Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ


Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ

Сообщений 1591 страница 1611 из 1611

1591

Память всех преподобных отцев в подвиге просиявших

+1

1592

Чистый понедельник, день строгого поста.

Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996).

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t269022.jpg

Мч. Конона Исаврийского (I).

Обретение мощей блгв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина,
Ярославских чудотворцев (1463).

Мч. Онисия (I).
Мч. Конона градаря (III).

Прп. Марка Постника (V)

0

1593

Неделя 1-я Великого поста.

Торжество Православия.

https://tatmitropolia.ru/www/news2018/2/Torzhestvo_Pravoslaviya_595.jpg

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (638-644).

Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458)

+1

1594

Неделя 2-я Великого поста.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t769983.jpg

Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского.
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/

Прп. Тита, пресвитера Печерского (после 1196).
Прп. Тита Печерского, бывшего воина (XIV).

Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t620857.jpg

0

1595

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

0

1596

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t231944.jpg

Тропарь Благовещения
глас 4

Днесь спасения нашего главизна
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы 
глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

☦️ Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

.

☦️ «Имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! На Него же шестокрылатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплотитися благоизволи» (из стихиры праздника).

.

☦️ "Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей"

Святитель Иоанн Златоуст

+2

1597

Великого канона.

Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303).

Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652).

Прп. Пуплия Египетского (IV).

Прп. Марка Афинского, Фраческого (400)
житие его:
https://diomedes2.livejournal.com/1860307.html


ПРЕПОДОБНЫЙ ПУПЛИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

День памяти: 5 апреля

Преподобный Пуплий подвизался в Египетской пустыне во время царствования императора Юлиана Отступника (361–363).
Перед военным походом против персов император послал беса проверить путь, по которому ему надлежало идти с войском. Преподобный Пуплий провидел духом замысел императора. Он встал на молитву с воздетыми руками и, молясь так день и ночь, преградил путь диаволу. Десять дней злой дух ждал, когда преподобный закончит молитву. Не дождавшись, он вернулся к императору и доложил о своем поражении. В гневе на преподобного Пуплия Юлиан Отступник дал клятву по возвращении из похода отомстить святому. Однако он не успел выполнить своей клятвы, так как вскоре погиб.

Один из военачальников Юлиана после его смерти раздал свое имение нищим и принял от рук преподобного Пуплия пострижение в монашество.

+1

1598

Вход Господень в Иерусалим.
(  Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье )
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t209983.jpg

+1

1599

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t68697.jpg

Иуда получает деньги за предательство (Джотто, капелла Скровеньи)

«Егда славнии ученицы…»
Тропарь, глас 8
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-03 00:00:03)

0

1600

Установление Великого и Спасительного Таинства Истинной Крови и Истинного Тела Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t367598.jpg
Возлежꙋ́ = (ἀνάκειμαι) сижу за столом, пиршествую (Мф. 9:10; 2 Езд. 4:10); (συνανάκειμαι), пиршествую с кем-либо. Слова возлегаю, возлежу и возлежание имеют означенное значение потому, что восточные народы принимают пищу или пиршествуют, сидя на полу с поджатыми ногами и даже лежа на коврах или на подушках. (Невостр.). Возлежати со Авраамом (Мф. 8:11) — быть участником с Авраамом, ветхозаветным патриархом, вечного блаженства, коим он наслаждается. Образец речи взят от пирования, коему обыкновенно уподобляется жизнь вечная и блаженная.
(Полный церковнославянский словарь / прот. Григория Дьяченко)
«Вечери Твоея тайныя…»
Тропарь, глас 6
Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-03 00:00:27)

0

1601

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t692009.jpg
Воспоминание Святых Спасительных Страстей человеческим естеством Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и совершения Им дело Божественной любви и Божественной правды - Искупления
Тропарь на Великую Пятницу, глас 4
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-02 23:58:11)

+1

1602

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t63282.jpg

«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40).
Символическая икона Воскресения Христова у первых христиан

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-04 14:03:22)

+1

1603

"В православном богословии существует понятие Божественного мрака – то есть области абсолютной непознаваемости Всевышнего. Скажем, большинство евангельских событий и явлений можно описать земными словами и красками, в крайнем случае – притчами и образами. Но есть то, пред чем «недоумевает всяк язык» (задостойник Богоявления) и человеческий ум, – например преславное Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Начнем с того, что для всех великих церковных праздников написаны иконы, а для Воскресения – нет, хотя это «праздников Праздник и Торжество есть торжеств» (ирмос 8-й песни Пасхального канона). На саму Пасху и в обычные воскресные дни на середину храма выносится икона «Сошествие во ад», но по сути это образ Субботы Благословенной, а не Воскресения. Ведь, по церковному преданию, Господь сошел в преисподняя земли в день субботний накануне Своего Восстания.
Часто можно услышать, что образ жен-мироносиц, пришедших к месту погребения Христа и обретших камень, отваленный от Гроба, а также ангела, сидящего на камне сем, – тоже образ Воскресения. Поэтому некоторые художники-иконописцы изображают на этой иконе, кроме жен, ангела и спящих воинов, еще и ходящего среди оливковых деревьев Спасителя. Но это всего лишь художественное самочиние. Другие считают, что иконы «Уверение Фомы» и «Явление Луке и Клеопе на пути в Эммаус» – тоже образы Воскресения. Однако эти события случились уже после самого Воскресения Христова и могут быть скорее названы Деяниями Воскресшего Спасителя. Иногда в пример приводят изображение Христа в белых одеждах, грядущего со знаменем в руках как Победитель. Но это всего лишь появившееся не ранее XVIII века заимствование из католической религиозной живописи, которое не имеет ничего общего с православной иконописной традицией.
Отсутствие изображения и словесного описания Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа не случайно. Это и есть тот Божественный мрак, великая и сокровенная тайна, которую не описать никакими средствами и перед которой можно только предстоять в смиренном молчании, с величайшим благоговением и трепетом."

- иконописец Владимир Щербинин (+2017)

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-04 14:02:43)

0

1604

Великая Суббота


Святой преподобный Нил Мироточивый:

Глава 62: Почему кровь Господня одних искупила и взошли они в рай, а другие и по воскресении Господнем остались в аду

Когда совершился тот третий совет Божий - распяться Ему и волею излить Пречистую Кровь Свою, как гово¬рится: един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода (Ин. 19, 34); когда распростерся Чуден Советник на Кресте, отверзся пресветлый источник, потекла та сладчайшая Кровь,
то Христос сошел во ад.
Сошел, но как сошел?
Когда приял Иисус оцет, сказал: совершишася (Ин. 19, 30), и предал дух. Куда предал его?*
Одесную Отца, как говорится:
«Седяща одесную Отца, и паки грядущаго
со славою судити живых и мертвых».
Да воссиял одесную Отца,
но не тотчас воссиял, но когда
вывел праотца Адама и прочих праотцев,
потом лишь вознесся Пречистым Телом Своим
и воссел одесную Отца.
Вывел праотцев из темницы адской, но как вывел?
Вывел их следующим образом.
Когда стал сходить Иисус Христос
во ад, чтобы освободить праотцев,
то не отворяли Ему врат ада,
ибо только при входе во ад грешника
открываются врата просто
и без задержки.

Так как Господь наш Иисус Христос
был безгрешен, то и не открывали**
Ему врат адских.
Там был святый Предтеча и говорил:
«Грядет Освободитель наш,
чтобы нас освободить».
И ожидали веровавшие события слов,
которые говорил Честной Предтеча,
взыскивая, наследуя и испытывая,
когда же придет Христос,
чтобы их освободить.

Посему говорится:
«Врата адовы сокрушил еси Господи»
(Октоих, глас 4, воскресная стихира)

Да, сокрушил Он врата адовы,
но как сокрушил их?

Сокрушил их с правдою.
Не всех держимых там Он вывел,
но только веровавших
и чаявших Его.
Наступил Христос пречистой стопой
Своей на врата, тотчас сокрушились
они, вошел Иисус Христос во ад,
пошел туда, где были собраны
праведные праотцы, поучал
их о божестве Своем,
как воплотился Он для того,
чтобы освободить человека,
и исполнилось то,
о чем поучал Предтеча.
Те, которые уверовали,
освободились из ада.

__________
*Ср.: Пасхальный тропарь. «Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцом и Духом, вся исполняли Неописанный». Ср.: / Петр. 3, 18-19- «Был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал».

**Слова эти надобно понимать, конечно, не в буквальном смысле. Мысль здесь та, что Иисус Христос, сошед во ад, вступил в борьбу с силами ада («врата адовы» - Мф. 16, 18 - силы ада); борьба окончилась победой Христа и поражением диавола. Такая мысль ясно высказывается и в церковных песнопениях. Например, «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи (затворы) вечныя» - Пасхальный канон. «Врата адова сокрушил еси, Господи» - Октоих, глас 4, воскресная стихира

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/top … /#comments

+1

1605

Вывел ли Христос грешников из ада?

Наиболее значительный ересиарх II века, Маркион Синопский, утверждал, что Христос вывел из ада всех грешников. Об этом уклонении в вероучении древнего реформатора свидетельствуют историки ересей.
Подобного рода утверждения о спасении укоренелых грешников было однозначно отвержено Церковью в древности, как еретические и анафематствованы на V Вселенском Соборе:

«Если кто (говорит), что наказание демонов и нечестивцев временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е., что будет восстановление (Апокатастасис) демонов и нечестивых людей,—анафема» (9-й анафематизм. акты V Вс.Собора) .

Это решение было подтверждено также отцами VI и VII Вселенских Соборов. Однако, в последнее время развиваются псевдогуманистические тенденции оправдания всего человечества, наиболее общим положением которых является революционное утверждение о всеобщем спасении, аргументированное в т.ч. популярным сегодня мнением об «опустошении» ада Христом. В богословских вопросах эсхатологического плана очень важно следовать Преданию Церкви.

Уже свмч. Ириней Лионский свидетельствует об освобождении Христом не всех узников преисподней, а уповавших на Него праведников:

«Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией» (Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей. 4.27.2).

Тертуллиан говорит лишь о верных выведенных из ада Христом. В своём сочинении «О душе», он пишет, что Христос, имея не только Божественную, но человеческую природу исполнил «закон» и «подобно всем людям умиравшим, сошел во ад; и не прежде взошел на высоту небес, как уже низошел в преисподнюю земли, чтобытам сделать спутниками себе патриархов и пророков» (Тертуллиан. О душе. 55).

В катехизических наставлениях древней Церкви мы находим учение об освобождении из ада святых праведников, а не грешников. Так, первоиерарх Иерусалимской кафедры в огласительном слове к просвещаемым свидетельствует:

«Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. 4, 2);
«Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. 14, 19).
Свт. Кирилл, что очевидно из слова, свидетельствует об освобождении из ада святых пророков и праведников.

Св. Ефрем Сирин пишет об этом: «Страшное определение, изреченное на нечестивых, заключается в них. Сказано: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10). Нечестивый увлечен будет в такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа… Куда же пойдет нечестивый, чтобы не видеть ему славы Господней? Куда отринут его, чтобы отдалить от зрения Божией славы? Взойдет ли он на небо? Оно отвергнет и не примет его. Захочет ли остаться на земле? Она не дозволит ему этого. Низринется ли в море? Оно извергнет его из себя. Поэтому думаю, возлюбленные, что из мира этого низойдет он во тьму кромешную, полную страха и ужаса, где нет славословия, где не раздается хвалебный глас, потому что далеко она от Бога и Бог не попускает, чтобы там была слава Его» (На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10)//Творения. Том 3).

Чуждый ригоризма нисибинский пророк пишет, что Господь Иисус Христос: «из ада извлек души святых» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие. 1. 34).
Св. Афанасий Великий упоминая этот библейский стих (Ис. 26, 10) поясняет, что «вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10)» (на Пс.57:9).

Прекрасный знаток Священного Писания, блаженный Иероним Стридонский, также определенно говорит осхождении Христа во ад:

«чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там» (Иероним, блж. Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Иероним, блж. Творения.Ч.17. Киев,1903.С. 303).

Преподобный Иоанн Кассиан в своей экзегезе на сошествие Христа во ад, о сокрушении уз святых пленниковпишет:
«Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса» (Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61).

У свт. Епифания Кипрского видим утверждение предания о спасении не всех, но верующих праведников:
«Ад отверзся, медные врата его стерлись, вереи железные сокрушились, и души святых востекли за Христом, лишь только Он воззвал к душам, связанным в сени смертной, чтобы они вышли, лишь только возвестил им жизнь. Тогда-то исполнились слова Писания: яко сокруши врата медная, и вереи железных сломи (Пс. 106, 16)»(св. Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово).

«Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там – только верующих» (Слово в Великую субботу // PG T. 43. Coll. 440D).

Наиболее авторитетный толкователь Священного Писания, один из трех вселенских святителей, святой Иоанн Златоуст, говоря о сошествии Христа во ад, поясняет смысл разрушения ада согласно Преданию Церкви:
«Это показывает только, что Им разрушена сила смерти, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: “Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской”? Этим дано уразуметь, что и они, хотя легче, однако все же будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако это их не избавит» (Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 399)

Об этом же говорят и другие отцы и учители Церкви. Так, блаженный Августин, названный на V Вселенском Соборе в числе 12-ти избранных отцов пишет:

«Он благоволил сойти во ад, где страдания ада не могли удержать Его… написанное о “разрешении страданий ада” можно отнести не ко всем, а только к тем, кого Он мог принять, так как считал их достойными освобождения» (Послание 164, II, 5 // PL 33, 710–711).

В «Катенах» на 1-е Послание Петра есть важный для нашей темы фрагмент из творений святителя Кирилла Александрийского, в котором утверждается, что как на земле проповедь Христа была адресована всем, но принесла пользу только уверовавшим, «так и при сошествии во ад Он освободил от уз смерти только уверовавших и признавших Его» (PG 74,1016 A).

Свт. Григорий Двоеслов в письме к двум Константинопольским клирикам разъясняет пагубность нечестивого мнения об освобождении из ада всех его пленников при сошествии Христа, называя это мнение ересью:

«…после отбытия вашего, я узнал из разсказов возлюбленнейших сынов моих, діаконов, что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущій Господь Спаситель наш Іисус Христос, сошед во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаній. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедшій во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он пріидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощеніи Господа никто не может спастися, даже из тех, которые веруют в Него, если не будет жить по вере, как написано: Бога исповедуют, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16); ибо Іоанн говорит: глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть (1 Іоан. 2, 4); также Іаков, брат Господень, в посланіи пишет: вера без дел мертва есть (Іак. 2, 26).

И так если ныне верующіе без добрых дел не спасаются, а неверующіе и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад; то участь тех, которые не видели воплотившагося Господа, гораздо лучше, нежели тех, которые родились уже после тайны воплощенія. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: мнози царіе и пророцы восхотеша видети, якоже вы видите, и не видеша (Лук. 10, 24). Но чтоб долго не занимать мне любви вашей моим разсужденіемъ, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрій в книге своей об ересях. Вот его слова: «есть еретики, которые говорят, что Господь, сошед во ад, проповедывал там о себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6)? и словам Апостола: елицы беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут (Рим. 2, 12)». С словами его согласен и блаженный Августин, в своей книге об ересях.

И так, разсудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви, именно, что Господь, сошед во ад, освободил от уз ада только тех, которых, во время жизни их во плоти, соблюл благодатію своею в вере и добродетели» (Письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с Собою из ада, когда сходил в оный. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1841 г. – Часть II. – с. 93-97).

Преподобный Иоанн Дамаскин, систематизировавший в своих трудах христианское учение веры отмечает, что Господь всем проповедовал в аду, но не всем эта проповедь была во спасение, но части – в обличение неверия:

«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду» (Точное изложение православной веры. 3, 29).

Блаженный Феофилакт, следуя этому положению веры поясняет:

«Те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий [Богослов]. Он говорит: “Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих”. Ибо от произволения каждого зависело не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя» (Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212).

Свт. Григорий Палама затрагивая тему сошествия утверждает, что Господь сошел во ад, «чтобы просветить сидящих во тьме и по духу оживотворить веровавших в Него» (Григорий Палама, святитель. Гомилии. Монреаль, 1965. С. 161).
В русской богословской традиции мы видим следование отеческому согласию по этому вопросу.
Свт. Димитрий Ростовский свидетельствует об освобождении Христом из ада святых праотцев и пророков:
«Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам, по нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков» (Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. с. 306).

Выдающийся богослов «Русский Златоуст» свт. Иннокентий Херсонский говорит об изведении из ада верных:

«Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» (Святое Евангелие с толкованием святых Отцов. С. 613).

Ссылку на это учение веры в своем труде «Слово о смерти» дает святитель Игнатий Брянчанинов:

«Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевныя, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата» (Слово о смерти. Прим. 110. Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе).

Об этом же пишет Вышенский затворник святитель Феофан: «В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд. Уж не питаете ли вы такого чаяния, — чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? — Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает … А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение» (Свт.Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 3-23).

В Символических книгах нашей Церкви в вопросе об освобождении из плена адова сказано:
«Освободив из ада души Святых Праотцев, Он ввел оные в рай, а с ними вместе и разбойника, который уверовал в Него, вися на кресте» (Православное Исповедание, 1, 49);

«Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободитьдуши, которые с верой ожидали Его Пришествия» (Пространный православный катехизис Православной Восточной Церкви. 213).

Замечательный подвижник и богослов XX века, святитель Николай Сербский, также утверждает:

«К невидимой Церкви принадлежат… все христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние 20 столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад» (Катехизис Восточной Православной Церкви).

Другой сербский подвижник, преп. Иустин Попович, обращает внимание, что Господь вывел из царства ада уверовавших в Него:

«Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле» (Преп. Иустин Попович. Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Предтечи).

В богослужебных текстах Восточной Церкви, отражающих суть Предания, свидетельствуется об освобождении Христом из ада не всех, но праведных:

«Крепкаго Божеством прием ад страшливый, нетления Подателя, / души праведных вопиющия изблева: / благословен еси, Господи, Боже отец наших» (Канон Крестовоскресен. Глас 3. Песнь 7.)

На Пасхальной заутрени в Синаксаре по 6-й песни запечатлено:

«Господь ныне из адовых сокровищ человеческое естество исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша. Души же от века святых, нуждею держимыя, от ада свободи» (Синаксарь по 6-й песни Пасхальной заутрени),
«ибо по сложении тела чрез смерть его, нет места покаянию» (Октоих в понедельник утра по стихословии).

В Соборных Деяниях Поместных Церквей составляющих Единую Вселенскую Церковь находим подтверждение учению об освобождении Спасителем благочестивых праведников, но не укоренившихся грешников из ада. Так,Толедский Собор 625 года, постановляет: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» (Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221).

В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали(MacCulloch J.A. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 259–260).

Таким образом, в вопросе о сошествии Христа во ад, рассмотренные выше свидетельства Предания, согласно учат об освобождении не всех узников преисподней, но о спасении праведников, с верою ожидавших Спасителя. Ибо по святительскому слову: «для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс.6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного» (Свт. Григорий Богослов. Слово 15).

Сайт "Православный взгляд" ©
https://orthoview.ru/vyvel-li-xristos-g … g370566469

0

1606

С Праздником Воскресения Христова,
со Светлой Пасхой Христовой!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+3

1607

Воистину Воскресе!

+3

1608

Воистину Воскресе Христос!

+2

1609

Воистину Воскресе!

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-05-05 15:07:21)

+2

1610

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С Праздником!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+3

1611

Вмч. Георгия Победоносца

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t729393.jpg

Иверской иконы Божией Матери
(второе обретение списка иконы 2012)


Вот какая чудесная история произошла в Самарканде...

Георгий, учитель по профессии, пел на клиросе в храме св. вмч. Георгия в Самарканде. Он и рассказал поразительную историю, которая случилась в годы хрущевской власти во время служения архимандрита Серафима (Сатурова). Этот священник, родом из Перми, был репрессирован, 10 лет отсидел, старенький уже был, весь больной, еле сил хватало ходить. Своей теплотой, вниманием он немало молодых людей привлёк в храм. Многие стали креститься. Когда кэгэбэшники увидели, что молодёжь пошла в храм, быстро нашли повод, чтобы закрыть храм. …

Батюшке служить запретили. Службы в храме не было, но тайно она совершалась по ночам, собирались по два-три человека – и служили…

Прошло два года, как храм закрыли. Приближался престольный праздник- Георгия Победоносца. Все прихожане сокрушались, что не будет службы в этот день.… А власти уже определили: хороший детский садик здесь будет- семь квартир, помещение храма просторное, баня, пекарня, столовая, площадка большая, колодец, два дуба… Всем стало ясно, что храму скоро конец…

Но накануне 6 мая случилось нечто из ряда вон выходящее. Батюшка в это время у себя в келье к празднику готовился, каноны читал, а матушка Иулия, келейница его, ссыльная монахиня, на церковном дворе подметала. Вдруг увидела: открываются врата церковной ограды, и въезжают два верховых офицера в старинных, невиданных одеждах, на белых конях. Один постарше, другой помоложе. Этот первый - такой величественный, красивый, ловкий. Спрыгивает с коня и, обращаясь к монахине по имени, отдаёт ей повод:

- Матушка Иулия, подержи повод лошадки, я пойду к батюшке Серафиму.

Она, вся в трепете, упала на колени:

- Ох, милый, твоя лошадка сильная, - я не удержу её! – и ручки подняла, будто сдаётся ему.

Тогда офицер отдал повод своему адъютанту и, ничего не спросив, пошёл прямо в келью к батюшке Серафиму. Увидел его, стоящего на коленях перед иконами, и повелительно говорит ему:

- Отец Серафим, готовьтесь к службе – сегодня храм будет открыт!

Батюшка прямо отпрянул: что за офицер, откуда он появился?! И слова у него такие сильные, богатырские слова. И голос красивый, мощный – чистый баритон, а слово – то - сила, всё равно как приказ! И вдруг понял священник, что это был сам Великомученик Георгий. В окно глянул – оба всадника ловко взлетели на коней и поехали, только искры из-под копыт! А направились они после отца Серафима прямо в исполком города Самарканда.

Великомученик Георгий оставил своего «адъютанта» у входа с лошадьми, а сам зашёл в исполком, минуя милиционеров, - те только встретились с ним глазами, но ни слова ему не сказали, не спросили, к кому и откуда. Георгий Победоносец – прямо на второй этаж, мимо секретаря, которая тоже онемела. Ни у кого ничего не спрашивая, открывает дверь в кабинет председателя исполкома и, называя его по имени, говорит:

- Чтобы сегодня же храм Великомученика Георгия был открыт! Иначе будете наказаны без помилования.

Председатель исполкома был страшно напуган появлением невиданного офицера и его словами: «Иначе будете наказаны без помилования!» А тот поворачивается - и уходит. Хотел председатель задать ему вопрос: «Кто вы, откуда?» - но не смог в себя прийти от необыкновенной силы приказа, который отдал незнакомец. Глянул он в окно: а тот уже в седло садится с необыкновенной лёгкостью – и только искры из – под копыт!..

В страхе берёт чиновник телефонную трубку, звонит уполномоченному по делам религии:

- Срочно пошлите нарочного в храм Великомученика Георгия! Чтобы сейчас же открыли храм! А распоряжение напишите после.

Некогда было даже писать – такой страх его взял! Уполномоченный немедленно послал своего помощника в храм. Через 15 минут он был у отца Серафима:

- Открывайте храм, служите свободно!..

На следующий день председатель исполкома приехал на машине к отцу Серафиму:

- Над вами есть какой-то начальник?

- А как же? Есть.

- Можно посмотреть на его фотографию?

Батюшка выносит ему фотографию Ташкентского епископа в клобуке.

- Нет, не тот! А ещё выше есть у вас кто-нибудь? У меня вчера ваш начальник был, офицер такой – о-о-о… С такой властью приказал, чтобы срочно храм открывали, иначе, говорит, будете наказаны без помилования! Сразу видно – начальник…

У батюшки слёзы потекли, он слова выговорить не мог… Только вынес старую икону Великомученика Георгия – верхом на белом коне.

Председатель исполкома как глянул:

- Он!!! У меня вчера ОН был! – И тоже прослезился.

+2


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ