"
Евангелие открывайте, от Иоанна. Приближается Божий час. Святого Иоанна время".
(из темы "Явление преподобного Паисия Святогорца")
Евангелие от Иоанна - последнее, четвертое Евангелие. Читал о том, что в нем содержатся - самые возвышенные глаголы.
В Ветхом Завете:
1. 1-го числа первого месяца второго года была поставлена скиния.
"И сказал Господь Моисею, говоря:
в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания,
И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал.
В первый месяц второго года, в первый день месяца поставлена скиния".
(Книга Исход, глава 40)
"А то, что скиния поставлена во второй год по исшествии, служило прообразованием новой твари во Христе; и тем, что скиния
поставлена в первый день седмицы, предсказывалось воскресение".
(преподобный Ефрем Сирин, толкование на книгу Левит, глава 1)
Но - святые отцы говорят о "новой твари во Христе" (2-е послание к Коринфянам святого Апостола Павла, глава 5) - как о полном
очищении, освобождении от страстей, об обновлении...
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете
во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают".
(Евангелие от Иоанна, глава 15)
"...Если Отец очищает, зато Сын содержит в Себе; а от пребывания на корне и зависит плодоношение ветвей. Пусть ветвь и не
очищается, но все же, оставаясь на корне, она приносит плод, хотя и не в таком количестве, в каком бы следовало; если же не
остается, – и совсем не приносит плода".
(Святитель Иоанн Златоуст)
"Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все,
что слышал от Отца Моего.
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни
попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам".
(Евангелие от Иоанна, глава 15)
"Я, говорит, люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего. Как же
в другом месте (Ин. 16, 12) говорит: много имею Я сказать вам, но вы не можете понести? Он сообщил им все то, что можно было
им выслушать и что они могли теперь понять".
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 15)
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам".
(Евангелие от Иоанна, глава 15)
"Понимай эти слова и о бедствиях учеников. Так как бедствия похожи на то, что садоводы называют подрезыванием, то Господь
показывает ученикам, что чрез бедствия они сделаются более плодоносными, подобно как и ветви чрез подрезывание. Ибо чрез
искушения они оказывались более и более сильными".
<...>
Я, говорит, очистил вас чрез Свое учение: теперь уже нужно, чтобы и вы показали на деле, что следует с вашей стороны. Поэтому
и присовокупляет:"
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 15)
"Я, говорит, очистил вас чрез Свое слово и учение, и с Моей стороны не осталось ничего неисполненным. Теперь должно начаться
уже ваше дело. «Пребудьте во Мне». Чтобы они из страха не отделились от Него, Он укрепляет ослабевшую душу их, прилепляет к
Самому Себе и уже подает добрую надежду: чего ни попросите, то получите, если пребудете во Мне (ст. 7). Примером ветви ясно
представляет нам, что от Него подаются сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему, Ибо как плод приносит та ветвь, которая
пребывает на лозе и от нее получает содействие к жизни: так и вы, если пребудете во Мне чрез соблюдение заповедей, принесете
больше плода. А кто не пребывает, тот «засохнет», то есть теряет то, что имел от корня, и если получал какую-нибудь духовную
благодать, лишается ее и сообщаемой от нее помощи и жизни. И что же наконец? «бросают в огонь, и они сгорают». Сими же
словами подает им и немалое утешение, показывая, что злоумышляющие против Него, например Иуда, будут сожжены, а они,
пребывающие в Нем, принесут плод. Ибо без силы и оживления, кои подаются от Него, не смогут ничего сделать".
"После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя"
(Евангелие от Иоанна, глава 17)
"Сказав ученикам, что они иметь будут скорби, и, убедив их не унывать, Господь ободряет их еще молитвою, научая и нас в
искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Иначе. Настоящие слова суть не молитва, но беседа с Отцом. Если в иных случаях
(Мф. 26, 39) Он молится и преклоняет колена, то не удивляйся сему. Ибо Христос пришел не для того только, чтобы явить Себя
миру, но и для того, чтобы научить всякой добродетели. А учитель должен учить не словами только, но и делами. Желая показать,
что идет на страдания не против воли, а по собственной воле, говорит: «Отче, пришел час». Вот, Он желает этого, как чего-то
приятного, и предстоящее дело называет славою, и славою не Своею только, но и Отчею".
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 17)
"Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он (Господь) сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь (Мк. 14, 32).
Молитвой начинается путь Креста. Путь Креста - путь к Отцу. А молитва и есть уход к Отцу и в Его стихию. Значит, через
молитву душа приражается небу и обвевается его силами и крепнет для подвига.
И Сам Господь в начале Своего Крестного пути уходит к Отцу в напряженной, до кровавого пота, молитве (Лк. 22, 44).
Вникай... Вникай... Хочешь быть сильным в подвиге - молись, молитвой уходя к Отцу.
"Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе!" (Вел. Четверг, утренняя стихира на хвалитех).
И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте
здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва
Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты (Мк. 14, 33-36).
Путь Креста, конечно, есть отречение от земли, и понятно, что земля всячески протестует и тело содрогается от предстоящих
страданий. Протест и содрогание плоти особенно жгучи перед жертвенными моментами подвига. Тогда они закружатся в теле знойным
неудержимым вихрем, поднимутся и заполнят человека до краев земной жизни, пронизают все поры, вторгнутся в самую душу и
потрясут ее до глубины, кажется, совсем, совсем пленят ее и передадут ей весь непереносимый ужас и всю тоску о жизни.
И заполнит душу тоска и разовьет страдание в ней, как предсмертные муки, совсем подавляя и как бы изничтожая душу. И в этот
час предсмертной тоски, как жгучего протеста человеческой природы против насилия над ней даже до смерти, ничто, ничто
человеческое не может укрепить поверженную душу и дать силы справиться с собой... Доводы разума, всё напряжение воли,
отчетливейшее сознание долга - всё будет пустым звуком...
В тот час душу поднимет из мрака тоски и вольет в нее силу только молитва... Это будет молитва - вопль к Отцу о Его
Божественном вмешательстве. Молитва поверженного на землю ("пал на землю"), молитва из праха земного о Высшей Силе и
помощи... молитва отречения от человеческого бессилия и одной устремленности к Отцу.
И, как дань человеческой немощи, молитва начнется с вопля о том, "чтобы, если возможно, миновал час сей", час тяжких
страданий креста.
А вот, когда укрепляющая сила молитвы восстановит равновесие души и душа всецело вольется в стихию Бога, в которой ее опора и
жизнь, тогда молитва потечет только об одном - чтобы не оказаться душе выключенной от общения с Богом, чтобы Божья воля
руководила жизнью, потому что в этой воле человеку обеспечено спасение-счастье...
При отдаче в Божью Руку, обеспечивающую жизнь души, внешнее устранение жизни теряет всякую ценность, и как бы оно ни
оказалось тяжким, оно переносимо, потому что будет сознание, что главное-то, нужное достигнуто, что Господь с душой и она в
Его Руке.
Тогда потечет молитва о Божьей воле: "От Твоей, Господи, Руки и в Твоей воле мое спасение! Пусть же я пребуду в Твоей воле во
веки. Один Ты спасешь меня... Сам же я не обеспечу свое избавление... А потому пусть будет не чего я хочу, а чего Ты. Лишь бы
мне быть с Тобой. Да будет воля Твоя".
Так и Божий Сын взывал к Отцу, предавая Себя Его святой промыслительной воле, в которой всё оправдание жизни.
"Человеколюбие, Христе Боже, прегрешений даруй оставление, покланяющимся верою пречистым Страстей Твоим" (Вел. Понедельник,
седален по 3-й кафизме на утрени).
Возвращается (Господь к ученикам после молитвы) и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты
бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя,
молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему
отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот предается Сын
Человеческий в руки грешников (Мк. 14, 37-41).
Какой выразительный пример человеческой немощности! И немощности самой жалкой, потому что проявляется она в величайший и
трагический момент жизни, и проявляется она не в каких-нибудь бросках и натугах человека (хотя бы и бесплодных), а
проявляется она и отодвигает всё великое в ничтожном, казалось бы, проявлении человеческой природы - в сне.
Пришел сон, и забыто и бессильно великое, и человек - данник своей слабости. А потому забудь киченье: ты силен только в Боге.
Для Господа приближается момент предательства и Креста. Господь открыто говорит об этом ученикам. И ученики из слов Господа
видят, что час испытания близок. Возбужденные этой близостью, они только что свидетельствовали Христу о готовности положить
за Него жизнь.
И при всем том немощь... обычная человеческая немощь не оставляет и апостолов.
Вот сейчас в Гефсимании избранные из избранных, любимейшие из любимых, приближеннейшие из близких снова выделены из
остальных, как и в другие значительные моменты жизни Христа... Сейчас они знают, что вот-вот надвинется страшное горе... Вот
они только что слышали от Самого Христа, что душа Его скорбит смертельно... Вот они видят Его в величайшем борении - ужасе и
тоске. Вот Он только просит их бодрствовать вместе с Собой... А Сам немного отходит и на их же глазах бросается на землю и
молится до кровавого пота...
А избранные забыли всё.. Была полночь, и сон опускал веки, закрывая глаза... и засыпали апостолы!
И не действуют новые призывы Господа к бодрствованию... Не действуют упреки, что и один час они не могли преодолеть себя...
Они безмятежно сонливы... Они не знают, что Ему отвечать... Три раза их будит Господь. Всё тщетно... Немощная природа брала
верх: ученики опять засыпали...
Вот иллюстрация человеческой беспомощности. Нечего кичиться человеку своими естественными силами!
Господь указывает долг человека превозмогать естественную немощность. Это долг потому, что в состоянии преобладания
немощности к человеку прокрадывается подстерегающее его искушение и в дремотном теле застанет дремотную душу и стеснит ее
грехом.
И вот, чтобы избегнуть внедрения в душу греха, надо преодолевать естественную немощность, высвободить душу от подчинения ей и
держать душу в духовном бодрствовании. "Бодрствуйте"... Плоть немощна, а дух (должен быть) бодр.
Средство держать душу в бодрствовании - молитвы: "Бодрствуйте и молитесь". Молитва - уход души в стихию Бога; через молитву
душа человека входит в мир Духа и силы Духа прирождаются человеческой душе, вооружая ее и делая ее способной
противоборствовать искушению.
Если бодрствование нужно для всегдашнего преобладания духовности, то тем более оно неминуемо в пути креста, когда от души
потребуется через молитву такая насыщенность силою Духа, при которой плотяное совсем и замерло и как бы отпало.
И Сам Божий Сын испытывает закон тела, его немощность и молитвой к Отцу устраняет боренья.
"Честная Твоя воспеваем страдания и славим, Спасе, крайнее Твое снисхождение" (Вел. Понедельник, седален канона на повечерии).
Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк. 14, 42).
Вот результат молитвы... Боренья позади... Плотяное подчинено Духу. Не угнетаемый телом, Божественный Дух царит и царственно
распоряжается... Теперь Он величав и спокоен... Он властвует. Он, послушный Божьей воле, Сам свободно пойдет на путь Креста.
Он Сам взойдет на Крест. В свободе и силе подвига и его ценность... Путь Креста - не дорога раба, невольно загнанного на нее
и боязливо озирающегося на ней... Он не горькая доля побежденного... Путь Креста - путь победителя... На него становятся
свободным волеизъявлением... На нем нет рабов. По нему идут "свободные", и "сыны", и "дети".
Вот почему Спокойный, Величавый, Властный говорит: "Встаньте, пойдем (навстречу); вот, приблизился предающий Меня".
"Твоя Божественныя Страсти превозносим, Христе, во вся веки"(Вел. Вторник, 8-я песнь канона на повечерии)."
(Священномученик Григорий (Лебедев), толкование на Евангелие от Марка)
2. 14 числа первого месяца - ветхозаветная Пасха, во второй год после исшествия из Египта.
"И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря:
пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время:
в четырнадцатый день сего месяца вечером совершите ее в назначенное для нее время, по всем постановлениям и по всем обрядам
ее совершите ее.
И сказал Моисей сынам Израилевым, чтобы совершили Пасху.
И совершили они Пасху в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской: во всем, как повелел Господь
Моисею, так и поступили сыны Израилевы.
Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и
пришли они к Моисею и Аарону в тот день,
и сказали ему те люди: мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы принесли
приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?
И сказал им Моисей: постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь.
И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в
дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню;
в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее;
и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о Пасхе;
а кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения
Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот;
если будет жить у вас пришелец, то и он должен совершать Пасху Господню: по уставу о Пасхе и по обряду ее он должен совершить
ее; один устав пусть будет у вас и для пришельца и для туземца."
(Книга Числа, глава 9)
"«Да сотворят сынове Израилстии Пасху» (Чис.9:2). Пасха первая, совершенная в Египте, изображает радость праведных в
настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная в пустыне по исшествии из земли Египетской, изображает
веселье совершенное и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле Пасха первая, совершенная во время
рабства, изображает состояние подзаконное, а Пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на Пасху новую, в
Церкви Христовой; Пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия
их, знаменует воскресение мертвых и общую Пасху всех разумных существ – человеков и Ангелов, а также вселение каждого в его
обители. Три чина, приходивших на Пасху законную, изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных;
первые будут выше Суда, другие судимые, третьи – не приходящие на Суд. Выше Суда – те, дела которых совершенны; судимые – те,
дела которых искушаются здесь огнем покаяния и которые улучат жизнь; не приходящие на Суд – те, которые не сделали ничего
доброго, и они идут в муку вечную, по сказанному: «не воскреснут нечестивии на Суд» (Пс.1:5).
(преподобный Ефрем Сирин, толкование на книгу Числа, глава 9)
В Ветхом Завете - Пасха совершалась теми, кто был готов к этому - 14 числа первого месяца, а теми кто не был готов - на месяц
позже.
"Посему мы под Пасхою должны разуметь или весь семидневный праздник, или понимать так, что они на этот раз должны были есть
пасху вечером в пятницу, а Он совершил ее одним днем ранее, чтобы заклание Самого Себя соблюсти на пятницу, когда совершалась
и ветхозаветная Пасха".
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 18)
Т.е., получается, что крестная смерть Спасителя была соблюдена на пятницу, когда совершалась ветхозаветная Пасха...
"Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница - вступление в Церковь,
как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба,
как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже
причаститься Хлеба. - Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела),
разрушенные смертью, снова восстанут".
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 7)
Т.е., не может ли быть так и в наше время, когда исповедничество, мученичество одних (не знаю - а есть ли что еще из
естесственного порядка событий в мире, что для мирского человека может его "выбить" из этого мiра, как страдания, или даже
смерть близких, родных людей... слышал, что некоторые только так приходили к Вере) - может стать приходом к Вере других??
3. 1-го числа второго месяца второго года по выходе из Египта - исчисление сынов Израилевых.
"И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из
земли Египетской, говоря:
исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно:
от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их - ты и Аарон;
с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный".
(Книга Числа, глава 1)
"Во второй месяц второго года по исшествии Евреев из Египта сыны Израилевы сочтены Моисеем. Сие изображает сочтение
Еммануилом новой твари сынов человеческих окрест мысленной Его скинии. Месяц есть образ Еммануила, а год есть образ новой
твари; тем же, что в сочтение входят только мужи, показывается, что в число небесных вчиняются только совершенные, крепостью
подобные мужам, а не те, которые по нерадению и недеятельности сделались женоподобными. И тем, что все имена собраны и
вписаны по двенадцати родоначальникам колен, изображается, что дольние двенадцатью Апостолами вписаны в Церковь земную; а
вероятно, и горние также вписаны по главам сонмов своих. Колено же Левиино, которое, происходя от того же родоначальника
Израиля, не вошло в счисление вместе с Израилем, служит образом того, что святые, хотя от мира, но не принадлежат к миру. И
князи Ангелов выше сонмов своих, как глава выше членов".
(преподобный Ефрем Сирин, толкование на книгу Числа, глава 1)
"Духовно вы уже готовы к войне, Я готовил ваши души для этого много лет,и многое вы принимали безболезненно, но испытание
войной,будет трудным .Но вы его выдержите".
(из проповедей о. Элпидия)
"Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого."
(Евангелие от Иоанна, глава 18)
"По причине немощи их, поставляет их вне искушений. Так Он устрояет и ныне с нами, хотя мы и не сознаем. Посему, если найдет
на тебя искушение, веруй, что если бы Господь не знал, что ты можешь победить оное, Он не допустил бы ему и прийти к тебе,
как тогда к ученикам".
(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна, глава 18)
"Но есть те, кто свечи поджигают, их мало. Мало их совсем. Ночами просят милости они, рыдая.
И эти малые, Мне как горящая лампада, как фимиам Мне.
Как Авраам Меня Ты просишь Матерь. "А если десять будет, помилуешь ты их?"
И только Тебя ради, Я посмотрю и посчитаю, а сколько же там тех свечей горит.
Только тогда, о Матушка Моя, решу, дам ли им милость. Станут ли крином для Креста на Небе, молитвы их".
(из темы "Явление преподобного Паисия Святогорца")
4. 20-го числа второго месяца, второго года по исшествию из Египта - облако, покрывавшее скинию, поднялось над ней и Израиль
тронулся в путь от горы Синайской, возле которой он пробыл, получается почти год.
А дальше, как мы знаем, станы сынов израилевых, как и события, стали сменять друг друга очень быстро...
"Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения;
и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран.
И поднялись они в первый раз, по повелению Господню, данному чрез Моисея.
Поднято было во-первых знамя стана сынов Иудиных по ополчениям их;...
(Книга Числа, глава 10)
Между 1 апреля и 20 мая - 50 дней...