Пишет Брусиловский Александр (brusilovsky)
2013-08-19
Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским)
Одна добрая знакомая расшифровала беседу, что выше. Спасибо ей! Предлагаю, всем интересующимся.
15 августа 2013 г.
Беседа записана в 1992 году, в храме Честного Креста, в Питтсбурге.
В то время о. Ефрем был игуменом монастыря Филофей на Святой Горе Афон,
и только начинал выполнять свое послушание Божией Матери - основывать монастыри в Америке.
На сегодняшний день их основано восемнадцать, главным из которых является монастырь
Антония Великого в пустыне Аризона.
Говорят, что когда их будет двадцать, старец выполнит таким образом свое послушание
перед Господом и его земной путь подойдет к концу.
*****
Особенности духовной брани, которую ведет против нас дьявол.
- Какое его искусство, какое умение. Чтобы запнуть нас и низвергнуть, чтобы пленить наш ум, сердце и чувства,
взять и окунуть нас в свое зловоние. Чтобы мы лишились Христова освящения.
Апостол Павел говорит, что брань христианина – не есть против плоти и крови, а против начал, властей,
миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. Этим он хочет сказать, что наша брань не то,
что мы воюем с человеком или несколькими людьми, когда льется кровь и идет телесная борьба.
Мы не имеет здесь такой брани. А имеем иную – умную, духовную брань, где мы воюем против духа. Дух против духа.
Душа человека есть дух. Душа человека существо духовное . личность.
Эта личность проявляется посредством членов физического тела. Подобно тому, как мы видим некоего человека
и разговариваем с ним, так и душа человека – есть духовная сущность человека, имеющая некую сущность и форму.
Могу сказать, что этот внутренний человек – и есть истинный та движущая сила, которая выражается во внешнем человеке.
Дьявол как дух лукавый, стремится запнуть нас в грех. Он подходит к нам с великим опытом
и очень хорошо знает искусство – как нас низложить, чтобы сделать нас грешниками в глаза Божих.
И приносит нам мысли, которые не есть правильные и благие. Толкает нас в различные грехи мечтанием.
Мечтания приходят образами – лицами, вещами, и с помощью образов и лиц он толкает наш разум, толкает наш ум,
и подвигает наше сердце, чтобы мы хотели сделать то, что не нравится Богу, а нравится только этому мрачному и вонючему.
Он зловонный и враг Богу и таким же хочет сделать человека, врагом Богу и таким же смрадным как дьявол.
Поскольку он знает, что пойдет в ад за то, что делает, так хочет, чтобы и человек делал тоже самое.
И пошел в преисподнюю вместе с ним.
Во-первых, он хочет удовлетворить свою злобу, привить ревность, ненависть,
во-вторых - опечалить Бога и сказать ему: «Видишь, ты стал человеком, распялся ради него, пролил кровь,
но этим Ты ничего не достиг! Я забрал от Тебя этих людей!» И таким образом огорчить Благого нашего Господа.
Святые отцы характеризуют дьявола, грех, как муравья. Дьявол приходит под видом малой вещи, малой мысли,
малого движения, что есть – подобно муравью. Если этому муравью – мысли, движению, из которого делается грех
посредством мечтания и переходит в телесное желание, которое атакует ум – если ему не дать развиваться,
то большого зла не будет. Это пока только муравей.
Но если эту мысль, движение, оставить в себе и не изгнать, не убить – что не составляет труда,
как прихлопнуть муравья - то этот муравей потихоньку беспрепятственно обольстит нас и станет как лев – свирепый и большой.
И когда мы встанем и посмотрим на него, скажем: «ООО! Нам это не под силу!».
И поскольку этот муравей стал львом – брань становится очень трудна. И как говорит прп.Ефрем Сирин:
«Смотри, дьявол не случайно подходит к тебе, он не простофиля, смотри – поражай его зловоние,
чтоб оно не сталь львом, иначе оно сокрушит тебе кости».
Поэтому сейчас, пока оно мало, мечтание – выкорчевывай, изгоняй его немедленно, и возьми оружие в свои руки.
Что это за оружие? Имя Христово! «Оружием обытется истина его» (Пс. 19). Защитись Именем Бога Иаковля!
А Имя Божие – есть Христос! Итак, возьми и оружие в свои руки и латай малое, что кажется малым,
ибо если ты его не ударишь сейчас, - то будешь вынужден это делать завтра с великой болью и тебе понадобится меч.
Зачем нести такие труды в будущем, когда мы сейчас можешь легко это прекратить и избавиться от лишней возни.
Итак, как говорят святые отцы – «Будь внимателен!», по ап. Павлу – внимателен во всем, трезвись во всем,
будь осмотрителен во всем, наблюдай за всем, что могло бы обольстить тебя, блюди свои глаза, мысли, мечтания,
движения тела, сердца.
Все пусть проходит через проверку просвещения от Бога. От Бога это или нет?
Должен ли я это принять или нет? И когда я пойму, что это лукавое – оп! Стоп!
Бью молитвой и конец делу. Конец и дальше оно не продвигается.
Взять к примеру маленький прыщик, что сегодня у женщин случается очень часто, - приходит мысль – что от него ожидать?
И если сказать: ничего, пройдет, не буду брать в голову, а то расстроюсь, то этот оставленный прыщик начинает прогрессировать,
и потом ты будешь вынужден делать операцию. Опасность увеличится, и может перейти в рак. И потом мы имеем другие проблемы
со здоровьем. Поэтому, когда прыщик появляется – сразу беги и удали его.
Малый труд, малая боль – а надежда выжить становится велика.
Христос наш вооружил нас оружиями Света. Оружия Света – есть, кратко сказать, - дары Святого Духа.
Любовью мы поражаем ненависть. Плохие мысли, которые приносит нам дьявол – мы поражаем добрыми мыслями.
Он нам приносит хулу на Бога, на Пресвятую, на веру, а мы это отражаем Именем Христовым, Именем Пресвятой.
И правыми догматами нашей веры.
Если кто-то станет резать бритвой себе вены, - мы понимаем, что потечет кровь. И он умрет.
Он не сможет сделать движений, умирает… когда христианин обрезает «жилы» демонские – демонические мысли,
тогда останавливается, прекращается тяга ко греху.
Чтобы мысли стали чистыми, а воображение – не греховным, необходимо обрезать их страхом Божиим,
и не оставлять в себе грех, чтобы он нас занимал, ибо иначе – огорчим Духа Святого. Как бы отрезаем,
высушиваем Словом Божиим «жилы, через которые приходит сила сатаны, и толкает нас в грех.
Тогда прекращается движение и побуждение от дьявола и от страстей, которые делают человека в глазах Божиих – грешным и нечистым.
Поэтому, когда мы имеем внимание со страхом Божиим, и внимаем каждой мысли, каждому образу,
который приходит, и проверяем их страхом Божиим и Божиим законом – тогда не позволяем войти в нас
плохой вещи, плохому продукту. Этому зловонию дьявола. Я не пускаю, чтоб оно вошло в меня.
Оставляю это снаружи. Это как если кто-то стучит в мою дверь, с улицы, стучит, чтобы войти внутрь.
По улице ходит много народа. Он конечно может стучаться, но я должен посмотреть, кто стучит – свой или чужой?
Белый или черный? Разбойник или добрый человек. Когда я увижу, что это черный, чужой человек,
когда вид его не внушает доверия, - я не открою ему, пусть стучит.
А если я скажу в себе: Ну, открою ему, пусть войдет внутрь, посмотрю, что он скажет.
Как только немножко откроешь – он сразу ворвется, и втолкнет тебя в прихожую.
Если толкнет в прихожую, а я не приложу усилий, чтобы выгнать его наружу, он меня толкнет дальше в комнату…
там схватит и свяжет и убьет.
Итак, что мы должны сделать? - Совсем не открывать дверь. Как только увидим, что это наш враг,
что он опасен, не открываем дверь вообще! Таким образом, мы избавляемся от брани, которая последует,
если мы откроем. Когда приходит грязная, зловонная, демоническая, злая мысль – не открываем входа
и не начинаем с ней беседу. Ты весь черный – никакой беседы! И сразу: бам! «Господи, Иисусе Христе,
сыне Божий, помилуй мягрешнаго!», «Пресвятая Богородице, помоги мне!» - и его убиваем и избавляемся.
И таким образом отражается умная невидимая брань дьявола, который настолько опасен, что может погубить нашу душу,
чтобы мы не пошли в Рай, к Божьему Свету. Вместо того, чтобы жить с ангелами и святыми, пошли бы в мрак, в зловоние,
в ад, где будем иметь воздаяние и вечное содружество с демонами, от мечтаний которых мы боимся и страдаем.
Помыслим, что мы будем иметь их вечно на своих плечах.
Так откуда это все проистекает? От того, как мы мыслим.
Подумайте, какое значение это имеет! Смотрите, какие результаты!
Рай – ад. Бог – дьявол.
Свет – мрак, благоухание – зловоние.
И все это навеки.
На чем это все стоит?
На том, как я сейчас мыслю, принимаю ли плохие мысли. С этого все начинается!
Имеет огромное значение то, что мы должны хранить ум чистым от мыслей греховных.
А должны иметь мысли чистые, светлые, святые. И Имя Христово. И таким образом избавимся от ада и пойдем в рай.
Как-то один идольский жрец находился среди монахов.
И говорит монахам: «Когда вы молитесь – Бог говорит с вами, Он вам отвечает?».
Они говорят: «нет».
«А мне отвечает бог!» - говорит.
«Если вам не отвечает Бог, значит ваши молитвы нечистые».
И говорят отцы тогда:
«Правильно он говорит. Ему отвечает дьявол, поскольку он ему служит.
Но для нас, однако, он правильно сказал. Ибо, коль мы не получаем ответа в молитве,
значит – молимся плохо, значит, что-то неправильно в нас, т.е. проблема в нас.
Молитва имеет какой-то изъян и не доходит до Бога. Это значит – когда мы молимся
и принимаем мысли, - или уходит ум и рассеивается туда-сюда, и молитва имеет форму без содержания.
Поэтому, когда мы молимся, постараемся, чтобы ум не уходил, и не работало мечтание – вещь,
которая не имеет никакого отношения к молитве, которую мы творим в этот час.
Мы должны понимать то, что мы говорим Богу.
Если мы, говорящие Богу, не понимаем, что говорим,
то как же мы ожидаем, что Бог поймет то, что мы говорим?
Когда мы не знаем в этот час, когда мы молимся того, что говорим, потому что наш ум уходит;
язык говорит, но ум уходит в другое место, и говорим иногда: «Но я же сказал «Отче наш»
и я этому верю» - но эти слова не имеют силы, потому что ум ушел. Поэтому, иногда, а лучше
– всегда держать сколько можно Иисусову молитву. Эта маленькая молитва не требует много умения,
чтобы держать ее, но она очень сильна, как это видно из практики, ибо заключает в себе
Святые Имена нашего Христа, и имеют силу и благодать; это не то, что наши имена, которые не имеют важности.
Но эти – имеют всю силу и благодать Имени Христова.
Поэтому, чтобы мы были в безопасности, под покровом Божиим, требуется, когда мы к примеру,
просыпаемся, встаем для того, чтобы идти на работу, как только открылись глаза наши – тут же начинаем
призывать Имя Христово. Приводим себя в порядок, говорим умом или шепотом:
«Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго!».
И делаем свои дела, везде, где находимся, осеняем крестом все, что делаем и повторяем снова Иисусову молитву.
Ум – в Боге.
Это то, что сохранит нас от всего вражьего. И одновременно делает безопасной всю нашу жизнь.
Потому что Имя Христово оберегает нас невидимой силой, благодатью и покровом.
Одновременно, демон, который хочет нас запнуть, сделать нам какую-то работу,
если и не убить нас, - Имя Христово изгоняет его и мы от него избавляемся.
Сколько людей избавились молитвой от верной смерти! У нас очень много средств, по благодати Божией:
с молитвой, со Крестом, с помощью Матери Божией – которые защищают нас.
Поэтому, Имя Христово должно быть для всей нашей жизни как пища, одежда,
без чего мы не можем жить, - так и душа, не может жить и спасаться во Христе,
если не поддерживается теми средствами, которые требуются для жизни души.
И в жизни временной – в духовном здравии, и по благодати Христа – в вечности.
Если кто небрежно относится к своей работе, своему здоровью, питанию и т.д.
– то начинает страдать телесно. Так и мы, если не поддерживаем себя пищей духовной,
которую нам несет Евангелие, учения святых отцов, таинства церкви, - тогда повреждается
наше духовное здоровье и наша жизнь приносится в жертву земле, микробам греха,
чтобы они действовали в нас. Чтобы мы потеряли наше здоровье, и в результате
– наше спасение оказалось бы под сомнением. У нас есть страх смерти. У меня – первого.
Боимся смерти, боимся ухода из этой жизни – почему? Почему мы боимся смерти телесной, а не душевной?
Почему мы боимся уйти из этой жизни?
Ты боишься потому, что тебя обличает совесть…что-то идет не так…
то, что ты боишься – означает, что у тебя не все хорошо с Богом.
Отдай Богу то, что ты должен Ему, уладь свои дела пред Ним и не бойся.
Если у человека все нормально, то он не боится не полиции, ни суда.
А если боишься – значит есть какой-то разрыв… поэтому, приведи эти дела
в должный порядок перед Богом, перед Божиим законом и тогда не будешь бояться смерти.
Также и перед гражданскими законами, и не будешь бояться ни суда, ни тюрьмы.
Когда лукавый стучит в нашу дверь - если я ему открою… он весь черный,
что он мне даст?.. что он принесет в мой дом?
Он – зловонный, и если я ему не открою, то избавлюсь от этого зловония
и не пострадаю от вреда. А если открою – он приходит и устраивает мне разные истории.
И, так страдаю от плохих вещей. Если не открою – не принимаю зла и я не виновен.
То есть, я не согрешаю. Ну а если мы его принимаем, - тогда последствия этого – берем его злобу.
Человек имеет власть послушаться зла или не послушаться. Может послушаться закона Божия,
или преступить закон Божий. Человек испытывается законом Божиим каждый день, понимаете?
Вопрос: как мы можем различать, когда дьявол хочет нас прельстить и мы думаем, что это «нечто» от Бога, а оно – не есть от Бога?
Ответ: прелесть - это или истина, свет, или тьма – это требует рассуждения.
Потому что Божие – имеет внутри смирение, имеет мир, имеет тишину, имеет покой в душе человека.
То, что от дьявола – наоборот: имеет страх, беспокойство. Человек чувствует себя нехорошо.
Но, прежде всего, чтобы человек был уверен, что это – справа, а это – слева, нужно, чтобы он пошел
к своему духовному отцу. И должен рассказать ему: вот, так и так, правильно я думаю или нет?
Я вот думаю, что это – хорошо, но я точно не знаю и ты меня научи.
Советующийся с духовником человек менее подвержен опасности.
И он уверен: то, что он получил, это правильно, и достигает опыта, который необходим.
Вопрос: Часто дьявол воюет против нас через наших близких, родственников.
Что мы должны делать, когда он так действует? Посредством друзей, родителей…
Ответ: Мы должны занять позицию, соответственно тому искушению, которое нам создают наши родные.
Поймите, когда они толкают нас в грех, в зло – мы должны отсечь их.
Как нам говорит Христос в Святом Евангелие: «Если тебя соблазняет правый глаз – вырви его.
А если соблазняет правая рука, нога – отсеки ее.
Лучше с одним глазом и одной рукой войти в рай, чем с двумя – в ад».
Был один батюшка на Святой Горе и говорит мне как-то: Отче, ну, хорошо…
когда меня соблазняет рука – я ее отсекаю, ногу отрезаю…
А глаз? Как я его вырву?... не могу этого сделать!».
Но эти слова Христа – аллегория. Правый глаз, правая нога, рука – означают те связи, что за этим стоит.
Возьмем к примеру брак. У жены есть муж. У мужа – жена. Если жена тебя соблазняет, отводит от пути Божьего,
толкает к дьяволу, толкает в грех, отсеки ее. Потому, что если останешься с ней, то оба попадете в ад.
Лучше останься один, а она идет куда хочет.
К примеру, тонет человек. И когда он тонет, то хочет ухватиться за все, что угодно.
Если схватится за что-то – он все за собой потянет. Отцы говорят, что если постараешься его вытащить,
то он и тебя за собой утащит. Оставь его, пусть идет, иначе погибнете оба. Сколько можешь помочь ему – помоги.
Но если чувствуешь, что больше не можешь – оставь его.
Понимаете, в чем вопрос… если кто из родных толкает меня: «Пойдем, пойдем, сходим на дискотеку,
в кино, пойдем туда-сюда»… скажи ему, что не можешь туда пойти. И если ты его не послушал – значит,
ты отрезал родственность и дружбу с этими людьми.
Как говорит святой Косма Этолийский: «Если встретишь на перекрестке дьявола – перекрестись и он уйдет.
А если встретишь женщину – то она, если перекрестишься – не уйдет!». Должен будешь уйти ты.
Так и здесь выходит: если видишь, что родственник тебя соблазняет, тащит и говорит: «пойдем на вечеринку,
туда-сюда» - когда увидишь, что не можешь избавиться, - обрежь! И скажи: «Потому что это родство и дружба
отводят меня от родства и дружбы с Богом. Лучше я буду с Богом, а родственники – пусть идут».
Еще вам скажу: ехал я как-то на автомобиле в Греции, перед нами ехал автобус, там была надпись:
«держи дистанцию от меня так, как ты держишься от тех, кто тебя обижает». Это приносит нам проблему.
Так и мы должны держать дистанцию от родных и друзей, когда они влекут нас на грех,
чтобы сделаться врагами Божиими.
Явление нашего монастыря здесь – это свет нашего православного монашества.
Каждый монастырь есть форпост Божий и явление святоотеческое.
Каждый монастырь, где он построен – благословляет эту местность и благословляет весь мир,
умиротворяет все, уходят демоны, приходят ангелы. И тот труд, что несет монастырь – помогает христианам.
Незаблудно идти по пути спасения. Это некое духовное убежище. Где укрывается каждая душа, хотящая спастись.
Это дает нам добрые надежды, которые дадут нам жизнь, дадут спасение миру здесь. Монастырь закваска,
которая заквасит все это место, которое называется Новый Свет, давайте молиться.
В миру много проблем. 1002 проблемы. Есть большая нужда разрешить и разъяснить эти проблемы.
Ибо мы ожидаем новую эпоху, как говорят эпоху антихриста.
Итак, и сейчас уже много антихристов, и как говорит апостол Иоанн Богослов – кто есть антихрист?
– «тот, кто не исповедует Христа Иисуса во плоти пришедша».
Кто не исповедует, что Христос снизшел на землю, как истинный Бог и воплотился и стал Человеком и Богочеловеком,
чтобы спасти человека и вознести его туда, где он прежде был – в Небесный Мир, в славу Божию, – тот,
кто это не исповедует - тот есть антихрист. Поскольку мы ожидаем эпоху антихриста, который,
по моему смиренному мнению будет олицетворением всей сатанинской силы, и его присутствие будет в центре,
который называется Нью-Йорк, посреди моря и рек, Вавилона, о которых возвещает Апокалипсис.
Это будет его место пребывания, его центром, и отсюда он будет общаться со всем миром.
И он, антихрист, назовется «Старший брат» и посредством телевидения и телеоптических средств
будет в один момент общаться с каждым человеком.
Т.е. человек находится в комнате, и что бы он ни делал, тот ему явится и даст повеления,
чтобы он в него веровал и покорился его демонической энергии, чтобы привлечь этого человека
и чтобы он ему последовал.
Итак, поскольку в этом мире существуют сатанисты, еретики, антихристы – в этой среде и возрастет антихрист,
который ожидается. И поэтому мы надеемся, что Архистратиг Христос водрузит для этих сражений
мужественное войско Своих избранников и последователей, которое встретит сатану лицом к лицу.
Это мужественное войско привлечет к себе простых христиан, чтобы они составили войско Божие.
Эти избранники есть монахи и монахини и их крепости будут монастыри.
В них будет укрываться мир, чтобы спрятаться и обезопасится от этой войны.
На эти монастыри, на это войско, на церковь – нападают, дабы монастыри не создавались,
чтобы приблизить приход антихриста. У нас будет прямая опасность отречения, потому что мучения будут
намного крепче, из-за средств, которыми будет располагать наука и техника, и сатана будет манипулировать этим,
с большой опытностью. Поэтому Христос говорит нам в Святом Евангелие: «Когда придет Сын Человеческий
– найдет ли веру на земле?». Найдет ли людей, верующих в Него? Не языком только, но сердцем и силою мужества.
Поэтому у нас прямая нужда основать монастырь, если мы хотим, чтобы и наши дети и окружающие нас
– нашли безопасность перед бедами, которые нас ожидают и придут обязательно, я в этом уверен,
потому что об этом говорит Писание.
Писание – от Духа Святаго и ничего оттуда не выпадает, все это сбудется.
Итак, присутствие монастырей и людей, живущих в них – будет нашей непосредственной нуждой
и мы должны помогать и будем молиться, будем мужественными душами, которые будут активно противостоять сатане,
и его воинству и будут для наших христиан – образом веры. Чтобы мы противостали, и стали новые мученики (свидетели).
Мученики, которые будут несравненно славнее по сравнению с мучениками первых времен. Несомненно, те, кто спасутся
в последние времена, просветятся ярче солнца! Более первых святых. Ибо страдания большие, вера немощна, зла много,
поэтому те, кто дадут бой – будут избранные люди Божии.
Раньше вера была с укреплением, с чудесами, со святыми, с апостолами. Зла было мало, страдания не были такими
активными и явными. Сейчас вера немощна, зла много, много греха, много мрака, мало руководителей, духовный человек – редкость.
Мы находимся в жалком духовном состоянии, но те, кто даст доброе мученичество за Христа – будет велик, с укреплением Свыше,
станет первый мученик приобретет славу и достоинство первых святых.
В вашем месте, в вашем городе, в ваших стенах Бог удостоил вас создать первый Его монастырь в Америке,
вы обрели благодать Божию и можете прославить Бога и Пресвятую всей душой и поблагодарить нашего святого епископа,
он много трудился и с большой искусностью основал первый монастырь. Он – человек Божий, человек, который любит монашество,
он им живет и поэтому мы обязаны ему и помолимся о нем, чтобы он имел силу, имел святую смелость основать еще и еще.
И таким образом, ваша епархия Пенсильвания, да станет столицей православного монашества в Новом Свете.
Аминь.
Источник Видео: http://www.pravoslavie.ru/smi/63455.htm
( https://brusilovsky.livejournal.com/275430.html )