"Несколько уже раз говорил я вам против мира и привязанности к нему.
Не думаю, чтоб я надокучил вам тем, по уверенности моей в любви вашей к истине
и готовности внимать ей, как бы она горька ни была. Но приходит на мысль,
не почитаете ли вы строгих приговоров на мир моим личным мнением о мире
и миролюбии?
Не думаете ли, что мир не так противоположен Христу и жизнь мирская – жизни христианской,
чтоб их не было возможности соединить и, живя по-мирски, жить вместе и по-христиански?
По крайней мере, ныне в ходу то мнение, что строгое отчуждение от мира и всего мирского
есть принадлежность недалекой простоты или неразумной ревности и мрачной меланхолии
и что, напротив, достоинство нынешнего века и просвещения в том именно и состоит,
что ныне умеют совместить христианство с миролюбием, с жалостию смотря на этих бедных недоумков,
кои в видах спасения и богоугождения лишают себя тех или других благ и утех мира.
Не берусь вступать в спор с такими мудрователями. И ныне я положил – ни слова не говорить от себя,
а собрать только в едино все сказанное в слове Божием против мира и миролюбия. К себе обратясь,
каждый в совести своей, конечно, найдет строгое внушение беспрекословно внимать тому, что заповедует Господь
наперекор всем ходячим мнениям и всем возникающим из нашего сердца противочувствиям и противлениям.
Что ясно и определенно говорит Господь и святые Его апостолы, то закон для нас.Послушайте, что говорит о мире Господь и святые Его апостолы, и перестаньте суемудрствовать.
Как говорит о мире Господь? Но вы наперед знаете, что Господь, Который был столько снисходителен к грешникам и немощным,
Который взял все грехи наши на Себя, Который иго Свое назвал благим и укорял учителей иудейских за то, что они обременяли
людей излишними строгостям и, – такой Господь, конечно, не стал бы налагать на Своих последователей тяжесть отчуждения от мира,
если б можно было миролюбие совместить с последованием Ему. И однако ж, смотрите, как говорит Он.В каком отношении поставляет Себя Спаситель к миру? "Я, – говорит, – не от мира сего», и это слово повторяет несколько раз (Ин. 8, 23, 17:14–16).
«Я не от мира сего», и «Царство Мое несть от мира сего» (Ин. 8, 23, 18:36). Царство Христово устрояется в мире же и из людей мира,
но на развалинах царства князя мира. Почему Господь говорит: «Я с неба сошел связать крепкаго, разрушить дела диавола!» (Ин. 6, 38, Мк. 3:27, 1Ин. 3, 8).
Как это совершено крестною смертию, то пред страданием вот какой произнес Он приговор миру: «ныне суд есть миру сему;
ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31).
Видите, какая противоположность!
Как же хотите вы, угождая миру, быть со Христом?
«Кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови с велиаром»? (2Кор. 6, 14–15)Может быть, впрочем, Господь так строг к миру Сам в Своем Лице?
Но не сделал ли Он какого послабления в сем для учеников Своих, коим неизбежно быть в мире и жить среди миролюбцев? Никакого.
И "они, – говорит, – не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17, 14). Посему, утешая их, в другом месте прибавляет: «аще мир вас ненавидит,
ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира,
сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18–19). Как же вы хотите и Христу принадлежать, и быть в мире с миром?Не обетовал ли Господь, по крайней мере, в будущем какого-либо мира с миром?
Не дожили ли мы до сего счастливого времени и не можем ли, спокойно миролюбствуя, думать, что угождаем Господу и душу свою спасаем?
Нет, не это обетовано. Я, говорит, «пошлю вам Духа такого, Которого мир не может принять» (Ин. 14, 16–17), то есть Духа, совершенно
противоположного духу мира. «И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде» (Ин. 16, 8). Почему постоянное и всегдашнее враждование
будет между вами и миром, вследствие коего «в мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33). Как же это вы хотите жить
в мире с миром и принадлежать Господу, когда Дух Господень, поданный последователям Его, никак не может быть мирен с миром?Итак, видите, что в учении Господа никакого нет снисхождения к миру.
Наперед можете быть уверены, что никакого снисхождения к нему не встретите вы и в речах святы х апостолов.
Возьмите дышавшего любовию Иоанна и просиявшего правдою праведного Иакова. Что говорят они? И тот, и другой
в одно слово говорят: «не любите мира». «Не любите мира, – говорит апостол Иоанн, – ни, яже в мире.
Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем; яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская,
несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его; а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин. 2, 15–17).
«Не весте ли, – говорит апостол Иаков, – яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает».
Как это страшно! "Или мните, – продолжает он далее, – яко всуе Писание глаголет: к зависти желает Дух, иже вселился в ны?» (Иак. 4, 4–5).
То есть Сей Дух так ревнив, что никак не может попустить, чтоб мы хотя сколько-нибудь принадлежали миру,
требует все целой преданности Господу.Смотрите далее, что говорят другие апостолы: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога» (1Кор. 2, 12).
Прежде, то есть когда не были христианами, "мы были порабощены под стихиями мира» (Гал. 4, 3) и «ходили по веку мира сего» (Еф. 2, 2),
«по преданию человеческому» (Кол. 2, 8), то есть по обычаям мирским. Ныне же, то есть принявши Христа, «умросте со Христом от стихий мира» (Кол. 2, 20),
ныне "мир" вам «распялся и» вы "миру" (Гал. 6, 14), то есть он для вас мертв, и вы должны быть мертвы для него.
Посему «блюдите себя нескверными от мира» (Иак. 1, 27), убегайте от "скверн" мирских (2Пет. 2, 20) и «яже в мире похотныя тли» (2Пет. 1, 4);
и, «отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно живите в нынешнем веце» (Тит. 2, 12).
«Мир весь во зле лежит» (1Ин. 5, 19) и ненавидит добро истинное, посему не дивитесь, что «ненавидит вас мир» (1Ин. 3, 13).
Благодушествуйте паче, приемля благодать, по коей «всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий» (1Ин. 5, 4–5), то есть вера Христова так тесно соединена с победою мира,
что, где она, там мира нет, – он побежден... и, следовательно, наоборот: где мир есть, там нет веры, нет Христа и христианства.Вот и апостолы никакой пощады не оказывают миру! Ни Господь, ни апостолы...
Чьи же суть ученики те, кои хотят совместить миролюбие с христолюбием, кои так учат и так хотят жить?
Я вам скажу, чьи, – и скажу словами апостольскими. Апостол Иоанн говорит: «искушайте духи»,
потому что «много лжепророков вошло в мир. Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает» (1Ин. 4, 1, 5),
то есть эти лжепророки – лжеучители – защищают мир, потому что сами от мира же суть, а не от Христа. Стало, и слушающие их,
и последующие им не Христовы суть, а суть тоже от мира.И не сбывается ли среди нас то, что предрекал апостол Павел: «будет бо время, егда здраваго учения не послушают,
но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся»? (2Тим. 4, 3–4).
Видите, какой строгий приговор не только на мир, но и на защитников миролюбия!Так пусть себе кто хочет ухищряется миролюбствовать с ложною надеждою не стать чрез то в противление духу Христову!
Вы же не увлекайтесь – и не подражайте таковым! Одно намерение о сем злоухищрении обличает отсутствие духа Христова – обличителя мира.
Уместно ли нам думать о союзе мира со Христом, когда, с первых дней явления Спасителя в мир, мир восстал на него и властию,
и хитростию, и злобою? Не внушается ли тем, чтоб христиане и думать не думали жить в ладах с миром, кото рый так враждует на Господа их?
Так всегда и было. После Господа и святых апостолов все истинно веровавшие и работавшие Господу шли наперекор миру и духу его
и за то сами были целию стрел от лица мира – терпели и гонимы были. Да «и вси хотящии благочестно жити в мире гоними будут» (2Тим. 3, 12).
Какие же тут лады?!Теперь, полагаю, все вы согласитесь, что, не одобряя мира, я не свое частное мнение излагал вам.
Господь и святые апостолы ясными и определенными словами, не допускающими ни какого перетолкования, осудили его.
«Кто от Бога, послушает нас», – говорит святой Иоанн Богослов (1Ин. 4, 6.). После сего нечего нам расходиться в суждениях о мире.
Разве, может быть, у нас не сходны понятия о самом мире?! В самом деле, разно можно понимать мир, и не дивно,
что между сими понятиями найдутся такие, по коим жизнь мирская не покажется там решительно противоположною духу Христову...
В таком случае иной может сказать: «И я знаю, что мир противен Христу и что верующий должен отвергнуть его; но то,
что ты называешь миром, я не считаю принадлежащим миру. Скажи мне: что такое тот мир, который осужден Господом
и святыми апостолами, в коем живущие гибнут и от коего отрещись должны все, желающие спастись и Богу угодить?»Вопрос, как видите, самый естественный, но не простой, и ответить на него нельзя одним словом.
Я постараюсь это сделать в другой раз; а между тем и вас самих приглашаю порассудить о том.
В самом деле, может быть, достаточно с точностию определить, что такое мир и мирское, чтоб отвратиться от них,
и что если то или другое допускается в жизни, то потому только, что не считается мирским.Возьмите же на себя немного труда – уяснить сие. В благоприятное время и я приду к вам на помощь с моим словом,
чтоб совместно нам преуспевать в познании истины христианства, во спасение наше и славу Бога,
в Троице поклоняемого. Аминь."
(Святитель Феофан Затворник).
Отредактировано Виталий83 (2019-09-22 17:26:05)