Смертный грех
Выше было сказано, что смертный грех православного христианина,
не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке;
также было сказано, что язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие
ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды
спасения, будучи лишены Христа, единого средства ко спасению.
Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, Богохульство,
отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние,
противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство,
человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием,
но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства,
доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Если человек
впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою:
«иже бо весь закон соблюдет, – сказал Богобрат, – согрешит же во единем,
бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть: и не убиеши:
аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона» (Иак. 2:10–11).
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние!
Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты
его жизни Спасителем, возвестившим во святом Евангелии:
«веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать
в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!
Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся
до разлучения своего с телом от смертного греха.
В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек
очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим.
К несчастию, он предавался греху прелюбодеяния, и пребыл в нем до старости,
потому что от времени укрепился в нем обычай злой. Непрестанно подавая
милостыню, он не отступал от прелюбодеяния – и внезапно умер.
Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами.
Одни говорили, что он спасен, по сказанному в Писании:
«избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13:8).
Другие утверждали против этого, что рабу Божию должно быть
непорочну и нескверну, потому что также сказано в Писании:
«аще и весь закон исполнит человек, согрешит оке во едином,
бысть всем повинен» (Иак. 2:10, 11), не помянется вся правда его (Иез. 33:13)
и Бог сказал: в чем тебя застану, в том и буду судить (Иез. 33:20).
Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога,
чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику.
Он пригласил патриарха к себе и поведал ему пред всеми:
«В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место,
имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ,
по левую же – огненное озеро, которого пламень восходил до облаков.
Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший
связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю
и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела,
приступившего к нему, и сказавшего «Человек! Что ты стонешь напрасно?
Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что не оставил
скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая».
Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали:
истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк бо грех,
егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает» (1Кор. 6:18).
Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то спасемся милостынею?
Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя
и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога.
Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою
и душою нераскаянною.
Страсть
Лишены надежды спасения и те православные христиане,
которые стяжали греховные страсти и посредством их
вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом.
Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся
от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы
в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство,
сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога,
памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность,
лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное.
Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы
в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному
наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал
в смертный грех.
«Не льстите себе, – говорит святый апостол Павел, – ни блудницы,
ни идолослужителе, ни прелюбодее, ни сквернителе, ни малакии,
ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадителе,
ни хищницы, царствия Божия не наследят» (1Кор. 6:9, 10).
«Явлена же суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости,
разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, безчинни кличи,
и подобная сим: яже предглаголю вам, якоже предрекох; яко таковая
творящии Царствия Божия не наследят. А иже Христовы суть,
плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:19–24).
Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного
искоренения противоположною ей добродетелию. Страсть не всегда
выражается делом; она может тайно жить в сердце человека, обладая
его чувствованиями и помышлениями. Страсть познается из того, когда
человек не престает воображать грех и услаждаться мечтанием его,
когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе
греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостию
поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престает совершать грех
в мечтании и сердечном чувстве, чрез что поддерживает свое общение
с темными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель.