно. Правоверие (гр. Ορθοδοξία) и праводеяние (гр. Ορθοπραξία).
И давайте не будем забывать, что Православие — это Сам Христос.
Который в книге Откровение передает послание двум из семи исторических Церквей Малой Азии.
Первой, Фиатирской Церкви, Он говорит: «Еже имате, держите, дондеже приду» (Откр. 2, 25).
Храните (держите) вашу Православную веру, пока Я не приду снова. Когда?
Во время Его Второго Пришествия.
Филадельфийской же Церкви Христос заповедует: «Держи, еже имаши» (Откр. 3, 11).
Держи, что имеешь: свое правоверие и свое праводеяние — ту православную духовность,
которая берет свое начало от Креста Христова. «Да никтоже приимет венца твоего» (Откр. 3,11).
Чтобы никто не отнял твой венец, чтобы твою награду не забрал никто другой.
Такова Православная духовность. Всё это — Священное Писание вместо со Священным Преданием,
которое является православным толкованием Священного Писания, мы и называем НАШЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
Перевод выполнен с небольшими сокращениями.
Источник:
https://katanixi.gr/orthodoxia/p-athana … doxia-mas/
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2023/03/blog-post.html