Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной


Живое слово мудрости духовной

Сообщений 601 страница 630 из 889

601

Один неверующий как-то сказал блаженному Августину:

- Соблюдение заповедей — это бремя, ограничивающее свободу человека.
По-настоящему свободен только тот, кто делает то, что захочет.

- Дорогой друг, — ответил ему блаженный Августин, — если посмотреть
на маленькую ласточку, то на первый взгляд может показаться,
что крылья ей не нужны, потому что они утяжеляют её тело.
Но зато благодаря этому «дополнительному весу»
ласточка взлетает ввысь и парит в небесах.

То же самое происходит и с заповедями Божиими,
которые кажутся нам «бременем», но зато благодаря им
мы поднимаемся из грязи и рабства греху
в Царство божественного блаженства и свободы...

Источник:
http://www.diakonima.gr/2015/01/28/^ … 43;α/
https://artoklasia.blogspot.com/2015/01 … st_22.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

+2

602

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t544764.jpg

+1

603

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t283530.jpg

+2

604

«Настанет время, когда люди будут безумствовать,
а кто не безумствует, тому будут говорить:
ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

Так гласило одно из весьма древних предсказаний о том,
что будет происходить на земле незадолго до кончины мipa.

Уже многие древние пророчества сбылись
и продолжают сбываться на наших глазах.

Не сбывается ли уже теперь и это пророчество?

Ведь то, что сейчас происходит в мiре, нельзя объяснить иначе,
как повальным, массовым безумием,от которого свободны
лишь очень немногие. И это – во всех областях современной жизни,
далеко ушедшей от здравого смысла, с полным попранием разума,
дарованного Богом человеку в отличие его от безсловесных,
неразумных существ.

Так – в жизни личной, так – в семейной, общественной, политической,
государственной и даже в жизни религиозной, церковной.

Все перевернулось вверх дном. Черное называют белым, а белое – черным,
свет называют тьмой, а тьму – светом, истину называют ложью, а ложь – истиной,
добро называют злом, а зло – добром... И делают это далеко не одни только явные
и открытые атеисты-богоборцы, называющие себя коммунистами, в которых
многие наивные люди склонны видеть главное и чуть ли не единственное Зло
современной жизни. Нет! не уступают им в своем подлинном безумии и люди,
как-будто противоположного лагеря, противоположного настроения и идеологии…

Лицемерие, фальшь, обман и лукавство сделались как бы общей повальной болезнью,
охватили сейчас огромные массы безумствующих людей, и верить в честность
и искренность их стало, в подавляющем большинстве случаев, невозможно, ибо говорят
они одно, а делают совершенно другое, часто прямо-противоположное.

Утверждая это, мы намеренно не касаемся слишком уже конкретных безчисленных фактов,
ибо факты эти и так более или менее всем известны, но вызывают нередко разную
до противоположности оценку, именно потому, что современные люди в большинства безумствуют,
потеряв разум и утратив здравый смысл, и становятся неспособными к справедливой оценке
всего происходящего, а судят обо всем пристрастно, под углом своей собственной точки зрения,
в полной зависимости от своего духовно-нездорового настроения.

Но жизнь, которая с каждым днем становится все более и более зловеще-мрачной,
сама свидетельствует о правоте наших утверждений, а также и о том, что все древние пророчества
удивительно точно теперь сбываются, в полном смысле слова, на наших глазах, для тех,
кто еще способен видеть это, кто сам еще не безумствует и не пытается, с пеной у рта
и каким-то неистовым ожесточением твердить, что все в мiре обстоит прекрасно,
что все идет вполне нормально и естественно, своим чередом, по пути несомненного «прогресса».

И ведь не мало таких, подлинно слепых безумцев, которые пытаются убедить нас,
что это мы – безумцы, а не они!…


слова эти были сказаны владыкой Аверкием (Таушевым)
аж ещё в 1975!
в наши дни они стали ещё более актуальными,
ещё более точно соответствующими тому
что видим вокруг…

+1

605

проповедь схиигумена Гавриила
https://www.youtube.com/watch?v=OXcuomcyEOQ
https://www.youtube.com/watch?v=eov9ohZzEiM

+1

606

ложь всегда изобличает сама себя тем,
чем думает повредить истине,
а истину обнаруживает яснее.

свят. Иоанн Златоуст
https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-i … -svatitel/

+1

607

"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною"
(Мф. 16:24)

"... крест есть воля, готовая на всякую скорбь." [ради Господа]

"Вопрос. Что значит отвергнуться себя самого?

Ответ. Как приготовившийся взойти на крест
одну мысль о смерти имеет в уме своем
и таким образом восходит на крест,
как человек, не помышляющий, что снова будет
иметь часть в жизни настоящего века,
так и желающий исполнить сказанное.
Ибо крест есть воля, готовая на всякую скорбь.

И Господь, когда хотел научить, почему это так, сказал:
кто хочет жить в мире сем, тот погубит себя для жизни истинной;
а кто погубит себя здесь "Мене ради" (Мф.10,39), тот обрящет себя там,
т. е. обретет себя шествующий путем крестным и на нем утвердивший
стопы свои.

Если же кто снова печется о жизни сей, то лишил он себя упования,
ради которого вышел на скорби. Ибо попечение сие не попускает ему
приблизиться к скорби ради Бога, и тем самым, что предается он сему
попечению,  оно увлекает его постепенно и уводит из среды подвига
воистину Божественнейшей и блаженной жизни, и возрастает в нем
помысл этот, пока не победит его.

"А иже" в уме своем «погубит душу свою Мене ради», из любви ко Мне,
тот неукоризненным и невредимым сохранится в жизнь вечную.
Сие-то значит сказанное: «иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю».

Посему здесь еще сам уготовь душу свою к совершенному уничтожению
для этой жизни.  И если погубишь себя для этой жизни, то Господь скажет тебе,
так помышляющему: "дам" тебе «живот вечный», как обещал Я тебе (Ин.10,28).
Если же и в сей жизни пребудешь, то здесь еще самым делом покажу тебе
обетование Мое и удостоверение в будущих благах.
И тогда обретешь вечную жизнь, когда будешь пренебрегать этой жизнью.
И когда, так приготовленный, выступишь на подвиг, тогда сделается в очах твоих
достойным пренебрежения все, почитаемое печальным и скорбным.
Ибо, когда ум приготовится таким образом, тогда нет для него ни борьбы,
ни скорби во время смертной опасности.

Посему должно в точности знать, что если человек не возненавидит
жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной,
то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей,
постигающих его каждый час.
"

(Преподобный Исаак Сирин)

+2

608

КАК СПАСТИСЬ?
Ответ преподобного старца Паисия Святогорца

— Любовью и смирением. Как только разовьются любовь и смирение,
так сразу гордость и злоба зачахнут и начнут отмирать. Таким образом
постепенно все страсти отомрут, и придут сами собой все прочие добродетели.
Поэтому все свои силы направь на приобретение любви и смирения.

Истинная любовь неразрывно связана со смирением, как две сестры-близняшки,
которые друг друга очень сильно любят. Любовь неотделима от смирения.
В любви ты находишь смирение и в смирении находишь любовь.

Для меня основание духовной жизни — любовь и смирение.
Где есть любовь, там обитает Христос — Любовь, и где есть смирение,
оно словно силой удерживает в человеке благодать Божию.
Тогда повсюду царствует Бог, и земля превращается в рай.
А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка — враг,
и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, день ото дня
ухудшая свою посмертную участь.

Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и смирение.
Если у нас их не будет, то нам придётся дать Богу ответ на Страшном Суде.
Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса.
По этим отличительным признакам — по смирению и любви — святые ангелы
определяют чад Божиих, с любовью берут их, без страха проводят
через воздушные мытарства и возводят к нежно любящему Отцу — Богу.

+1

609

КАК НАУЧИТЬСЯ СМИРЕНИЮ?
Ответ преподобного старца Паисия Святогорца

— Познай себя. Хотя бы попробуй, загляни внутрь себя.
Согласись, ведь безобразно там? Посмотри в себя внимательно
— и станешь сама себе противна. Если человек не будет познавать
самого себя и через это естественным образом смиряться,
то благодать Божия не сможет в нём пребывать. Даже если Бог даст ему
мафусаилово долголетие, всю его жизнь диавол будет играть с ним
в «кошки-мышки»: то диавол внушит ему гордый помысел, то человек
ответит помыслом смиренным, потом снова начинай сначала, на колу мочало…
И так без конца, как заевшая пластинка…

— Геронда, я вижу, что все сёстры, даже молодые, превзошли меня в добродетели.

— Видишь как получилось: сама смиряться не захотела, вот тебя и смирили другие.
Знаешь, что делают, когда хотят запустить ракету в космос? Ведут обратный отсчёт:
«Десять, девять, восемь, семь… один,ноль!» Когда доходят до нуля, ракета взмывает ввысь.
И раз ты дошла до нуля, то должна оторваться от земли и полететь к небу.
Физику учила?

— Учила, геронда.

— Ну а сейчас пришло время изучить другую — духовную физику, узнать,
    как происходит духовная ядерная реакция.

— Как, геронда?

— Когда ты займёшься собой, когда познаешь себя и смиришься — тогда произойдёт
духовная ядерная реакция: расщепится ядро твоей самости, высвободится уйма
духовной энергии и ты рванёшь ввысь. Только так можно выйти на духовную орбиту,
в противном случае ты останешься на орбите мирской.

+3

610

КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ?
Ответ преподобного старца Паисия Святогорца

Посей тот небольшой остаток любви, что у тебя есть. Пусть она даст ростки, вырастет, принесёт плод любви, который ты и соберёшь. Потом ты посеешь уже больше любви и ещё больше соберёшь, так постепенно заполнится твой амбар, так что тебе уже некуда будет её складывать, ведь чем больше любви сеешь, тем больше она растёт.

- По моему мнению, любовь бывает трёх видов:

плотская любовь, которая полна духовных микробов;

мирская любовь - кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая;

и духовная любовь - истинная, чистая и дорогая. Эта любовь бессмертна, она пребывает "в век века".

- Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?

- Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя.

+1

611

Рассказ преподобного старца Паисия Святогорца о любви

У земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберёт урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод.

Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. Человек, который не отдаёт даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек - лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф.25,25)

В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. Видишь, мать постоянно отдаёт свою любовь детям, но и постоянно берёт от детей, и её любовь постоянно растёт. Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, делая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от других людей.

+1

612

Архим. Кирилл Павлов.

Как пра­вильно спасаться?

Лучше держаться одного Бога, Кото­рый никогда не подводит
и в Котором нет ни тени изменения!
Ищи в Нем мир души - и спасешься...

- А как же заповедь - “Возлюби ближнего как самого себя”?
- Сначала исполни, что сказано: “Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением тво­им.
Эта есть первая и наибольшая заповедь”. Вот тогда и ближнего возлюбишь
как самого себя! А если начать с ближних, можно силь­но запутаться...

А чтобы в этом не запутаться, нужно помнить, что единственная цель жизни
на земле - это смирение. А единствен­ная цель духовной практики - покаяние.
Кто это постиг в мире ду­шевном - освобождается от всех скорбей еще в этой жизни.

Из книги "Птицы Небесные"
https://ieris-m.livejournal.com/205244.html

+2

613

Vlad написал(а):

Лучше держаться одного Бога, Кото­рый никогда не подводит
и в Котором нет ни тени изменения!

Удивительные слова.

Сколько раз сам себя "ловил" на подобной мысли.
В минуты страшной жути в отношениях с родными (и в семье),
в том числе в отношении отказа от составляющих звериной системы,
как-то думалось:

"Смотри, Виталий, смотри -
кто в душу плюет, а Кто - прощает и прощает,
кто - 5 минут назад говорил одно, а сейчас другое,
а Кто - всегда постоянен,
кто - готов бросить при первой подходящей возможности,
а Кто - никогда не оставит (если только сам не отпадешь)........"

А что говорят святые отцы?

"Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь
приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу,
по благодати и дару вообразившегося в нас Христа.
За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую,
– разумею заповедь о любви к ближнему.
Первое предпочитай всему прочему,
и о сем старайся больше, нежели об ином;
в таком случае за первым последует и второе.

Если же кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди,
разумею заповедь о любви к Богу,

которая составляется в нас внутренним нашим расположением,
благою совестью, здравыми понятиями о Боге,
при содействии вместе и Божией помощи, –
вознамерится только посвятить себя второй заповеди,
попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет
исполнять сию заповедь здраво и чисто
.

Ибо коварная злоба, как скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге,
любви и стремления к Нему,  или представляет повеления Божия
неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот,
печаль и жалобы на служение братьям,  или обольщает человека
самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя
досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.

(Преподобный Макарий Великий)

+2

614

Виталий83 написал(а):

"Смотри, Виталий, смотри -
кто в душу плюет, а Кто - прощает и прощает,
кто - 5 минут назад говорил одно, а сейчас другое,
а Кто - всегда постоянен,
кто - готов бросить при первой подходящей возможности,
а Кто - никогда не оставит

Да…   удивительно и непостижимо
с какой любовью и какой деликатностью
относится Господь к нам, грешникам,
несмотря на все грехи наши.

Блаженной памяти Павел Простый, ученик аввы Антония,
поведал отцам следующее: Однажды пришел он в монастырь
для посещения и наставления братий.

После обычных взаимных приветствий они пошли в церковь Божию
к молитвенному правилу. Блаженный Павел, остановясь у входа,
смотрел на каждого входящего в церковь, внимал тому душевному
расположению, с которым каждый входил: он, по особенному дару
благодати Божией, видел состояние души каждого подобно тому,
как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми
лицами, с каждым шел Ангел, радуясь о нем; но одного из братий
увидел Павел с лицом черным; все тело его было темно; с обеих сторон
держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри;
святой Ангел, печальный и плачущий, следовал издалека. Проливая слезы
и часто ударяя себя рукою в грудь, Павел сидел у дверей церковных
и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии.
Некоторые из братий, увидев внезапную перемену в старце, его слезы
и рыдание, и полагая, что он увидел что-либо достойное сожаления
во всем обществе их, упрашивали его сказать им о причине плача;
предлагали ему войти с ними в церковь; но Павел не принял предложения их,
и, отказавшись войти в церковь, сидел у дверей и горько оплакивал виденного им.
По окончании непродолжительного церковного молитвословия, Павел опять
внимательно смотрел на выходящих, чтоб видеть, в каком душевном состоянии
каждый выйдет из церкви. И вот! Видит он, что муж, у которого прежде лицо
было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым; тело его
было чисто, демоны, которые прежде держали его, шли вдали: возле же него
шел Ангел в веселии и радости о нем. Павел пришел в восторг от радости и,
благословляя Бога, взывал: «О неизреченное милосердие Божие и благость!
О божественная милость и неисчислимые щедроты!» Поспешно взошел он
на возвышенное место и громким голосом сказал: «Придите, видите дела Господа,
как они страшны, как они достойны всякого удивления! Придите, видите Того,
«Кто хочет всем человекам спастись и в познание истины придти» (1Тим.2:4)!
Придите, поклонимся и припадем пред Ним, и скажем: Ты один можешь отпущать грехи!»
На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет.
Когда пришли все, Павел поведал виденное им, когда братия входили в церковь,
и после, когда выходили. И спросил он мужа сказать причину, по которой Бог
даровал ему такое внезапное изменение.

Обличенный Павлом, брат открыто поведал всем окружавшим его:
«Я – грешник, и в течении продолжительного времени, доселе, жил, предаваясь
любодеянию: ныне, вошедши в святую Божию церковь, услышал глас читаемого
пророка Исаии, правильнее же глас Бога, говорившего чрез пророка:
«Измыйтеся и чисти будете: отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима:
научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю,
и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте» (Ис.1:16–19).
Я, – продолжал он, – приведен был этими словами в необыкновенное умиление,
и воздохнув от глубокого сознания в греховности моей, возопил мысленно к Богу:
«Боже, пришедый «в мир грешники спасти!» (1Тим.1:15) Соверши на самом деле
со мною грешным и недостойным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего.
Вот! Ныне же даю Тебе обещание, исповедуя его сердцем и утверждая словом,
что уже не буду более делать этого греха, что отрицаюсь от всякого беззакония,
и послужу Тебе отселе чистою совестию. Господи! От сего дня и часа прими меня,
приносящего покаяние и припадающего Тебе, отрицающегося от всякого греха».
Дав эти обеты, я вышел из церкви, положив завет в душе моей не делать ничего
неблагоугодного пред очами Господа». Услышав это, все братия воскликнули
к Господу громким голосом, говоря: «Возвеличишася дела Твоя, Господи:
вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24).

Христиане! Познавая из Священного Писания и Божественных откровений
великую благость Божию к тем, которые благоговейно обращаются к Нему
и покаянием очищают прежде содеянные грехи свои, познавая, что они
не только не подвергаются казням за эти грехи, но и наследуют вечные блага,
– не будем отчаиваться в спасении нашем. Бог, как чрез Исаию пророка
обетовал тех, которые погрязли в грехи, снова омыть, убелить подобно
овечьей шерсти и снегу и исполнить небесными благами горнего Иерусалима,
так опять и чрез пророка Иезекииля с клятвою удостоверяет нас:
«Живу Аз, глаголет Господь, не хочу смерти грешника, но еже обратитися
и живу быти ему» (Иез.33:11).

А без исполнения первой заповеди
как можно исполнить вторую?
Ведь если мы не понимаем ни замысла Божия,
ниже можем с полной ясностью различать
благую волю Божию от прочих двух неблагих
( см. беседу преп. Серафима )
то как сможем вообще сделать что-либо
благое для ближнего?

+2

615

☦️ Не знаю, что будет, но твердо знаю одно: без веры погибну, с верой же вынесу все.
(Иеромонах Василий (Росляков))

0

616

Интервью Наместника и игумена Соловецкого монастыря епископа Порфирия в новом выпуске альманаха «Соловецкое море» 1 августа 2021 г.

– Ваше Преосвященство, дорогой владыка Порфирий! Редколлегия «Соловецкого моря» и читатели в очередном номере альманаха ждут нашей с Вами беседы. Благословите задать Вам несколько вопросов о жизни мирской и духовной.

– Рад вместе с редколлегией подумать над злободневными вопросами. Вдвойне рад, что ваши читатели находят нечто для себя в наших беседах. Для меня наши традиционные встречи в начале года также стали, пожалуй, самой значительной возможностью публично высказаться по серьёзным темам. Благослови, Христос, и на сей раз нашей беседе быть содержательной!

– Говорят, что после пандемии мир изменится. Есть ли у Вас личное мнение на этот счёт? Повлияла ли эпидемия на монастырскую жизнь? Меняется ли монастырская жизнь под влиянием социальных и политических событий или монастырь по определению такое место, где время остановилось?

– Мир, безусловно, уже очень сильно изменился. А пандемия, вероятно, – это «новая нормальность», как нам прямо заявляют творцы нового мирового порядка. Но проблема в том, что эти беззаконные «локдауны» и резкое отдаление людей друг от друга – только начало изменений. Чёрной тучей нависла реальность небывалого социального переустройства всего мира. И все здравомыслящие и благонамеренные люди сегодня это понимают.

Очень недвусмысленно наш Патриарх в рождественском интервью заявил позицию по этому вопросу. Напомню ход его мысли. Цифровизация создаёт техническую возможность поставить человеческую личность под тотальный контроль, а далее направлять поведение человека. Несогласие человека с предписанными ему правилами влечёт незамедлительное отключение от получения всяческих благ и услуг, а это прямое исполнение Откровения Иоанна Богослова о печати антихриста. Сегодня широко обсуждается новая книга бессменного президента Давосского форума Клауса Шваба, где он открыто объявляет о начале «великой перезагрузки». Его же, в партнёрстве с Линн де Ротшильд, – «совет по инклюзивному капитализму», куда вовлекли и Папу Римского Франциска. На более привычном языке всё это называется «революцией сверху». Её движущая сила – глобальный правящий класс, мировая финансовая элита. Идеология – трансгуманизм. Стратегическая цель – демонтаж национальных государств и передача управления наднациональному мировому правительству. А в социальном плане – новое кастовое общество из господ и рабов, только невиданно жёсткое и жестокое. Вследствие пронизывающей управляемости в мире не останется места политическим изменениям, как это грезилось Жаку Аттали.

Неслучайно все они – почитатели Карла Маркса. С той лишь поправкой, что, по их планам, работу по слому государственности выполнит не пролетариат, а транснациональная буржуазия.

С этим, думаю, связана основная опасность нашего времени. И остаться в стороне от трансформаций, задуманных всемирными богоборцами, никому не удастся. Не отсидеться и монастырям за высокими стенами. Ведь целью трансгуманизма является создание «нового человека», переделка 99% населения. Это уже будет не homo sapiens, которого воззвал к бытию таинственный совет Святой Троицы: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт 1. 26). Задумано самое радикальное вмешательство в природу человека – в его геном, в деятельность нервной системы, в идентичность – для её «улучшения» посредством нано-, био-, цифротехнологий. В социальном плане этот рукотворный ад выльется в утрату человеком семьи, религии, национальной государственности, исторической памяти.

Сейчас уже начато это давно задуманное, крайне преступное, поистине сатанинское покушение на образ Божий в человеке в планетарном масштабе.

На фоне общемировых угроз повышается цена внутренних противоречий. Безденежье реального сектора экономики, позорная для богатой страны нищета миллионов, одновременный рост миллиардных состояний, непреодолённая тенденция к убыли населения, политика замещающей трудовой миграции в интересах одного бизнеса (расплатой чего становится рост межнационального и межрелигиозного напряжения), «оптимизация» здравоохранения и системы образования, повышение пенсионного возраста – всё это создаёт серьёзнейшие внутренние угрозы, становится попросту нетерпимым, поскольку «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф 12. 25). Но у меня есть уверенность, что вскоре инстинкт национального самосохранения властно проявит себя в нашем обществе.

– В жизни государственной, политической и экономической происходят значительные перемены. Верующие люди ждут мнения Церкви по наиболее животрепещущим вопросам, но не слышат пастырского слова о том, что их действительно волнует. Понятно, что приходские батюшки без благословения свыше лишнего слова не скажут, но почему Патриархия почти не замечает проблем прихожан за пределами МКАД? Быть может, правильная позиция состоит в том, чтобы смиряться, терпеть и молчать?

– Настоящий пастырский ответ подразумевает одно и главное. А именно, пастырь призван выразить учение Церкви, то есть самого Духа Святого по данному вопросу. Дело совсем непростое. При том весьма ответственное: страшно даже не намеренно, а просто по-человечески невольно погрешить против Истины Божией.

Чтобы соответствовать столь высокому требованию, слово пастыря должно быть основано на Слове Божием – на Священном Писании. «Говорит ли кто, говори как слова Божии», – требует апостол Пётр (1 Пет 4. 11). Иначе слово будет душевное, земное, немощное – изделие лжеименного разума. Умеют оперировать библейскими текстами и разные сектанты, и просто образованные люди. Но надо ещё быть причастным Духа Божия, живым носителем Священного Предания Церкви, причастником благодатного блаженства чистых сердцем, потому что только им даётся откровение Истины (Мф 5. 8).

А много ли восшедших на эту – шестую – ступень по лествице евангельских блаженств?

Апостол Павел засвидетельствовал: Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Эта сущность присуща всему соборному Телу Церкви. Но пути её явления в этом соборном единстве неисповедимы. История Церкви знает эпохи, когда ошибались и патриархи, и церковные соборы, а носителем святой и неповреждённой Истины оказывался один человек. Например, такой чести удостоился преподобный Максим Исповедник, не усомнившийся пойти против всего церковного мира своего времени, который заблуждался в понимании характера единства воли во Христе Иисусе. Понятно, что подобное стояние в Истине есть одновременно и великий крест, и великое дерзновение, какое даётся только очищенному от страстей сердцу, носителю исповеднического духа.

Думаю, именно по причине столь высоких требований есть целый ряд злободневных вопросов, по которым формирование подлинного учения Церкви отстаёт от жизни. К числу старых и не только не потерявших своей актуальности, но ещё более обостряемых ходом событий относится, например, тема христианского взгляда на социальное устройство общества. Наиболее авторитетный наш общецерковный документ по этому вопросу – Основы социальной концепции. Здесь сформулированы только те понятия, которые действительно не вызывают сомнения в контексте Священного Писания и Предания Церкви: такие, как принцип социальной справедливости, границы приемлемой для Церкви политики государственной власти и подобное. Но мы не можем предъявить столь же однозначного учения, например, об отношении Церкви к формам собственности, к формам социального строя, «плаваем» в понимании и оценке различных эпох и явлений собственной истории. Социализм и капитализм, в их чистой идее и в конкретно-исторических проявлениях, христианский социализм и социальное христианство – здесь зло и добро столь причудливо перемешаны, что требуются многие усилия, чтобы расставить точки над «i».

С другой стороны, не всё в общественном сознании должно осмысливаться в религиозной форме. Культура, начиная со Средних веков – это сложное многоуровневое здание, в котором религия составляет лишь стержень, но не покрывает все этажи. Стройные социальные концепции составляют предмет идеологий. Это в свою очередь не означает, что Закон Божий, Евангелие Иисуса Христа и Предание Вселенской Церкви хранят совершенное молчание по социальным вопросам. Однако миссия Церкви состоит в том, чтобы быть выше идеологических различий и политической борьбы.

Исключения из этого правила возникают, когда государственная власть прямо восстаёт на заповеди Закона Божия. Но это не типичные, а экстремальные исторические ситуации. С началом «великой перезагрузки», вероятно, складывается именно такая ситуация. Зло явно и нагло обнажает свой звериный вид. Поэтому и учение Церкви уже звучит совершенно открыто.

– Современные люди часто крайне агрессивно воспринимают мысль о том, что бедствия, в том числе и массовые болезни, посылаются за грехи и дают людям шанс задуматься о своей жизни. Не является ли это одним из лишних признаков наступления «последних времён»?

– Да, этот вопрос становится камнем преткновения даже для многих современных христиан. Но он не был таковым для римского центуриона – язычника из Капернаума, который делом и словом показал ясное понимание, что и жизнь, и болезнь, и смерть так послушны Богу, как и ему самому послушны воины его полка (Мф 8. 5–13). Спаситель ещё удивился истинности его мировоззрения: «И в Израиле не нашёл я такой веры» (Мф 8. 10).

Уже из сопоставления этих двух явлений можно засвидетельствовать высокую степень нравственной деградации человечества за последние две тысячи лет. Сказывается, конечно, увлечение человечества философией гуманизма – верой в человека, возводимой до человекобожия, противоположного Богочеловечеству во Христе Иисусе.

Вместе с тем решительным признаком последних времён, по слову Спасителя, является повсеместное неверие: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк 18. 8). Поэтому, видя вокруг замечательные примеры верующих наших братьев и сестёр, можно утверждать, что в наше время пока ещё этот признак не наблюдается в действительности. Надо силам вселенского зла много поработать, чтобы привести его в исполнение.

– Монахи уходят из мира и отказываются от семейной жизни ради жизни с Богом. Современный либеральный дискурс одновременно воинствует и против семьи, и против Бога. Могут ли современные монахи помочь мирянам крепче стоять на линии защиты и сохранения семьи и семейных ценностей? Или у монахов и мирян война одна, а фронты разные?

– Эта линия фронта является общей для всей Церкви, а не только для мирян. Поэтому и учение Церкви в этом вопросе звучит недвусмысленно. Кампании против абортов, по поддержке женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, против разводов и всевозможных законодательных инициатив антисемейного лобби, против попыток внедрить антихристианские начала в систему образования осуществляемы всем миром – в них участвуют и миряне, и монахи. И радостью для всей Церкви становятся успехи на этом пути, появление устойчивых православных сообществ, школ, приютов (которые, кстати, часто возникают при монастырях).

– Существуют ли единицы измерения смысла: добрые дела, например, или запланированная и выполненная работа, или ещё что-либо? Быть может, смысл в состоянии человека здесь и сейчас? В обретении душевного мира, покоя, радости, благодати?

– Думаю, смысл либо есть в жизни человека, либо его нет. Если смысл есть, то существование становится непрерывным горением, подобно лампаде или свече. В ином случае можно говорить только о подделке или карикатуре смысла. Дьявол не обладает способностью творить, которая есть только у Бога, а паразитирует на Божием творении и подобен болезни, а не самой сущности.

В Божием же мире смысл есть великая духовная ценность. Это дар ангелам и людям, часть образа Божия в них.

Когда приходили растерянные расстроенные смутой люди в общину преподобного Сергия, то лекарством для них была братия, пребывающая в молитве и трудах, приветливо и по-доброму встречающая каждого. При этом во всей их земной жизни ощущалась животворящая искра осмысленности.

Откуда берётся осмысленность в человеке? Только от её источника – Христа-Спасителя. «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин 14. 6), «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф 11. 9). Все поиски жизненных путей вне Истины Сына и Слова Божия ведут в без-путие, частным случаем которого является решительная постановка на лже-путь губителя-противника Божия. «Беспутный человек». Как часто мы встречаем его в жизни!

Отсюда и решение вопроса о мерах смысла и его признаках. Если состоялось на деле то, о чём мы просим в словах: «…сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», – то далее на таковых исполняется сказанное: «…это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл» (Откр 14. 4). Путь этот даётся индивидуально и точно в обстоятельствах времени. «Всему своё время <…> время сажать и время исторгать насаждённое <…> время разбрасывать камни и время собирать камни <…> время молчать и время говорить» (Еккл 3. 1–7). Каждое действие или бездействие приобретает ценность только в том случае, если оно выражает волю Божию на этот час и на этом месте. Человеку нужно лишь попасть в этот Божественный поток бытия и не выпадать из него. Только там Божественный свет, который во тьме светит и тьма не в силах поглотить его (Ин 1. 5). Там же и все плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 2).

– Как быть, если не успеваешь утром вычитать молитвенное правило, а вечером уже и сил нет молиться? Можно ли произвольно сокращать молитвы, молиться на улице, в транспорте, своими словами и не в той последовательности, которая задана традицией?

– Заповедь о молитве категорична: «непрестанно молитесь» (1 Сол 5. 17). Но заповедь эта широка, так как обнимает пространство от земли до неба – от молитвы одними словами до молитвы духовной и сверхъестественной. Знание немногих принципов, как известно, заменяет знание многих правил. В этой связи полезно всегда помнить цель молитвы, а именно – восстановить в своих исконных правах ум в составе нашей природы. Права же его царственные по отношению к чувствам, к воле и к телесной жизни, поскольку именно ум дан Творцом человеку как орган Богообщения. Потеряв Бога в грехопадении, ум оказался пленённым земным рассудком. «Рече безумен в сердце своём: несть Бог» (Пс 13. 1). Действительно, крайняя степень потери ума – иметь такое понятие. Молитва же – единственное средство восхождения от безумия к уму, от противоестественного состояния к естественному. Образец последнего – праотец Енох, который «ходил пред Богом <…> и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5. 21), и который явится вместе с пророком Илией во времена антихриста, чтобы обличить его (Откр 11. 3).

– Теперь, владыка, от общих тем мы хотели бы перейти к соловецким сюжетам. Скажите, пожалуйста, как обстоят дела с приданием Соловкам статуса «достопримечательного места»? В какой стадии находится обсуждение этого вопроса?

– На сегодня утверждены границы этого нового объекта культурного наследия. Они включают в себя не только территорию архипелага, но и трёхмильную акваторию вокруг него, что абсолютно справедливо, и в этом вопросе был достигнут консенсус в экспертном сообществе. Остаётся доработать и принять охранные режимы и регламенты для различных участков архипелага. Утверждение этой научно-проектной документации – очередной и современный этап создания всего комплекса документов стратегического планирования в отношении Соловков (вслед за Концепцией сохранения и развития архипелага). Надеемся, что в 2021 году встретившиеся затруднения будут преодолены.

– Значительное место в островной жизни занимает недавно созданный Фонд развития Соловков. Согласуется ли деятельность фонда с администрацией посёлка, с местными жителями и священноначалием монастыря? Что фонду удалось сделать в прошлом году и что не удалось? Закончена ли реконструкция взлётной полосы в аэропорту? Учитывается ли опыт «Балтстроя» и других организаций, которые занимались строительными и реставрационными работами на Соловках?

– Если сравнивать с «Балтстроем», да и не только с ним, то можно с удовлетворением сказать, что впервые за истекшее десятилетие мы наблюдаем кропотливую, ритмичную реставрационную работу стабильного коллектива рабочих и инженерно-технических кадров. Надеемся на расширение фронта работ «Алмаз-Антей-Строя» при сохранении того же культурного уровня производства и управления.

– Более тридцати лет на территории монастыря был востребован труд студентов МГУ. Самые трудные и требующие высокого профессионализма работы были выполнены научно-реставрационным кооперативом «Палата», возглавляемым Владимиром Васильевичем Сошиным. «Палата» имеет на Соловках техническую базу и опытных профессиональных реставраторов. Можно ли сегодня использовать эти ресурсы?

– Труд студентов и волонтёров только приветствуется. Однако организован он должен быть в соответствии с сильно изменившимися требованиями законодательства в области ОКН. Осуществить такую организацию сегодня «Палата» не в состоянии не только для волонтёров, но и для самой себя – поэтому и не участвует в конкурсах на проектирование и производство работ. Реальные усилия к организации волонтёрского проекта на Соловках предпринимает сегодня благотворительный Фонд «Спасение деревянных церквей Русского Севера» – «Вереница». Надеюсь, что усилиями Маргариты Баевой и её неравнодушных соратников будут проведены противоаварийные работы на часовне в честь Рождества Христова на Малой Муксалме.

– В этом году выходит двадцатый номер ежегодного альманаха «Соловецкое море». И всякий раз мы пытаемся понять: а много ли у нас таких читателей, которые с нетерпением ждут очередного номера? Нужно ли продолжать работу? В конечном итоге всегда появлялся кто-то, чьё категоричное суждение о том, что без «Соловецкого моря» жизнь станет мельче, заставляло нас быть последовательными в наших усилиях. Есть ли у Вас какие-либо вопросы и пожелания к редколлегии?

– Совершенно разделяю это категоричное мнение и всей душой присоединяюсь к тем, кто его высказывает! Как есть монастыри, основанные царями и вельможами, а есть подобные Сергиевой Лавре и Соловецкой обители, так есть и разные журналы. В совокупности с Морским музеем и другими вашими начинаниями деятельность Товарищества Северного Мореходства отличает печать энтузиазма, бескорыстия и любви. Это настоящий росток и очаг культуры – то есть не отчуждаемых от автора и деятеля произведений возвышенного духа. Поэтому от всего сердца желаю редколлегии журнала так же ровно и спокойно представить в своё время и тридцатый и сороковой номера замечательного ежегодника «Соловецкое море»!

– Сердечно благодарим Вас за беседу. Дай Бог Вам крепкого здоровья, душевных и физических сил в Вашем нелёгком служении!

http://solovki-monastyr.ru/news/1187/

+1

617

☦️ Преподобный АВВА ИСАЙЯ, Отшельник Нитрийский,
наставлял чающих спасения:

🌿 «Исполняет дело смирения тот, кто хранит молчание,
кто считает себя за ничто, кто неспорлив, кто повинуется всем...
Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи,
удаляется от праздных и неполезных бесед, кто не противоречит
старшим, кто не настаивает на своем мнении, кто переносит
оскорбления, ненавидит покой, охотно несет труды
и никого не прогневляет».

+1

618

Иоанн Златоуст святитель
Толкование на группу стихов: Мф: 4: 4-4

Что же Христос? Низлагая кичливость дьявола и показывая,
что случившееся ни мало не постыдно и не недостойно Его премудрости,
Сам выражает и обнаруживает то, о чем искуситель умолчал из лести,
и говорит: не о хлебе едином жив будет человек.
Так искуситель начинает с потребности чрева.
Посмотри на хитрость злого духа, с чего он начинает борьбу,
и как остается верен своему коварству: чем он изринул из рая
первого человека, и подверг его бесчисленным бедствиям, тем
и здесь начинает свое обольщение, т. е. невоздержанием чрева.

И ныне от многих безумцев ты услышишь, что чрево для них было
причиною бесчисленных зол. Но Христос, желая показать,
что добродетельного человека и самое жестокое насилие не может
принудить сделать что-либо неподобающее, алчет, и однакож
не повинуется внушению дьявола, научая и нас ни в чем его не слушаться.
Так как первый человек, послушав дьявола, и Бога прогневил,
и закон преступил, то Господь всячески внушает тебе не слушать
дьявола даже и тогда, когда требуемое им не будет преступлением закона.
Но что я говорю – преступлением? Хотя бы что и полезное внушали демоны,
и тогда Господь запрещает их слушать. Так он повелел молчать бесам и тогда,
когда они возвещали, что Он Сын Божий. Так и Павел запретил им кричать,
хотя то, что они говорили, было полезно; но чтобы совершенно посрамить их
и преградить всякое их злоумышление против нас, не смотря на то, что они
проповедовали спасительные истины, прогнал их, заградил им уста
и повелел молчать (Деян. 16:18). Потому-то и теперь Христос не согласился
на слова дьявола, но что сказал? Он отвечал ему словами ветхого завета:
не о хлебе едином жив будет человек. Слова эти значат, что Бог может
и словом напитать алчущего. Этим Христос научает нас, не смотря ни на голод,
ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа.

Если же кто-нибудь скажет, что Спасителю надлежало бы показать силу Свою,
то я спрошу его: для чего и почему? Дьявол говорил это не для того, чтобы
самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии,
так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил,
что они мало имели веры к Богу. Пообещав им совершенно противное тому,
что говорил Бог, и надмив их пустыми надеждами, он поверг их в неверие,
а чрез это лишил и тех благ, которыми они обладали. Но Христос не изъявляет
Своего согласия ему, точно так же, как впоследствии и иудеям, которые,
водясь его духом, просили знамений, в том и другом случае научая нас,
чтобы мы, если и можем что-либо сделать, не делали ничего напрасно и без причины,
и даже в случае крайней нужды не слушались дьявола.


Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут
носить на себе печать зверя, когда во время свое, то есть,
при исполнении времен, придет он обольстить всех знамениями;
и в таком только случае можно им будет покупать себе снеди
и все потребное; и поставит надзирателей исполнять его повеления.
Заметьте, братия мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения
его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек,
когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был
принять печать его, то есть, злочестивые начертания
, не на каком-либо
члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже
возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также
на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный
крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что напечатленный крест
Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку
человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши;
а подобно и чело, как свещник, носит на высоте светильник света
- знамение Спасителя нашего. Посему, братия мои, страшный предложит
подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить
в боязнь и не оставаться в бездействии, когда змий будет начертывать печать
свою вместо креста Спасителева. Ибо для того, без сомнения, употребляет
таковой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не именуемо было
в то время; делает же сие бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя
нашего. Ибо если кто не будет запечатлен печатию зверя, то не пленится
и мечтательными его знамениями. Притом и Господь не отступает от таковых,
но просвещает и привлекает их к Себе.

преподобный Ефрем Сирин
Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово


Преподобный Иоанн Лествичник чревоугодие называет «главою всех страстей» (14, § 30)

Удивительно, но только вот сейчас обратил внимание, что
с чревоугодия началось падение (Адама) и чревоугодие же
станет последним искушением для многих людей, ибо
принявшие ( ради хлеба ) начертание уже более не смогут
покаяться, но погибнут окончательной всесовершенной погибелью.

И Христос Спаситель, Который есть Путь, Истина и Жизнь
подавая всем нам пример начинает свое земное служение
с поста и победы над искушением через чрево…
( выбирая крест, а не хлеб )
Это первое, что Он сделал после того как явился миру ( народу )
и был засвидетельствован при крещении во Иордане как
Сын Божий.

https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-m … n-episkop/
https://ex.ekzeget.ru/bible/evangelie-o … -4/stih-8/
https://ex.ekzeget.ru/bible/evangelie-o … -4/stih-6/

Беги <от> чревоугодия, порождающего в нас все пороки,
удаляющего нас от Самого Бога и низводящего нас в бездну погибели.

святитель Иоанн Златоуст

+2

619

☦️ О ЛЮБВИ И ПОСЛУШАНИИ

В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека – любить и жалеть.

Владыка Серафим говорил о себе: «Ничто так меня не огорчает, как огорчительные слова, сказанные ближним, пусть даже по необходимости».

Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретешь тогда, когда отбросишь себялюбие.

Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!

Послушание есть истинная любовь. Послушание – источник жизни и блаженства, а непослушание – источник смерти и несчастья. Подлинное послушание делает послушника подобным неопалимой купине. Послушание в огне не горит, в воде не тонет и поднимает от земли к небу. А непослушание в воде тонет, в огне горит и от земли переносит в ад. Послушание есть рай, а непослушание – ад. За послушание Бог посылает пребольшую радость.

Послушание есть любовь, а непослушание – нелюбовь, попрание любви. Никогда не отказывайся от послушания.

В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости.

Архиепископ Серафим Соболев ( Духовные поучения к чадам)

+1

620

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t409077.jpg

+1

621

Когда человек собирается идти в церковь,
то у него всходят нередко
на ум разные мысли противные:

«Ты, — говорит мысль, — не так здоров,
куда тебе идти, останься дома»…

Не верьте, братие, подобным мыслям: они от лукавого,
который не терпит, чтобы мы ходили во храм Божий,
поелику это горько для него.

Хотя бы ты и в самом деле недомогал телом,
все не оставайся дома, а иди в церковь, ибо когда помолишься прилежно,
то и недуг пройдет, и душе и телу будет легче, ибо здравие от Господа.
Он силен исцелить всяк недуг и всякую язву…

Итак, православные, будьте прилежны ко храму Божию;
спешите в него так, как стада ваши спешат на утреннюю пажить майскую,
или на источники вод; ибо здесь, во храме, нетленная пища и питие безсмертное
для души нашей.

А если останетесь невнимательны к храму,
по-прежнему будете редко ходить в него,
… то знайте, православные, что Господь
в праведном гневе Своем отнимет у вас,
у домов и полей ваших, и последнее благословение Свое;
и вы послужите примером того, как наказываются презрители святыни,
от чего да сохранит всех нас Господь…

Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов)

16 августа 1844 года

+1

622

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t724544.jpg

+2

623

10 СЕНТЯБРЯ 2021 Г.

Архимандрит Георгий (Алеврас):

Вся правда о нашей эпохе*.
( проповедь на память усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи )

Сегодня мы отмечаем очень большой праздник: Усекновение Честнóй Главы Иоанна Предтечи.

Святой пророк и Креститель Иоанн лишился главы по особому Промыслу Божию,
потому что он обличал людей, стоявших у власти. Он обличал и мирскую,
и церковную власть того времени (Мф. 3, 7–9).

О рождестве Иоанна Крестителя пророчествовал ещё пророк Исаия в Ветхом Завете:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3, 3).
И действительно Иоанн своей проповедью подготавливал народ к пришествию Христову,
он был учителем покаяния.

При виде Спасителя, идущего на Иордан, Иоанн засвидетельствовал перед всеми людьми,
что это и есть обетованный Мессия: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29).
Он сказал это по откровению Божию.

Но сегодня происходит совершенно иное. Люди считают инструментом
для принятия правильных решений свой рассудок, логику, рациональное мышление.
Однако это большая ошибка. Ведь если ты не сподобился просвещения свыше,
лучше закрой свой рот на замок... Когда преподобному Паисию Святогорцу
или преподобному Порфирию Кавсокаливиту задавали вопрос и они не имели
удостоверения от Господа, то они отвечали просто: «Я не знаю».
А сейчас нас окружают сплошные всезнайки, и «духовные советы» дают все, кому не лень.
Однако это неправильно. Вспомните, что говорится в Евангелии: «Если слепой ведет слепого,
то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Сейчас человечество ведут за собою слепцы…

Иоанн Предтеча был единственным человеком того времени, который имел духовное зрение.
Он увидел, что Христос — это Мессия и заповедал своим ученикам следовать за Ним.
Пресвятая Богородица знала ещё до Рождества, что носимое Ею Чадо есть Сын Божий,
а вот праведному Иосифу это было открыто не сразу, поэтому его начали обуревать
помыслы сомнения. И только по откровению свыше он узнал, что этот Младенец есть Христос.
По откровению свыше узнали о Нем пастухи. По откровению свыше пришли к Нему и волхвы
на поклонение.

Православие — это откровение свыше, и неправильно называть его словом «религия».
Православие — это, прежде всего, вера, потому что мы веруем в Бога Истинного.
И у Него есть конкретное имя — это Господь наш Иисус Христос. А ещё Его называли Назарянин
(Мк. 1, 24) или Эммануил, что означает «с нами Бог» (Мф. 1, 22). Мы уверовали в Него и познали,
что Он есть Христос, Сын Бога Живого. Мы к Нему прикасались, мы вкушали с ним трапезу.
И Он Сам нам открыл, что Он есть Бог.

Во время земной жизни Иоанна Крестителя у власти находились развращённые, порочные люди.
Архиереи, книжники, фарисеи при этом молчали. Они были тесно связаны с политической властью
и поддерживали её во всём. Но Господу неугодно было такое положение дел. И Он послал
святого Иоанна Крестителя, чтобы обличить царствующего в то время Ирода[1].
Обличить по какой причине? Из-за его ужасающей безнравственности...

Св. Иоанн Предтеча в младенчестве, как и Христос, спасся от гонений, устроенных Иродом[2].
Его мать, праведная Елисавета бежала от воинов и спрятала от них младенца в пустыне.

В то время не было таких средств связи, как теперь, и всё же Ирод был
очень хорошо осведомлён о происходящем.

После разговора с волхвами Ирод отовсюду созвал первосвященников и книжников.
И задал им вопрос: «Правду ли говорили волхвы?». Как вы думаете: кто сообщил
этому тирану, что действительно родился Мессия? Приглашённые им первосвященники и книжники.
Они подтвердили, что действительно, по древним пророчествам, Мессия родился в это время
и в этом месте, т. е. Ироду было хорошо известно о том, Кто именно родился в Вифлееме
и для чего Он пришел в этот мир.

Но насколько же слепы были эти люди!
Они решили убить самого Бога!
Неужели им было неясно, что Его невозможно убить,
ведь это не простой человек?..

И, конечно, им это не удалось. По откровению, полученному от Ангела,
Пресвятая Богородица и Иосиф поспешно отправились с Богомладенцем в Египет,
где Он пробыл до 12 лет.

Как известно, у Иисуса Христа и Иоанна Крестителя была совсем небольшая разница
в возрасте, всего шесть месяцев… Поэтому когда Ирод велел убивать всех младенцев
от двух лет и младше, воины отправились и в дом священника Захарии.
Не найдя там Елисавету и маленького Иоанна, они убили Захарию «между храмом и жертвенником»
(Мф. 23, 35). Каким образом люди Ирода узнали, что у Захарии есть сын?
Кто показал воинам, где находится Захария? Конечно, первосвященники и священники
— те, кому это было известно…

По особому Промыслу Божию, святой Иоанн Предтеча избежал гибели,
чтобы в дальнейшем показать нам Христа. Он подтвердил, что Иисус
есть долгожданный Мессия, Сын Божий, явившийся ради спасения всех людей.

Почему же евреи продолжают ждать своего мошиаха-антихриста вот уже почти две тысячи лет?
Почему они делают вид, что не знают о пришествии Сына Божия? Почему они столько клевещут на Него?
Ведь они сами подсказали Ироду, где искать новорожденного Христа. Значит они прекрасно знали,
что Христос — это Мессия? Да, это им было известно. Просто их не устроило, КАКОЙ Мессия
явился на земле: праведный, непричастный греху. Они не знали, как найти общий язык с таким Царём,
потому что их сердце было омрачено грехом, их деяния были полны беззакония…

Христос пришел для того, чтобы исцелить те болезни и раны, которыми поражена наша душа.
Он, будучи безгрешен и свят, возжелал и нас соделать святыми. Если взять в руки оружие
и начать убивать, этот мир не станет добрее, насилие не сможет изменить историю человечества
к лучшему… Вот почему, придя в мир, Христос ни с кем не воевал, как обычно поступают земные цари.
Его оружием было Слово Божие, и Он строго обличал стоявших у власти.
Будучи Богом, он не испытывал страха ни перед кем.

Так же мужественно обличал беззаконников и святой Иоанн.
И тем самым он давал им возможность исправиться.

Но что говорит Священное Писание по этому поводу?
«Обличай мудрого, и он возлюбит тебя, обличай кощунника,
и он возненавидит тебя» (Притч. 9, 8).

Конечно, Иоанн Креститель понимал, что его проповедь будет стоить ему жизни.
И всё же, он продолжал обличать нераскаянных грешников, чтобы они не увлекали
за собою народ, чтобы защитить простых людей от волков в овечьей шкуре.

Ирод почитал Иоанна; он знал, что это праведник и великий пророк;
он часто прислушивался к его советам. Но когда дошло до того,
что Предтеча стал обличать беззаконие в царском дворце,
Ирод приказал посадить его в темницу.

Сначала Ирод не мог решиться на преступление. Однако в день своего рождения,
когда наступило время пиршества и танцев, он совершенно потерял разум...
Это был нечестивый и очень развратный человек. Совершенно безнравственный.
Мало ему было беззаконного сожительства с Иродиадой, женой своего брата,
— он воспылал страстью к её юной дочери. При виде пляшущей Саломеи
Ирод пришел в исступление и воскликнул: «Проси у меня чего хочешь и дам тебе
даже до полцарства моего!» (Мф. 14, 7).
«Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя», — отвечала скверная плясавица.

Глава святого Иоанна Предтечи пала на землю, потому что он обличал безнравственность
и беззаконие. Кто обличает сегодня нечестивое поведение вышестоящих?
Этим должна заниматься Церковь…

В наше время многие авторы искажают облик преподобного Порфирия Кавсокаливита.
Вкладывают в его уста только слова о любви. А между тем, он бывал и очень строг.
Он даже говорил: «Если бы вы всё время слышали от меня только похвалы,
это значило бы, что вы не любимы мною».

По какой причине Бог сохраняет пророка Илию в живых вот уже три тысячи лет?
Сейчас наступила эпоха морального разложения, пришествие которой предсказывал
ещё пророк Исаия. Человечество ожидают устрашающие события, наказания свыше…
По особому Промыслу Божию, пророк Илия всё еще жив, чтобы обличать людей,
стоящих у власти.

Преподобный Паисий Святогорец сказал (эти слова вы можете прочитать в книге):

«Пророк Илия точит и готовит нож свой!
Он начнет с патриархов и владык, со священников и монахов!

Его спросили: А может, с мирян?

Старец ответил: Нет. Иерей перед престолом молится «о наших гресех и о людских неведениях».
У вас — неведения, а у нас — грехи». Духовные люди знают, что пророк Илия прежде всего
обличит священноначалие.

Пророк Илия до сих пор не умер, чтобы показать антихриста всему человечеству.
Он укажет на него и провозгласит, что это и есть та самая «мерзость запустения».

Что произойдет после публичного обличения антихриста?
Те, кто от Бога, послушают святого пророка Илию.
А те, кто не от Бога, будут верить чему угодно, кроме истины.
Ради своего удобства и комфорта.
Им скажут: «Подумаешь, какая-то маленькая печать? Зато у тебя будет всё!
Будешь путешествовать, гулять повсюду, получать хорошую зарплату,
пользоваться всевозможными привилегиями». В книге «Откровение» говорится,
что антихрист будет обольщать их и пообещает им множество благ,
но Господь пошлет суровые наказания за отступничество от веры
(в воспитательных целях), и они будут терпеть ужасные скорби.

Господь даст пророку Илии силу наводить на человечество разные бедствия,
чтобы люди опомнились. Этот великий святой будет обличать врагов Божиих
и совершать знамения в Иерусалиме до тех пор, пока не убьют его и Еноха.
Об этом говорится в Священном Писании. И когда их казнят, «живущие на земле
будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу» (Откр. 11, 10).
А как узнают об этом все живущие на земле? Они будут смотреть на происходящее
в режиме реального времени. В ту эпоху, когда писалось Откровение, не было
таких технических средств, как телевидение и интернет. Но св. апостол и Евангелист Иоанн
Богослов имел такое духовное зрение, что видел это сквозь века — так, как если бы
он жил в наше время…

Почему люди обменяются подарками? Потому что они, наконец, освободятся от того,
кто так досаждал им своими обличениями и посылал для их вразумления разные кары.
Илия и Енох будут мертвы два дня, а на третий день воскреснут и взойдут на небо.
После чего начнутся ещё более страшные казни и наказания для человечества.

И тогда антихрист откроет свое истинное лицо и явится таким, каков он есть
в действительности, всем людям. Он поймет, что дни его сочтены и развяжет
такое гонение против верных, какого ещё не бывало в истории Церкви.

О какой Церкви мы говорим?
О той, которая бежит в пустыню, обо всех христианах,
которые укроются от антихриста в разных уголках земли…

Наша Церковь имеет три степени священства: диакон, священник и епископ.
И точно так же есть три основные этапа духовной жизни, три ступени
духовного совершенствования: очищение, просвещение и обожение.
Чтобы верующие не подвергались опасности, нужно, чтобы каждый из тех,
кто облачен в священный сан, прошел определённые ступени духовной жизни.
Диакон должен стяжать чистоту сердечную, священник — обрести просвещенные
и озаренные мысленные очи, а епископ — достичь обожения, той ступени
духовного делания, о которой апостол Павел писал: «И уже не я живу, но живёт
во мне Христос» (Гал. 2, 20). Если этого не случится, то они не смогут выполнять
свои обязанности надлежащим образом. А достичь духовного роста может тот,
кто имеет любовь к Богу и подвизается в добродетели с соблюдением заповедей.
Бывает, что некоторые получают священный сан без выполнения необходимых условий,
«в обход», но потом все мы страдаем… Наша Церковь — Святая, и верующие тоже
должны быть святы, включая и мирян...

Архимандрит Георгий (Алеврас)

Священная Келия Святой Троицы,

Провата, Святая Гора Афон.

* Расшифровка видеозаписи, отрывки.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PcW1zsVmS3k


[1] Ирод Антипа — правитель Галилеи и Переи, сын царя Ирода Великого.

[2] Ирод Великий — царь Иудеи, основатель идумейской династии Иродиадов.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

+1

624

Нуж­но быть во всем ак­ку­рат­ным и вни­ма­тель­ным.
Вни­ма­тель­ность, точ­ность и ак­ку­рат­ность в де­лах
и сво­их обя­зан­нос­тях да­же бу­дут спо­со­б­ство­вать
ут­рен­ней ду­шев­ной соб­ран­нос­ти ва­шей,
ког­да вы при­вык­не­те ко вни­ма­тель­нос­ти.

преп. Варсонофий


Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­вос­ло­вят.
За что та­кой чес­ти и сла­вы спо­до­би­лись прос­тые пас­ты­ри?
За свое прос­то­сер­де­чие и за прос­той об­раз их жиз­ни,
ко­то­рую свя­той Ио­анн Зла­то­уст по су­ро­вос­ти и ли­ше­ни­ям
упо­доб­ля­ет жи­тию Пред­те­чи. Ели они толь­ко один хлеб
и пи­ли из ис­точ­ни­ка во­ду, где при­хо­ди­лось. А ска­за­но в псал­мах:
от по­то­ка на пу­ти пи­ет, се­го ра­ди воз­не­сет гла­ву (Пс. 109, 7).
Кто же пи­та­ет­ся рос­кош­ны­ми сне­дя­ми и пь­ет до­ро­гие пи­тия,
то­го мысль не мо­жет воз­но­сить­ся го­ре,
а бро­дит и прес­мы­ка­ет­ся до­лу по зем­ле.

преп. Амвросий старец Оптинский

+2

625

☦️ "Ты живи проще - как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь.
Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения.
Только не унывай - будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало.                                                                                                                                                 
Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием."

Архимандрит Афиноген (Агапов)

+3

626

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t942516.jpg

+2

627

http://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t41790.jpg

+2

628

Безмолвие — великое дело.
Находясь в безмолвии, человек тем самым уже молится — даже и не молясь.
Безмолвие есть таинственная молитва, и оно очень помогает молитве,
подобно тому, как кожное дыхание приносит человеку пользу

(Удачность приведенного блаженным Старцем Паисием примера
подтверждается данными физиологии. Незаметное, постоянное
потоотделение и кожное дыхание — инструмент с помощью которого
регулируется температура человеческого тела. Если, покрыв
всю поверхность тела человека каким-то изолирующим материалом,
лишить его кожного дыхания, то вначале последствия будут
не так заметны, однако через какое-то время, нарушение
температурного баланса приведет к серьезным нарушениям
жизнедеятельности организма.

Аналогия с молитвой и безмолвием — прямая.
“Таинственная,” “невыраженная” молитва  — безмолвие,
незаметно но постоянно помогает человеку находиться
в здоровом духовном состоянии.
Лишение безмолвия, приводит христианина
— и в особенности монаха — к незаметным на первый взгляд,
но тем не менее, разрушительным духовным последствиям,
— Прим. пер).

Тот, кто в безмолвии занят духовной работой, впоследствии погружается в молитву.
Знаешь, что такое погружаться? Затихший в объятиях матери малыш не говорит ничего.
Он уже находится в единении, общении с ней. Поэтому, если монастырь находится
вдали от археологических достопримечательностей, от мирского шума и множества людей,
— от этого огромная польза.

Внешнее удаленное от мира безмолвие, сопряженное с рассудительным подвигом
и непрестанной молитвой, очень быстро приносит монаху и внутреннее безмолвие — душевный мир.
Это внутреннее безмолвие — необходимая предпосылка для тонкого духовного делания.
А тогда уже внешнее беспокойство перестает тревожить человека, потому что, в сущности,
на земле находится только его тело, тогда как ум его пребывает на Небе.


— Геронда, те, кто хотел разрушить общество,
взялись за его основы, корни — за детей.
Они их развращают.

— Все это недолго продержится. Зло разрушает само себя.

Бог не бросает людей на произвол судьбы.


Нельзя лениться творить молитву.
Господь в любое время снисходит до разговора с нами,
так почему же мы проявляем равнодушие?

(святой преподобный Паисий Святогорец)

+1

629

«Сила слова человеческого, сила подлинная, духовная,
проникающая в сердца других людей, дается только
от Духа Святого. Только в слове тех, кто живет Духом Святым,
эта подлинная сила, которой покоряются сердца.
Это сила Божия, сила Духа Святого, делаясь причастниками
которой люди освящаются и становятся чистыми сердцем,
возлюбившими всем сердцем добро и правду
и возненавидевшими зло и неправду. Только в их сердцах
раскрывается сила Божия: это не их сила — это сила Духа Святого,
живущего в них.

Именно эта сила и покоряет сердца людей. Можно всегда молчать,
можно ничего не проповедовать, можно не иметь никакого красноречия
— и вместе с тем глубоко и мощно воздействовать на сердца людей.
Если люди молча, не умея проповедовать, будут являть в делах своих
добро и смирение духа, силу веры, любовь, то будут благоухать, как роза.
Ведь роза молчит, а благоухание ее распространяется далеко-далеко.
Вот и надо, чтобы от всех нас распространялось благоухание Христово,
благоухание дел наших — добрых, чистых, праведных, полных любви.
Только в этом обнаружится то Царство Божие, которое внутри нас,
не в слове, а в силе».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

+1

630

Если свойством любви является долготерпение и доброта,
то раздражающийся и лукавствующий, как это очевидно,
становится чуждым любви. А чуждый любви чужд и Богу,
поскольку Бог есть любовь (1Ин. 4:8).

Не говорите, изрекает божественный Иеремия,
что вы есть храм Господень (Иер. 7:4). И ты не говори,
что одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти тебя
– это невозможно, если делами не стяжаешь любви к Нему.
Что же касается просто веры, то ведь и бесы веруют, и трепещут
(Иак. 2:19).

Μην πεις ότι και μόνο η πίστη μου στο Χριστό μπορεί να με σώσει.
Αυτό είναι αδύνατον, αν δεν αποκτήσεις και την έμπρακτη αγάπη.
Η απλή πίστη, που δεν συνοδεύεται με έργα αγάπης, τίποτε δεν ωφελεί..

Οσίου Μαξίμου του Ομολογητού

Не говори, что одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти тебя.
Это невозможно, если не стяжаешь к тому же и любви к Нему, делами свидетельствуемой.
Ибо что касается до простой веры, то и бесы веруют и трепещут.

Дела любви суть: сердечное благодетельствование ближнему,
великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами.

Любящий Бога никого не опечаливает и сам не приводится кем-нибудь
в состояние печали из-за преходящего. Скорбит и опечаливается он
одной спасительной печалью, какой скорбел и опечаливал коринфян
блаженный Павел.

преп.Максим Исповедник
Главы о любви
( четыре сотницы,
выдержка из первой с 39 и далее  )

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной