Синедрион знал : Христос воскрес.
Живое слово мудрости духовной
Сообщений 811 страница 840 из 889
Поделиться8122023-05-03 12:28:02
«Духовная жизнь и есть настоящая жизнь.
Всё остальное прах»
— свят.Николай Сербский
Поделиться8132023-06-20 11:20:02
Прежние грехи, будучи воспоминаемы в своих образах, вредят.
Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды,
а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну.
Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание,
то не вспоминай грехов по виду их, но мужественно терпи
находящие скорби за них
— преподобный Марк Подвижник
( Прп. Марк Подвижник. Нравственно - подвижнические слова.
Слово второе. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав )
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ma … txt02.html
https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizh … ja-delami/
Поделиться8152023-07-24 12:05:03
Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть
истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей
путем практической деятельности, которая включает молитву,
пост и исполнение заповедей Христовых.
"Глубина догматов неисследима... Небезопасно и касаться богословия
тому, кто имеет какую-нибудь страсть", - пишет святой Иоанн Лествичник[1].
10. Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться.
11. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому,
кто имеет какую-нибудь страсть.12. Келлия безмолвника заключает в себе тело его;
в внутри оного заключается храмина разума.13. Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому,
кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске.
Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь
не следует заниматься исследованием догматов.
Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в Символе веры.
Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному:
"Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами,
потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев,
которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать
догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна"[2].
Вопрос 544. Брат вопросил Великого Старца, говоря:
я имею догматические книги и, читая их, ощущаю,
что ум мой от страстных помыслов переносится
к созерцанию догматов. Иногда же помысл запрещает мне
читать их, говоря: ты не должен читать их, потому что
ты окаянен и нечист.Ответ Варсонофия. Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами,
потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев,
которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать
догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна.
В другом случае он же поучает:
"Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего,
но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви
при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься.
Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя,
но молись Богу о своих согрешениях..."[3]
Вопрос 702. Если случится быть вместе с отцами,
тогда как они состязаются о вере с кем-либо из неправомудрствующих о ней,
должен ли и я состязаться, или нет?
Ибо помысл говорит мне: «Когда молчишь, то изменяешь вере».
Также, если и между ними будет происходить подробная беседа о догматах:
сказать ли мне, что знаю, или промолчать?
И (наконец) как поступать, когда меня спросят?Ответ. Никогда не состязайся о вере; Бог не требует от тебя сего,
но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении,
и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах
не следует, ибо это выше тебя; но молись Богу о своих согрешениях, и в сем пусть
упражняется ум твой. Берегись, чтобы в сердце своем не осудить имеющих
такое собеседование, ибо ты не знаешь, право ли говорят они, или нет.
– Бог будет судить оное дело. Если же будешь спрошен, скажи:
«Простите меня, отцы святые, это выше меня».Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна
руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников
: Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998.
Отцы советовали неопытным уклоняться от споров с еретиками,
чтобы избежать смущения и омрачения ума[4].
Поделиться8162023-07-24 14:41:52
Спасение заключается в возвращении общения с Богом.
Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою:
ему не нужен Христос, возвестивший о Себе:
«не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние».
* * *
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе
и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога,
непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем,
непостижимого в управлении Своем. А если нет ни одного случая,
который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога.
* * *
Христианин никогда и ничем не должен смущаться,
ибо Промысл Божий носит его на руках своих.
Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу.
Христианин, смотрящий неуклонно на Промысл Божий, сохраняет
среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость.
* * *
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия;
старайся исполнять его заповеди, читай его делами.
Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью.
По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде,
установленном от Бога для нас.
* * *
В покаянии — вся тайна спасения. Покаяние есть сознание падения,
сознание необходимости в Искупителе. Несродно чувство покаяния тому,
кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн
и недостатки всех родов.
* * *
На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним:
потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога,
и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.
— свят. Игнатий ( Брянчанинов )
Поделиться8172023-07-31 22:56:04
О УДАЛЕНИИ ОТ ПОВОДОВ К ГРЕХАМ
Следует удаляться от причин и поводов ко греху.
говорил авва Пимен: хорошо удаляться плотского.
Человек близкий к плотскому искушению
подобен стоящему над глубочайшим рвом.
И когда представится врагу случай, он легко низвергает его вниз.
Удаляющийся же от плотского подобен стоящему далеко от рва,
так что хотя бы враг и повлек его, чтобы низвергнуть вниз,
но когда он повлечет человека и будет принуждать (ко злу),
Бог пошлет ему помощь.
Поделиться8182023-08-13 00:05:22
…за радостью Фаворского света следует Гефсиманское борение, Голгофа,
и только потом – торжество Воскресения. Понять все это, не ощутив
прежде хотя бы в малой степени, невозможно. Голгофские муки,
как свидетельствуют пережившие их, не ограничивается одним днем,
они продолжается столько времени, сколько попускает Господь.
Согласно Святым Отцам, это называется отъятие благодати
и переживается как чувство богооставленности. Если бы это состояние
продлилось слишком долго, то никто не смог бы его понести.
Но вот Божественная благодать возвращается, и подвижник
испытывает радость Царства Небесного, Тогда рассеиваются
все тучи, и слышатся слова: «О, Сладчайший мой Иисусе, как Ты сладок.
Как сладко Твое пришествие. Но почему же Ты оставил меня,
«и покрыла мя студная тьма окаянного”?»
Я знал одного такого подвижника, который на протяжении многих лет
переживая то одно, то другое состояние. Он говорил мне, что радость
близости ко Христу в период благодати так велика, что он в какой-то
степени переживает состояние учеников Спасителя на Фаворе,
говоря вместе с ними: «Хорошо нам здесь быть».
Когда же попускается оставление благодати, тогда душа испытывает
такие невыносимые страдания, такое страшное давление врага,
что чувствует – там, где она сейчас находится, и есть ад.
Поднимается ропот, и ты начинаешь ненавидеть тот час, когда одел
эту благословенную рясу, когда облачился в великую схиму, и даже
того, кто тебе дал ее – твоего Старца. Но возможно ли, чтобы лишь вчера
переживавший преображение, сегодня находился в опасности отказаться
от своего высокого призвания?
Да, возможно.
Если даже апостол Петр, спустя совсем немного времени после Фавора,
в момент попущения трижды отрекся от своего Учителя,
кто может сказать, что он устоит?
Поэтому мы всегда должны помнить слова апостола:
«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
— из книги:
Наставник молитвы Иисусовой
( Жизнеописание старца Харалампия,
ученика старца Иосифа Исихаста )
( автор книги: монах Иосиф Дионисиатис )
Поделиться8192023-09-09 15:24:22
Христиане! Мы все перед Богом, Царем неба и земли, вездесущим и всевидящим, ходим и живем. И все что ни делаем, ни мыслим и ни говорим – перед святыми очами Его делаем, мыслим и говорим, хотя и не видим Его. Так слово Его святое нас уверяет.
Всякий беззаконник закон Его святой перед Ним разоряет.
Всякий хулитель святое и страшное имя Его перед Ним хулит.
Всякий лжец святым и страшным именем Его во лжи перед Ним клянется, во лжи великое имя Его перед Ним призывает.
Всякий злодей и убийца перед Ним человека убивает.
Всякий блудник, прелюбодей и любитель нечистоты перед Ним беззаконничает.
Всякий вор, хищник и грабитель перед Ним закон Его разоряет – не укради.
Всякий клеветник, ругатель, досадитель, укоритель, сквернослов и кощунник перед Ним беззаконничает. Каждый, кто ни замышляет и ни мыслит лукавое и злое в сердце своем, перед Ним замышляет, ибо Бог и сердце наше, и помышление видит. Какое досаждение и оскорбление Создателю нашему может быть больше этого?
* * *
Бог есть во всяком месте, на всех нас смотрит, всякие наши слова слышит, дела и помышления видит и сердца и утробы испытует (Пс. 7, 10), как святое слово Его проповедует и святая вера наша учит. Как ты перед Богом вездесущим и всевидящим ходишь? Как говоришь перед Тем, Который каждое твое слово слышит? Как делаешь и мыслишь перед Тем, Который каждое твое дело и помышление видит, и все в книге Своей записывает, и в день суда Своего объявит тебе? Какие мысли о Нем Самом в сердце своем питаешь, согласные ли со Словом Божиим и с верой святой?
Поделиться8202023-09-21 19:10:19
Решимость
Вот что бывает с приступающим к Богу:
сперва искушение, потом скорби, затем труд,
уныние, нагота, страсти, теснота, уничижение.
Ибо в сем обнаруживается терпение и искусство верных.
Во всем этом побеждает тот, кто всем сердцем
предает себя управлению Божию
и пребывает в воле Божией.
Бог требует от нас только совершенной решимости,
а Сам подает нам силы и дарует победу.
Источник: Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 480 с. - (Духовное наследие).
Поделиться8212023-09-27 21:10:35
Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной, получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовные проценты.
Преподобный Паисий Святогорец
https://pravoslavie.ru/116043.html
Почтим честный Крест Христов – орудие победы и знамя славы Христовой, – исповедав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим приемлю! Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»
Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией сделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знаменем славы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которая часто слышится из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимой тяжестью, увлекающей во ад распятого на нем. «Что я сделал?» – вопиет несознающийся грешник и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысел Божий; увидев распятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 39), «сойди с креста» (Мф. 27, 40). Но Господь наш Иисус Христос «волею благоволи плотию взыти на крест и смерть претерпети»,119 чтобы крестом примирить с Богом человечество, смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостолов к великому событию – к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиями и поносной смертью вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведал апостолам, что Ему надлежит быть преданным в руки грешников, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
* * *
Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ему ниспосланные скорби, а не другим, необходимы для его образования о Христе и спасения.
Терпеливое несение «креста своего» есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.
Терпеливое несение «креста своего» есть истинное покаяние. Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий – и получишь отпущение грехов твоих.
Распятый на кресте! Познай Христа – и отверзутся тебе врата рая.
С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысел жалобы и ропота, отвергая его как преступление и богохульство.
С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.
С креста богословствуй, потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия. Вне креста нет живого познания Христа.
Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом.
«Крест свой» изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, когда несет его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение, благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.
Крест Христов только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение...
Крест – сила и слава всех от века святых.
Крест – целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, которые «креста своего» не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысел, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: – в темницы ада.
Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.
* * *
Поделиться8232023-10-13 22:43:23
Святые Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Колеблющимся на пути Господнем,
боящимся сильных мира сего,
отцы отвечали так:
«Знайте, что если вы предадите дело Божие,
то и Бог предаст вас.
Из властей да никто не устрашит вас,
ибо воле Божией никто противостать не может.
Всегда помните, что до самой смерти
нужно подвизаться о истине».
Поделиться8242023-10-15 20:10:39
Богородица сказала, что люди замучили ее своими грехами.
архиепископ Аверкий Таушев
и святой преп Никодим Святогорец
Поделиться8252023-12-08 10:39:47
Если мы будем вносить молитвы за обижающих и оскорбляющих нас, тогда будет услышана и молитва наша за нас самих. Молиться Богу о вреде для врагов — значит оскорблять Бога. Господь хочет, чтобы мы были кроткими к виновным, не злопамятны к согрешающим против нас, прощением их приобретали прощение себе. Будем не только Богу говорить:"Не помяни согрешений наших", но и самому себе пусть каждый говорит:"Да не помянем согрешений братий наших против нас".
Святитель Иоанн Златоуст
Поделиться8262024-01-23 21:15:28
Давайте не будем ожидать духовного понимания от людей, которые не верят в Бога. Давайте помолимся, чтобы Бог простил их и показал им Свой свет. И не утомляйте себя попытками говорить об истине людям, которые полны эгоизма и злобы, даже если они называют себя христианами.
Потому что они не вместят этого.
Преподобный Старец Паисий Святогорец
Пренебрежение заповедями Божиими по необходимости присоединяется к отвержению управления Божия миром и промысла Божия о мире: пренебрежение заповедями Божиими вытекает из этого отвержения, как естественное последствие. Правителем вселенной, начальной причиной всего, совершающегося в обществе человеческом и с каждым человеком в частности, произвольный, намеренный грешник признает или человеческий разум или слепой, бессмысленный случай. Становится этот грешник, по самому образу мыслей, по настроению души, в отношение, враждебное Господу, враждебное святому Евангелию Его; попирает бесстрашно этот грешник все заповеди Божии, удовлетворяет бесстрашно всем порочным пожеланиям своим.
Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих. Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением, кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может «пригвоздить плоти своя к страху Божию» (Пс.118:120): распять волю и мудрование греховные и веществолюбивые на кресте евангельских заповедей.
Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты, нужна жизнь по заповедям Евангелия. Из видения судеб Божиих рождается в сугубом обилии матерь этого видения – жизнь благочестивая.
Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. «Не две ли птицы, – сказал Спаситель, – ценятся единым ассарием, и ни едина от них падет на землю без Отца вашего». «Вам же», присные и верные служители Божии, «и власи главнии вси изочтены суть» (Мф.10:29–30). Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. «От лица Твоего», Господь мой, «судьба моя изыдет» (Пс.16:2)! Весь принадлежу Тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду Твоему, по неизреченной милости Твоей. Я – Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!
- свят. Игнатий (Брянчанинов)
Том 2. Аскетические опыты
Судьбы Божии
Поделиться8272024-02-11 18:22:02
Святой преп. Ефрем Катунакский давал приходящим к нему верующим следующий совет о том, как стяжать живое Богообщение:
«Полчаса из всех суток посвяти занятию молитвой.
Когда только сможешь, но лучше ночью.
Проговаривай ее, не имея в руках четок, умилостивительно, просительно, с плачем: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Потрудись так, и увидишь, какой это принесет плод.
Из получаса молитва превратится в час. И в этот час будь внимателен: либо зазвонит телефон, либо "вот это я должен сделать прямо сейчас", либо придет к тебе сон или ужалит какая-нибудь хула. Отбрось все. Выключи телефон. Закончи все свои дела и займись молитвой на протяжении получаса, и увидишь, что будет. Посади деревце, и завтра-послезавтра оно принесет плод. Святитель Иоанн Златоуст и святитель Василий начали с этого и стали светильниками вселенной».
Поделиться8282024-02-12 22:04:53
Все неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой. Учись растить в себе любовь, только она спасет нас в будущие тяжелые времена.
Преподобный Паисий Святогорец
Поделиться8292024-02-15 16:52:41
Когда на Московском Всероссийском Соборе 1917–1918 гг. модернисты почтительно задали ему (еп. Феофану Полтавскому(Быстоову)) вопрос:
«Если вы, Владыко, не уступите стремительным волнам времени... с кем Вы останетесь?
Одни останетесь».
На что владыка кротко заметил:
«Я останусь со святым князем Владимиром, Просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием, Печерскими чудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом...»
Поделиться8302024-02-19 16:13:15
Пророчество праведного Симеона о том, что Христос — это «Свет во откровение языков» (Лк. 2, 32), дает звучный и обезоруживающий ответ современным сторонникам экуменизма и религиозного синкретизма, которые видят спасение и за пределами Православной Церкви, в многоразличных ересях и демонических религиях міра и рассматривают их как «множество дорог, ведущих к одному и тому же Богу».
Если бы были «светом» и различные основатели этих религий, то богопросвещенный святой старец не стал бы говорить о Христе как о единственном Свете, просвещающем язычников. Он не сказал бы, что это единственный Спаситель міра, уготованный Богом «пред лицом всех народов» (Лк. 2, 31). Если бы это было не так, то Слову Божию не понадобилось бы воплощаться, поскольку эту «работу» выполняли бы за Него и другие существующие в то время религии!
Из уст патриархов, предстоятелей, архиереев, богословов и богословствующих мы слышим невероятные словеса о том, что «канонические границы Церкви не совпадают с её харизматическими границами», а значит, Христос «спасает» и вне её, в ересях и различных религиях! Что, согласно еретическому «домостроительству Духа», Святой Дух «дышит» и вне Церкви и «спасает» отдельно от неё! Что, согласно так называемому «крещальному богословию», все «крещеные» еретики считаются обычными членами Церкви и наследуют спасение!
Все они учат своему собственному «евангелию», подпадая под анафему апостола Павла, что учащим «иному благовествованию... а не тому, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (ср. Гал. 1, 6-8)!
Газета «Ортодоксос Типос»
3.02.2024
Источник: http://aktines.blogspot.com/2024/02/blog-post_7.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Поделиться8312024-02-21 02:15:51
Во всех делах твоих да предваряют у тебя телесное целомудрие и чистота совести. Ибо без них суетно пред Богом всякое дело.
О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично;
потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному.
Праведник немудрый – светильник при (свете) солнца.
( преп. Исаак Сирин )
Почему же суетно? Ведь вроде доброе же дело?
А разъяснение есть у преп. Серафима Саровского
в его беседе с Мотовиловым:
Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: »Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает».
И, кроме того, не должна тут примешиваться своя человеческая воля... (то есть негоже дело Божие творить по своим собственным соображениям (лучше сказать прихотям))
Об этом тоже есть в той беседе :
Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьяго, и говорится в отеческих книгах: \»Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово\». (Суть путие мнящиеся прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч 16, 25). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.)
Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: \»Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская — вполне пагубная\». И вот эта-то третья вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая — собственная воля наша — научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то, и как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же — воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо \»Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим Единством священнотайне\».
о том-же говорит и преп. Марк:
Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то после бывает вредно и несовершенно.
...
Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом.
...
Когда ум забудет цель благочестия, тогда и явное исполнение добродетели становится бесполезным.
...
Постоянно молись (ἔχε παράμονον δέησιν) во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией.
Нет ничего сильнее молитвы по действию;
и нет ничего полезнее ее для благоугождения Богу.
Всякое исполнение заповедей содержится в ней.
Ибо нет ничего выше любви к Богу.Нерассеянная молитва есть знак любви к Богу пребывающего в оной; нерадение же о ней и развлечение есть знак сластолюбия.
...преподобный Марк Подвижник
Слово 2-е. О тех, которые думают оправдаться делами
и свят. Феофан Затворник:
на ( Мк. 12, 28-37):
Один законник спрашивал Господа: "какая первая из всех заповедей?" Господь ответил: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет". И это идет к дополнению изображения сокровенного сердца человека. Священие Господа есть дух его, а любовь душа, прочие же все добродетели разные члены его то рука, то нога, то глаз, то ухо, то язык. Напоминание об этом очень благопотребно, потому что иногда случается, что, считая доброделание окончательными добродетелями, думают с ним одним обойтись, и о Господе не помышляя, и о любви забывая. Доброделание такое, без веры и желания Богу угодить, не свято бывает, как дом не освященный или комната без иконы; не имея же любви, оно подобно зданию, наполненному изваяниями безжизненными, и кроме того отдающемуся затхлостью и плесенью. Обращай на это внимание всякий и, взявшись созидать в себе нового человека, старайся поставить его перед Господом, не имеющим никакого порока.
Что значит "не свято бывает"? -- значит не причастно действию (энергии) благодати Святаго Духа и следовательно к Царствию Небесному не приближает...
Поделиться8322024-02-21 17:18:19
лес не боится того, кто сразу хватает много дров и перегружает свою повозку. Ибо знает, что скоро она сломается, потому что слишком загружена. Лес боится того, кто берет по бревнышку, везет малую поклажу. И лес потому боится, что знает, что он мало-помалу вырубит его целиком.
( старец архим. Клеопа Илие )
https://monastery.ru/svyatye/rumynskiy- … e-chast-4/
Поделиться8352024-02-28 18:07:44
Человек, смиренно терпящий прегрешение своего ближнего, имеет большую любовь, чем тот, кто несет тяжелую суму своего попутчика.
Приими несправедливость как великое благословение, потому что через нее для тебя готовится благословение небесное. Однако сам не стремись пострадать несправедливо, ибо под этим благовидным предлогом скрывается порок гордости.
Когда с тобою поступают несправедливо, не говори: "Да взыщет это Бог", - потому что тогда ты невольно проклинаешь себя.
Человека, искренне просящего у тебя прощения, когда он погрешает, прощай. Каждый раз, когда он погрешает, прощай милостиво и люби его по-настоящему. Лукавого же, просящего у тебя прощения притворно, чтобы делать свое и затем впутать тебя в свои дела, которые душевно вредят и другим людям, прощай 77 раз подряд, и люби его, и молись за него.
Приими несправедливость с радостью, когда она для тебя душевно не вредна. Чем более духовен человек, тем меньше прав он имеет в этой жизни, ибо права праведного хранит Христос в небесной жизни.
Старец Паисий Святогорец
( из книги "Возвращение к Богу от земли на Небо" ):
https://www.hesychasm.ru/library/athon/ps/ps2.htm
Поделиться8362024-03-10 11:20:22
Смиритесь с болезнями, смиритесь со скорбями, смиритесь со старостью, когда голова уже вся седая. И только повторяйте
бесконечно "Слава Тебе Господи, слава Тебе!" И все болезни ваши уйдут, и все скорби ваши рассеются, и всë станет в 10 раз лучше, чем было, и старость ваша будет вам только во благость. И появится мудрость. ☝🙏
Знаете, что значит смиренномудрие?
Это когда человек в своих болезнях, скорбях и всевозможных передрягах, смирится до такой степени, что Господь, видя его терпение, даёт ему мудрость.
Славьте всё время Господа, что бы у вас ни происходило. И увидите настоящие чудеса!
☦📝 Игумен Алипий Воронов
Поделиться8372024-03-10 15:57:27
Знаете, что значит смиренномудрие?
Это когда человек в своих болезнях, скорбях и всевозможных передрягах, смирится до такой степени, что Господь, видя его терпение, даёт ему мудрость.
☦📝 преподобный Исаак Сирин
( из слова 79 ) :
Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти эту силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступностью молитвы и излиянием слез.
...
... Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей». – «Какое же это врачевство?» – «Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия».
Не гневайся на меня, что говорю тебе правду. Не взыскал ты смиренномудрия всею душою твоею. Но если хочешь, вступи в его область и увидишь, что освободит оно тебя от зла твоего. Ибо по мере смиренномудрия дается тебе терпение в бедствиях твоих, а по мере терпения облегчается тяжесть скорбей твоих. И приемлешь утешение; по мере же утешения твоего увеличивается любовь твоя к Богу; и по мере любви твоей увеличивается радость твоя о Духе Святом. Щедролюбивый Отец наш – у истинных сынов Своих, когда соблаговолит сотворить облегчение их искушений, не отъемлет искушений их, но дает им терпение в искушениях. И все сии блага они приемлют рукою терпения своего к усовершению душ своих. Да сподобит и нас Христос Бог, по благодати Своей, в благодарении сердца претерпеть всякое зло из любви к Нему!
«Любая скорбь, с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству».
--- святитель Нектарий Эгинский
Поделиться8382024-03-13 11:44:15
Святые Отцы сказали:
«Когда видишь утопающего, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь для его спасения; но руки твоей не давай ему, чтобы он не увлек тебя с собою в пропасть».
Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету.
( из писем свят. Игнатия Брянчанинова )
Поделиться8392024-03-13 16:00:59
Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету.
Конечно согласен!
Но не забывать следует и о : "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13)."
Поделиться8402024-03-13 16:15:41
забывать следует и о : "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Слова "чтобы он не увлек тебя с собою в пропасть" в этом приточном изречении подразумевают душевный вред, а не телесный. Поэтому оно нисколько не противоречит Священному Писанию, которое всячески предостерегает от всего душевредного. . . как там сказано
какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
https://bible.optina.ru/new:mf:16:26
у преп. Исаака Сирина:
Многие совершали силы (в сирийском тексте: «чудеса»), воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса; руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили (душевно) самих себя, и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога (т.е. надежду на спасение) указанным выше образом (в сирийском тексте: «упомянутыми выше страстями»). Ибо немощь чувств их не в состоянии была сретить и вынести пламень вещей, которые обыкновенно приводят в рассвирепение лютость страстей, ибо им нужно было еще охранение, именно – чтобы вовсе не видать женщин, не предаваться покою (в сирийском тексте: «наслаждению жизнию»), не приобретать серебра и других вещей, не начальствовать над другими и не быть выше кого-нибудь.
(Слово 56)
то есть даже и доставляя многую пользу ближним отнюдь не похвально подвергать душу свою опасности падения .