«выйди и стань на горе пред лицем Господним,
и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер,
раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом,
но не в ветре Господь; после ветра землетрясение,
но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь,
но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь».
По-славянски : «Глас хлада тонка и тамо Господь» (3 Цар 19:11-12).
после огня веяние тихого ветра [глас хлада тонка], и там Господь (3 Цар. 19:9, 11–12).
Преподобный Макарий Великий, комментируя сей отрывок, говорит,
что этим показывается, что покой Господень состоит в мире и благодушии,
по словам пророка Исайи: …на кого воззрю?
Токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих! (Ис. 66:2).
«Иисус молчал» – читаем мы в Евангелии.
«Молчание – Таинство будущего века» – говорил преподобный Исаак Сирин.
"Веяние тихого ветра" - дословно קול דממה דקה (коль дамма дака),
после которых слов "и там Господь" нет, но просто - "и вот".
В славянско-греческой версии - "глас хлада тонка" (φονή αύρας λεπτης).
В еврейском оригинале, согласно новому русскому переводу РБО, - "тонкий звук тишины".
Но если еще точнее читать, то скорее "ГЛАС ТОНКОЙ ТИШИНЫ".
Христос в известном древнем гимне,
до сих пор поющемся на каждом вечернем православном богослужении,
назван "Свете Тихий"…
Что изображает собою «глас хлада тонка»?
На гумне Господь явился Гедеону (см.: Суд. 6и далее).
Он был перед нами в буре.
Буря, разрушающая все вокруг, символизирует силу Бога.
Тьма показывает Его невидимость, ведь Он недоступен нашим взорам.
Легкий ветерок – это смирение, с которым Господь приближается к нам.
https://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafi … -smirenii/
…после всего этого почувствовав глас хлада тонка (3Цар.19:12),
в котором был Бог, таинственно научается в отношении произносимых слов,
образа жизни и нравов божественному непоколебимому и мирному,
и совершенно невещественному, и простому, и свободному от всякого вида
и образа состоянию, которое невозможно высказать или выразить.
Пораженный славой этого состояния и уязвленный его красотой,
и более возжелав быть в нем, нежели быть ревнителем, то есть,
более, нежели сражаться за истину, [возжелав] всецело быть с истиной,
и ничего противного не видеть и не знать,
посчитав много более досточестным познать одного лишь Бога,
всецело сущего всем во всем, он, - еще будучи во плоти
[и уже] находясь в нем, - хранит себя, пройдя сквозь вещество
на божественной колеснице добродетелей, как сквозь покрывало
чистого перехода ума к умопостигаемым [предметам]
и облако плоти, помрачающее владычественное [начало] души своими страстями,
да будет и сам он, - насколько это возможно еще сущему с подвластной тлению плотью,
- причастником неизреченных благ, коих он возжелал,
и нам явится надежным удостоверением обетованного.
Ибо это и Бог ему внушил, при помощи сего таинственного представления
(διά των ουτω μυστικως δεδραματουργημένων) неизреченно вопия,
что полезнее всякого иного блага – быть через мир [со всеми] с единым Богом.
( преп. Максим Исповедник )
http://bible.optina.ru/old:3ts:19:08
Источник
Главы о богословии. (Амбигвы к Иоанну. XVII (V,13). Умозрение о видении Илии в пещере Хорива)
https://ekzeget.ru/bible/3a-kniga-carst … 19/stih-8/
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispov … annu/#0_17
После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь».
Слышите, не в грозных только явлениях природы являет Свою силу Господь
– Ему свойственно еще одно явление, самое важное, самое драгоценное для нас.
Ведь он сказал, что в дуновении тонкой прохлады, касающейся лица нашего,
именно в этом дуновении Он – Сам Великий Бог.
Это запомните, запомните, что явление Христа нам, грешным, бывает так,
именно так, именно в виде «гласа хлада тонка», в виде нежного и тихого прикосновения.
Именно так являлся Он и доныне является очень многим и многим из нас.
О, если бы все мы были внимательны к этому «гласу хлада тонка»,
к этому Божественному дуновению, касающемуся лица нашего.
О, если бы помнили об этом, о, если бы всегда с трепетом
и великой радостью понимали и думали, что в этом тонком веянии ветра – Бог,
что это является нам Господь и Бог наш Иисус Христос.
Будем внимательны, будем наблюдать с глубоким, глубоким сосредоточением,
и никак не пропустим этого явления нам, грешным и недостойным,
Господа Иисуса Христа в виде «хлада тонка», и тогда будем освящены
и благословенны Господом Иисусом Христом, ныне Воскресшим
в великую славу Свою, в великую радость нам, погибающим.
свят. Лука
https://ekzeget.ru/bible/3a-kniga-carst … 9/stih-12/