Среда, 25 Декабря 2024 года (12 Декабря 2024 по ст.ст.)
Седмица 27-я по Пятидесятницѣ.
Рождественскій постъ.
Свят. Спиридона, еп. Тримифунтскаго, чудотворца (†ок.348)
. Преп. Германа Аляскинскаго (†1836)
. Свящмуч. Александра, еп. Іерусалимскаго (†251) .
Муч. Разумника (Синетоса) Римскаго (†ок.270-275)
Преп. Ѳерапонта Монзенскаго (†1597)
Препмуч. Іувеналія Аляскинскаго (†1796).
Муч. Петра Алеута (†1816)
------------------------------
----------
12 (25) декабря святая Православная Церковь празднует память великого святого, почитаемого во всех концах христианского мира — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. В русской Церкви святителя Спиридона почитают наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским чудотворцем.
О, ди́вное чу́до!*
Свѣти́льника пресвѣ́тлаго* дне́сь а́нгелы воспѣва́ютъ,*
спра́зднуемъ же и мы́, бра́тіе,* духо́внѣ торжеству́юще и уми́льно взыва́юще:*
о́тче Спиридо́не преди́вне, святи́телю Христо́въ,*
ме́ртвую, я́коже жи́ву, вопроси́лъ еси́ любве́ ра́ди Бо́жія;*
ороше́нія на главу́ твою́ во вре́мя жа́твы небеса́ иска́паша,*
бу́дущее прозна́меновавше;*
престо́лу Христо́ву предстоя́,* моли́ спасти́ся на́мъ. [Два́жды.]
О, ди́вное чу́до!*
Дне́сь гра́дъ Керки́ра ра́дуется* и Тріе́стъ весели́тся,*
и кра́сная пѣ́нія составля́ютъ,* ви́дяще свѣти́льника своего́,*
и преди́внаго засту́пника своего́ и святи́теля,* рука́ми архіере́йскими носи́ма,*
и уми́льно взыва́ютъ:*
те́плый предста́телю,* изба́ви на́съ отъ находя́щихъ бѣ́дъ и сопоста́тъ на́шихъ.*
Мы́ же дне́сь собра́вшися, уми́льно глаго́лемъ:*
ра́дуйся, Тро́ицы честны́й до́ме,* благово́нный сосу́де, церко́вное утвержде́ніе,*
Арія побѣди́телю и того́ единомы́сленниковъ,*
о́тче Спиридо́не, правосла́вныхъ похвало́,* моли́ спасти́ся душа́мъ на́шимъ.
О, ди́вное чу́до!*
Вели́кій архіере́й и преди́вный предста́тель,* Спиридо́нъ му́дрый,*
на Пе́рвомъ Собо́рѣ Нике́йскомъ* честнѣ́йшій Сѵмво́лъ утверди́въ съ богоно́сными отцы́,
* и Аріевы пле́велы до конца́ исто́ргъ.*
Тѣ́мже, чу́дне, велегла́сно па́мять твою́ почита́емъ,* и мо́щи нетлѣ́нныя твоя́ чти́мъ,*
и́миже источа́еши врачева́ній Боже́ственныя струи́* и ве́лію ми́лость.
-------------------------
Житіе святаго отца нашего Спиридона Тримифунтскаго.
Родиною дивнаго Спиридона былъ островъ Кипръ [1].
Сынъ простыхъ родителей и самъ простодушный, смиренный и добродѣтельный,
онъ съ дѣтства былъ пастыремъ овецъ, а пришедши въ возрастъ, сочетался законнымъ бракомъ и имѣлъ дѣтей. Онъ велъ чистую и богоугодную жизнь, подражая — Давиду въ кротости,
Іакову — въ сердечной простотѣ и Аврааму — въ любви къ странникамъ.
Проживъ немного лѣтъ въ супружествѣ, жена его умерла,
и онъ еще безпрепятственнѣе и усерднѣе сталъ служить Богу добрыми дѣлами,
тратя весь свой достатокъ на принятіе странниковъ и пропитаніе нищихъ;
этимъ онъ, живя въ міру, такъ благоугодилъ Богу, что удостоился отъ Него дара чудотворенія:
онъ исцѣлялъ неизлѣчимыя болѣзни и однимъ словомъ изгонялъ бѣсовъ.
За это Спиридонъ былъ поставленъ епископомъ города Тримифунта
въ царствованіе императора Константина Великаго и сына его Констанція [2].
И на епископской каѳедрѣ онъ продолжалъ творить великія и дивныя чудеса.
Въ царствованіе Константина Великаго, перваго императора-христіанина,
въ 325 году по Р. Хр., въ Никеѣ собрался 1-й Вселенскій соборъ, для низложенія еретика Арія,
нечестиво называвшаго Сына Божія тварью, а не Творцомъ всего,
и для исповѣданія Его Единосущнымъ съ Богомъ Отцемъ.
Арія въ его богохульствѣ поддерживали епископы значительныхъ тогда церквей:
Евсевій Никомидійскій, Марисъ Халкидонскій, Ѳеогній Никейскій и др.
Поборниками же православія были украшенные жизнію и ученіемъ мужи:
великій между святыми Александръ, который въ то время былъ еще пресвитеромъ
и вмѣстѣ замѣстителемъ святаго Митрофана, патріарха Цареградскаго [3],
— находившагося на одрѣ болѣзни и потому не бывшаго на соборѣ, — и славный Аѳанасій [4],
который еще не былъ украшенъ и пресвитерскимъ саномъ
и проходилъ діаконское служеніе въ Церкви александрійской;
эти двое возбуждали въ еретикахъ особое негодованіе и зависть именно тѣмъ,
что многихъ превосходили въ уразумѣніи истинъ вѣры,
не будучи еще почтены епископскою честію;
съ ними вмѣстѣ былъ и святый Спиридонъ, и обитавшая въ немъ благодать
была полезнѣе и сильнѣе въ дѣлѣ увѣщанія еретиковъ,
чѣмъ рѣчи иныхъ, ихъ доказательства и краснорѣчіе.
Съ соизволенія царя, на соборѣ присутствовали и греческіе мудрецы, называвшіеся перипатетиками [5];
мудрѣйшій изъ нихъ выступилъ на помощь Арію и гордился своею особенно искусною рѣчью,
стараясь высмѣять ученіе православныхъ. Блаженный Спиридонъ,
человѣкъ неученый, знавшій только Іисуса Христа, и сего распята (ср. 1 Кор. 2, 2),
просилъ отцовъ позволить ему вступить въ состязаніе съ этимъ мудрецомъ,
но святые отцы, зная, что онъ — человѣкъ простой,
совсѣмъ незнакомый съ греческою мудростію, запрещали ему это.
Однако, святый Спиридонъ, зная какую силу имѣетъ премудрость свыше
и какъ немощна предъ нею мудрость человѣческая, обратился къ мудрецу и сказалъ:
— «Философъ! Во имя Іисуса Христа, выслушай, чтó я тебѣ скажу».
Когда же философъ согласился выслушать его, святый началъ бесѣдовать.
—
«Единъ есть Богъ, — сказалъ онъ, — сотворившій небо и землю
и создавшій изъ земли человѣка и устроившій все прочее, видимое и невидимое,
Словомъ Своимъ и Духомъ; и мы вѣруемъ, что Слово это есть Сынъ Божій и Богъ,
Который, умилосердившись надъ нами заблудшими, родился отъ Дѣвы,
жилъ съ людьми, пострадалъ и умеръ ради нашего спасенія и воскресъ
и съ Собою совоскресилъ весь родъ человѣческій;
мы ожидаемъ, что Онъ-же придетъ судить всѣхъ насъ праведнымъ судомъ
и каждому воздастъ по дѣламъ его;
вѣруемъ, что Онъ одного существа съ Отцемъ, равной съ Нимъ власти и чести...
Такъ исповѣдуемъ мы и не стараемся изслѣдовать эти тайны любопытствующимъ умомъ,
и ты — не осмѣливайся изслѣдовать, какъ все это можетъ быть,
ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышаютъ всякое человѣческое знаніе».
Затѣмъ, немного помолчавъ, святый спросилъ:
— «Не такъ-ли и тебѣ все это представляется философъ?»
Но философъ молчалъ, какъ-будто ему никогда не приходилось состязаться.
Онъ не могъ ничего сказать противъ словъ святаго, въ которыхъ видна была какая-то Божественная сила,
во исполненіе сказаннаго въ Священномъ Писаніи: не въ словеси Царство Божіе, но въ силѣ (1 Кор. 4, 20).
Наконецъ, онъ сказалъ:
— «И я думаю, что все дѣйствительно такъ, какъ говоришь ты».
Тогда старецъ сказалъ:
— «Итакъ, иди и прими сторону святой вѣры».
Философъ, обратившись къ своимъ друзьямъ и ученикамъ, заявилъ:
— «Слушайте!
Пока состязаніе со мною велось посредствомъ доказательствъ,
я выставлялъ противъ однихъ доказательствъ другія и своимъ искусствомъ спорить отражалъ все,
чтó мнѣ представляли.
Но когда вмѣсто доказательствъ отъ разума,
изъ устъ этого старца начала исходить какая-то особая сила,
доказательства безсильны противъ нея, такъ какъ человѣкъ не можетъ противиться Богу.
Если кто-нибудь изъ васъ можетъ мыслить такъ-же, какъ я,
то да увѣруетъ во Христа и вмѣстѣ со мною да послѣдуетъ за симъ старцемъ, устами котораго говорилъ Самъ Богъ».
И философъ, принявъ православную христіанскую вѣру,
радовался, что былъ побѣжденъ въ состязаніи святымъ на свою-же собственную пользу.
Радовались и всѣ православные, а еретики потерпѣли великое посрамленіе.
По окончаніи собора, послѣ осужденія и отлученія Арія, всѣ бывшіе на соборѣ,
а равно и святый Спиридонъ, разошлись по домамъ.
Въ это время умерла дочь его Ирина;
время своей цвѣтущей юности она въ чистомъ дѣвствѣ провела такъ,
что удостоилась Царства Небеснаго.
Между тѣмъ къ святому пришла одна женщина и, съ плачемъ, разсказала,
что она отдала его дочери Иринѣ нѣкоторыя золотыя украшенія для сохраненія,
а такъ какъ та въ скоромъ времени умерла, то отданное пропало безъ вѣсти.
Спиридонъ искалъ по всему дому, не спрятаны-ли гдѣ украшенія, но не нашелъ ихъ.
Тронутый слезами женщины, святый Спиридонъ вмѣстѣ съ своими домашними
подошелъ къ гробу дочери своей и, обращаясь къ ней, какъ къ живой, воскликнулъ:
— «Дочь моя Ирина! Гдѣ находятся украшенія, ввѣренныя тебѣ на храненіе?»
Ирина, какъ-бы пробудившись отъ крѣпкаго сна, отвѣчала:
— «Господинъ мой! Я спрятала ихъ въ этомъ мѣстѣ дома».
И она указала мѣсто.
Тогда святый сказалъ ей:
— «Теперь спи, дочь моя, пока не пробудитъ тебя Господь всѣхъ во время всеобщаго воскресенія».
На всѣхъ присутствовавшихъ, при видѣ такого дивнаго чуда, напалъ страхъ.
А святый нашелъ въ указанномъ умершею мѣстѣ спрятанное и отдалъ той женщинѣ.
На островѣ Кипрѣ было одно селеніе, называвшееся Ериѳра.
Пришедши туда по одному дѣлу, святый Спиридонъ вошелъ въ церковь
и велѣлъ одному изъ бывшихъ тамъ, діакону, сотворить краткую молитву:
святый утомился отъ долгаго пути тѣмъ болѣе, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары.
Но діаконъ началъ медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивалъ молитву,
какъ-бы съ нѣкоею гордостію произносилъ возгласы и пѣлъ, и явно похвалялся своимъ голосомъ.
Гнѣвно посмотрѣлъ на него святый, хотя и добръ былъ отъ природы и, порицая его, сказалъ:
«замолчи!» —
И тотчасъ же діаконъ онѣмѣлъ: онъ лишился не только голоса, но и самаго дара слова,
и стоялъ, какъ совершенно неимѣющій языка. На всѣхъ присутствовавшихъ напалъ страхъ.
Вѣсть о случившемся быстро разнеслась по всему селенію,
и всѣ жители сбѣжались посмотрѣть на чудо и пришли въ ужасъ.
Діаконъ упалъ къ ногамъ святаго, знаками умоляя разрѣшить ему языкъ,
а вмѣстѣ съ тѣмъ умоляли о томъ-же епископа друзья и родственники діакона.
Но не сразу святый снизшелъ на просьбу, ибо суровъ былъ онъ съ гордыми и тщеславными,
и, наконецъ, простилъ провинившагося, разрѣшилъ ему языкъ и возвратилъ даръ слова;
при этомъ онъ, однако-же, запечатлѣлъ на немъ слѣдъ наказанія, не возвративъ его языку полной ясности,
и на всю жизнь оставилъ его слабоголосымъ, козноязычнымъ и заикающимся,
чтобы онъ не гордился своимъ голосомъ и не хвалился отчетливостію рѣчи.
Однажды святый Спиридонъ вошелъ въ своемъ городѣ въ церковь къ вечернѣ.
Случилось такъ, что въ церкви не было никого, кромѣ церковнослужителей.
Но, несмотря на то, онъ велѣлъ возжечь множество свѣчей и лампадъ
и самъ сталъ предъ алтаремъ въ духовномъ умиленіи.
И когда онъ въ положенное время возгласилъ: «міръ всѣмъ» —
и не было народа, который-бы на возглашаемое святителемъ благожеланіе мира далъ обычный отвѣтъ,
внезапно послышалось сверху великое множество голосовъ, возглашающихъ:
«и духови твоему».
Хоръ этотъ былъ великъ и строенъ и сладкогласнѣе всякаго пѣнія человѣческаго.
Діаконъ, произносившій ектенію, пришелъ въ ужасъ,
слыша послѣ каждой ектеніи какое-то дивное пѣніе сверху: «Господи помилуй».
Пѣніе это было услышано даже находившимися далеко отъ церкви,
изъ коихъ многіе поспѣшно пошли на него, и, по мѣрѣ того, какъ они приближались къ церкви,
чудесное пѣніе все болѣе и болѣе наполняло ихъ слухъ и услаждало сердца.
Но когда они вошли въ церковь, то не увидали никого,
кромѣ святителя съ немногими церковными служителями и не слыхали уже болѣе небеснаго пѣнія,
отъ чего пришли въ великое изумленіе.
Въ другое время, когда святый также стоялъ въ церкви на вечернемъ пѣніи,
въ лампадѣ не хватило елея и огонь сталъ уже гаснуть.
Святый скорбѣлъ объ этомъ, боясь, что, когда погаснетъ лампада, прервется и церковное пѣніе,
и не будетъ, такимъ образомъ, выполнено обычное церковное правило.
Но Богъ, исполняющій желанія боящихся Его, повелѣлъ лампадѣ переполниться елеемъ чрезъ края,
какъ нѣкогда сосуду вдовицы во дни пророка Елиссея (4 Цар. 4, 2-6).
Служители церковные принесли сосуды, подставили ихъ подъ лампаду и наполнили ихъ чудесно елеемъ.
— Этотъ вещественный елей явно служилъ указаніемъ на преизобильную благодать Божію, \
коей былъ преисполненъ святый Спиридонъ и напояемо было имъ его словесное стадо.
На о. Кипрѣ есть городъ Кирина.
Однажды сюда прибылъ изъ Тримифунта святый Спиридонъ
по своимъ дѣламъ вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ, Трифилліемъ,
который былъ тогда уже епископомъ Левкусійскимъ, на о. Кипрѣ.
Когда они переходили черезъ гору Пентадактилъ и находились на мѣстѣ, называемомъ Паримна
(отличающемся красотою и богатою растительностію),
то Трифиллій прельстился этимъ мѣстомъ и пожелалъ и самъ, для своей церкви,
пріобрѣсти какое-либо помѣстье въ этой мѣстности.
Долго онъ размышлялъ объ этомъ про себя;
но мысли его не утаились отъ прозорливыхъ духовныхъ очей великаго отца, который сказалъ ему:
—
«Зачѣмъ, Трифиллій, ты постоянно думаешь о суетномъ и желаешь помѣстьевъ и садовъ,
которые на самомъ дѣлѣ не имѣютъ никакой цѣны и только кажутся чѣмъ-то существеннымъ,
и своей призрачною цѣнностію возбуждаютъ въ сердцахъ людей желаніе обладать ими?
Наше сокровище неотъемлемое — на небесахъ (1 Петр. 1, 4),
у насъ есть храмина нерукотворенная (2 Кор. 5, 4),
— къ нимъ стремись и ими заранѣе (чрезъ богомысліе) наслаждайся:
они не могутъ переходить изъ одного состоянія въ другое,
и кто однажды сдѣлается обладателемъ ихъ, тотъ получаетъ наслѣдіе, котораго уже никогда не лишится.
Эти слова принесли Трифиллію великую пользу,
и впослѣдствіи онъ своею истинно-христіанскою жизнію достигъ того,
что сдѣлался избраннымъ сосудомъ Христовымъ, подобно Апостолу Павлу,
и сподобился безчисленныхъ дарованій отъ Бога.
Такъ святый Спиридонъ, самъ будучи добродѣтельнымъ,
направлялъ къ добродѣтели и другихъ, и тѣмъ, кто слѣдовалъ его увѣщаніямъ и наставленіямъ,
они служили на пользу, а отвергавшихъ ихъ постигалъ худой конецъ,
Разсказываютъ также о смиреніи блаженнаго Спиридона,
— какъ онъ, будучи святителемъ и великимъ чудотворцемъ,
не гнушался пасти овецъ безсловесныхъ и самъ ходилъ за ними.
Однажды воры ночью проникли въ загонъ, похитили нѣсколько овецъ и хотѣли уйти.
Но Богъ, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крѣпко связалъ воровъ,
такъ что они не могли выйти изъ ограды, гдѣ и оставались въ такомъ положеніи, противъ воли, до утра.
На разсвѣтѣ святый пришелъ къ овцамъ и, увидѣвъ воровъ, связанныхъ силою Божіею по рукамъ и по ногамъ,
своею молитвою развязалъ ихъ и далъ имъ наставленіе о томъ, чтобы не желали чужаго,
а питались трудомъ рукъ своихъ; потомъ онъ далъ имъ одного барана,
чтобы, какъ онъ самъ сказалъ, «не пропалъ даромъ ихъ трудъ и безсонная ночь», и отпустилъ ихъ съ миромъ.
Въ Александріи созванъ былъ однажды соборъ епископовъ:
патріархъ александрійскій созвалъ всѣхъ подчиненныхъ ему епископовъ
и хотѣлъ общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить всѣ языческіе идолы,
которыхъ тамъ было еще очень много.
И вотъ, въ то время, когда приносились Богу многочисленныя усердныя молитвы,
— какъ соборныя, такъ и частныя, — всѣ идолы и въ городѣ и въ окрестностяхъ пали,
только одинъ особо чтимый язычниками идолъ остался цѣлъ на своемъ мѣстѣ.
Послѣ того какъ патріархъ долго и усердно молился о сокрушеніи этого идола,
однажды ночью, когда онъ стоялъ на молитвѣ, явилось ему нѣкоторое Божественное видѣніе
и повелѣно было не скорбѣть о томъ, что идолъ не сокрушается,
и скорѣе послать въ Кипръ и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтскаго,
ибо для того и оставленъ былъ идолъ, чтобы быть сокрушеннымъ молитвою сего святаго.
Патріархъ тотчасъ-же написалъ посланіе къ святому Спиридону,
въ которомъ призывалъ его въ Александрію и говорилъ о своемъ видѣніи,
и немедленно направилъ это посланіе въ Кипръ.
Получивъ посланіе, святый Спиридонъ сѣлъ на корабль и отплылъ въ Александрію.
Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполемъ, и святый сходилъ на землю,
— въ ту-же минуту идолъ въ Александріи съ его многочисленными жертвенниками рушился,
почему въ Александріи и узнали о прибытіи святаго Спиридона. Ибо, когда патріарху донесли,
что идолъ палъ, патріархъ сказалъ остальнымъ епископамъ:
— «Друзья! Спиридонъ Тримифунтскій приближается».
И всѣ, приготовившись, вышли на встрѣчу святому и, съ честію принявъ его,
радовались о прибытіи къ нимъ такого великаго чудотворца и свѣтильника міра.
Церковные историки Никифоръ [10] и Созоменъ [11] пишутъ,
что святый Спиридонъ чрезвычайно заботился о строгомъ соблюденіи церковнаго чина
и сохраненіи во всей неприкосновенности до послѣдняго слова книгъ Священнаго Писанія.
Однажды произошло слѣдующее.
На о. Кипрѣ было собраніе епископовъ всего острова по дѣламъ церковнымъ.
Среди епископовъ находились святый Спиридонъ и упоминавшійся выше Трифиллій,
— человѣкъ, искусившійся въ книжной премудрости,
такъ какъ въ молодости своей онъ много лѣтъ провелъ въ Беритѣ [12], изучая писаніе и науки.
Собравшіеся отцы просили его произнести въ церкви поученіе народу.
Когда онъ поучалъ, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанныя Имъ разслабленному:
востани и возми одръ твой (Марк. 2, 12).
Трифиллій слово «одръ» замѣнилъ словолъ «ложе» и сказалъ:
востани и возми ложе свое.
Услышавъ это, святый Спиридонъ всталъ съ мѣста и, не вынося измѣненія словъ Христовыхъ, сказалъ Трифиллію:
— «Неужели ты лучше сказавшаго «одръ», что стыдишься употребленнаго Имъ слова?»
Сказавъ это, онъ при всѣхъ вышелъ изъ церкви.
Итакъ поступилъ онъ не по злобѣ и не потому, что самъ былъ совсѣмъ неученымъ:
пристыдивъ слегка Трифиллія, кичившагося своимъ краснорѣчіемъ, онъ научилъ его смиренію и кротости.
Къ тому-же святый Спиридонъ пользовался (среди епископовъ) великою честію,
какъ самый старшій лѣтами, славный жизнію, первый по епископству и великій чудотворецъ,
а потому, изъ уваженія къ лицу, всякій могъ уважать и его слова.
На преподобномъ Спиридонѣ почивала столь великая благодать и милость Божія,
что во время жатвы въ самую жаркую пору дня его святая глава
оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше.
Это было въ послѣдній годъ его жизни.
Вмѣстѣ съ жнецами онъ вышелъ на жнитво (ибо былъ смирененъ и работалъ самъ, не гордясь высотою своего сана),
и вотъ, когда онъ жалъ свою ниву, внезапно, въ самый жаръ, оросилась глава его,
какъ это было нѣкогда съ руномъ Гедеоновымъ (Суд. 6, 38), и всѣ, бывшіе съ нимъ на полѣ, видѣли это и дивились.
Потомъ волосы на главѣ у него вдругъ измѣнились:
одни сдѣлались желтыми, другіе — черными, иные — бѣлыми, и только Самъ Богъ зналъ,
для чего это было и чтó предзнаменовало.
Святый осязалъ голову рукою и сказалъ бывшимъ при немъ,
что приблизилось время разлученія души его съ тѣломъ,
и сталъ поучать всѣхъ добрымъ даламъ, и особенно — любви къ Богу и ближнему.
По прошествіи нѣсколькихъ дней святый Спиридонъ во время молитвы
предалъ свою святую и праведную душу Господу [13],
Которому въ праведности и святости служилъ всю свою жизнь,
и былъ съ честію погребенъ въ церкви Святыхъ Апостоловъ въ Тримифунтѣ [14].
Тамъ и установлено было совершать ежегодно память его,
и при гробѣ его совершаются многочисленныя чудеса во славу дивнаго Бога, прославляемаго во святыхъ Его,
Отца и Сына и Святаго Духа, Которому
и отъ насъ да будетъ слава, благодареніе, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 330-350
Отредактировано Ярослава (2024-12-25 15:32:49)