далее...
Вопрос 402, того же. Могут ли демоны сообщить кому-либо благое? И чем обнаруживается, что это демонское? И какое различие сего и Божиего блага?
Ответ Варсонофия. Иному может казаться, что он получает благое, а сие бывает от лукавого к обольщению его; всякое же благо, происходящее от диавола, к обольщению человека, будучи с точностью рассмотрено, оказывается призрачным, ибо диавол ложь есть… яко несть истины в нем (Ин. 8, 44), как доказывают последствия оного (мнимого блага). Свет его оканчивается тьмою, по слову апостола, который говорит о вестниках диавольских, преобразующихся в служителей правды: имже кончина будет по делом их (2 Кор. 11, 15); и Спаситель говорит: от плод их познаете их (Мф. 7, 16). Если следуешь разумно и рассудительно, найдешь, что в мнимом, от диавола (происходящем) благе не было и следа блага, но или тщеславие, или смущение, или что-нибудь подобное; а Божие благо всегда умножает просвещение и смирение сердца и доставляет человеку тишину. А когда, по незнанию, пострадаем в чем-нибудь от обольщения лукавого и после познаем в сем искушение, то воззовем себя и прибегнем к Могущему упразднить оное искушение. Надобно же знать, что иным бывает с самого начала удобопонятно такое различие; грешникам же по окончании (искушения), подобно тому как искусный золотых дел мастер, взяв золото (в руку), может и прежде испытания его огнем сказать, каково оно, неискусный же узнает то не прежде, как по испытании его огнем.
Вопрос 403. Когда обнаружится, что мнимое благо происходит от демонов, то изъясни мне, как можно избежать опасности, сопряженной с сим?
Ответ. Доброе мы всегда должны почитать добрым. Если же доброе по испытании окажется злым, то надобно отвергать его. Как кто-нибудь, видя снедь, почитает ее доброю, а вкусив и ощутив горькое, тотчас выплевывает ее изо рта, по причине неприятного от горечи вкуса (как например: грецкий орех, миндаль и т. п. по вкусу своему считаются хорошими (плодами), но если окажется из них горький и (человек) будет есть его, то наполнит желудок свой горечью, и будет сам виноват в том), точно так и здесь. Если человек будет поруган (демонами) и, познав сие, скажет: «Владыко Господи! Я был поруган (врагом), прости меня», то Господь и простит его, ибо Он милостив. Знай же и то, возлюбленный мой, что Бог никому не попускает искуситься более, чем он может понести (см. 1 Кор. 10, 13). Будем же во всем приносить Ему моление, и Он различит истинное наше благо от мнимого. Тому слава во веки, аминь.
Вопрос 404. Когда мне кажется, что какое-либо дело будет по Богу, помысл же сопротивляется мне,
препятствуя исполнить его, как не благое: из чего могу узнать, что оно действительно благо?
Ответ. Когда тебе кажется, что какое-либо дело будет по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему,
то из сего самого познается, действительно ли оно по Богу. Ибо если в то время, когда мы молимся, сердце наше
утверждается в благом, и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда, будет ли оставаться противоположный помысл,
оскорбляющий нас, или нет, познаем, что дело оное по Богу, ибо благому непременно сопротивляется скорбь
от зависти диавольской, но молитвою оно (благое) умножается. Если же кажущееся добро будет внушено диаволом,
а при том будет и сопротивление от него же (происходящее), тогда и самое мнимое благо умаляется, а вместе
и мнимое сопротивление; ибо враг представляет, что он сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того,
чтобы чрез то самое обольстить нас принимать (сей помысл) за добро.
Вопрос 405, того же. Как же это? Когда доброе будет без скорби, разве оно уже и не по Богу?
И когда случится сделать небольшое благотворение, а помысл не встречает скорби, ужели мною
сделано сие безвременно, и сделанное не угодно Богу? Прошу тебя, отец мой, просвети мое сердце.
Ответ. Если кто, сделав доброе дело, видит, что помысл его не встречает скорби, то не должен быть беспечным, как будто и пройдет без скорби; ибо всякое благое дело принадлежит к пути Божию, и неложен Сказавший: тесен и прискорбен путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). Если же и не случится скорби среди доброго делания, но после оного невозможно бывает не поскорбеть человеку. Когда кто с усердием делает доброе, то не ощущает скорби; когда делает его без усердия, тогда ощущает ее. Иногда (человек) и не знает даже того, что скорбь многообразно постигает нас. И если внимательно поищем, непременно найдем ее, или прикрытую тщеславием (ибо и в нем заключается причина скорбей), или каким-либо лицом, препятствующим нам, или тем, что впоследствии снова нуждаемся в употребленном нами на благотворение ближнему, то есть видя, что у нас в руках ничего не осталось, приходим к раскаянию. После сего где найдем помысл без скорби? Итак, (не вникнув в последствия), не следует почитать себя безопасным (от скорби), ибо скорбь хранится для неразумных и в последствиях дел; разумный же всегда ожидает встретить скорбь если не сегодня, то завтра, и не смущается. Уготовихся, говорит Писание, и не смутихся (Пс. 118, 60). И блажен, кто всегда имеет пред глазами своими, что Господня земля и исполнение ея (Пс. 23, 1), и помышляет, что Бог силен, как Ему угодно, устроить с рабами Своими, — такой не жалеет о том, что употребил (на благотворение). Итак, если и встретим скорбь, да будет нам известно, что Бог попускает ее к испытанию нашему; потому что никогда не презирает боящихся Его и особенно творящих (благое) ради имени Его.
Вопрос 362. Владыко мой! Сколько раз надобно помолиться, чтобы помысл получил извещение (удостоверение) о сем.
Ответ Иоанна. Когда не можешь вопросить оного Старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле,
и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — так и поступить;
ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.
Вопрос 363, того же. Как должно молиться в сии три раза, — в разное ли время или тотчас же?
Ибо случается так, что нельзя и отсрочить того дела.
Ответ Иоанна. Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней;
если же случится крайняя надобность, когда бывает трудно, как во время предания Спасителя,
то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (см. Мф. 26, 44),
хотя Он по-видимому и не был услышан; потому что непременно надлежало совершиться оному смотрению
[спасению рода человеческого]; но Своим примером Он научает и нас не опечаливаться, когда молимся
и не бываем услышаны в то же время, ибо Он более нас знает, что нам полезно.
Но во всяком случае не оставим благодарения.
Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать?
И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, — из чего я могу разуметь это?
Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том;
и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя.
Вопрос 471. Великий Старец сказал: «Пока кто ощущает смущение в помыслах, хотя на волос, то это от лукавого». Объясни мне сие.
Ответ. Когда думаешь что-нибудь сделать и видишь смущение в помысле, и после призывания имени Божия
оно все еще будет оставаться, хотя бы на волос, то познай отсюда, что то (дело), которое хочешь сделать,
(внушено) тебе лукавым, и не делай оного. Когда и после того, как подумаешь (сделать что-либо), нападет
на тебя смущение и овладеет помыслом, и тогда не надобно делать того, о чем ты подумал, ибо ничто,
делаемое со смущением, не угодно Богу. А когда кто сопротивляется смущению, то (в таком случае) отнюдь
не надобно считать дело [при котором является смущение] вредным, но рассмотреть его, хорошо ли оно или нет,
и если нехорошо, то оставить, а если хорошо, то сделать его, презирая смущение, помощью Божией.