О помыслах.
(старец Паисий)
О прелести.
(старец Даниил Катунакский)
Близ при дверях, у последних времен. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной
О помыслах.
(старец Паисий)
О прелести.
(старец Даниил Катунакский)
45. Где говорится, что «Отец даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11), а где, что «даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13): каковыми речениями внушается, что не только оставления грехов, но и подаяния небесных даров сподобляются молитвенники Божии, укрепляемы бывая в своем искании тою мыслью, что не праведникам, а грешникам обетовал Господь такие блага. Итак проси неотступно и с несомненным расположением, хотя не совершен ты в добродетельной жизни, немощен и ничего не достоин, – и получишь великое.
51. «Приседит» враг «в ловитве, яко лев во ограде, своей» (Пс. 9, 30), скрывая для нас сети и мрежи помыслов нечистых и нечестивых, Но и мы, если не спим, можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети, тенета и засады. Ибо молитва и псалом, бдение и смиренномудрие, послужение ближним и милость, благодарение и божественных словес слушание – вот засада врагу; и сеть, и яма, и бичи, и тенета, и удавление.
81. К душе, отчаивающейся по причине обилия искушений и множества грехов, и говорящей: погибла надежда, убиты мы, сказано неотчаивающимся во спасении нашем Богом? «Оживете, и увисте, яко Аз есмь Господь» (Иезек. 37, 6). К душе же, недоумевающей, как и силою каких добродетелей возможет она снова родиться о Христе, сказано: «Дух святой найдет на тебя» (Лк. 1, 35). Где же присущ Дух святой, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый святой Дух и не могущее сбыться по естеству, произведет в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть; и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей.
Возлюбленный читатель мой! Хочешь ли, я покажу тебе вещь, которая честнее злата и сребра, многоценного бисера и камений драгих? Ничем не можешь ты обресть и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещию. Это – чтение наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись.
Чтение наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг есть родительница всех добродетелей и всякому доброму делу учительница. Чтение наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг, рождая всякую добродетель и возращая добрые расположения сердца, отгоняет от нас всякую злую греховную страсть и всякое похотение, желание и действо бесовское. Чтение наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг над всеми занятиями и трудами, какие подъемлют ревнующие о спасении, святые отцы поставляют как бы старейшиною и царем. Оно ко всем добродетелям возбуждает и руководит человека и одесную Бога поставляет его.
Святитель Феофан Затворник Вышенский
Афонский старец Феодосий Русский:
«Когда ты видишь свою слабость и искренне раскаиваешься в ней,
то неожиданно тебя посещает великая радость, дарованная Богом.
Она поддерживает тебя и является твоей опорой в минуты,
когда ты теряешь всякую надежду.
Стоит лишь увериться в своих собственных силах и похвалить себя за достижения,
как тут же эта радость, ниспосланная Господом, исчезает, т.к. именно она
оберегает тебя и не даёт возгордиться.
Я испытываю только одно чувство — Слава тебе, Господи, за всё то,
даже самое малое, что у меня есть, и чего я добился с Твоей помощью.
Самый великий дар — это осознание моих грехов и страстей, обуревающих мою душу
— стоит только отвлечься, так тут же разум мой начинают занимать мысли разного толка,
не греховные и дурные, а скорее праздные.
Второе, самое главное — это то, что существует настоящая
искренняя благодарность Господу Богу,
т.к. он всегда готов оказать поддержку на пути к Спасению, в молитве.
Это единственное, в чём мы — христиане, и особенно монахи, нуждаемся.
Господь помог мне».
Сильная вера в человеке неминуемо вызывает и ищет молитву. Долголетняя сильная молитва обязательно породит любовь. А цель человеческой жизни ни есть ничего другое, как очистить свое сердце, чтобы оно начало петь радостью.
Молитва сердца ведет к такой радости сердца.
А радостному человеку
ничего не тяжело,
так как он полон любви.
https://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitov … m-gospoda/
подобно у преп. Серафима Саровского:
Всегда радуйтесь!
От внутренней натуги
ничего доброго не сделаешь,
а от радости - что угодно можно совершить.
Дабы сохранить мир душевный,
должно отдалять от себя уныние
и стараться иметь дух радостный,
а не печальный, по слову Сираха:
печаль бо многихъ уби
и нeсть пользы въ ней (Сир. 30, 25).
и т. д.
https://elitsy.ru/communities/112752/1165035/
и вот что говорит он о пути к радости:
Все, имеющие твердую надежду на Бога,
возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе
ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем,
- таковая надежда есть истинная и мудрая.А если человек сам печется о своих делах
и обращается с молитвою к Богу лишь тогда,
когда уже постигают его неизбежные беды,
и в собственных силах не видит он средств к отвращению их
и начинает надеяться на помощь Божию,- такая надежда суетна и ложна.
Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена,
что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.
Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды.
Она умиротворит его и вольет в него радость.
О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста:
прiидите ко Мнe вси труждающiися и обремененнiи,
и Азъ упокою вы (Мф. 11, 28), т. е. надейся на Меня
и утешишься от труда и страха.В Евангелии от Луки сказано о Симеоне:
и бe ему обeщанно Духомъ Святымъ не видeти смерти,
прежде даже не видитъ Христа Господня (Лук. 2, 26).
И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира
и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: ныне отпущаеши меня,
Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое,
ибо я получил надежду мою - Христа Господня.О любви к Богу
Стяжавший совершенную любовь к Богу
существует в жизни сей так, как бы не существовал.
Ибо считает себя чужим для видимого,
с терпением ожидая невидимого.
Он весь изменился в любовь к Богу
и забыл всякую другую любовь.Кто любит себя, тот любить Бога не может.
А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей;
ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела,
не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит,
как бы из чужой страны на родину.
Безбожник сам себе палач
Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу.
Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели.
Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем,
он уже ничего не способен создать и сделать,
что не служило бы к его полному разрушению,
и телесному, и душевному.
Потому не спеши казнить безбожника:
он нашел своего палача в самом себе;
самого беспощадного,
какой только может быть в этом мире.
святитель Николай Сербский (Велимирович)
Однажды некий священник спросил преподобного старца Симеона Псково-Печерского:
— Я замечаю в себе, что часто впадаю в осуждение. Как победить мне сей злой порок, хотя мне и приходилось читать предсказание преподобного Нила Афонского, что люди XX в. очень будут осуждать других?
🌿 Отец Симеон на это отвечал:
— Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.
Осуждаем же мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего.
☘ Осуждая порочных людей, мы сами себя осуждаем, потому что и мы не свободны от грехов. Ко гда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши.
🍃 Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку.
«Кто говорит клевету, — сказал некто, — и кто слушает ее — оба имеют диавола: один — на языке, а другой — в ушах».
Если бы ты был добр, то не стал бы говорить худо о другом. Даже и явных грехов нам оглашать не должно. Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи. Чтобы не осуждать, мы должны заниматься своею душою, узнавать свои душевные болезни, свою нищету.
🌼 Узнать самого себя — самое трудное и самое полезное знание. Сподобившийся увидеть себя, говорят отцы, выше сподобившегося увидеть Ангелов.
Отредактировано Ярослава (2024-04-26 08:36:59)
Святитель Лука(Войно -Ясенецкий)
Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог, а страшная жертва принесена Христом потому, что Бог умилосердился, смилостивился над нами...
«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1, 18-19).
Ты объяснил нам, святой Петр, от чего именно искуплены мы Кровию Христовой – от суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.
Дерзнем же теперь обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и услышим от Него непостижимые для мира и сокровенные слова: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 51, 53-56).
Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление и пролил Кровь Свою для того, чтобы в великом таинстве причащения мы ели Плоть Его и пили Кровь Его; чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.
Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его – чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите». Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.
Отредактировано Ярослава (2024-05-03 07:46:41)
Смерти празднуем умерщвление!
(преподобный Порфирий Кавсокаливит)
Однажды старец Порфирий спросил меня:
- Знаешь ли ты тропарь, в котором говорится: «Смерти празднуем умерщвление...»?
- Да, старец, знаю.
- Пропой его мне.
Я начал быстро-быстро петь этот тропарь наизусть:
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и, играюще, поем Виновнаго, единого благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго»[1].
- Понятны ли тебе эти слова?
- Да, конечно.
Я подумал, что он просит растолковать ему этот тропарь.
Старец резко махнул рукой и сказал:
- Ничего ты не понимаешь, Георгий. Ты сказал эти священные слова, как певчий, который спешит поскорее закончить со службой... Послушай, о каких потрясающих вещах говорит этот тропарь:
Христос Своим Воскресением перевел нас не через какую-то реку или провал в земле, или какой-то ров, или глубокое озеро, или море Чермное. Он помог нам преодолеть хаос, чудовищную бездну, которую сам человек никогда бы не смог перейти. Мир ждал этой Пасхи, этого перехода много веков.
Он препроводил нас от смерти к жизни. Поэтому сегодня мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение». Смерти больше нет. Понимаешь, что это значит? Сегодня мы празднуем начало жизни иной, жизни вечной, жизни рядом с Христом.
Он говорил с воодушевлением и уверенностью. На его глазах выступили слезы.
На мгновение он замолчал и добавил уже громче, чем прежде:
- Христос одержал победу над хаосом, смертью, умерщвлением, адом. Теперь все исполнено радости благодаря воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Вместе с Ним воскресла и человеческая природа. Теперь можем воскреснуть и мы, чтобы вечно жить с Ним... Что за счастье — Воскресение!
«И, играюще, поем Виновнаго». Видел ли ты, как маленькие козлята сейчас, весной, прыгают по траве? Выпьют немного молочка у своей матери и снова радостно скачут? Слово «играюще» (греч. σκιρτῶντες) означает подпрыгивание, прыжки. Так и мы должны ликовать о неизреченной радости Воскресения Христова и о нашем собственном воскресении!
Старец замолчал, а я почувствовал прилив радости у себя в душе.
- Могу ли я дать тебе совет? — продолжил он.
Когда тебя постигнет какая-то скорбь, неудача или боль, мысленно соберись и медленно-медленно читай этот тропарь: «Смерти празднуем умерщвление…» И тогда ты увидишь, что самое великое событие в твоей жизни — да и в жизни всего мира — уже совершилось. Это Воскресение Христа, наше спасение. И ты осознаешь, что случившаяся с тобой неудача слишком мала, чтобы испортить тебе настроение.
Он пожал мне руку, сказав:
- Я желаю, чтобы ты «прыгал» от радости при мысли о том, через какую страшную бездну перевел нас Воскресший Господь, «единый благословенный отцев Бог и препрославленный». А теперь спой мне «Христос воскресе»...
Послесловие (добавлено мною): Воистину Воскресе Христос!
Георгий Папазахос
Профессор медицинского факультета
Источник: https://agiosnikolaosalimou.gr/2020/04/ … 61;ι/
[1] Тропарь седьмой песни Пасхального канона
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Что такое счастье?
Многие не знают, что такое счастье, и просто путают понятия, принимая за счастье сытость.
Если ты ешь и пьешь вдоволь, — запомни, что земля ничего не дает без воли Божией. И если тебе дала, — значит, дала по воле Его, ибо человек ничего не может получить, не представив за это ответ Создателю мира.
Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы.
Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.
Каждый день Господь испытывает нас этими дарами, а испытание это — проверка, сможет ли сохранить человек веру и милосердие, благочестие и добродетель, вспомнит ли человек, от Кого пришел ему тот или иной дар, и воздаст ли он славу и хвалу Подателю даров..?
Святитель Николай Сербский
Из «Письма одному эгоисту»
Читал письмо твое, и сон весь батюшке о. Амвросию прочел. Все было бы хорошо, да жаль – одежды-то брачной Жених не дал тебе.
Молись Ему: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Этим сном пренебрегать нельзя.
Твори чаще молитву Иисусову да смиряйся. Терпи.
И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшивается оно из света.
А касательно внешнего одеяния много не беспокойся…
Главное, говорю, проси у Жениха царскуюто одежду
(прп. Анатолий, 18).
Отредактировано Ярослава (2024-05-26 22:59:52)
Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ясную; так и скорбь и радость сменяют одна другую.
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Тот, кто сам себя судит (1Кор.11:31) и себя исследует (2Кор.13:5), тот познает себя, утончает свою совесть и через самопознание при благодати Божией он получает полную возможность и победить себя. Победить же себя, это значит приобрести волю крепкую, железную; уметь собой управлять, обуздать себя, как коня уздой, и господствовать над своими немощами и страстями (1Ин.2:13).
Живущий по язычески есть раб своих привычек и страстей, потому что воля его слаба, необучена:
такой человек обманывает сам себя, чтобы успокоить совесть, раболепствует перед страстью, или похотью, которая его бьет и тиранит, как своего жалкого раба.
Победивший же себя совершает победу более славную, чем знаменитые полководцы, покорившие целые царства, потому что он по образу Господа Иисуса Христа сам распял себя: «те, которые Христовы (истинные христиане), распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).
Батюшка Николай Гурьянов говорил: «Никогда не забывай, даже в самые тяжелые дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
***
Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать. прп.Силуан Афонский
***
Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле. Прп.Антоний Великий
Не сказом, а показом жизни своей увещевай других! Старцы Оптинские
Хорошо рассуждать о перенесении обид, когда все идет по нашей воле, не наперекор самолюбию. Тут, пожалуй, странным покажется чувство оскорбления или серчания, какому предаются другие. Но случись самим быть в подобном положении, тогда и один взгляд, не только слово, выведет из себя. Свт.Феофан Затворник
***
«Православное богословие прямо пропорционально целомудрию»- Свт.Серафим (Соболев)
***
«Демократия в аду, а на Небе Царство»- Св. прав. Иоанн Кронштадтский
***
«Не участвуйте в делах безплодных тьмы, но и обличайте». (Еф. 5, 11).
***
"Если епископы не одолели Церкви, то врата адовы не одолеют ее”- Свт. Иоанн Златоуст
***
Каждое слово, сказанное или написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которой запечатлевается усвоение души миродержцу», – свт. Игнатий Брянчанинов.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.(Иаков 1:26)
Прп. Исаия Отшельник: «Не стыдись лица пустослова и, боясь опечалить его, не терпи, чтобы тебе говорилось непотребное».
Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Свт. Феофан Затворник
***
Прп.Исаак Сирин: "Знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований; и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения. Соразмерно с искушениями определены Богом и дарования, по Его премудрости, которой не постигают созданные Им. Наконец, по жестоким скорбям, посылаемым на тебя Божиим Промыслом, постигает душа твоя, какую прияла она честь от величия Божия. Ибо по мере печали бывает и утешение".
***
Иоанн Лествичник в 26 Слове о рассуждении: "Неленостная душа воздвигает бесов на брань против себя; с умножением же брани умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца. А кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангели, как храброго воина".
***
Максим Исповедник: «Кто хочет в этом мире жить без подвига за истину, а хочет лишь упражняться в добродетели, исполняя молитвенные правила, пощения, бдения, — тот не на ее пути».
"Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен седящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; ими и грехи очищаются и от страстей избавляются... Терпение болезни заменит труды телесные и подвиги, токмо не уклоняйся в ропот, а терпи с благодарением. ...Ищущим спасения и не достигающим оного делами Господь премилосердый восполняет недостаток ваш болезнями и скорбями"- прп.Макарий Оптинский
«Положись на волю Господню и Господь не посрамит тебя...Пред своей кончиной будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу» — преп. оптинский старец Анатолий (Потапов)
***
Громадная разница: сделать что-нибудь, потому что любишь человека, или сделать что-нибудь, потому что надо любить человека. прот.Валентин Свенцицкий
***
Один с верой и молитвой положенный крест может спасти целый поезд от крушения. Прав. Иоанн Кронштадтский.
***
Начинай исполнять Заповеди, касающиеся Малого, и ты исполнишь Заповеди, касающиеся Великого. Малое везде ведёт к Великому. Прав. Иоанн Кронштадтский
***
Молясь Богу или святым Его искренно, от сердца, с верою, ты непременно, по закону Божией правды, делаешь их своими должниками. Как после этого отрадно молиться Богу и святым Его! Они наши должники, когда мы их просим о чем-либо, существенно для нас нужном и полезном. И если не теперь, то в будущем веке они непременно отдадут нам долг наш. прав.Иоанн Кронштадтский
Отредактировано Белая и пушистая (2024-07-17 19:16:22)
Монах Амвросий (Гвазава)сказал: «Наш игумен говорил: не враги, а наши грехи закрывают храмы и монастыри. Разве Бог не в силах защитить свое достояние? Но за наше нерадение Он предназначил нам спасаться скорбями».
Говорил схиархимандрит Андроник (Лукаш): «Смех, шутки и ласки – не дело монаха, это привычки мира, от которого он отрекся. Если монах стяжает благодать, то и без шутливости и внешней ласковости в словах он сможет утешать людей».
Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова.
Тот, кто слушает клевету, сам становится участником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим.
Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык».
Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека».
Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать».
Один монах спросил у отца Андроника: «Иногда я включаю телевизор, чтобы узнать последние известия, а затем выключаю его; что в этом плохого?».
Старец ответил: «Ты один раз выключишь телевизор, а в другой раз подумаешь: посмотрю еще немного, что там показывают,– и просидишь половину ночи, рассматривая чебурашек. Вот диавол и поймал тебя.
– Старец продолжал: – Монах, который смотрит телевизор, этим самым нарушает три обета: отречения от мира, целомудрия души и пребывания во внутренней молитве.
Он трижды клятвопреступник, а ты еще спрашиваешь, что в этом плохого».
Монах спросил снова: «А как же епископы смотрят телевизор?».
Старец ответил: «А разве они заставляют тебя делать то же? Ты знай себя».
К монахине Аполлинариипришла ее духовная дочь и спросила: «Что мне делать?
Патриарх сказал мне, что Божия Матерь призывает меня в Дидубийский храм, и он назначает меня свечницей, а я сомневаюсь: призывает меня Божия Матерь или нет».
Монахиня Аполлинария ответила: «Если даже Божия Матерь не призывает тебя, но ты поверишь слову Патриарха и пойдешь в Дидубийский храм, чтобы исполнить волю Царицы Небесной, то получишь такую же награду от Пресвятой Богородицы, как если бы Она действительно призвала тебя».
Архимандрит Варсануфий (Величко) 171 сказал: «В тропиках обитает особый вид амфибии.
Эти существа живут в реках и маленьких озерах, а если водоемы высыхают, то они могут приспособиться к другим условиям и жить на суше.
Со временем у них отмирают жабры, и они уже не могут находиться в воде.
Некоторые монахи после закрытия монастырей оказались в миру и приспособились к мирской жизни.
Когда обители стали открываться, они уже не захотели вернуться туда.
Когда я встречаю таких монахов, то вспоминаю амфибий, перекочевавших на сушу».
Сказал иеромонах Василий (Пирцхалава): «Самый страшный грех для монаха – блуд.
Другие грехи, по сравнению с ним,– это пыль, которую легко сдуть».
Говорил он: «Я слышал от одного старца, жившего много лет на Афоне, что священник, который совершает блуд и при этом литургисает, еще до смерти находится в аду.
Когда он возглашает: “Мир всем” и “Благословение Господне на вас”, то Ангел алтаря говорит: “Благословение от Бога народу, а тебе – проклятие”.
Когда он причащается, то его душа становится черной, как сожженный уголь.
Когда он кончает служить Литургию, то диавол подходит к нему и целует в губы как своего друга».
Он рассказывал: «Жили недалеко друг от друга два брата-монаха.
Один пошел в город по каким-то делам и там пал. А другой видел во сне: бурлящее море, его брат-монах шел по скользкой скале и вдруг упал в пучину.
Он стал кричать во сне: “Помогите!”, но море заглушило его голос».
Я спросил иеромонаха Василия: «А есть ли грех тяжелее этого греха?».
– «Отчаяние и самоубийство,– ответил он.– Но чаще всего приводит монаха к отчаянию блуд».
– «А за что попускается впасть в блуд монаху, ведь он молится Богу и хочет спастись?».
– «За непослушание и неисповеданные грехи».
Я снова спросил: «А прощается ли этот грех священнику?».
– «Пусть это решает архиерей»,– ответил он.
Спросили у схиархимандрита Виталия (Сидоренко), что он нашел лучшего для спасения.
Он ответил: «Молитву с покаянием».
Сказал схиархимандрит Виталий: «Некоторые пустынники прочитывают за сутки всю Псалтирь, а другие – одну кафизму читают двадцать раз.
Я делаю первое ради братии, но предпочитаю второе».
схиархимандрит Виталий: «Когда мы в пустыне учились Иисусовой молитве, то считали, сколько молитв надо сказать, когда идешь от койки к наружной двери и от келии до ручья.
За трапезой, зачерпывая пищу из общей миски и донося ее до рта, мы произносили одну Иисусову молитву и время трапезы также измеряли числом Иисусовых молитв.
Чтобы ум не был всегда напряжен, мы по временам пели словами Иисусовой молитвы на какой-нибудь покаянный мотив, но это ненадолго, а затем снова читали Иисусову молитву.
Был еще у нас один обычай: пока братья работали, один читал вслух Иисусову молитву, чтобы помнить завет старца: “Молитва – дело, а работа – поделье”».
Говорил схиархимандрит Виталий: «Я видел людей, которые прочитали все, что было написано в “Добротолюбии” об Иисусовой молитве, и выучили это наизусть, но самой молитвы достигнуть так и не смогли.
Я видел и других, которые ничего не читали, а только вопрошали своего старца, и старец говорил им то, что нужно было для них.
И за молитвы старца Господь давал им молитву».
Говорил еще схиархимандрит Виталий: «Сколько было в пустыне людей, которые не имели книг, а молитва, как река, текла в их сердце.
Сама благодать учила их.
Если сердце стяжало чистоту и незлобие, то такое сердце само будет искать Бога, желать Бога, плакать перед Богом, и благодать войдет в него, как в свой дом».
Спросили схиархимандрита Виталия: «Каковы признаки чистоты сердца?».
Тот ответил: «Первая степень – это зрение своих грехов и плач о них; вторая – смирение перед каждым человеком и невидение чужих грехов.
Еще более высокая степень – любовь к врагам, как к своим друзьям. А конца совершенства у чистоты нет».
Схиархимандрит Виталий сказал: «Когда я читаю поминальные записки о живых и мертвых, то держу помысл, что их Ангелы-хранители молятся за меня в это время, и чтение записок меня не обременяет».
Отец Виталий сказал: «Бывает, что человек согрешит, и его преследуют тяжелые сны.
Один брат рассказывал мне, что он увлекся нечистыми помыслами, а затем видит сон: стены его келии – черного цвета, он подходит, трогает их и чувствует, что они обиты черной шерстью.Келия была образом его души, этот сон призывал его к покаянию».
Рассказывал схиархимандрит Виталий: «Бесы искушают людей, живущих в миру, через помыслы, а пустынникам они являются в чувственных образах.
Мы слышали по ночам рев зверей, крики людей, которые хотят напасть на наши хижины, стук шагов на чердаке, как будто кто-то ходит там; иногда мы видели, что к нам пришли посетить нас знакомые люди, но это оказывалось призраком.
Я испытал тяжелое искушение от бесов.
Мне ночью во сне казалось, что мертвец наваливается на мою грудь, я не могу пошевелиться под его тяжестью, у меня немеет язык, я не могу произнести слова молитвы.
Это продолжалось долго.
Наконец, собравшись с силами, делаю мысленно крест, затем начинаю говорить: “Да воскреснет Бог” – и чувствую, что каменная плита сваливается с моей груди. Я написал своему духовному отцу об этом с просьбой, чтобы весь монастырь помолился обо мне.
Невозможно представить ужас от приближения демона тому, кто не испытал этого сам».
Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе):
Бог не создавал для человека мучений.
Для недоброго человека и ад является милостью Божьей.
Когда человек очень огорчен, он предпочитает биться головой о стену
– стена дает ему облегчение,
хотя голова от этого болит.
Что делает стена, то делает в аду адское пламя.
Оно удерживает душу человека от большей муки.
В противном случае, если непокаявшаяся злая душа попадет к Богу,
она будет сожжена так же, как муравей, который приближается к солнцу.
https://vk.com/otec_gavriil?w=wall-59572147_87328
Отредактировано +++ (2024-07-30 11:38:17)
По слову преподобного Никодима Святогорца христианин может соучаствовать во зле, совершаемом кем-то другим, тремя способами. Первый способ — это деятельное соучастие в злодеянии. Например, один человек делает аборт, а другой его сопровождает,помогает ему материально и т. д. Второй способ — это поощрение злодеяния своим явным одобрением или похвалой. Несмотря на то, что человек не помогает злу,совершаемому ближним на деле, он, тем не менее,хвалит и подбадривает его, говорит ему:«Молодец! Правильно поступаешь!».Таким образом он становится столь же виновным в этом грехе, как и тот, кто совершает его. И, наконец, третий способ соучастия во зле— это когда человек не помогает злоумышленнику лично и не хвалит его, но покрывает его действия молчанием. Видит, что другой грешит, творит зло, но ничего не говорит. Позволяет ему это сделать. И в таком случае ты тоже повинен в этом грехе.
***
А если кто защищает не обиженных, а обидчиков - тому грех сугубый. Вот что получается. Святитель Василий Великий говорит, что тягчайший суд на таковых. Потому что согрешающий вместо выговора получает защиту. А это утверждает его во грехах. Вот в чем беда. Игумен Симеон Ларин (старец оптинский)
***
В моральном смысле соучастник, попускающий свершиться преступлению, даже виновнее в убийстве чужими руками, чем тот, кто делает это за свой страх и риск. Ведь убийство свершает и тот и другой, но первый рискует при этом своею собственною жизнью и берёт на себя всю ответственность за содеянное, – другой «умывает руки» и, уклоняясь от смертельного столкновения, уклоняется и от моральной ответственности. О.Валентин Свенцицкий
***
У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи к себе – милостями к ближним. Жалей людей и Господь тебя пожалеет. Свт. Григорий Богослов.
Отредактировано Белая и пушистая (2024-07-30 18:19:58)
Как узнать, прощены ли совершенные нами грехи? (преподобный Никодим Святогорец)
О том, сколько есть признаков прощения Богом грехов и каковы они
Прощение же грехов, истинное и подлинное, имеет четыре признака, неодинаковых по степени важности. Первый признак заключается в том, что человек всем сердцем испытывает ненависть ко греху, когда о нём вспоминает, возможно, из-за страха впасть в него, который у него ещё сохраняется, и не услаждается им и не склоняется к нему. Второй, более важный, чем этот, заключается в том, что человек вспоминает свои грехи бесстрастно, то есть без услаждения или печали и ненависти. А третий, более важный, чем предыдущий, заключается в том, что, человек, вспоминая свои грехи, радуется и славит Бога за великое множество добродетелей, которые приобрёл благодаря Божественной благодати и покаянию, поводом для которого послужили его грехи. Четвёртый же и самый важный из всех признаков заключается в том, что человек совершенно изгнал из своего сердца страстные греховные помышления и полностью о них забыл, так что не подвергается даже нападению с их стороны.
О первом признаке свидетельствует святитель Василий Великий. Ибо, когда этого святого спросили, как душа может удостовериться в том, что Бог отпустил ей грехи, он ответил, что она может испытывать уверенность в этом, «если кающийся увидит себя в расположении сказавшего: «Неправду возненавидех и омерзих1»2. То же самое ответил, когда его спросили об этом, и авва Исаак, сказав, что человек тогда узнает, что получил прощение своих грехов, «когда ощутит в своей душе, что совершенно их возненавидел всем сердцем»3.
О втором признаке свидетельствует Никита Ираклийский Серрский (или Серроний). Ибо, комментируя изречение Григория Богослова из его слова на Пасху, говорящее: «Хотя ты, как Фома, не был с другими учениками... удостоверься, видя язвы от гвоздей»4, он пишет: «Если же не они, то воспоминания о старых грехах, запечатлевшиеся в уме просто как факт, без какой-либо страсти, пусть удостоверит тебя в их прощении (ибо это значит, что воскресло в тебе слово добродетели). Бесстрастное же воспоминание есть представление прежде бывшего без услаждения и печали, не имеющее следов от ран благодаря появившемуся после бесстрастию, не испытавший которого и другому не поверил бы, как Фома. Воспоминание же грехов есть язвы, сами же грехи — гвозди, пронзающие впадающих в них. Итак, когда сможешь вспомнить о них бесстрастно, тогда верь, что воскресло в тебе такое слово»5.
Третий признак находим в «Лавсаике», в житии юноши Макария6. Ибо, когда его спросили однажды, печалится ли он, вспоминая невольное убийство, которое совершил, будучи юношей, он ответил, что не печалится, но даже радуется, не из-за самого по себе греха убийства, а потому что он стал для него причиной покаяния и приобретения множества добродетелей, и что он прославляет и благодарит благость Божию, поскольку она и то, что является по природе злом, часто превращает в причину благ, как превратила в причину благ убийство, совершённое Моисеем в Египте, ибо, удалившись из-за него в пустыню, Моисей сподобился стать боговидцем. Поэтому и апостол сказал: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое7. А блаженный Августин, толкуя эти слова, сказал, что любящим Бога часто содействуют в добродетели и сами пороки и грехи: «Записанные же в Книге жизни, которым всё, даже грехи, поспешествуют во благое, не могут погибнуть. Ибо когда они упадут, не разобьются».
О четвёртом же признаке свидетельствует нам святой Феодор Эдесский. Ибо он говорит в 11-й главе: «Воспоминания о том, что мы совершили под действием страсти, мучают душу. Когда же страстные помышления совершенно изгладятся в сердце, так что не будут уже нападать на него, это будет признаком прощения прежних грехов»8. Почти то же самое говорит и святой Максим: «Лжепророками являются и помыслы, умаляющие грехи и внушающие, что они прощены. Эти помыслы — хищные волки в овечьей шкуре, которых мы можем узнать по плодам. Ибо пока наш ум тревожат грехи, мы ещё не получили прощения их, поскольку и достойных плодов покаяния ещё не принесли. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие есть совершенное изглаживание греха. Не имея же совершенного бесстрастия, но иногда будучи тревожимы страстями, а иногда не тревожимы, не будем допускать помыслов, внушающих нам прощение»9.
Видишь, брат, как трудно стяжать истинное покаяние? Видишь, какими трудами, муками и кровью приобретается истинное прощение грехов? Почему же ты говоришь: «Согрешу и исповедаюсь, покаюсь», как будто истинное покаяние — лёгкое дело? Поэтому отныне и впредь будь осторожен, ради любви Божией, и когда диавол будет побуждать тебя впасть в какой-нибудь грех, не помогай ему в этом, говоря: «Исповедаюсь, покаюсь», но поставь против него в своей душе непобедимую крепость, говоря: «Кто знает, покаюсь ли я как следует? Кто знает, может быть, этот грех, который я собираюсь совершить, — последний, и Бог его не потерпит и меня не простит, но отсечёт канат Своего терпения и попустит, чтобы я низринулся в погибель? Кто знает, даст ли Бог и мне дар истинного покаяния, которого не дал другим, подобным мне, грешникам, горящим сейчас в аду? Кто знает, может быть, и я из-за привычки не бояться Бога дойду постепенно до презренной жизни и крайнего отчаяния?»
«Сердце разуми́ваго уразумеет притчу», — говорит Сирах10. И если ты человек разумный и премудрый сердцем, то не подвергай, возлюбленный, дело своего спасения столь страшной опасности, как эта надежда на бесплодную исповедь и ложное покаяние, и, имея возможность привязать надежду своего спасения к крепкому канату, не привязывай её к гнилой нитке, которая разорвётся и ты потонешь в море бесконечного и вечного огня. Крепкий канат — это воздержание от греховного деяния, борьба ради искоренения из твоего сердца худых наклонностей посредством действенной боли, приобретение истинного покаяния и получение прощения твоих грехов с помощью делания добродетелей и исполнения заповедей Божиих. Ибо, если человек не воздерживается от грехов, то глотает лукавство не жуя, чем показывает, что является совершенно безумным, так как добровольно совершает бесконечное зло, считая находящимся в своей власти то, что находится лишь в руке Божией, то есть возможность покаяния и помощь Божию для достойного покаяния, как будто Бог чуть ли не друг творящих грехи, в то время как Он является самым большим, самым страшным и самым сильным их противником, Который может их наказать, и как будто Он не имеет бесконечной ненависти ко всякому злу.
Старец архим. Иннокентий Вениаминов о правиле схимонахини Антонии
“ПРОТИВИТЕСЯ - И БЕЖИТ ОТ ВАС”
В прошлом номере газеты прочитал два письма: “Злой дух-ветродуй” и “Странное происшествие с косой”. На мой взгляд то, о чем они пишут, однозначно - проделки нечитсой силы. Во множестве рассказов о нечистой силе, которые я встречал, описываются и “заплетание косичек”, особенно животным, и ощущение сильного холода. В книге Г.Дьяченко “Духовный мир” я нашел разъяснение: “...Дьявол иногда действует на тело, производя физические страдания. Апостол Павел говорил: “Дано мне жало в плоть, ангел сатанин, чтобы удручать меня, дабы я не превозносился” (1Кор.12,7)”.
Вот еще выдержки:
“...Враждебны, злобны и гибельны действия злых духов на человека; но нельзя видеть в них и благой цели Божественного Промысла о человеке: борьба человека со злыми духами предохраняет его от беспечности и нерадения в подвигах спасения, побуждает к непрестанному духовному бодрствованию над собой.
...Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом, и наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет от Бога.
...Итак, замечено в житии св.Павла, малых бесов изгоняют люди, сильные в вере, а главных бесовских князей побеждают смиренные.
Каковы же средства борьбы с демонами?
Первое - призывание имени Божия (“Именем Моим бесы ижденут” (Мк.16,17)).
Второе - животворящий крест Христов, кресное знамение.
Третье - молитва и пост.
Четвертое - смирение.
Пятое - стяжание дара различения добрых и злых духов.
Шестое - знание христианского вероучения.
Седьмое - помощь Церкви, святых угодников.
Не следует нам отчаиваться. “Противитеся же дьяволу, и бежит от вас” (Иак.4,7).
В.Елисеев.
http://www.rusvera.mrezha.ru/15/22.htm
Отредактировано Ярослава (2024-09-26 23:09:09)
О. Арсений Папачок о милостыне
Бог хранит нас не потому, что мы очень достойны. Он хранит нас, потому что Он очень милостив.
Слова мудрости (II) со старцем Арсением
24 июля 2013 в Современные мученики за Христа, Православные святые и отцы Церкви, Про-жизнь, Цитаты, Духовные старцы
Старец Арсений Папациок из Румынии, блаженной памяти, принадлежал к великому поколению исповедников за Христа, которые много пострадали, находясь в заключении за веру в условиях атеистического [коммунистического] режима на востоке.
Его слова, не академические, а простые, приземленные, имеют большой авторитет, поскольку сказаны из опыта страданий и с горячей любовью ко всем.
О благотворительности/милосердии
С Богом нет прошлого зла, где есть доброе настоящее.
Когда Бог прощает вас, это значит, что Он простил вас навечно.
Бог хранит нас не потому, что мы достойны, а потому, что Он очень милостив.
Братья мои, не игнорируйте просящую руку или руку, предлагающую помощь.
Милосердие - это не только давать что-то.
Это значит принять человека, сидящего рядом с вами, не отвергая его в своем сознании.
В жалости к другим - наше уподобление Христу.
Нищий протягивает руку не для того, чтобы попросить, а чтобы дать вам Царство Небесное, а вы не замечаете!
Запомните, братья мои: нищие - это библейские персонажи!
Хочешь разбогатеть? Отдайте все, что у вас есть! И получите во сто крат!
Человек не считает, когда получает, но помнит, когда отдает.
Научитесь жить не только в себе, но и жить в [для] всех, кто с вами.
Милосердие Божье не отменяет ада [суда].
О любви
Нам нужно много любить! Ибо Христос заповедует нам!
Будьте внимательны, любовь - это критерий [последнего] суда!
Когда Христос просил нас любить, Он также дал нам силы для этого.
Мы должны любить свою боль [горе] и тех, кто ее причинил.
Вы свободны и имеете возможность подниматься [расти], если вы не ненавидите.
Наши сердца всегда должны быть свободны для Христа.
Этот мир не злой; мы сами виноваты в том, что не умеем любить.
Ненависть к ближнему - это самая дьявольская работа.
Если вы постараетесь любить людей так, как любите Христа, то перестанете видеть злобу ближнего.
Знайте, что любовь к врагам - это заповедь. Мы должны хвалиться ими в своем сердце.
Один вопрос оправдан, давайте все мы зададим его себе: «Люблю ли я или не люблю...?» - ибо это заповедь, брат мой! Не думайте, что наш Спаситель обращался только к людям Своего времени или к Своим апостолам. Нет...
Он говорил для всех людей и для вечности.
Наставления священникам
Отцы, великая битва заключается в том, чтобы исцелять их раны, а не накладывать епитимью.
Мы оскверняем Его жертву на Голгофе, когда отказываемся отпускать тяжкие грехи тем, кто раскаивается.
Каноны Церкви - это великое руководство.
Но пользоваться ими нужно с упругостью [iconomia].
Говорят, что олень плохо бежит по двум причинам: когда он слишком толст или когда он слишком слаб.
Слишком большой аскетизм может ослабить человека, но и безразличие и невовлеченность могут «растолстеть».
Лично я не сторонник покаяний, которые требуют много времени и физических усилий.
Покаяние означает возможность покаяться, больше не совершать этот грех, бороться за то, чтобы не пасть снова.
Хорошее покаяние - смотреть на кающегося, как на любимого человека!
Нам необходимо ... постоянное состояние любви.
У нас должна быть «потребность» любить.
Рядом с вами никогда не бывает человека по случайности [напрасно].
Он находится там по Божьему провидению.
Духовный отец учитывает слабости своего ребенка.
О спасении
Бог делает больше для нашего спасения, чем сатана для нашей гибели.
Вне Церкви нет спасения! Ад существует только вне Церкви.
Тот, кто может делать добро, но не делает его, совершает грех.
Только дьявол не может быть спасен.
Без Божьей благодати невозможно спастись только своими поступками, каким бы великим аскетом ты ни был.
Именно Крест спас человечество!
Не Божья справедливость или чудеса, а Его Крест!
Когда Иисус был распят, сатана был побежден.
Я не понимаю, как один только пост может дать нам надежду на спасение.
Смирение, глубоко укоренившееся в наших сердцах, и свобода от обид - вот надежда на наше спасение.
В первую очередь от нас требуется воля к преодолению искушений.
И если мы будем молиться Богу, Его милость не оставит нас.
Небеса полны раскаявшихся грешников.
Мы должны стремиться к тому, чтобы мир был спасен, всем, что у нас есть!
Так каждый день мы можем обрести вечность. Это наш идеал.
Наш Спаситель был распят не только за какую-то «категорию» грехов, но и за все, что означает грех на земле.
И Он дал всем силы избежать ада, но Сам сошел в ад.
И тех, кто из ада, Он тоже любит.
Но они бичуются Его любовью, Его справедливостью.
А что не сделал Христос, чтобы спасти нас от ада?
Страх смерти вызван не смертью, а жизнью.
Если вы хотите не бояться смерти, живите по-христиански!
Только те, кто не живет во Христе, боятся смерти!
Человек в своей глупой гордыне и страданиях хочет получить все небеса в один миг!
Нет ни смысла, ни цели, если нет Бога.
Мы тоже можем победить мир, но не своей силой, а Его.
Ничто не потеряно, пока жива наша вера!
Жизнь слишком ценна, чтобы тратить ее на суету.
О браке и семье
Когда во время молитвы о Святом Таинстве Брака мы говорим,
что женщина должна быть подчинена своему мужу,
муж также должен обратить внимание на то, что в той же молитве ему говорится,
что он должен любить ее.
Если он не любит ее, она не будет ему повиноваться.
Мужчина, не прислушиваясь к этому слову, становится ответственным за упрямство женщины.
Женщина также не должна забывать, что это послушание - ее путь к спасению.
И если мужчина - глава [семьи], то женщина - сердце,
и это сердце создано Богом, чтобы Он мог найти в нем покой!
Нет ничего лучше доброй [сердечной] женщины и нет ничего хуже падшей женщины.
Поэтому, мужья, вы должны всеми силами стараться преобразить ее.
Любовь соединяет все в двоих. Это символ обручального кольца.
Брак, заключенный только ради удовольствия, не имеет смысла.
Брак означает совместный путь в вечность.
Именно замужняя женщина рожает, растит и воспитывает ребенка.
Мы ни в коем случае не можем допустить, чтобы женщина сделала аборт...
Это великое дело, ведь она убьет некрещеного человека.
Мы всегда должны спрашивать себя: как бы поступил в этом случае Христос?
Семья остается лучшим наставником».
О Святой Евхаристии
Евхаристия совершенствует вас, но не прощает ваши грехи.
Человек, который готовится, может причащаться часто, но сначала ему нужно дать время для покаяния.
Ибо действительно, кто готов к такому чуду?
Некоторые пренебрегают таинством исповеди и используют его лишь как предлог для причащения.
О христианских страданиях
Дорогие мои, страдания - это дар Божий!
Миссия Христа на земле заключалась в том, чтобы спасти мир через страдания, поэтому страдания приносят много смирения.
Ошибка - убегать от собственных страданий. Вы по-настоящему свободны только тогда, когда вы боретесь, когда вы присутствуете на кресте.
Страдания приносят глубокую мудрость и заставляют серьезнее задуматься о своем спасении.
Возникает вопрос: как наше сердце реагирует на страдания вокруг нас? Самое большое, о чем нас спросят на последнем суде, это: «Почему мы не уделяли больше внимания ближнему?».
О грехе гомосексуальности
Бог наказал его огнем! (Бытие 19: 24-25).
Это самый тяжкий грех! Говорят, что этот грех предвещает конец!
То есть эти грехи приведут к скорейшему суду над миром.
Спасайся, брат мой, ибо многие падают...
По слову святых отцов, этот очень серьезный грех, содомия (гомосексуальность), приводит к быстрому Суду...
Мы сейчас находимся на продвинутой стадии, так как на Западе уже совершаются содомические (однополые) браки! ...
Другие мысли
Я не печалюсь, что я старик! Я ничего не делаю для себя.
Все, что я делаю, я делаю для Бога и для Его детей.
Я не сторонник великого аскетизма.
Я больше склоняюсь к великой бдительности!
Ибо Бог хочет от нас не аскетизма [как такового], а наших сокрушенных и смиренных сердец,
Его постоянного присутствия в нашей жизни.
Я многое пережил в жизни и видел Божьи чудеса;
«Я видел невидимого Бога, я ощутил Его!»
Наш мир сегодня стремится увидеть только Его контур; она хочет прикоснуться к Нему в плотской форме.
Разное
Божья Матерь представляет человеческий род.
Давайте привыкнем к авторитету слов Священного Писания.
Мир превыше справедливости.
Нет ни одной вещи из того, что говорил Христос, которая не была бы исполнена.
Наша жизнь - наше свидетельство!
И мы должны исповедовать Истину, где бы мы ни находились.
Где бы мы ни находились, мы все не готовы, и только по Божьей милости мы делаем то, что делаем.
Если вы мстите, вы будете в долгу перед Богом.
Но если вы «не противьтесь злу», то Бог «владеет» вами.
Мы должны немедленно отвергать все [злые] мысли,
которые приходят нам на ум, и они будут приходить до последнего вздоха.
Бог не замедлит оказать Свою помощь, если мы очистили свое сердце.
Часто вы сравниваете себя с человеком, которого называете злым!
Почему бы вам не сравнить себя со святыми Петром и Павлом или со святым Сиуаном Афонитом [с горы Афон]?
Если ты пошел спросить совета у епископа или у человека [настоятеля] Божьего,
знай, что ответ придет от Бога, а не от этого епископа или настоятеля.
Если ты жаловался на него, знай, что это Бог, на которого ты клевещешь.
Старец Клеопа был великим отцом!
Великий канцлер, обладающий большими знаниями, а также деталями!
Он создал духовную эпоху. Он больше склонялся к аскетическому труду со строгим постом, молитвами и слезами покаяния; я же больше за бодрствование [пробуждение].
Другие советы
Верьте в Бога, любите Церковь и следуйте [духовным] отцам Церкви. Проводите свою жизнь по пути смирения. Приобретайте доброе имя рядом с Христом. Больше настаивайте на молитве. Вы будете свободны только тогда, когда будете идти с любовью к тем, кто вас ненавидит! Оставайтесь во Христе для вечности...
https://orthodoxword.wordpress.com/2013 … r-arsenie/
====================
=========
Просить милостыню - это не только давать что-то из своего кошелька или сумочки.
Это также означает позволить кому-то сидеть рядом с вами, не вытесняя его из головы.
Если у вас есть коллега, у которого какие-то проблемы,
вы должны знать, как его утешить, как вызвать улыбку на его лице.
Если вы видите на улице бедного человека и не можете ничего ему дать,
потому что едете в автобусе, произнесите короткую молитву: «Господи, помилуй его!»
Вопрос в том, как наше сердце относится к страданиям вокруг нас?
Самый большой вопрос, с которым мы столкнемся на Страшном суде, будет таким:
«Почему мы не уделяли больше внимания нашим ближним?».
У того, кто находится рядом с вами, всегда есть причина.
Это происходит с Божьего ведома: либо для того, чтобы вы помогли этому человеку,
либо для того, чтобы вы узнали что-то полезное.
Вы учитесь чему-то, потому что, возможно, у этого человека больше духовных сил.
Или вы помогаете ему в том смысле, что терпеливы к нему.
Когда мы кого-то обличаем, это серьезная ошибка!
Бог терпелив с ним, и именно поэтому Он поставил этого человека на вашем пути,
чтобы вы тоже были терпеливы с ним и таким образом приобрели венец терпения!
Бог хранит нас не потому, что мы очень достойны.
Он хранит нас, потому что Он очень милостив.
https://romelders.substack.com/p/fr-ars … almsgiving
Отредактировано Ярослава (2024-09-30 20:54:19)
Слова мудрости (I) со старцем Арсением Папачком;
О смирении
Смиренный человек никогда не признает себя таковым... ибо он не будет смиренным!
Смирение - единственная сила, способная освободить душу человека и целые народы.
Есть только один путь: смирение!
Христос был смиренным, так кто же мы такие, чтобы не быть смиренными?
Если вы хотите победить зло: смиритесь и не судите. Тогда вы будете свободны.
Смирение ведет вас к Богу, а любовь вкушает Бога!
Смиритесь, чтобы Благодать преизобиловала в вас.
Смирение - это кровь жизни. Без него невозможно спастись.
Человек никогда не сможет сказать: «Я смиренный!».
Смирение - это искусство погружаться в себя и оставаться там, в смиренном себе.
Иногда благодать оставляет тебя, чтобы ты смирился перед Богом!
О молитве
Бог очень богат! И Он ждет нас! ...Он ждет, когда мы попросим!
Где бы вы ни находились и в каком бы искушении ни были, молитесь и не унывайте!
Тот, кто хочет обрести дар молитвы, должен молчать и молиться.
Мы так много говорим о молитве. О ней нельзя говорить, ее нужно практиковать.
Глубокое молчание - это глубокая молитва. А глубокая молитва подобна глубокой тишине.
Каждое мгновение - это время [в вечности], и каждый вздох может стать молитвой.
Мы не должны переставать молиться, даже умом.
Если вы молитесь, вы всегда присутствуете в себе.
О мирской мудрости
Интеллектуалу трудно жить молитвой.
Бог открывается не острому уму, а смиренному чистому сердцу, которое постоянно обращено к Нему.
Философы лишь создали несколько понятий, но не решили ни одной проблемы.
Интеллект и образование не имеют никакой ценности, если они не служат любви.
О Церкви
Спасение существует только во Христе и Его Православной Церкви.
Если вы православный, вы должны крепко держаться ее учения, если нет - вы впадете в ересь.
Мы не можем ни на йоту отступить от православной истины. Это великое дело, которое касается Бога. Так было с падением католицизма! Лично я больше не считаю его церковью, а государственным органом с клерикальным названием.
Так было и с остальными...
О сатане
Дьяволу не нужно давать объяснений!
Мы не можем говорить о дьяволе, не говоря о Боге. В Божьем творении дьявол - это терпимое существо.
Вы верите, что дьявол свободен? Нет! Он самый ограниченный, потому что он не во Христе... Так что не бойтесь его. Он - терпила, а не сила.
Если бы вы знали, с каким рвением сатана прерывает нашу молитву!
Вступать в разговор с дьяволом - большая ошибка. Мы должны разговаривать только с Богом.
Если вы хотите прогнать его, скажите: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня»,
и обращайтесь к Богу. Сила Его имени избавит его.
Дьяволу выгодно вступать в диалог, потому что это означает, что вы признаете его.
Таким образом, через молитву мы игнорируем его.
Если мы сначала решаем проблему ада, то потом игнорируем рай!
Идти по ложному пути, грешить - значит попасть в ад.
Гордость - это дьявольское состояние, абсолютно дьявольское.
Никакая другая страсть не приближает человека к сходству с дьяволом, как гордость.
Если вы не слушаете тех, кого назначил вам Бог, то легко понять, что вы скорее подчиняетесь сатане.
Люцифер безнадежно пал. Величайшее падение и всего два слова: «Я есмь»...
Косвенно дьявол исповедует Бога через искушения.
Между добром и злом нет никаких отношений.
Наш Спаситель говорит: «Отдай Мне все свое сердце!»
А дьявол говорит: «Мне нужен только один твой палец».
Но через него он скоро завладеет всем твоим существом. Всем вами.
Грех приносит смирение.
Таким образом, можно понять, что дьявол играет косвенную «роль» в нашем спасении,
поскольку он открывает наши немощи и этим помогает нам расти.
Если бы он понимал, насколько велика помощь в нашем спасении, он бы меньше беспокоил нас...
Какова бы ни была причина вашей печали, она только от бесов.
Благодать Божия не приходит туда, где есть скорбь или печаль,
потому что ты не знаешь, что с ней делать, и расточаешь ее».
О монашестве
Монашеская жизнь не может быть определена ни одной цитатой.
Ни одно философское слово не может объяснить монашество.
Монашеская жизнь - это... вход в рай.
Служить Христу и Его Пречистой Матери всю свою жизнь - не малое дело!
Если мы отдали себя Богу, Он нас не оставит!
Монахи не совершенны, но они совершенны.
Крест монаха - это отсечение собственной воли. Отказаться от того, что ему нравится.
Нести то, что не удобно.
Кенобитическая [общинная] жизнь с отказом от своей воли - это великое дело в творении Божием.
Отсечение своей воли должно быть главным направлением деятельности монаха,
а не уединение, где он может делать все, что хочет, и не получать награды. Если вы уклоняетесь от послушания, вы заблудились и не можете расти.
Если вы не слушаетесь своего духовного старца, вы попадете в рабство!
Состояние непослушания - дьявольское.
Где бы вы ни были, будьте бдительны, и тогда вы будете жить как в пустыне...
Вы должны знать, как жить отшельником, находясь [физически] в гуще мира!
Мы не можем говорить об исихазме, имея на столе пироги.
Нет отшельничества, если ты не носишь боль [всего] мира в своем сердце!
Отречение от мира может происходить и в душе мирянина. Священное Писание касается каждого. Весь мир получил Заповеди.
О монастыре
Поступление в монастырь - это вход в рай, а уход из монастыря - уход из рая.
Никакая школа не может сравниться с монастырским обучением!
В монастыре человек отрешается от своей человеческой личности, чтобы вступить в ангельское царствование.Это значит, что, теряя себя, обретаешь
Если кто-то хочет принять монашескую жизнь, нельзя делать это ради монастыря; но вы должны стать «монастырем»!
Нет благодати без благословения настоятеля... Если я в свои 94 года имею радость, то это потому, что я не сделал ни одного дела без благословения.
Больше всего сатана ненавидит монастыри. Он способен вовлечь против вас весь мир, лишь бы вы не поступали в монастырь. Если вы решили уйти, не оглядывайтесь назад!
В монастырь нельзя идти ни по какой другой причине, кроме духовной... Только после того, как ты умер для себя, тогда приходи в монастырь.
Жить в монастыре, будучи уверенным в своей цели и не ропща, - не малое и не незначительное дело.
https://orthodoxword.wordpress.com/2013 … r-arsenie/
Отредактировано Ярослава (2024-09-30 20:57:30)
Предлагаю послушать проповедь схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая).
Мало кто из священства высказывается о наболевшем с исторической точки зрения.
О символизме огня слышу впервые.
https://www.youtube.com/watch?v=fEhYR7G6lBc
Под магической пентаграммой.
Мысли святителя Феофана Затворника:
(Лк. 4, 22-30)
"Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого, или не сгубит самого завидующего. Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому".
Весьма актуален для нас сегодня ответ святителя Нектария
про отношение к политикам и общественным деятелям:
«Предпочитайте добродетельных людей,
постоянных в своей жизни и в своих поступках,
строгих в речах, предусмотрительных в делах.
Не избирайте внутренне раздвоенных людей, суетливых,
преследующих свои интересы, погруженных в материальное.
Те, кто принимают парламент за место торгов, а не за место служения большинству,
являются ворами, самозванцами. Отметайте их подальше от управления общественными делами.
Ибо такие заблудшие и жестокие люди способны приносить лишь ущерб, вред и несчастье
как своим собственным друзьям, так и всему обществу.
Политический деятель, если он коварный, неверный, еретик, наглый, хитрый, делец,
то это отродье бесовское, скопище эоловых чудовищ...
Дурной человек в обществе может навредить одному, двум, пятерым или десятерым.
А вот дурной политик с легким сердцем разрушает всеобщее людское счастье.
Остерегайтесь же, чтобы не избрать хищных волков.
Старайтесь избрать человека благородного и доброго».
О том, кто спасется или не спасется в других религиях.
О том, кто спасется или не спасется в других религиях.
Приехали....
В Евангелии написано:
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Ин.3;36)
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5:22-23).
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин.5:26-29).
Итак, сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин.6:28-29). (это к вопросу о том, что такое творить добро и делать зло)
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53-54).
И еще написано в Евангелии (Мф.7:15-21) :
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак, по плодам их узна́ете их.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного".
Можно и все остальное Евангелие процитировать и всех Святых отцов. Если понадобится кому-то.
Есть подробнейший ответ на вопрос: "спасутся ли магометане, еретики и т.п.?" у Св.Игнатия Брянчанинова:
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … pisma/3_28
https://spassobor.ru/ignatiy-bryanchani … i-eretiki/
Отредактировано Белая и пушистая (2024-10-10 12:48:41)
Ув. togiya! Уберите отсюда ересь и ХУЛУ НА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, выложенную Максом в посте 867 в исполнении пока еще священника Кречетова!!! Ей место в разделе "Осторожно! Волки в овечьих шкурах"! Это не живые слова мудрости дувной, а духовное убийство слушающего.
Господь сказал:
"кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным" (Мф.10;33).
Ей, гряди, Господи Иисусе!
Отредактировано Белая и пушистая (2024-10-11 12:57:05)
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной