https://blogs.ancientfaith.com/glory2godforallthings/2019/05/28/the-ontological-model-part-2-how-good-is-your-will/
Предположим, я дам вам велосипед для удобства передвижения. Предположим, однако, что велосипед сломан: спущены шины, отсутствуют спицы, часто проскальзывает цепь. Тем не менее, вы придумаете, как это сделать. Поездка ухабистая, и вам часто приходится останавливаться и чинить цепь. Вы боитесь, что однажды колеса просто развалятся, когда спицы поддадутся весу. Тем не менее, урывками ковыляешь по дороге. Я полагаю, что это подходящая модель человеческой воли.
Воля не отсутствует, но она сломлена. У одних она более нарушена, чем у других.
Для чего я делаю, я не понимаю. Что хочу делать, того не делаю; но что ненавижу, то и делаю. Итак, если я делаю то, чего не хочу делать, то я соглашаюсь с законом, что это хорошо. Но теперь уже не я делаю это, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что во мне (то есть в плоти моей) не живет ничего доброго; ибо воля присутствует во мне, но как сделать то, что хорошо, я не нахожу. Доброго, что хочу сделать, не делаю; но зла не хочу делать, которое практикую. Если же делаю то, чего не хочу, то уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Я нахожу тогда закон, что зло присутствует со мной, тот, кто хочет делать добро. Ибо я нахожу удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и пленил меня закону греховному, находящемуся в членах моих. О несчастный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Благодарю Бога – через Иисуса Христа, Господа нашего! Итак, сам я умом служу закону Божию, а плотью закону греха. (Римлянам 7:15-25)
Знаменитый плач св. Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю; а зла не хочу делать, что делаю…» — душераздирающий отголосок каждого человеческого сердца. Это особенно разочаровывает в культуре, которая возвышает силу воли над всеми вещами в своем странном извращении свободы. У нас есть воля, и она играет роль в нашей жизни. Однако это не главный определяющий аспект нашей человечности. Человек как моральный агент часто не более чем фикция.
Я писал о проблемах правовой/судебной модели спасения. Юридические образы имеют место (прежде всего в проповеди). Они могут легко стать моралистами, описывая человеческое состояние в основном как правильное решение и последствия неправильного выбора. Действительно, в юридической/криминалистической модели моральная свобода воли — почти единственный аспект человечества, который имеет значение. Мораль связана с решениями. Есть правила, предупреждения и последствия. Тогда мы свободны выбирать и соответственно страдать.
Замечу в скобках, что та же самая судебная модель стала управлять почти каждым аспектом современной культуры, особенно в либеральных демократиях капиталистического мира. Ибо в этих обществах есть победители и проигравшие. Это весьма утешительно для тех, кому удалось предположить, что неудачи других являются результатом их неправильного выбора. Действительно, часто думают, что последствия такого выбора служат хорошим уроком для всех. Америка определяет себя как нацию моральных агентов, часто предполагая, что она самая моральная из всех наций.
Однако ландшафт страны указывает на один из недостатков юридического подхода. Есть и всегда была неуступчивая часть населения, которой не удавалось добиться успеха. Если вы займетесь историческими исследованиями, то обнаружите, что эта проблема существовала в Америке с самых первых колониальных дней и никогда не исчезала.1 Сменявшие друг друга политические режимы по-разному описывали это явление, но ни одному из них так и не удалось заставить его исчезнуть. Наблюдение Христа «бедные всегда с тобою» остается неоспоримым. Эта непреодолимая бедность больше, чем экономическая: она представляет собой недостаток моральной свободы воли. Любой, кто работает с беднейшими слоями общества, должен признать, что есть люди, которые никогда не могут управлять своей жизнью таким образом, чтобы избежать неприятностей и неудач. Их собственное разочарование душераздирающе.
Моральная свобода действий обычно делит людей на победителей и проигравших, причем победители чувствуют себя так или иначе оправданными в своем выборе и решениях. Но что, если воля подобна сломанному велосипеду? Что, если в лотерее жизни победители просто унаследовали бы менее сломанный велосипед и ездили бы только по хорошо вымощенным, ухоженным дорогам? Что, если обстоятельства не выявят сломленность одних и преувеличат сломленность других? Что, если никто из нас ни за что полностью не отвечает?
Онтологический подход (еще раз извиняюсь за термин) не рассматривает людей в первую очередь как моральных агентов. Во-первых, мы существа . У нас есть воля, но она сломлена. Доктрина Церкви, сформулированная на 6-м Соборе и окружающем его богословии, описывает нашу человеческую природу как обладающую волей ( естественной волей), но также отмечает, что природная воля нарушается в своем применении из-за способа воления, известного как гномическая воля . Сложности этого понимания не обязательно должны быть полностью поняты. Если хотите попробовать, то читайте святого Максима Исповедника. Он великий Доктор этого Совета.
Тонкости этого понимания имеют большое значение для описания истинного разочарования человеческого затруднительного положения. Св. Павел выразил это воздыханием: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» Сломленность воли — это проблема бытия , а не недостаток нравственной свободы воли.
Некоторые версии протестантизма признают сломленность воли, но остаются приверженными моральной свободе воли как основной линзе для понимания наших отношений с Богом. Для них человек насквозь испорчен, неспособен по-настоящему желать добра. То, что одни кажутся успешными, а другие терпят неудачу, приписывается суверенной воле Бога. Кого-то выбирают, кого-то нет. Это богословие очень совместимо с ландшафтом современных капиталистических демократий. Избранные преуспевают – «Бог излил на тебя Свою благодать».
Служение Христа, кажется, не затрагивает вопрос о моральной свободе воли. Те, кто отстаивал свой выбор (фарисеи), не так хорошо преуспели во взаимодействии со Христом. Однако Его, казалось, особенно привлекали те, кто занимал сломленные слои человечества, отмеченные нищетой, болезнями и неправильным выбором. Женщина, застигнутая в прелюбодеянии, находит сострадание. Женщина, живущая вне брака, пять раз потерпевшая неудачу в браке, обручается прямо и находит спасение. Христос, кажется, смотрит сквозь моральную сломленность в самое сердце их существования. Он милостиво отвечает даже на крах религиозной веры: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
Мы не автономные моральные агенты, бегающие вокруг и формирующие нашу жизнь и мир своим выбором. Наш выбор, возвеличенный современными философскими теориями, достиг вершины абсурда. Судья Кеннеди озвучил бредовое представление о современной моральной свободе воли:
В основе свободы лежит право определять собственную концепцию существования, смысла, вселенной и тайны человеческой жизни…
Люди - это в первую очередь люди . Само наше существование есть дар от Бога. Существование само по себе хорошо и призвано стать еще лучше, двигаясь к истинному вечному бытию в союзе с Богом. Мы люди, у которых есть воля (сломанная и недееспособная). Но мы сами не воля. Современность склонна думать о людях как о воле, у которой есть тело. Конечно, многие люди (в том числе младенцы) либо имеют ослабленную волю, либо не способны проявить волю как выбор и решение. Эти странные существа беспокоят моралистов. Они - ложка дегтя, которым обычно приписывают не совсем человеческий статус. Неудивительно, что в светской версии юридического мира такие люди легко предаются смерти как не-лица.
Наше существование всегда условно — это дар от Бога и продолжается только потому, что оно участвует в Его существовании. Грех уводит нас от этого участия и, таким образом, к небытию. Первичная категория греха – это смерть или небытие. Эта смерть проявляется в нас во многих отношениях, в том числе и в тех, которые описываются как «моральные». Следует отметить, что Традиция описывает нас как находящихся в «рабстве греха и смерти». Это первичный образ Пасхи (Пасхи), а значит, и нашего спасения. Бог посылает Моисея в Египет, чтобы вывести Свой народ из рабства. Он не идет туда в первую очередь для того, чтобы улучшить свою роль моральных агентов. Христос входит в наш мир, чтобы вывести нас из рабства греху и смерти. Исцеление нашей воли со временем является частью исполнения Исхода.
Насколько хороша твоя воля? Это полезно время от времени, но также, кажется, довольно нефункционально в другое время. Это не ядро вашего существа. Сам Бог является ядром нашего существования. Традиционным направлением христианской жизни является рост в союзе с Богом через Христа в Святом Духе. Христианство — это не общество нравственного совершенствования. Есть много тех, кого нужно спасти, которые кажутся нам худшими моральными неудачниками. В Своем сострадании Иисус очень любил их. Они много страдали, часто от собственных рук.
Превосходство моральных агентов, как и богатство преуспевающего американца, не повод для хвастовства. Все в подарок. Мы ничего не заработали. Дары Божьи даны нам для того, чтобы благодарить Его и делиться с теми, кто имеет меньше. Совершенство морального агента измеряется делами сострадания и самопожертвования, а не привередливым соблюдением кодекса поведения, которое часто представляет собой не более чем соответствие среднему классу.
Боже, дай нам благодати!