Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ


Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ

Сообщений 1651 страница 1662 из 1662

1651

Среда, 25 Декабря 2024 года (12 Декабря 2024 по ст.ст.)
Седмица 27-я по Пятидесятницѣ.
Рождественскій постъ.
Свят. Спиридона, еп. Тримифунтскаго, чудотворца (†ок.348)
. Преп. Германа Аляскинскаго (†1836)
. Свящмуч. Александра, еп. Іерусалимскаго (†251) .
Муч. Разумника (Синетоса) Римскаго (†ок.270-275) 
Преп. Ѳерапонта Монзенскаго (†1597)
Препмуч. Іувеналія Аляскинскаго (†1796).
Муч. Петра Алеута (†1816)

------------------------------
----------
12 (25) декабря святая Православная Церковь празднует память великого святого, почитаемого во всех концах христианского мира — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. В русской Церкви святителя Спиридона почитают наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским чудотворцем.

О, ди́вное чу́до!*
Свѣти́льника пресвѣ́тлаго* дне́сь а́нгелы воспѣва́ютъ,*
спра́зднуемъ же и мы́, бра́тіе,* духо́внѣ торжеству́юще и уми́льно взыва́юще:*
о́тче Спиридо́не преди́вне, святи́телю Христо́въ,*
ме́ртвую, я́коже жи́ву, вопроси́лъ еси́ любве́ ра́ди Бо́жія;*
ороше́нія на главу́ твою́ во вре́мя жа́твы небеса́ иска́паша,*
бу́дущее прозна́меновавше;*
престо́лу Христо́ву предстоя́,* моли́ спасти́ся на́мъ. [Два́жды.]

О, ди́вное чу́до!*
Дне́сь гра́дъ Керки́ра ра́дуется* и Тріе́стъ весели́тся,*
и кра́сная пѣ́нія составля́ютъ,* ви́дяще свѣти́льника своего́,*
и преди́внаго засту́пника своего́ и святи́теля,* рука́ми архіере́йскими носи́ма,*
и уми́льно взыва́ютъ:*
те́плый предста́телю,* изба́ви на́съ отъ находя́щихъ бѣ́дъ и сопоста́тъ на́шихъ.*
Мы́ же дне́сь собра́вшися, уми́льно глаго́лемъ:*
ра́дуйся, Тро́ицы честны́й до́ме,* благово́нный сосу́де, церко́вное утвержде́ніе,*
Арія побѣди́телю и того́ единомы́сленниковъ,*
о́тче Спиридо́не, правосла́вныхъ похвало́,* моли́ спасти́ся душа́мъ на́шимъ.

О, ди́вное чу́до!*
Вели́кій архіере́й и преди́вный предста́тель,* Спиридо́нъ му́дрый,*
на Пе́рвомъ Собо́рѣ Нике́йскомъ* честнѣ́йшій Сѵмво́лъ утверди́въ съ богоно́сными отцы́,
* и Аріевы пле́велы до конца́ исто́ргъ.*
Тѣ́мже, чу́дне, велегла́сно па́мять твою́ почита́емъ,* и мо́щи нетлѣ́нныя твоя́ чти́мъ,*
и́миже источа́еши врачева́ній Боже́ственныя струи́* и ве́лію ми́лость.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/394/t393242.jpg

-------------------------

Житіе святаго отца нашего Спиридона Тримифунтскаго.
Родиною дивнаго Спиридона былъ островъ Кипръ [1].
Сынъ простыхъ родителей и самъ простодушный, смиренный и добродѣтельный,
онъ съ дѣтства былъ пастыремъ овецъ, а пришедши въ возрастъ, сочетался законнымъ бракомъ и имѣлъ дѣтей. Онъ велъ чистую и богоугодную жизнь, подражая — Давиду въ кротости,
Іакову — въ сердечной простотѣ и Аврааму — въ любви къ странникамъ.
Проживъ немного лѣтъ въ супружествѣ, жена его умерла,
и онъ еще безпрепятственнѣе и усерднѣе сталъ служить Богу добрыми дѣлами,
тратя весь свой достатокъ на принятіе странниковъ и пропитаніе нищихъ;
этимъ онъ, живя въ міру, такъ благоугодилъ Богу, что удостоился отъ Него дара чудотворенія:
онъ исцѣлялъ неизлѣчимыя болѣзни и однимъ словомъ изгонялъ бѣсовъ.
За это Спиридонъ былъ поставленъ епископомъ города Тримифунта
въ царствованіе императора Константина Великаго и сына его Констанція [2].
И на епископской каѳедрѣ онъ продолжалъ творить великія и дивныя чудеса.

Въ царствованіе Константина Великаго, перваго императора-христіанина,
въ 325 году по Р. Хр., въ Никеѣ собрался 1-й Вселенскій соборъ, для низложенія еретика Арія,
нечестиво называвшаго Сына Божія тварью, а не Творцомъ всего,
и для исповѣданія Его Единосущнымъ съ Богомъ Отцемъ.
Арія въ его богохульствѣ поддерживали епископы значительныхъ тогда церквей:
Евсевій Никомидійскій, Марисъ Халкидонскій, Ѳеогній Никейскій и др.
Поборниками же православія были украшенные жизнію и ученіемъ мужи:
великій между святыми Александръ, который въ то время былъ еще пресвитеромъ
и вмѣстѣ замѣстителемъ святаго Митрофана, патріарха Цареградскаго [3],
— находившагося на одрѣ болѣзни и потому не бывшаго на соборѣ, — и славный Аѳанасій [4],
который еще не былъ украшенъ и пресвитерскимъ саномъ
и проходилъ діаконское служеніе въ Церкви александрійской;
эти двое возбуждали въ еретикахъ особое негодованіе и зависть именно тѣмъ,
что многихъ превосходили въ уразумѣніи истинъ вѣры,
не будучи еще почтены епископскою честію;
съ ними вмѣстѣ былъ и святый Спиридонъ, и обитавшая въ немъ благодать
была полезнѣе и сильнѣе въ дѣлѣ увѣщанія еретиковъ,
чѣмъ рѣчи иныхъ, ихъ доказательства и краснорѣчіе.
Съ соизволенія царя, на соборѣ присутствовали и греческіе мудрецы, называвшіеся перипатетиками [5];
мудрѣйшій изъ нихъ выступилъ на помощь Арію и гордился своею особенно искусною рѣчью,
стараясь высмѣять ученіе православныхъ. Блаженный Спиридонъ,
человѣкъ неученый, знавшій только Іисуса Христа, и сего распята (ср. 1 Кор. 2, 2),
просилъ отцовъ позволить ему вступить въ состязаніе съ этимъ мудрецомъ,
но святые отцы, зная, что онъ — человѣкъ простой,
совсѣмъ незнакомый съ греческою мудростію, запрещали ему это.

Однако, святый Спиридонъ, зная какую силу имѣетъ премудрость свыше
и какъ немощна предъ нею мудрость человѣческая, обратился къ мудрецу и сказалъ:

— «Философъ! Во имя Іисуса Христа, выслушай, чтó я тебѣ скажу».

Когда же философъ согласился выслушать его, святый началъ бесѣдовать.

«Единъ есть Богъ, — сказалъ онъ, — сотворившій небо и землю
и создавшій изъ земли человѣка и устроившій все прочее, видимое и невидимое,
Словомъ Своимъ и Духомъ; и мы вѣруемъ, что Слово это есть Сынъ Божій и Богъ,
Который, умилосердившись надъ нами заблудшими, родился отъ Дѣвы,
жилъ съ людьми, пострадалъ и умеръ ради нашего спасенія и воскресъ
и съ Собою совоскресилъ весь родъ человѣческій;
мы ожидаемъ, что Онъ-же придетъ судить всѣхъ насъ праведнымъ судомъ
и каждому воздастъ по дѣламъ его;
вѣруемъ, что Онъ одного существа съ Отцемъ, равной съ Нимъ власти и чести...
Такъ исповѣдуемъ мы и не стараемся изслѣдовать эти тайны любопытствующимъ умомъ,
и ты — не осмѣливайся изслѣдовать, какъ все это можетъ быть,
ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышаютъ всякое человѣческое знаніе».

Затѣмъ, немного помолчавъ, святый спросилъ:

— «Не такъ-ли и тебѣ все это представляется философъ?»

Но философъ молчалъ, какъ-будто ему никогда не приходилось состязаться.
Онъ не могъ ничего сказать противъ словъ святаго, въ которыхъ видна была какая-то Божественная сила,
во исполненіе сказаннаго въ Священномъ Писаніи: не въ словеси Царство Божіе, но въ силѣ (1 Кор. 4, 20).

Наконецъ, онъ сказалъ:

— «И я думаю, что все дѣйствительно такъ, какъ говоришь ты».

Тогда старецъ сказалъ:

— «Итакъ, иди и прими сторону святой вѣры».

Философъ, обратившись къ своимъ друзьямъ и ученикамъ, заявилъ:

— «Слушайте!
Пока состязаніе со мною велось посредствомъ доказательствъ,
я выставлялъ противъ однихъ доказательствъ другія и своимъ искусствомъ спорить отражалъ все,
чтó мнѣ представляли.
Но когда вмѣсто доказательствъ отъ разума,
изъ устъ этого старца начала исходить какая-то особая сила,
доказательства безсильны противъ нея, такъ какъ человѣкъ не можетъ противиться Богу.
Если кто-нибудь изъ васъ можетъ мыслить такъ-же, какъ я,
то да увѣруетъ во Христа и вмѣстѣ со мною да послѣдуетъ за симъ старцемъ, устами котораго говорилъ Самъ Богъ».

И философъ, принявъ православную христіанскую вѣру,
радовался, что былъ побѣжденъ въ состязаніи святымъ на свою-же собственную пользу.
Радовались и всѣ православные, а еретики потерпѣли великое посрамленіе.

По окончаніи собора, послѣ осужденія и отлученія Арія, всѣ бывшіе на соборѣ,
а равно и святый Спиридонъ, разошлись по домамъ.
Въ это время умерла дочь его Ирина;
время своей цвѣтущей юности она въ чистомъ дѣвствѣ провела такъ,
что удостоилась Царства Небеснаго.
Между тѣмъ къ святому пришла одна женщина и, съ плачемъ, разсказала,
что она отдала его дочери Иринѣ нѣкоторыя золотыя украшенія для сохраненія,
а такъ какъ та въ скоромъ времени умерла, то отданное пропало безъ вѣсти.
Спиридонъ искалъ по всему дому, не спрятаны-ли гдѣ украшенія, но не нашелъ ихъ.
Тронутый слезами женщины, святый Спиридонъ вмѣстѣ съ своими домашними
подошелъ къ гробу дочери своей и, обращаясь къ ней, какъ къ живой, воскликнулъ:

— «Дочь моя Ирина! Гдѣ находятся украшенія, ввѣренныя тебѣ на храненіе?»

Ирина, какъ-бы пробудившись отъ крѣпкаго сна, отвѣчала:

— «Господинъ мой! Я спрятала ихъ въ этомъ мѣстѣ дома».

И она указала мѣсто.

Тогда святый сказалъ ей:

— «Теперь спи, дочь моя, пока не пробудитъ тебя Господь всѣхъ во время всеобщаго воскресенія».

На всѣхъ присутствовавшихъ, при видѣ такого дивнаго чуда, напалъ страхъ.
А святый нашелъ въ указанномъ умершею мѣстѣ спрятанное и отдалъ той женщинѣ.

На островѣ Кипрѣ было одно селеніе, называвшееся Ериѳра.
Пришедши туда по одному дѣлу, святый Спиридонъ вошелъ въ церковь
и велѣлъ одному изъ бывшихъ тамъ, діакону, сотворить краткую молитву:
святый утомился отъ долгаго пути тѣмъ болѣе, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары.
Но діаконъ началъ медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивалъ молитву,
какъ-бы съ нѣкоею гордостію произносилъ возгласы и пѣлъ, и явно похвалялся своимъ голосомъ.
Гнѣвно посмотрѣлъ на него святый, хотя и добръ былъ отъ природы и, порицая его, сказалъ:
«замолчи!» —
И тотчасъ же діаконъ онѣмѣлъ: онъ лишился не только голоса, но и самаго дара слова,
и стоялъ, какъ совершенно неимѣющій языка. На всѣхъ присутствовавшихъ напалъ страхъ.
Вѣсть о случившемся быстро разнеслась по всему селенію,
и всѣ жители сбѣжались посмотрѣть на чудо и пришли въ ужасъ.
Діаконъ упалъ къ ногамъ святаго, знаками умоляя разрѣшить ему языкъ,
а вмѣстѣ съ тѣмъ умоляли о томъ-же епископа друзья и родственники діакона.
Но не сразу святый снизшелъ на просьбу, ибо суровъ былъ онъ съ гордыми и тщеславными,
и, наконецъ, простилъ провинившагося, разрѣшилъ ему языкъ и возвратилъ даръ слова;
при этомъ онъ, однако-же, запечатлѣлъ на немъ слѣдъ наказанія, не возвративъ его языку полной ясности,
и на всю жизнь оставилъ его слабоголосымъ, козноязычнымъ и заикающимся,
чтобы онъ не гордился своимъ голосомъ и не хвалился отчетливостію рѣчи.

Однажды святый Спиридонъ вошелъ въ своемъ городѣ въ церковь къ вечернѣ.
Случилось такъ, что въ церкви не было никого, кромѣ церковнослужителей.
Но, несмотря на то, онъ велѣлъ возжечь множество свѣчей и лампадъ
и самъ сталъ предъ алтаремъ въ духовномъ умиленіи.
И когда онъ въ положенное время возгласилъ: «міръ всѣмъ» —
и не было народа, который-бы на возглашаемое святителемъ благожеланіе мира далъ обычный отвѣтъ,
внезапно послышалось сверху великое множество голосовъ, возглашающихъ:
«и духови твоему».
Хоръ этотъ былъ великъ и строенъ и сладкогласнѣе всякаго пѣнія человѣческаго.
Діаконъ, произносившій ектенію, пришелъ въ ужасъ,
слыша послѣ каждой ектеніи какое-то дивное пѣніе сверху: «Господи помилуй».
Пѣніе это было услышано даже находившимися далеко отъ церкви,
изъ коихъ многіе поспѣшно пошли на него, и, по мѣрѣ того, какъ они приближались къ церкви,
чудесное пѣніе все болѣе и болѣе наполняло ихъ слухъ и услаждало сердца.
Но когда они вошли въ церковь, то не увидали никого,
кромѣ святителя съ немногими церковными служителями и не слыхали уже болѣе небеснаго пѣнія,
отъ чего пришли въ великое изумленіе.

Въ другое время, когда святый также стоялъ въ церкви на вечернемъ пѣніи,
въ лампадѣ не хватило елея и огонь сталъ уже гаснуть.
Святый скорбѣлъ объ этомъ, боясь, что, когда погаснетъ лампада, прервется и церковное пѣніе,
и не будетъ, такимъ образомъ, выполнено обычное церковное правило.
Но Богъ, исполняющій желанія боящихся Его, повелѣлъ лампадѣ переполниться елеемъ чрезъ края,
какъ нѣкогда сосуду вдовицы во дни пророка Елиссея (4 Цар. 4, 2-6).
Служители церковные принесли сосуды, подставили ихъ подъ лампаду и наполнили ихъ чудесно елеемъ.
— Этотъ вещественный елей явно служилъ указаніемъ на преизобильную благодать Божію, \
коей былъ преисполненъ святый Спиридонъ и напояемо было имъ его словесное стадо.

На о. Кипрѣ есть городъ Кирина.
Однажды сюда прибылъ изъ Тримифунта святый Спиридонъ
по своимъ дѣламъ вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ, Трифилліемъ,
который былъ тогда уже епископомъ Левкусійскимъ, на о. Кипрѣ.
Когда они переходили черезъ гору Пентадактилъ и находились на мѣстѣ, называемомъ Паримна
(отличающемся красотою и богатою растительностію),
то Трифиллій прельстился этимъ мѣстомъ и пожелалъ и самъ, для своей церкви,
пріобрѣсти какое-либо помѣстье въ этой мѣстности.
Долго онъ размышлялъ объ этомъ про себя;
но мысли его не утаились отъ прозорливыхъ духовныхъ очей великаго отца, который сказалъ ему:

«Зачѣмъ, Трифиллій, ты постоянно думаешь о суетномъ и желаешь помѣстьевъ и садовъ,
которые на самомъ дѣлѣ не имѣютъ никакой цѣны и только кажутся чѣмъ-то существеннымъ,
и своей призрачною цѣнностію возбуждаютъ въ сердцахъ людей желаніе обладать ими?
Наше сокровище неотъемлемое — на небесахъ (1 Петр. 1, 4),
у насъ есть храмина нерукотворенная (2 Кор. 5, 4),
— къ нимъ стремись и ими заранѣе (чрезъ богомысліе) наслаждайся:
они не могутъ переходить изъ одного состоянія въ другое,
и кто однажды сдѣлается обладателемъ ихъ, тотъ получаетъ наслѣдіе, котораго уже никогда не лишится.

Эти слова принесли Трифиллію великую пользу,
и впослѣдствіи онъ своею истинно-христіанскою жизнію достигъ того,
что сдѣлался избраннымъ сосудомъ Христовымъ, подобно Апостолу Павлу,
и сподобился безчисленныхъ дарованій отъ Бога.

Такъ святый Спиридонъ, самъ будучи добродѣтельнымъ,
направлялъ къ добродѣтели и другихъ, и тѣмъ, кто слѣдовалъ его увѣщаніямъ и наставленіямъ,
они служили на пользу, а отвергавшихъ ихъ постигалъ худой конецъ,

Разсказываютъ также о смиреніи блаженнаго Спиридона,
— какъ онъ, будучи святителемъ и великимъ чудотворцемъ,
не гнушался пасти овецъ безсловесныхъ и самъ ходилъ за ними.
Однажды воры ночью проникли въ загонъ, похитили нѣсколько овецъ и хотѣли уйти.
Но Богъ, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крѣпко связалъ воровъ,
такъ что они не могли выйти изъ ограды, гдѣ и оставались въ такомъ положеніи, противъ воли, до утра.
На разсвѣтѣ святый пришелъ къ овцамъ и, увидѣвъ воровъ, связанныхъ силою Божіею по рукамъ и по ногамъ,
своею молитвою развязалъ ихъ и далъ имъ наставленіе о томъ, чтобы не желали чужаго,
а питались трудомъ рукъ своихъ; потомъ онъ далъ имъ одного барана,
чтобы, какъ онъ самъ сказалъ, «не пропалъ даромъ ихъ трудъ и безсонная ночь», и отпустилъ ихъ съ миромъ.

Въ Александріи созванъ былъ однажды соборъ епископовъ:
патріархъ александрійскій созвалъ всѣхъ подчиненныхъ ему епископовъ
и хотѣлъ общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить всѣ языческіе идолы,
которыхъ тамъ было еще очень много.
И вотъ, въ то время, когда приносились Богу многочисленныя усердныя молитвы,
— какъ соборныя, такъ и частныя, — всѣ идолы и въ городѣ и въ окрестностяхъ пали,
только одинъ особо чтимый язычниками идолъ остался цѣлъ на своемъ мѣстѣ.
Послѣ того какъ патріархъ долго и усердно молился о сокрушеніи этого идола,
однажды ночью, когда онъ стоялъ на молитвѣ, явилось ему нѣкоторое Божественное видѣніе
и повелѣно было не скорбѣть о томъ, что идолъ не сокрушается,
и скорѣе послать въ Кипръ и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтскаго,
ибо для того и оставленъ былъ идолъ, чтобы быть сокрушеннымъ молитвою сего святаго.

Патріархъ тотчасъ-же написалъ посланіе къ святому Спиридону,
въ которомъ призывалъ его въ Александрію и говорилъ о своемъ видѣніи,
и немедленно направилъ это посланіе въ Кипръ.
Получивъ посланіе, святый Спиридонъ сѣлъ на корабль и отплылъ въ Александрію.
Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполемъ, и святый сходилъ на землю,
— въ ту-же минуту идолъ въ Александріи съ его многочисленными жертвенниками рушился,
почему въ Александріи и узнали о прибытіи святаго Спиридона. Ибо, когда патріарху донесли,
что идолъ палъ, патріархъ сказалъ остальнымъ епископамъ:

— «Друзья! Спиридонъ Тримифунтскій приближается».

И всѣ, приготовившись, вышли на встрѣчу святому и, съ честію принявъ его,
радовались о прибытіи къ нимъ такого великаго чудотворца и свѣтильника міра.

Церковные историки Никифоръ [10] и Созоменъ [11] пишутъ,
что святый Спиридонъ чрезвычайно заботился о строгомъ соблюденіи церковнаго чина
и сохраненіи во всей неприкосновенности до послѣдняго слова книгъ Священнаго Писанія.
Однажды произошло слѣдующее.
На о. Кипрѣ было собраніе епископовъ всего острова по дѣламъ церковнымъ.
Среди епископовъ находились святый Спиридонъ и упоминавшійся выше Трифиллій,
— человѣкъ, искусившійся въ книжной премудрости,
такъ какъ въ молодости своей онъ много лѣтъ провелъ въ Беритѣ [12], изучая писаніе и науки.
Собравшіеся отцы просили его произнести въ церкви поученіе народу.
Когда онъ поучалъ, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанныя Имъ разслабленному:
востани и возми одръ твой (Марк. 2, 12).
Трифиллій слово «одръ» замѣнилъ словолъ «ложе» и сказалъ:
востани и возми ложе свое.
Услышавъ это, святый Спиридонъ всталъ съ мѣста и, не вынося измѣненія словъ Христовыхъ, сказалъ Трифиллію:

— «Неужели ты лучше сказавшаго «одръ», что стыдишься употребленнаго Имъ слова?»

Сказавъ это, онъ при всѣхъ вышелъ изъ церкви.
Итакъ поступилъ онъ не по злобѣ и не потому, что самъ былъ совсѣмъ неученымъ:
пристыдивъ слегка Трифиллія, кичившагося своимъ краснорѣчіемъ, онъ научилъ его смиренію и кротости.
Къ тому-же святый Спиридонъ пользовался (среди епископовъ) великою честію,
какъ самый старшій лѣтами, славный жизнію, первый по епископству и великій чудотворецъ,
а потому, изъ уваженія къ лицу, всякій могъ уважать и его слова.

На преподобномъ Спиридонѣ почивала столь великая благодать и милость Божія,
что во время жатвы въ самую жаркую пору дня его святая глава
оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше.
Это было въ послѣдній годъ его жизни.
Вмѣстѣ съ жнецами онъ вышелъ на жнитво (ибо былъ смирененъ и работалъ самъ, не гордясь высотою своего сана),
и вотъ, когда онъ жалъ свою ниву, внезапно, въ самый жаръ, оросилась глава его,
какъ это было нѣкогда съ руномъ Гедеоновымъ (Суд. 6, 38), и всѣ, бывшіе съ нимъ на полѣ, видѣли это и дивились.
Потомъ волосы на главѣ у него вдругъ измѣнились:
одни сдѣлались желтыми, другіе — черными, иные — бѣлыми, и только Самъ Богъ зналъ,
для чего это было и чтó предзнаменовало.
Святый осязалъ голову рукою и сказалъ бывшимъ при немъ,
что приблизилось время разлученія души его съ тѣломъ,
и сталъ поучать всѣхъ добрымъ даламъ, и особенно — любви къ Богу и ближнему.

По прошествіи нѣсколькихъ дней святый Спиридонъ во время молитвы
предалъ свою святую и праведную душу Господу [13],
Которому въ праведности и святости служилъ всю свою жизнь,
и былъ съ честію погребенъ въ церкви Святыхъ Апостоловъ въ Тримифунтѣ [14].
Тамъ и установлено было совершать ежегодно память его,
и при гробѣ его совершаются многочисленныя чудеса во славу дивнаго Бога, прославляемаго во святыхъ Его,
Отца и Сына и Святаго Духа, Которому
и отъ насъ да будетъ слава, благодареніе, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 330-350

Отредактировано Ярослава (2024-12-25 15:32:49)

+2

1652

Святитель Модест, патриарх Иерусалимский

Икона «Св. Модест, патриарх Иерусалимский».  Россия, XVIII в.  В народе св. Модеста почитают как покровителя и исцелителя домашнего скота.

Память 18 / 31декабря

Святой Модест родился в городе Севастииот благочестивых и богобоязненных родителей. С юных лет он почувствовал сердечное влечения к Господу и, отрекшись от мира, проводил строгое иноческое житие.

Впоследствии он был настоятелем обители Феодосиевой в Палестине. В это время Персидский царь Хозрой сделал опустошительное нашествие на Сирию и Палестину. С Персами соединились и Евреи, в числе сорока тысяч человек, с целью истребить всех христиан Палестинских.

Жестокость врагов имени Христова излилась на Иерусалим и его окрестности во всей своей силе: погибли многие тысячи иноков и клириков, опустошены и сожжены были все храмы, в том числе храм святого гроба Господня, патриарх Захария со множеством народа и святым Крестом Господним отправлены в плен в Персию.

Иудеи откупили у Персов несколько тысяч христиан и предали смерти. Число всех умерщвленных христиан простиралось до 90.000 человек. Святой Модест в это тяжкое время избег погибели, и, по окончании нашествия, за отсутствием патриарха, ему поручено было, с именем блюстителя патриаршей кафедры, управлять Палестинскою церковью. Первым делом святого Модеста было собрать остатки избиенных в обители святого Саввы Освященного иноков и с честью положить их в усыпальницу. Потом он со всею ревностью принялся за восстановления поруганных святых мест.

Не опасаясь ни злобы Иудеев, ни своеволия персидских властей, святой восстановил храм святого Гроба и храмы Голгофский и Вифлеемский, в чем весьма много помог ему Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский. Находившийся в плену у Персов блаженный Захария, патриарх Иерусалимский, утешал святого Модеста и паству письменными известиями о себе и увещаниями быть твёрдыми в вере.

Чрез четырнадцать лет патриарх Захария вместе с Крестом Господним возвратился из плена но, истомленный скорбями, скончался в том же году. По его кончине, на патриаршую кафедру был возведен святой Модест. Не более пяти лет управлял святой Модест Иерусалимскою церковью в сане патриарха.

Добре управляя вверенною ему паствою, святой Модест творил многие дивные чудеса и исцеления. Достигнув престарелых лет, святой Модест, на девяносто седьмом году своей жизни, с миром предал дух свой Господу и переселился в вечные небесные обители.

Преподобно пожив, Богомудрие Модесте, /

и святительскою одеждою украшен, /

пастырю Иерусалима блаженнейший, /

в веселии ныне Христу предстоиши /

и концы озаряеши чудесы, /

помощник убо буди тя призывающим, /

моляся, отче, о всех нас.

(Тропарь Модесту, архиепископу Иерусалимскому)

Отредактировано Ярослава (2025-01-01 09:34:49)

0

1653

1 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ВОНИФАТИЯ ТАРСИЙСКОГО.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/394/t501715.jpg

Святой Мученик Вонифатий Тарсийский. Икона. Россия, конец XIX - начало XX века.

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве.
Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.
И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием.
Аглаида узнала, что, если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников,
то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели.
Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан,
и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем.
Вонифатий на прощание, смеясь, спросил:
«А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?»
Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности.
Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников
и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток,
видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий,
по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил их святых молитв,
чтобы и ему удостоиться пострадать с ними.
Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил:
«Я христианин», а затем отказался принести жертву идолам.
Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти,
наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни,
а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов.
На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котёл с кипящей смолой,
но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел,
а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей.
Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом.
Из ран истекли кровь и молоко.
Видя это чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать,
предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению.
Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого.
Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело мученика.
Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нём и,
выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба её,
а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков,
с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика Вонифатия
и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес.
Раздав нищим всё своё имение, она удалилась в монастырь,
где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов.
Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Мученическая кончина Святого Вонифатия произошла в 290 году.

+1

1654

19 дек/1 янв аря 1188 г. † Преподобный Илия Муромец

Святой Илия Муромец, и поныне подающий Благодать исцеления через свои святые мощи, в народном сознании связан с именем знаменитого былинного богатыря. Он родился в семье Ивана Чоботова в Муромском селе Карачарове и, по преданию, из-за немощи ног 30 лет прожил неподвижно. ​Былина повествует, что явились к нему однажды некие старцы и попросили воды напиться. Илья, искренне желая выполнить их волю, встал на ноги и принес воды. Но, по требованию старцев, выпил ее сам и получил при этом «силу великую». Свою богатырскую силу Илья пронес через всю свою жизнь как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу.​ ​Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.​ ​ Получив в одном из боев неизлечимую рану, оставил мир и ушел в затвор в Киево-Печерском монастыре.​ Умер Илья в 1188 г., его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII-ХIХ вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

+2

1655

НАВЕЧЕРІЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Пѣ́снь 5.
Ирмо́съ: Хода́тай Бо́гу и человѣ́комъ бы́лъ еси́, Христе́ Бо́же:
Тобо́ю бо Влады́ко, къ свѣтонача́льнику Отцу́ Твоему́, отъ но́щи невѣ́дѣнія, приведе́ніе и́мамы.
Лю́діе, иногда́ во тмѣ́ сѣдя́щіи, да ви́дятъ Свѣ́тъ возсія́вшій Невече́рній:
Его́же звѣзда́ дре́вле возвѣсти́ о́гнь почита́ющимъ отъ Перси́ды царе́мъ.
Въ ма́лый вни́ти Ца́рь вели́кій тщи́тся верте́пъ, ума́лена мя́ я́ко да возвели́читъ
и обнища́вша безмѣ́рнымъ бога́тствомъ обогати́тъ, Пребоже́ственный.
Ны́нѣ изъ Іа́кова, я́коже Валаа́мъ рече́, ражда́ется Христо́съ:
язы́ки же огоспо́дствуетъ, и возвы́сится благода́тію Ца́рство Его́, пребыва́ющее непрее́мно

Отредактировано Ярослава (2025-01-06 22:09:09)

0

1656

☦️ 7 ЯНВАРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t97766.jpg

☦️ Тропарь Рождества Христова , глас 4

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

☦️ Кондак Рождества Христова , глас 3

Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют:/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.

☦️ Величание Рождеству Христову

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося/ от Безневе́стныя/ и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

+3

1657

🎄 13 января - день памяти св.преподобного Паисия (Эзнепидиса), Святогорца, схимонаха (20-й век).
Тропарь

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, словесы́ боже́ственными наказу́яй, моли́твами чудотворя́й, Паи́сие Богоно́се, и ны́не мо́лишися непреста́нно о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак

А́нгельски на земли́ пожи́вый, любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, мона́хов вели́кое утвержде́ние, ве́рных к житию́ свято́му вождь, вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, сего́ ра́ди зове́м ти: ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Величание 🕊️

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Паи́сие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче А́нгелов.

https://azbyka.ru/days/sv-paisij-svjatogorets

+1

1658

Vlad написал(а):

13 января - день памяти св.преподобного Паисия (Эзнепидиса), Святогорца, схимонаха (20-й век).

В России пройдут торжества в честь 10-летия прославления святого Паисия Святогорца
Ученик русского старца Тихона (Голенкова) горячо любим православными верующими во всём мире…

2 января 2025 года в храме во имя Святителя Николая в городе Химки Московской области (микрорайон Планерная, стр. 1)
где есть придел святого Паисия, пройдут праздничные мероприятия,
посвященные 10-летней годовщине со дня канонизации Паисия Святогорца.

13 января праздник продолжится в Сергиевом Посаде,
в Музее-выставке «Архондарик преподобного Паисия Святогорца» и кинотеатре Доброго кино.
Вход на все мероприятия свободный!

«По всему миру с нетерпением ожидали этого радостного события и даже строили храмы,
будучи уверенными в скором прославлении в сонме святых Паисия.
13 января 2015 года любимый миллионами, почитаемый старец Паисий Афонский (Эзнепидис)
был причислен к лику святых — всего спустя 20 лет после его ухода в мир иной.
В настоящее время действуют сотни храмов и приделов этого подвижника нашего времени по всему миру», —
отмечают организаторы торжеств.

Ниже мы публикуем программу празднеств:

12 января

9.00 — сбор всех желающих в храме Святителя Николая г. Химки. Адрес храма:
Московская область, г. Химки, микрорайон Планерная, строение 1.

9.00 Часы.

9.30 Божественная Литургия.

11.20 Молебен с акафистом преподобному Паисию Святогорцу.

У собравшихся будет возможность поклониться святыням, личным вещам преподобного Паисия.

12.00 Фуршет в кафе на территории Олимпийского учебно-спортивного центра (ОУСЦ) «Планерная».
Адрес: Московская область, г. Химки, микрорайон Планерная, вл.1.

12.30 Показ документального фильма «С преподобным Паисием Святогорцем по жизни»,
47 минут, режиссёр Ирина Ланина.

13.47 Встреча с игуменом Киприаном (Ященко), к.п.н., издателем, автором книг,
продюсером фильмов о преподобном Паисии Святогорце, руководителем молодежных экспедиций на Афон.

18.00 Молебен с акафистом преподобному Паисию Святогорцу
в Музее-выставке «Архондарик преподобного Паисия Святогорца» в городе Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 4 а.

13 января

Праздничные мероприятия в Сергиевом Посаде в музее «Архондарик преподобного Паисия Святогорца»:

15.00 Показ документального фильма «С Паисием Святогорцем по жизни».

18.00 Акафист преподобному Паисию Святогорцу.

Организаторы приглашают всех желающих.

Русская линия

0

1659

Свт. Василий Великий: «Я не боюсь смерти, она скорее препошлет меня к Богу, к Которому давно поспешаю»
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/394/t775002.jpg

1/14 января Православная Церковь торжественно чтит память святителя Василия Великого (330-379)
, архиепископа Кесарии Каппадокийской, одного из трех Великих Вселенских учителей,
внесшего огромный вклад в дело обустройства Церкви в ранние века христианства.
Он прожил на земле всего 49 лет, но успел написать так много, что иным хватило бы на несколько жизней

Святитель Василий Великий - один из самых замечательных богословов Церкви.
Его влияние на судьбы Церкви распространилось далеко за пределы его родины и ощутимо до наших дней.
Перу св. Василия Великого принадлежат толкования Священного Писания,
трактат о Святом Духе, послания, проповеди и правила монашеской жизни.

Он сделал очень много для установления чина литургии и им написаны многочисленные молитвы.
Церковь почитает его как борца за чистоту веры, великого святителя и богослова, именуя его "вселенским учителем".
Только двум другим святым дана столь великая честь - Иоанну Златоусту и Григорию Богослову.

Василий Великий был человеком энциклопедического склада.
Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, археолог, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине -
" это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы " -
пишет его современник св. Амфилохий, епископ Иконийский.

Святитель Василий Великий родился около 329-го года в малоазийском городе Кесарии,
административном центре Каппадокии, в богатом и знатном роде,
давшем немало причисленных к лику святых праведников.
Мать Василия, Эмилия, была дочерью мученика, пострадавшего в пору гонений Диоклетиана,
а дед со стороны отца вместе со всем семейством в течение семи лет скрывался в густых лесах Понта.
В семье родителей Василия Великого было десять детей - пять сыновей (один умер в раннем детстве) и пять дочерей,
из них пятеро были впоследствии причислены к лику святых:
сам Василий, Макрина, Григорий, впоследствии епископ Нисский,
Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский) и праведная Феозва - диаконисcа.

Первоначальное воспитание будущий иерарх получил в среде благочестивых и аскетически настроенных женщин своей семьи.
Его обучением занимался сам отец, Василий Старший - адвокат и учитель риторики.
Среднее образование он получил у лучших учителей Кесарии Каппадокийской,
а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов.
Для завершения образования св. Василий отправился в Афины -центр классического просвещения.
Здесь он провел четыре года, изучая, в частности, философию Платона,
оказавшую некоторое влияние на его мировоззрение и богословские построения.

В Афинах у Василия Великого завязалась тесная дружба с Григорием Богословом.
По словам последнего, они стали друг для друга всем:
и товарищами, и сотрапезниками, и родными, "имея одну цель", говорил Григорий Богослов,
"мы непрестанно возрастали в любви один к другому...
Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям;
другая - к наставникам наук внешних".

Еще в Афинах друзья дали друг другу слово сообща вести жизнь христианских подвижников.
Св. Григорий Богослов замечает, что по возвращении на родину
Василий Великий не отличался высотой христианского настроения.
Однако под влиянием своей энергичной сестры Макрины он скоро преодолел искушения молодости
и решил посвятить себя созерцательной жизни.

В 355 году Василий Великий крестился и через два года предпринял путешествие
на христианский Ближний Восток к великим православным подвижникам.
Знаменитые аскеты поразили его настолько, что по возвращении домой в Каппадокию он решил им подражать.
Раздав большую часть своего имущества бедным, св. Василий привлек группу
ищущих жития иноческого в живописную местность на берегу реки Ирисы и стал звать сюда своего друга Григория Богослова.
Однако обязанности по отношению к престарелым родителям
помешали Григорию осуществить юношескую мечту о совместном подвижничестве с другом.
Все же по временам он навещал монашескую общину Василия Великого,
где друзья подвизались в обстановке скудости и в строгом воздержании.

В то же время Bасилий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.

Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал
духовному совершенствованию христиан своей родины и многие устремились к нему.
Образовывались мужские и женские монастыри,
в которых Василий Великий вводил смешанную форму монашеской жизни -
общежительную и отшельническую, свободную от крайностей.
Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом,
причем допускались только такие ремёсла, которые не нарушали духовной собранности и простоты монашеской жизни.
Другой отличительной чертой и даже новшеством монашеского образа жизни
по уставу Василия Великого были широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола.

В 360 году Василий, будучи еще только чтецом, присутствовал на Константинопольском соборе,
а в 364 был посвящен в священники в Кесарии.
Он проповедовал дважды в день и вёл борьбу с врагами православия.
Он много сделал для населения родного города во время страшного голода.
Став aрхиепископом, Василий продолжал вести строго аскетическую жизнь,
посещал бедных, больных и прокаженных и основал странноприимный городок.

Св. Григорий Богослов описывает внешность Василия Великого:
стройную фигуру, окладистую русую бороду, медленную походку,
отсутствие поспешности в движениях и речи, внутреннюю сосредоточенность.
Всё в нем вызывало уважение и перед ним склонялись даже его противники.

Четвертый век, в котором протекала деятельность Василия Великого,
был золотым веком святоотеческой письменности и, одновременно, трагическим периодом в истории Церкви.
Одна за другой появляются ереси - арианство, апполинарианство, несторианство, евтихианство,
внося в ограду Церкви смуту и неустойчивость, подрывая ее авторитет и веру в сердцах слабых.
Самой опасной из ересей было арианство.
Ариане придерживались лжеучения, согласно которому Сын Божий не вечен,
не существовал до рождения, не безначальный и потому не одной сущности с Богом Отцом.
Против ариан св. Василий написал три книги.

В 370 году св. Василий был возведен на Кесарийскую епископскую кафедру.
Ему были подчинены 50 епископов 11 провинций.
Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных,
утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению.
Им написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам.
В борьбе с еретиками, св. Василий всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

В 372 году св. Василий выступил открыто против учения Ев
стафия Севастийского,
с которым до этого времени был в дружеских отношениях.
Он потребовал от него православного исповедания веры и когда тот отказался, порвал с ним литургическое общение.
В споре о Святом Духе св. Василий был поддержан Афанасием Великим,
но все его попытки получить духовную помощь в Риме оказались тщетными:
Восток и Запад уже тогда не понимали друг друга в вопросе о Святом Духе.
Хотя они еще исповедывали то же учение, но говорили на разных языках и употребляли различные термины.

Император Валент (364-378 гг.), решительный сторонник ариан,
который беспощадно отправлял в изгнание неугодных ему епископов
и насаждал арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью.

Он послал к Василию префекта Модеста, чтобы убедить святителя присоединиться к арианам.
Модест угрожал ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.
Св. Григорий Богослов передает ответ Василия Великого:

"Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но она ничего не значит для человека, который ничего не имеет,
если ты не желаешь получить этой скромной одежды и несколько книг, которые составляют всё моё состояние.
Изгнание? -
но я его не знаю, так как не ограничен пространством.
Если та земля, на которой я сейчас стою, не принадлежит мне,
то вся земля принадлежит Богу, Которого я временный гость.
Мучения? -
но они не имеют силы для не имеющего плоти, кроме разве первого удара, в котором ты волен.
Смерть? -
но она для меня будет избавлением, так как скорее приведёт меня к Богу,
для Которого я живу и в большей мере умер и к Которому спешу прийти...
Скажи императору, что ни насилия, ни убеждения не заставят меня принять неправое учение".

Модест был поражен этими словами. Доложив Валенту o непреклонности св. Василия, префект добавил:
"Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви".
Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора
и своим поведением и стойкостью произвел на Валента такое впечатление,
что он не поддержал ариан, требовавших ссылки Василия.
Святитель Григорий Назианзин рассказывает об этом так.

В 375-м году, в праздник Богоявления, сам император вошел в базилику,
в которой Василий Великий совершал богослужение.
Император был поражен стройностью пения молящихся и благоговением епископа,
который, казалось, даже не заметил прибытия царя.
Когда Валент подал своё приношение, и никто из диаконов не решался принять его без разрешения епископа,
император, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен,
что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто-то из клириков.
Тогда святитель подал знак принять приношение императора.

Твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумной уступчивостью
Василий Великий восторжествовал над своими противниками.
Валент разорвал уже подписанный указ об изгнании Василия Великого и,
удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на дела благотворительности.

Святой Василий почти ежедневно совершал богослужение.
Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви,
внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные.
Часто обходил он свои храмы, наблюдая,
чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие.

Св. Василий Великий, был неутомимым проповедником
возрождения социальной справедливости в современном ему обществе.
Святитель дал твердую организацию церковной благотворительности,
будучи противником частной благотворительности и безрассудной жалости,
готовой помогать всякому просящему без разбора.
Его призыв к созданию монашеских общин был одновременно призывом
к чувству взаимной братской ответственности людей друг за друга.
Человек, согласно учению Василия Великого, может осуществить волю Божию о себе только в том случае,
если он не отделяет своей судьбы от судьбы других людей.
Монашество, как думал-Василий Великий, это - путь для избранных.
Но сами идеалы монашества сообщают всем христианам, каковы должны быть идеалы,
положенные Евангелием в основу жизни каждого человека.
Всякое безразличие к судьбе других людей,
всякий индивидуализм были для Василия Великого не только глубоко порочными,
но и саморазрушительными по своей природе.
Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных;
в каждом округе своей обширнои митрополии святитель создал богадельни;
в Кесарии -- гостиницу и странноприимный дом, которые по своим масштабам казались целым городком.
Он особенно заботился о более справедливом распределении налогов между странами
и об освобождении от налогов духовенства, монастырей и богаделен.

Святой Василий подготовил созыв Второго Вселенского Собора, но не дожил до него.
Он умер от истощения сил 1 января 379 года в возрасте 49 лет.
Незадолго перед кончиной он благословил св. Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Церковь стала праздновать память св. Василия Великого почти сразу после его кончины.
В слове на его кончину св. Амфилохий, епископ Иконийский говорил:

"Не без причины и не случайно божественный Василий
разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса,
празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.
Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово,
превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела,
удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова.
Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством".

Прот. Виктор Потапов
https://stjohndc.org/ru/orthodoxy-found … iy-velikiy

Отредактировано Ярослава (2025-01-13 21:25:12)

+1

1660

Вторникъ, 14 Января 2025 года (1 Января 2025 по ст.ст.)
Седмица 30-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 4-й
Обрѣзаніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа
. Свят. Василія Великаго, архіеп. Кесаріи Каппадокійскія (†379)
. Прав. Емиліи (†IV), матери свят. Василія Великаго.
Муч. Василія Анкирскаго (†ок.362)
. Свят. Григорія, еп. Назіанзскаго (отца св. Григорія Богослова) (†374).
Муч. Ѳеодота. Свят. Фульгентія, еп. Руспійскаго (†532).
Преп. Ѳеодосія, игум. Триглійскаго (†VIII).
Муч. Петра Пелопенезскаго (†1776).
Новосвщмуч. Платона (Кзельбутъ), еп. Ревельскаго
и съ нимъ Михаила (Блейве) и Николая (Бѣжаницкаго) пресвитеровъ (†1919).
Новый годъ

+2

1661

☦️15 января Церковь совершает память Преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t354617.jpg

Тропарь Преподобному Серафиму Саровскому, глас 4:

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и, Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси.

Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, Преподобне Отче наш!

+2

1662

Святое Богоявление.
Крещение Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа

Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894)

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t390869.jpg

Тропарь Крещения Господня
глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/
  и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./
  Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня
глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/
в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/
  от Иоанна// в водах Иорданских.










Когда Иисус принял крещение и на Него снизошел Дух Святой,
воды Иордана пошли вспять.

СТИХИРЫ НА ЛИТИИ:

[ Одеваяйся светом, яко ризою, / нас ради по нам быти сподобился eсть, /
во струи одевается днесь Иoрданския, / не Сам сих ко очищению требуя, /
но нам Собою устрояяй порождение. / О, чудесе! /
Без oгня изваряет, / и назидает без сокрушения, /
и спасает в Него просвещаeмыя / Христос Бог и Спас душ наших.

Тебе, в Дусе и oгни очищающа грех мира, / зря Креститель грядуща к себе, /
ужасаяся и трепеща, вопияше, глаголя: / не смею держати верх Твой пречистый, /
Ты мя освяти, Владыко, / Божественным явлением Твоим, / Eдине Человеколюбче.

Приидите, подражаим мудрыя девы, / приидите, срящим явльшагося Владыку, /
яко прииде, яко Жених, ко Иоанну. / Иoрдан, видев Тя, убояся и пожда. /
Иоанн вопияше: / не смею держати верха Безсмертнаго. /

Дух низхождаше в виде голубине освятити воды, / и глас с Небесе: /
Сей eсть Сын Мой, / пришедый в мир спасти род человеческий, /
Господи, слава Тебе.

Крещается Христос и восходит от воды, / совозводит бо с Собою мир /
и зрит разводящаяся Небеса, / яже Адам затвори себе и сущим с ним, /
и Дух свидетельствует Божество, / Подобному бо предтичет и глас от Небесе: /
оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших.

Трепеташе рука Крестителева, / егда пречистому Твоему верху коснуся; /
возвратися Иордан река вспять, / не дерзая служити Тебе. /
Яже бо устыдеся Иисуса Навина, / како Творца своего устрашитися не имяше? /

Но все исполнил еси смотрение, Спасе наш, / да спасеши мир явлением Твоим, /
Едине Человеколюбче.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Господи, исполнити хотя, / яже уставил eси от века, /
от всея твари служитeли тайны Твоея приял eси: /
от Ангел – Гавриила, от человек – Деву, /
от Небес – звезду и от вод – Иoрдан, /
в немже беззаконие мирское потребил eси, /
Спасе наш, слава Тебе.

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ