«Bun venit!»: Всё, что вы хотели бы знать об интересах Румынской Церкви в Украине
1 марта 2024, 14:08
Румынская Церковь Украины. Именно так назвали в Румынском Патриархате новообразование в своей структуре, цели которого очевидны. И не то чтобы это было неожиданно или об этом не предупреждалось. Речь об интересах РумПЦ на Украине шла уже давно. Однако теперь Бухарест дал понять, что время пришло.
Предыстория
Чтобы понять причины образования «Румынской Церкви Украины», нет причин уходить очень далеко. Вернёмся буквально на несколько лет назад, в богатый на церковные события 2019-й год. После запуска на Фанаре проекта под названием ПЦУ назначенный глава этой организации — Епифаний Думенко — сразу же побежал стучаться в двери Поместных Церквей с просьбой о признании и взаимном сотрудничестве. Желая подыграть Бухаресту, в ПЦУ даже создали так называемый румынский викариат, который, тем не менее, не заинтересовал ни одну буковинскую общину. Расчёт был приблизительно такой: мы вам — 150 приходов Буковины (именно такое количество указывал Думенко), а вы нам — признание ПЦУ и дальнейшие всеобъемлющие добрососедские отношения.
Тем не менее в Румынской Патриархии такую «щедрость» ПЦУ не оценили. В Бухаресте прекрасно осознавали, что у Думенко нет никаких 150 буковинских приходов. Более того, Румынская Церковь, после создания ПЦУ, неоднократно заявляла о том, что для них эта структура не канонична. Тем не менее, идея о некоем церковном объединении Бухаресту пришлась по душе. В конце концов, в июле 2020 года Румынский Патриархат утвердил положение об Украинском викариате. В результате, после расстановки акцентов, отношения между ПЦУ и РумПЦ были полностью заморожены.
Характерно, что во всей этой ситуации весьма комфортно чувствовала себя Украинская Православная Церковь. Те самые 150 буковинских приходов (по факту, конечно же, больше) находятся в попечении УПЦ в составе Черновицкой епархии. Кроме того, Румынский Патриархат не ограничивал своё общение с УПЦ на Буковине, прекрасно понимая, что в их интересах играть роль «милосердного самарянина», в то время как украинское правительство всячески ущемляет права в том числе и румыноязычных верующих в составе канонической Церкви. И что-то подсказывает, что в создании Румынской Церкви Украины именно этот фактор стал определяющим.
Фактор Лонгина
Максимально привлечь внимание к происходящим в Украине преследованиям УПЦ удалось, конечно же, митрополиту Банченскому Лонгину (Жару). Давление на Банченский монастырь со стороны властей, многократные обыски СБУ в обители и эмоциональная реакция на происходящее подследственного митрополита Лонгина, конечно же, не остались без внимания в Румынии. Неравнодушные граждане провели в Бухаресте ряд митингов в поддержку Банченского монастыря и преследуемого митрополита Лонгина. Румынские телеканалы так же активно освещали эту тему, негодуя от того, что в Украине по религиозному признаку преследуются румыноязычные граждане.
Впоследствии последовал даже ряд громких заявлений со стороны румынских парламентариев. «ПЦУ – это политический ход Порошенко, который перенял Зеленский, искусственно созданная «церковь», которая получила благословение Вселенского патриарха Варфоломея, из-за чего получилась большая путаница в Украине», — сказал депутат Парламента Румынии Думитру-Виорел Фокша. Парламентарий подчеркнул, что духовенство румынских православных общин, которые находятся в лоне УПЦ, подвергается давлению со стороны властей.
«Этот Зеленский, которого я защищал, закрывает 100 румынских храмов и запрещает румынский язык в этих храмах. Эй, Зеленский! Это наш народ! Как ты думаешь, сколько еще сможет терпеть этот несчастный народ то горе, которое ты обрушил на их голову в конце минувшего года, запрещая румынам говорить на румынском? Ты, который играешь с земным шаром. Войди в прямой эфир со мной на «Румыния ТВ» и поговори со мной, ты или один из твоих советников», – заявил экс-депутат парламента Румынии Жэлу Вишан, комментируя преследование УПЦ.
Апогеем, конечно же, стала ситуация с нападением на митрополита Лонгина. Шокирующие фото избитого архиерея облетели весь мир, и в особенности задели Румынию. Ведущая телеканала Realitatea Plus призвала президента Румынии Клауса Йоханниса отреагировать на ситуацию с нападением на митрополита Банченского Лонгина и позаботиться о проживающих в Украине румынах. После этого иерарх отправился на лечение в Румынию, а операцию на его сердце транслировали онлайн на одном из ключевых телеканалов страны.
По нашей информации, митрополит Лонгин не намерен возвращаться в Украину. Думается, что такое развитие событий было ожидаемо, ведь несколько месяцев назад Синод УПЦ снял архиерея с должности наместника Банченского монастыря, что вызвало крайнее удивление у многих в Церкви. Но, как оказалось, на Синоде знали, что делали. А если учесть информационную раскрутку персоны митрополита Лонгина в Румынских СМИ, есть вполне обоснованное предположение, что в истории с Румынской Церковью Украины этот архиерей ещё сыграет свою роль.
Экспансия или пространство для маневров?
Говоря о Румынской Церкви Украины, необходимо учитывать позицию ещё двух сторон — РПЦ и УПЦ. Отношения РПЦ и Румынского Патриархата сейчас находятся не в самом лучшем состоянии, Причиной тому, прежде всего, активизация в Молдове Бессарабской митрополии РумПЦ, которой Православная Церковь Молдовы (Московского патриархата) противостоит крайне неуверенно. Недаром в решении крайнего Синода РумПЦ этому вопросу был посвящён отдельный пункт, в котором ясно сказано, что санкции со стороны ПЦМ в адрес священников, перешедших в Бессарабскую митрополию, считаются не действительными.
Конечно же, на первый взгляд создаётся впечатление, что создание Румынской Церкви Украины — это очередной камень в огород РПЦ. Признавая Украину своей канонической территорией, в Русской Церкви понимают, что такие действия Румынского Патриархата чем-то схожи с тем, что происходит в Молдове. Условно говоря, если в Румынскую Церковь Украины войдут несколько сотен приходов Буковины и Закарпатья, то РПЦ, с точки зрения канонических территорий, несколько уменьшится.
Тем не менее, надо учитывать тот факт, что на сегодняшний день Русской Церкви намного сложнее протестовать в адрес Румынского Патриархата. Румынская Церковь действует по примеру РПЦ, который был продемонстрирован в Африке. Создание Африканского экзархата состоялось, по утверждению РПЦ, по просьбам православного духовенства и верующих стран Африки, не желающих оставаться в составе Александрийского патриархата. Мотивацией послужило признание патриархом Феодором украинской ПЦУ. Теперь в случае каких-либо протестов со стороны РПЦ в Румынской Церкви скажут, что Румынская Церковь Украины была создана по просьбам притесняемых румыноязычных верующих Украины, которых РПЦ, в силу объективных причин, не в состоянии защитить. И попробуй поспорь с таким аргументом.
С точки зрения УПЦ такое развитие событий ещё более неоднозначно. Находясь в шаге от полного юридического запрета, каноническая Церковь в Украине будет вынуждена искать способы для дальнейшего существования. Протекторат других Поместных Церквей — это способ избежать полной экспроприации имущества и каноническая альтернатива для верующих. Входя в состав Румынской, Польской или любой другой Церкви, приходы УПЦ автоматически получают защиту тех государств, на территории которых расположены их руководящие центры. То есть, если приходы Буковины уйдут под РумПЦ, то в случае давления, за них будет заступаться Бухарест. Если приходы Галичины и Волыни уйдут под Польскую Церковь, их защитит Варшава.
Кстати, такой вариант уже имеет свою пилотную версию. В ноябре 2023 года мы сообщали о том, что Солотвинское благочиние Хустской епархии УПЦ обратилось к своему правящему архиерею с просьбой о благословении на переход в состав Румынского Патриархата. Что интересно — митрополит Хустский и Виноградовский Марк такую просьбу одобрил. Приписка к этой новости была следующая: «… все православные румыны в Украине (в основном из Закарпатской, Черновицкой и Одесской областей), которые находятся в юрисдикции Украинской Православной Церкви, должны организоваться в отдельную религиозную структуру — Румынскую Православную Церковь Украины и просить защиты у Румынского Патриархата».
Соответственно, с точки зрения РПЦ, создавая альтернативную каноническую структуру для Украины, РумПЦ конечно же продолжает экспансию. Однако с позиции УПЦ — это возможность сохранить каноническое бытие на территории Украины в случае, если Церковь будет запрещена законодательно. Другими словами — пространство для манёвров. Поэтому есть все причины предполагать, что ни в РПЦ, ни в УПЦ не будут реагировать на эту новость сколько-нибудь радикально. Возможен обмен нотами, но не более.
Пятая сторона ситуации
В конце-концов, в описанной ситуации сошлись РумПЦ, РПЦ, УПЦ и ПЦУ. Однако не стоит списывать со счетов украинскую власть. Для того, чтобы Румынская Церковь Украины начала своё функционирование, ей так или иначе необходимо будет зарегистрироваться по украинскому законодательству. Надо сказать, что в экспертной среде были готовы к такому повороту событий. Придворный религиовед Александр Саган ещё в ноябре 2023 года назвал варианты перехода приходов УПЦ в Румынскую Церковь «спецоперацией ГРУ, ФСБ и Московской патриархии».
Не исключено, что любые чаяния румыноязычных приходов УПЦ разобьются о суровую реальность украинской бюрократии. Естественно, у украинского правительства в приоритете — развитие ПЦУ. Поэтому, сможет ли Румынская Церковь Украины действовать в юридическом поле — вопрос открытый. Тем не менее, это вполне вероятно, особенно учитывая нынешнюю уязвимость Украины в отношении влияния западных партнёров, один из которых как раз таки — Румыния. Какая-нибудь таможенная блокада со стороны Румынии очень быстро приведёт украинский истеблишмент в чувства, заставив при этом уважать права нацменшин и регистрировать на своей территории всё, что будет нужно, в том числе — Румынскую Церковь Украины.
https://raskolam.net/ru/