Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года
(Дея. 4, 23-31; Ин. 5, 24-30). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло в воскресение осуждения". Вот чем все кончится!
Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец,
каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде,
но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие
воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть.
Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела,
а другие - дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям
с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те, которые совершаются
в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим.
Мертвые дела - все, которые хоть по форме не противны заповедям,
но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении,
по каким либо видам себялюбия.
Бог - жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его.
И вот у кого только мертвые и мертвящие дела,
тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти;
а у кого дела все живые, тот идет и в последний день
изыдет на получение вечной жизни.
и всякое «добро человеческое» соделанное без оглядки
на заповеди и не ради Бога не имеет никакой пользы
для вечности… об этом и святой преп.Серафим Саровский
ясно сказал в беседе с Мотовиловым:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Saro … tovilovym/
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские,
сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их
состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат
необходимыми средствами для достижения ее.Истинная же цель жизни нашей христианской состоит
в стяжании Духа Святого Божьего.Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое
доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.
Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело
приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое,
хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет,
да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь
Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает»
(Мф.12:30, Лк.11:23). Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием,
ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит:
«Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть» (Деян.10:35).И, как видим из священного повествования, этот «делаяй правду» до того
приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду,
явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: «Пошли во Иоппию
к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечного,
в них спасешися ты и весь дом твой» (Деян.10:5–6). Итак, Господь все свои
божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку
возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия.
Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа,
Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти... Но тем и ограничивается
эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш
дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет.
Вот почему Господь сказал евреям: «Аще не бысте видели, греха не бысте имели.
Ныне же глаголите – видим, и грех ваш пребывает на вас» (Ин.9:41).
Воспользуйся человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела своего,
не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело
вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него.
В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело.
Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради,
ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды
ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого,
и притом, как сказано: «Не в меру бо дает Бог Духа Святого,
Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его» (Ин.3:34–35).Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия
и состоит истинная цель нашей жизни христианской,
а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые
добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.…
Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми,
да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель,
как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе
всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати
Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти,
по духовному неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское,
чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де
и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия,
достигли ли они ее, им и дела не было.Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей
без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят
благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах:
ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но конец его – во дно адово.Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев:
«Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях,
действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли:
1-я – Божия, всесовершенная и всеспасительная;
2-я – собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная;
3-я – бесовская – вполне пагубная.И вот эта-то третья – вражеская воля – и научает человека или не делать
никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра,
а не ради Христа.Вторая – собственная воля наша научает нас в услаждении нашим похотям,
а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания
на благодать, им приобретаемую.Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит,
чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святого...
Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло
и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли
дождаться и Жениха, пришедшего во полунощи, и войти с Ним в чертог радости.Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище,
да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены.
Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допускавшие к Жениху,
– смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души христианские;
елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего
благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющего оное от тления в нетление,
от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего,
где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, пресветлый чертог
вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе
и Вечном Женихе душ наших.Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию
к Его о нас попечению, когда Бог говорит: «се стою при дверях и толку» (Откр.3:20) !..
разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью.
О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием!«В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица Его кто станет! Вот почему сказано: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк.14:38), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа... На нее всякому и всегда есть возможность... Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» – и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святого!..
– Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите?
– Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте.
Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.
Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром,
который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и,
как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том,
чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской
не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать.
Хотя апостол и говорит, «непрестанно молитесь» (1Фес.5:17), но да ведь,
как помните, прибавляет: "хочу лучше пять словес рещи умом ,
нежели тысячи языком» (1Кор.14:19). И Господь говорит: «не всяк глаголяй Мне,
Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего» (Мф.7:21), то есть
делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо «проклят всяк,
иже творит дело Божие с нерадением» (Иер.48:10). А дело Божие есть:
«да... веруете в Бога ...и Егоже послал есть Иисуса Христа» (Ин.14:1, 17:3).
Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских,
так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел,
служащих к цели нашей христианской жизни только средствами,
но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении
обильнейших даров Духа Святого.Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали
этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией
и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет;
и если – в Духе Божием, то, благословен Бог! – не о чем говорить:
хоть сейчас – на страшный суд Христов!
Ибо в чем застану, в том и сужу.