Свт. Геннадий Схоларий:
«Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они,
не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками».
Преп. Иосиф Волоцкий:
«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси.
Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия,
и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать,
чтобы не оказаться причастными к его гибели».
Св. Исповедник Мелетий:
Не нужно слушаться монахов, да и пресвитеров не стоит, когда их речи - беззаконны, когда советы их во зло.
И что я говорю "пресвитеров", "монахов"! Самим епископам не уступайте, коль неполезное душе они творить,
и говорить, и думать вдруг убеждать коварно станут.
свт.Григорий Богослов. Письмо 34,"К жителям Кесарии":
"Светильник телу есть око (Мф. 6:22), а светильник Церкви есть епископ. Поэтому оку (=епископу - Б.Р.) необходимо быть чистым (в вере),
чтобы тело двигалось правильно. А когда оно нечисто, и тело движется неправильно.
Так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь или подвергается опасности, или спасается."
Ефрем Сирин:
«Несообщения с еретиками есть красота Церкви и выражение ее жизненности,
т.е. признак того, что Церковь не омертвела и жива духовно.
А если Церковью не соблюдаются заповеди Божии о несообщении, значит Церковь духовно омертвела».
свт. Василий Великий ("Нравственные правила", 70, 37):
Начальствующий в слове - (будь то учитель или архиерей) - должен всегда с обдумыванием и испытанием,
с целью благоугождения Богу и делать, и говорить, потому что он должен и со стороны тех, кто ему вверен,
быть испытан и засвидетельствован.
Свт. Иоанн Златоуст:
«Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним,
хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба».
Он же (Слово огласительное I. ПСС. т.2. кн.1, М.,1993, с.257):
"Ты говоришь, что такой-то человек кроткий, имеет священный сан, очень благоразумный, а делает то-то и то-то.
Не говори мне о том, что он кроткий, что разумный, что благочестивый, что он священник.
Если желаешь, пусть это будет даже Петр или Павел, или хоть ангел, сшедший с неба,
- даже тогда я не обращу внимания на значимость лица. Ведь я читаю не рабский закон, а Царский.
Когда же читаются писания Царя, всякая рабская значимость да умолкнет... "
Святой Кирилл Иерусалимский:
«Не внимай льстивым словам их [ерестиков] о Христе, ни мнимому смирению.
Ибо они суть змеи, порождены ехиднины.
И Иуда говорил: радуйся, Учителю! и предавал Его. Не смотри на лобзания, но опасайся яда.
И чтобы не подумали, что я обличаю его напрасно, в кратких словах скажу, кто сей Манес,
а частью и о том, чему он учит… Ибо он тать чужих зол, присвоивший себе их…
Сообщающийся с такими людьми пусть посмотрит, с кем связывается он»
Святой Ипатий вычеркнул имя Нестория из Диптихов (перестал поминать его),
когда Патриарх Несторий провозгласил свое еретическое учение, говоря:
«Это уже не епископ, прекращаю общение с ним» .
Св. преподобный Максим Исповедник говорил, что обязательным условием для принадлежности кого-либо к Церкви
является не объединение его с епископом, а его принятие им Истины. С епископом каждый должен объединяться только тогда,
когда таковой принимает Истину. На дознании, которое проводилось посланниками императора, чтобы переубедить св. пр. Максима,
ему был задан следующий вопрос от епарха: «Соединишься ли ты с такой-то Церковью или не соединишься?
─ Св. пр. Максим ответил: «Не соединюсь». ─ «Скажи, по какой причине?». ─ Св. пр. Максим сказал: «Из-за неприятия Соборов»
То есть он не имел церковного общения, потому что император и патриарх презирали Соборы.
Все эти происходило за двадцать лет (в 680 г. н. э.) до созыва Пято-Шестого Вселенского Собора, который осудил ересь,
анафематствовал всех тогдашних Патриархов Востока и Запада и оправдал св. пр. Максима Исповедника и двух его учеников-монахов!
Для св. пр. Максима Соборная Церковь ─ это не епископ, а «…правое и спасительное исповедание веры в Него…»
Святой Григорий Палама в «Опровержении послания Игнатия Антиохийского» прямо отрицает достоинство епископа,
когда таковой не следует Истине: «Ибо к Церкви Христовой принадлежат лишь те, кто принимают истину Церкви; те же,
кто непослушны этой истине, никоим образом не могут составлять Церковь, не имеют к ней никакого отношения.
Такие люди занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или архиереями.
Христианство, подлинное и истинное, характеризуется и определяется не личностями, но непреложной истиной
и непреклонностью в вере: «И те, кто от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от истины, те и не от Церкви Христовой,
сколь бы они ни возводили о себе лжи, когда называют самих себя святыми пастырями и архипастырями, и так зовутся другими.
Ведь мы помним, что христианство определяется не внешним видом, но истинностью и точностью веры».
Таким образом, святой Григорий исследует правую веру и взгляды епископа, чтобы определить,
в Церкви ли находится таковой, а не решение Собора. Когда Патриарх Калекас низложил святого
и отлучил от Церкви его единомышленников, святой Иосиф писал:
«Какая Церковь нас изгнала? Церковь Апостолов? Мы с Вами ─ Её защитники и согласны с Нею…
Следовательно, нас отвергла не Апостольская Церковь… но новоявленная Церковь и странное учение Калекаса,
а затем ты «рукоположил» и свое «священство»… Почему вы называете себя Церковью?…
Потому ли, что ты не делаешь различия между непосвященными и святыми?
Потому ли, что ты позволяешь входить во святая святых всем загрязненным и оскверненным?…».
В связи со всеми этими явлениями святой Иосиф рекомендует:«Прекратим наше общение с ними» .
И он снова напоминает о том, что Калекас еще не был низложенным, но действующим патриархом!
Необходимо особо подчеркнуть, что, по мнению святого Григория Паламы, никто не может считаться православным,
даже если он утверждает, что исповедует православную веру, если он в это же самое время служи и подчиняется
какому-то еретическому пастырю. «… Не может считаться благочестивым тот, который не отделился от него [Калекаса]…»;
«тот, кто отделился от Калекаса, тот действительно входит в список христиан и соединен с Богом...» .
Для Святого, как описывает его соратник Иосиф Калофет, Церковь Христова и «церковь», которую возглавлял
Патриарх Иоанн Калекас, были разными. Итак, когда существует ересь, то ее последователи: духовенство и миряне,
создают другую «церковь». Поэтому тот, кто принимает ересь, отступает Апостольской Церкви, пребывающей во веки,
и становится частью «церкви» новосозданной. Говоря о таких случаях, он учит:
«Прекратим наше общение с ними» и «поскольку Калекас таким образом и неоднократно отпадал от всей полноты
Православных христиан, не может считаться благочестивым тот, который не отделился от него. Напротив, тот, кто по этим
причинам отделился от Калекаса, тот действительно входит в список христиан и соединен с Богом благочестивой верой».
И в другом месте он говорит: «Будем бегать от тех, которые не принимают толкования Святых Отцов
и пытаются учить противному. И даже если они лицемерно произносят те же самые слова, они отказываются
от их благочестивого смысла. Будем бежать от таковых, как если бы мы встретили змей».
Святой Марк, на которого оказывали давление, чтобы он поминал латинствующего Константинопольского патриарха Митрофана,
сказал:
«Будем избегать любым способом общения с ним [с патриархом], и не будем ни сослужить с ним, ни вообще поминать его,
не считать его архиереем, но волком и наемником».
И он добавляет:
«Избегайте их, братия, и общения с ними. Ибо они лже-апостолы, лукавые делатели, принимающие вид апостолов Христовых.
И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его
принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их… Стойте, крепко держитесь преданий, которые приняли,
как писанных, так и устных, дабы не лишиться вам своей крепости.
«Ибо нужно любым способом их [латиномыслящих] отделить от нас», ─ сказал он.
Советуй же иереям Божиим избегать любым способом общения с ним [с патриархом],
и не будем ни сослужить с ним, ни вообще поминать его, не считать его архиереем, но волком и наемником!
Итак, бегите и вы, братие, от общения с теми, с кем не должно его иметь, и поминовения тех, кого не достоит
(литургически) поминать. Вот — я, грешный Марк, говорю вам, что тот, кто поминает папу как православного архиерея,
обязан также и исполнять все латинское, вплоть до бритья бороды, и латинствующий будет осужден вместе с латинянами,
и будет считаться нарушителем Веры»
… «Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т. е. латинян), или, быть может, и гораздо худших,
чем они, — как от христопродавцев и христокупцев. Избегайте их, братия, и общения с ними.
Ибо они лже-апостолы, лукавые делатели, принимающие вид апостолов Христовых»
Важно подчеркнуть, что Святой не поднимает такие вопросы, как необходимость соборного осуждения,
риск раскола или якобы отпадения от Церкви или вопрос применения икономии ради мира
или ради продолжения проповеди [Евангелия].
Патриарх Митрофан не был в то время осужден или извержен из сана каким-то Собором!
Святой Никифор, архиепископ Константинопольский, умолял верующих не вступать в общение с еретичествующими,
потому что их учения являются «порождениями ехидны».
Святые Феодор и Феофан Начертанные говорили:
«… Мы отвергли его предложения с настойчивостью и сказали, мы готовы выдержать десять тысяч смертей.
Также мы сказали, что никогда не осквернимся церковным общением или даже простым согласием с теми,
кто нарушает веру и исповедание Христиан, даже если нам выколют глаза или сожгут на огне наши тела…».
Святой Мелетий, перед тем, как его подвергли пыткам, писал в своих работах, что латиняне являются еретиками,
а те, кто имеет с ними церковное общение, наследуют муку вечную.
Святой Симеон:
«Всякого священнослужителя, чья вера, слова и поступки не согласны с учениями Святых Отцов,
не будем принимать в домах наших. Но отвратимся от него и возненавидим как демона,
даже если он воскрешает мертвых и делает другие бесчисленные чудеса».
Согласно святому Феодору Студиту:
«Одни [еретики] потерпели совершенное кораблекрушение в вере; другие, если и не потонули помыслами,
тем не менее сами погибают чрез общение с ересью». Он считает «предательством Православного Исповедания»,
когда кто-то остается в общении со своим еретичествующим епископом. Святой Феодор напоминает повеление
св. Афанасия Великого:
«… никакого общения не нужно иметь с еретиками и никакого ─ с общающимися с нечестивыми» .
И в другом послании он учит:«Мы имеем заповедь от того же Апостола Павла, что если кто учит или убеждает нас
поступать нас против того, что мы приняли по преданию, против того, что определяют Правила Вселенских
и Поместных соборов, бывших по временам, чтобы мы не принимали такового и не считали его членом святого клира» .
«Те, кто общается с еретиками, воистину откалываются от Церкви» .
Св. Фотий Великий писал: «Когда пастырь является еретиком, тогда он становится волком,
и мы должны бежать и удалиться [от него], чтобы он не ввел нас в заблуждение, и даже если он
кажется спокойным, избегай общения и разговоров с ним, словно яда змеиного» .
Нет лучшего толкователя 15-го правила Двукратного Собора, чем сам Председатель Собора, который его издал.
Давайте посмотрим, что говорит Св. Фотий Великий:
«Мы должны бежать от них прочь, как бежим при встрече со змеей, и должны прервать всякое общение с ними
и избегать их изо всех сил, даже если они кажутся нам достойными уважения и кроткими».
Преп. Мелетий Исповедник, Галисиотис:
«Латиняне являются еретиками, и вступающие с ними в общение погибают .
А для преп. Неофита, затворника Кипрского,
«церковное общение с папистами подвергает общающегося анафемам Соборов и ведет его на дно ада»64.
Святитель Герман в своем послании киприотам-мирянам, которые подчинились
завоевателям-латинянам в 12-м и 13-м веке, пишет:
«Народу Божьему на Кипре живущему, как истинным чадам Кафолической Церкви, повелеваю бежать от священников,
которые поддались латинскому обману, не входить в их церкви, не подходить к ним под благословение.
Ибо лучше молиться Богу у себя в доме, нежели вместе с латинами идти в церковь, а потом вместе с ними отправиться и в ад» .
15-е пр. Конст. Двукр. Собора:
«…Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами,
когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом,
прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным.
Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви,
но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».
https://apologet.spb.ru/ru/2519.html
https://shabdua.livejournal.com/4652955.html
krestovayapustin.cerkov.ru/2015/10/12/oblichenie-eretikov-kanonami-pravoslavnoj-cerkvi/