vik.mi.67 написал(а):Так опять же, семью обхождениями и столькими же трубами с таинственным восклицанием
обрушив считавшийся трудно-одолимым или даже вовсе неодолимым город Иерихон,
[Иисус Навин] таинственно явил То же Самое Слово Божие победителем мiра и скончателем века
посредством ума и рассудка, то есть, ведения и добродетели. Чего образом служили ковчег и трубы,
показывая последующим Ему, что чувственный век легко преодолим и низвергаем, и что ничего нет
из числа относящегося к нему, что было бы необходимо испробовать рачителям божественных благ,
ибо все это сопряжено со смертью и тлением и бывает причиной Божия негодования."
Преподобный Максим Исповедник.
Евфимий Зигабен ( на псалом 113 ):
Море виде и побеже.
Чермное, говорит, море познало Бога и силу Его, и почувствовав волю Его,
как бы оно было воодушевленное и непостижимым для нас образом разумное;
почему разделившись на двое, побежало прочь от очей и открыло под собою
на дне сухую землю, дав место для прохождения сухими ногами израильтянам,
по изведении их из Египта Моисеем. А выражение побежало, означил,
по словам Златоуста, страх моря и поспешность, с которою оно разделилось
и стало стеною с правой и левой стороны.
Иордан возвратися вспять.
Это чудо последовало во время Иисуса Навина, когда река Иордан удержала свое течение,
дав кивоту Божию и всему народу израильскому возможность пройти по сухой земле, не омочившись.
О сих двух чудесах упоминает Давид и в 65-м псалме, говоря:
обращающий море в сушу, реку перейдут ногою.
Изъяснение Исихиево: В высшем значении под морем должно разуметь
порочное поведение как непостоянное, а под Иорданом – благодать крещения.
Итак море жизни убегает от исповедующегося, как горькое и не могущее совместиться с тем,
который навсегда отступил от горечи грехов. А Иордан не убегает, но возвращается
для исповедующихся назад, поколику они изменяются, приступив к слезам покаяния;
так как покаяние производится силою крещения; и не какой пользы не было бы от покаяния
без предварительного крещения. Потому-то и Иоанн сперва проповедовал покаяние
и потом с покаянием соединял крещение. Почему Иордан обращается назад?
Потому что согрешивший чрез покаяние идет назад, оставив прежний путь
(ибо Иордан принимается за изображение покаяния).
Иисус Навин. Глава 3
( Нав. 3: )
Ст. 9-13 Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда
и выслушайте слова Господа, Бога вашего.
И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый,
Который прогонит от вас Хананеев и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев,
и Гергесеев, и Аморреев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа
всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и возьмите себе
двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена;
и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа,
Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет,
текущая же сверху вода остановится стеною
Ст. 14-17 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан,
и священники понесли ковчег завета пред народом, то, лишь только несущие ковчег
вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана
- Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы,
- вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние,
до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое,
ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег
завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы
переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан
https://bible.optina.ru/old:nav:03:14
https://ekzeget.ru/bible/kniga-iisusa-n … 3/stih-14/
свят. Иоанн Златоуст :
Первый Иисус Навин рассек Иордан, и слушай, как.
Не остановил струи источников, но обратил воду назад,
как свидетельствует псаломопевец словами:
«Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?»
(«что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять»)
(Пс. 113:5)
То, что позади, сделалось источниками. Спаситель, освобождая наш род
от течения к смерти, делает, что он более не течет к смерти, но возвращается
к древним живым корням, не разрешается в Мертвое море.
Итак, восстановляется смертная природа в древний вид.
Ни один рассекатель Иордана не является без некоторого символа.
Иисус Навин рассек с кивотом, Илия с милотью, Елисей рассек опять с милотью учителя.
Так как смертная природа не достаточна была сама по себя остановить течение,
то входить Иисус (Навин) первый, с именем Владыки, неся с собой кивот,
символ Владычного тела. И оказывается, Иордан ни Иисуса не почтил,
(как) только человека, разумею Навина, ни Иудеев не устыдился,
ни перед священниками не поворотился. И чтобы показать, что не народу он уступает,
но кивот уважает, Иисус говорит: «Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет
пред вами чрез Иордан; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа,
Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет»
( «се кивот... Господа всея земли преходит Иордан:
и будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот ...Иордан ...оскудеет» )
(Нав. 3:11, 13);
не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так.
Спрашивает его Давид словами: «Что с тобою, море, что ты побежало,
и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?»
( «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» )
На это создание отвечает словами: «Пред лицем Господа трепещи, земля»
( «от лица Господня подвижеся земля» ) (Пс. 113:7).
Лицом Господа был вид ковчега. Чем был кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла,
тем была плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот носившая божество.
Об этом святом кивоте говорил блаженный Давид:
«Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего»
(«воскресни, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея») (Пс. 131:8).
И смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих струй,
но отступив к древним корням.
Источник: О реке Иордан
Прп. Максим Исповедник:
Умозрение о предводительстве Иисуса и переходе через Иордан,
и о втором совершенном им обрезании ножами из камня.
Так Иисус, преемник Моисея,- я пропущу многое из сказанного о нем
по причине множества,- восприняв народ, после кончины Моисея на горе
подвергшийся в пустыне многообразным вразумлениям ко благочестию,
и странным образом обрезания очистив его ножами из камня,
и осушив Иордан преднесением божественного ковчега, и переведя через него
всех людей незамочившимися, указал этим на типологически являемое им
Спасительное Слово, по скончании буквы законных заповедей воспринявшее
бывающее на высоте помыслов (ἐν τῷ ὕψει τῶν νοημάτων) предводительство
истинным Израилем и зрящим Бога и обрезающее всякую скверну души и тела
острейшим логосом веры в Него и освобождающее от всякой укоризны
[со стороны] подстрекающих ко греху, и через текучее естество времени
и движимых [объектов] переводящее в состояние бестелесных,
и имеющее на плечах добродетелей вмещающее [в себя] божественные тайны ведение.
Амбигвы к Иоанну.