О «челе и деснице» в ветхом завете
и иудаизме
1) Шма или Шема́ (др.-евр. שְׁמַע — «слушай; внемли; пойми»)
— три отрывка из Торы о единственности Бога, любви к Нему, верности Его заповедям.
Заповедь Торы — чтение лишь одного стиха[1] — «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — один»[2].
Возможно, в Храме произносили Шма на утренней службе. Изначально произносили
лишь единственный стих[8] — «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь — один»,
остальные стихи добавлены позднее. Текст Шма начинается с фразы «Шма Исраэль…»:
«Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — один» (Втор. 6:4).
Именно этот текст и начертывается на пергаменте и вкладывается в мезузу и тфилин.
Шма — это в сущности ветхозаветный аналог (прообоаз) Символа Веры.
2) Тфилин
Тфили́н (ивр. תפלין, ед. ч. תפלה тфи́ла), или филактерии (греч. φυλακτήρια,
букв. «охранные амулеты», мн.ч. фюлактéриа) — элемент молитвенного облачения иудея:
пара коробочек (евр. бати́м, букв. «домá»), содержащие написанные на пергаменте
отрывки (паршийо́т) из Торы и повязываемые на лоб и руку.
Тфилин — это две отдельные заповеди Торы: головная тфила это одна заповедь,
ручная тфила это другая заповедь.
Отсутствие одной тфилы не препятствует повязыванию другой тфилы.
При помощи чёрного кожаного ремня, продетого через основание (маабарта),
ручную тфилу укрепляют на плече левой руки напротив сердца,
немного повернув к телу, а головную тфилу укрепляют на лбу,
на линии волос, между глаз.
В Торе я нигде не нашел явного указания, что рука должна быть левой.
Везде указано про руку…
Слово «тфилин» отсутствует в Торе. Тора использует слова: «зикарон»
и «тотафот» для головной тфилы, и слово «от» для ручной тфилы.
Слово «тфилин» встречается в иудео-арамейском тексте Талмуда.
Однако в Танахе употребляется слово «тфила».
В Новом Завете:
Иисус Христос, обличая фарисеев, укоряет их также в том,
что они делают свои филактерии больше[20], чем у других,
с целью демонстрации своего мнимого благочестия[21]:
…все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:
расширяют хранилища (тфилин, φυλακτήρια) свои
и увеличивают воскрилия (цицит, κράσπεδα) одежд своих…
Внемли, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — один!
И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим.
И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоём, и повторяй их сыновьям твоим,
и произноси их, сидя в доме твоём, находясь в дороге, ложась и вставая;
и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими,
и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих[3].
( Второзаконие 6:4-9 )
3) Мезуза
Буквально в переводе с иврита слово «мезуза» означает косяк,
однако, в данном контекстепод этим словом понимается
свиток в футляре, устанавливаемый на косяке двери.
И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня,
[послушаетесь], любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим
и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева
и дождь перед жатвой, — и соберёшь ты свой хлеб, и вино своё, и масло олив своих.
И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта.
Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы
с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается
на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить
свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам.
И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам.
Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их
как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им
сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своём,
находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома
твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране,
о которой Господь клялся вашим отцам, [обещав] даровать [её] им так долго,
как долго существуют небеса над землёй[4].
(Втор.11)
События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея
и «памятною повязкою пред глазами» (Исх. 13:16),
т. е. должны быть ясны, живы, можно сказать, осязательны
в такой же степени, в какой обязателен знак на руке, повязка на глазах.
Мыслью о них должно быть проникнуто все сердце еврея (Втор. 6:8 и д.;
Втор. 11:18–19), а потому и самые законы никогда не предадутся забвению.
Сейчас… пока искал и размышлял… пришла ещё один помысел
по-поводу числа 666 и причин по которым дано именно оно
и именно так — просто в виде числа…
Это помимо всего прочего — символ той самой «цифровизации»,
знамение её, знамение перевода всего в цифру.
Вот так просто одним кратким символом святой Иоанн Богослов
донес до наших времен не самый простой для понимания
комплекс явлений «цифровизации для нужд налогового учета»…