15. Некий муж, носящий монашеское облачение, проводил свою жизнь в беспечности
и нерадении, а затем впал в смертельный недуг. Когда пришел [час] последних
воздыханий его, то он нисколько не устрашился смерти, но с благодарением
и усердием молился Богу – и так вышел из тела. Некто из сидящих рядом с ним
[при кончине, когда умирающий был еще жив], один из боголюбезнейших отцов,
спросил его: «Такой-то брат, поверь мне, мы, наблюдая [за тобой], считали, что
ты завершишь свою жизнь [так же] беспечно и нерадиво, [как и проводил ее].
Откуда же у тебя такое беспечалие и благодарение в этот страшный и ужасный час
исхода, перед которым трепещут и святые [мужи]?»16. Отвечая на это, брат сказал: «Действительно, честные отцы, я проводил свою жизнь
со всяким нерадением и беспечностью. И в этот [мой смертный] час Ангелы Божии
принесли мне рукописание моих грехов и зачитали все грехи, которые я совершил
с момента монашеского пострига. Они сказали: “Узнаешь их?”
– “Да, они подлинно мои, и я знаю их. Однако, господа мои, с того времени,
как я отрекся от мира, я никогда не осудил никакого человека и не был злопамятен
ни на кого. Поэтому прошу [вас], чтобы в отношении меня соблюдено было слово Христово.
Ибо Он сказал: не судите, да не судимы будете; простите, и простится вам”.
И как только я это сказал Ангелам, они тотчас разорвали рукописание грехов моих,
и вот я отхожу ко Христу радостно и беспечально». И когда брат поведал это отцам,
то он сразу предал дух [свой Богу], даровав всецелую пользу и назидание слушателям,
чтобы и они не судили никого и не впадали в злопамятство, как и он, стяжавший
подобные добродетели и [удостоившийся] плода столь великой благодати.
Пусть же и мы удостоимся этой благодати и человеколюбия Господа Бога
и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же [подобает] слава
и сила ныне и присно и во веки веков.
Да, это, наверное, та история и есть. Я как всегда всё напутал...
Всё равно история странная... Если даже праведник едва спасается, а нерадивый и безпечный монах?
Незлобие и неосуждение разве панацея при всех прочих проступках?
И даже если такой случай имел место в действительности, то миряне, которые прочитают об этом, могут неверно истолковать так, что достаточно только неосуждать и не желать зла (а ведь и осуждение и зложелание можно врачевать, в т.ч. покаянием), но при этом нерадеть и быть безпечным (а там и до тяжких и смертных грехов недалеко), и спастись.
Эту историю, наверное, нужно вопринимать так, что сей муж в монашеском облачении осознавал свою немощь и с сокрушением и смирением уповал на Господа, не в силах бороться с нерадением и безпечностью (может быть, у него была телесная немощь, из-за которой у него не было сил на духовную брань?). Что за смертельный недуг, в который он впал? Это болезнь телесная? Тогда это может быть подтверждением того, что у него не было физических сил, что влияло на душевное и духовное состояние...
Нерадение - это, собственно, что?
Нераде́ние — форма поведения, выражающаяся в том, что христианин не заботится (не предпринимает возможных действий) для достижения спасения.
«Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата […] He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (свт. Феофан Затворник).
Т.е. человек по сути ещё и не начал спасаться. А ведь это наверняка открывает путь к ещё большему впадению во грехи. Возможно ли нерадивому не впадать в грех осуждения или зложелательства, ведь враг нашего спасения тоже должен понимать, что неосуждением и незлобивостью нерадивый и безпечный может спастись? А стало быть, будет делать всё, чтобы толкнуть человека на осуждение и зложелание, и может ли нерадивый и безпечный этому противостать?..
Кстати, что насчёт нерадения и его влияния на духовное здоровье человека говорят другие святые отцы? Есть насчёт подобного случая (и его возможных вариаций) некое соборное мнение (принцип согласия отцов, что ли...)?
Отредактировано Россiянинъ (2023-07-28 19:03:49)