«ПОМНИТЬ БОГА ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ДЫШАТЬ»
Архимандрит Афанасий (Митилинеос) о непрестанной памяти Божией
23 мая — день памяти блаженного старца Афанасия (Митилинеоса),
который был призван в жизнь вечную в 2006 году, в возрасте 79 лет.
В 2017 году исполняется 90 лет со дня его рождения.
Старец был настоятелем монастыря Успения Пресвятой Богородицы
и святого Димитрия, в прибережном регионе Стомио, в 50 км от города Ларисы.
Он обладал даром духовного рассуждения и, по свидетельствам его духовных чад,
пророческим даром. Тысячи людей стекались к нему, чтобы услышать его проповедь.
Старца очень почитают в Греции и на Святой горе Афон.
Сегодня мы хотим поделиться с вами одним наставлением блаженного старца.
О непрестанной памяти Божией
Архимандрит Афанасий (Митилинеос)
Память о Боге — это именно та добродетель, которая удерживала Иосифа
от греха, когда он, совсем ещё молодой и одинокий, оказался в Египте
— стране, известной своей безнравственностью и идолопоклонством (Быт. 39, 1—20).
Что же такое память Божия?
Это то, о чем святитель Григорий Богослов сказал:
«Помнить Бога важнее, чем дышать».
Поскольку мы, пока живы, не перестаем дышать
— мы также должны постоянно хранить память о Боге.
Вы спросите: как же это возможно?
В реальном мире мы должны ежедневно работать, ходить в школу, учиться,
постоянно решать множество различных задач: разговаривать, слушать,
двигаться, водить машину и уделять внимание всем членам нашей семьи.
Как мы можем при этом ещё и непрестанно помнить о Боге?
Дело в том, что память о Боге должна храниться очень глубоко,
в самых глубинах нашей души — в нашем подсознании.
Это совсем не означает, что мы должны постоянно читать и говорить о Боге.
Мы можем заниматься нашими повседневными делами, не теряя ощущения
Его присутствия.
Мы делаем подобное и в других сферах нашей жизни.
Предположим, ваш отец спит в одной из комнат дома,
и вы должны быть осторожны, чтобы не разбудить его.
Тогда вы обнаружите, что перешли на шепот, разговаривая
с родными или друзьями. Вам не нужно напоминать себе
каждую секунду, что ваш отец спит, просто вы храните память
об этом в глубине души.
Другой пример. Предположим, вы спите на верхней двухъярусной кровати в лагере.
Если в обычной вашей кровати вы беспечно крутитесь и переворачиваетесь с боку на бок,
здесь вы ведете себя осторожно. Что-то внутри вас бодрствует. Даже несмотря на то,
что ваше тело спит, вы помните в вашем подсознании, что лежите на высоком месте
и не можете двигаться свободно. Именно эта память удерживает вас от падения с высоты.
Точно так же память о Боге не является чем-то, о чем следует навязчиво думать.
Это чувство, которое постоянно хранится в душе. Однако этому хранению нужно учиться.
Да, друзья мои, этому нужно учиться — постоянно хранить память Божию.
Это чрезвычайно важно: чувствовать, что Господь всегда находится рядом с вами,
следит за вами, следует за вами, защищает вас, готов помочь вам в любую минуту.
Это воспоминание о Боге становится щитом, защитой и крепостью для верующего.
Это защищает верующего от всякого вреда, от идолопоклонства и греха.
Когда Иосиф был искушаем, когда его соблазняли самым провокационным способом,
он защитил себя памятью о присутствии Вездесущего Бога. Он сказал: «Как я могу
совершить это злодеяние в присутствии моего Бога?». Так Иосиф был спасен
от тяжкого греха, сохранив память о Боге в повседневной жизни.
Напротив, когда мы забываем о Боге, — это очень серьезный грех.
Он берет начало от одной из семи смертельно опасных страстей. Эта страсть — духовная лень.
Лень порождает забывчивость и невежество. Забвение о Боге может стать причиной многих,
многих греховных проступков, в то время как постоянная память о Боге служит духовным компасом
для путешествия в рай. Память Божия увеличивает наше благочестие, нашу духовность
и любовь ко Господу.
Человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей.
Если мы будем хранить память о Боге, то научимся ценить окружающий нас мир и ежедневно радоваться.
Когда увидим прекрасный цветок — сразу подумаем: «Какую прекрасную лилию создал Бог!».
Когда выдастся чудесная погода, и мы залюбуемся лазурно-голубым небом и тихо падающими снежинками,
— прославим премудрость Творца, создавшего эту красоту.
Кроме того, память о Боге развивает в нас желание зреть лицо Бога (Откр. 22, 4) и переносит наши желания
с земного на небесное. Мы перестаем привязываться к земным вещам, ко всему тленному.
Материализм — это бедный и безжизненный заменитель, который люди начинают ценить по причине
отсутствия общения с Богом, и это болезнь, которая охватила подавляющее большинство современных
цивилизаций и культур.
Но человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей.
Такой человек перестает испытывать потребность в побрякушках и земных наслаждениях.
Его тело находится на земле, но его разум заботится о возвращении потерянного рая.
Человек, стяжавший память о Боге, не попадает в современные ловушки комфорта,
вещей и технологий.
Что еще более важно, память о Боге в наши дни становится противоядием от эпидемии одиночества,
отчуждения и изоляции среди толпы. Атеизм несет ответственность за широко распространенные сейчас
психоэмоциональные заболевания. Я могу свидетельствовать: если бы у меня не было памяти о Боге,
если бы я не знал Его — моя жизнь стала бы совершенно бессмысленной.
Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге.
Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге
Если мы не верим в Царство Божие, то на что надеяться? Без этой блаженной надежды (Тит. 2, 13),
подобно святому Павлу, я задаю себе вопрос: что такое жизнь? Почему мы существуем?
Может быть, мы все — просто пыль на ветру, как говорится в песне? Одиночество и изоляция
— это великая чума, зараза экзистенциализма и нигилизма, сравнивающих жизнь человека с жизнью
капли дождя, которая попадает в огромный океан вечности и исчезает навсегда. Несомненно,
отсутствие веры и памяти о Боге — одна из основных причин депрессии, уныния, злоупотребления
наркотиками и алкоголем, попыток самоубийства и многих других бед.
Если мы научимся хранить память о Боге — мы почувствуем любовь и заботу нашего всемогущего
Небесного Отца, Источника надежды, радости и блаженства.
Имея память о Боге, мы также чувствуем Промысл Божий в нашей жизни. В трудные времена,
когда дела идут не так, как надо, и выглядят мрачно, мы можем выстоять, подумав: «Разве Бог умер?
Нет, Бог всегда рядом! Так почему мы часто поступаем так, словно Он умер?».
Если бы люди знали, как помогает эта мысль в минуту отчаяния!
Бог — наш непогрешимый проводник в жизни
Я поделюсь с вами одной историей. Одна молодая женщина и ей пятилетний сын потеряли мужа
и отца семейства. Несколько недель женщина плакала и постоянно повторяла: «Что мы будем делать?».
Она была полна отчаяния. В какой-то момент мальчик повернулся к ней и спросил:
«Мама, а Бог тоже умер? Папа умер, но умер ли Бог?». И тогда мать внезапно опомнилась, пришла в себя
и нашла в себе силы жить дальше. Итак, память о Боге укрепляет нашу веру в Его Промысл и в Его руководство.
Бог — наш непогрешимый проводник в жизни.
Наконец, память о Боге наполняет нас истинной духовной радостью, радостью не этого мира.
Давид пишет: Вспомнил я Бога — и возвеселился (Пс. 76, 3). Святой апостол Павел среди плодов Святого Духа
одним из первых называет радость. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера,
кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Радость — это дар Бога Его чадам, которые молятся Ему. И эта радость
не имеет никакого отношения к кратким земным наслаждениям и быстро проходящим удовольствиям
от приобретения новой машины, новых часов или даже новой должности или нового диплома.
Это другая радость — радость Святого Духа, которая сопровождает всех, кто неустанно помнит Бога.
Давайте молиться о том, чтобы все мы, молодые и старые, могли радоваться той неиссякаемой радостью,
которую рождает память о Боге.
Старец Афанасий с духовными чадами
И всех, кто помнит Бога, — Бог также помнит, как и не признает тех, кто прожил жизнь без памяти о Нем.
Страшно быть христианином, но не вспоминать о Боге и услышать от Христа в конце времен:
Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Лк. 13, 27).
В Деяниях апостолов мы читаем, как ангел сказал Корнилию: Услышана молитва твоя, и милостыни твои
воспомянулись пред Богом (Деян. 10, 31). Итак, Корнилий ежедневно вспоминал о Боге в своих молитвах,
и поэтому Бог также помнил о нем. Он послал апостола Петра крестить Корнилия и его семью
и сделал их членами Его Церкви!
Архимандрит Афанасий (Митилинеос)
Перевела с английского Ольга Рожнёва
23 мая 2017 г.
http://www.pravoslavie.ru/103689.html
*****
Памяти старца Афанасия (Митилинеоса).
«Христианин – это не просто добропорядочный член общества»
В мае этого года исполнилось десять лет со дня кончины
знаменитого в Греческой Православной Церкви
проповедника и толкователя Святого Писания блаженного старца
архимандрита Афанасия (Митилинеоса).
Блаженный старец обладал даром духовного рассуждения и,
по свидетельствам его духовных чад, пророческим даром.
Подвижник родился 22 августа 1927 года в Кифисии, пригороде Афин. Его отец Георгий был родом
из города Митилини, что и объясняет происхождение его фамилии. Георгий и Евфросиния, родители
будущего старца, были людьми необразованными, но преуспели в духовной мудрости и благочестии,
которые они и завещали своим детям: Афанасию и его сестре Грамматике. Афанасий с детства полюбил
изучать Священное Писание и с удовольствием слушал лекции известных богословов того времени.
Он окончил радиотехническое училище и служил в 1947–1950 годах в военно-воздушных силах Греции.
Афанасий окормлялся у известного старца иеромонаха Афанасия (Хамакиотиса; † 1967), смиренного,
терпеливого и христолюбивого пастыря. Архимандрит Григорий (Зумис), игумен монастыря Дохиар
на Святой Горе, в своей книге «Люди Церкви, которых я знал» писал об этом пастыре так:
«Отец Афанасий (Хамакиотис), служивший в храме Богородицы в аттическом селении Маруси,
целых полвека удерживал в благочестии многих жителей Афин, особенно высших чиновников государства.
Отец Афанасий (Хамакиотис) был подобен старому дереву, омываемому водами благодати и постоянно
приносившему плоды святоотеческого богословия».
По благословению духовного отца Афанасий (Митилинеос) вел занятия по изучению Библии среди прихожан
своего храма, в детском приюте, а также среди подростков местного исправительного учреждения.
В 1960 году иеромонах Иаков (Схизас), служивший в храме, куда ходил Афанасий, был хиротонисан
в митрополита города Ларисы. Владыка Иаков (Схизас) постриг Афанасия в монашество, рукоположил его
в священнослужители и взял с собой в качестве помощника. Духовный отец благословил отца Афанасия
на этот путь и молился о нем.
Отец Афанасий (Митилинеос) организовал катехизаторские курсы во всей округе, в городе и солдатских казармах.
В течение десяти лет он нес пастырское служение, отдавая все силы молитве, исповеди, проповедям.
В 1970 году по многочисленным просьбам духовных чад отец Афанасий согласился стать герондой
и восстановил заброшенный монастырь Успения Пресвятой Богородицы и святого Димитрия, распложенный
в 180 метрах над уровнем моря в прибережном регионе Стомио, приблизительно в 50 километрах
от греческого города Ларисы. Отец Афанасий стал игуменом обители. Как-то блаженный старец молился
– и услышал голос: «Я дам тебе дар архитектора». После этого старец спроектировал все строения обители.
За последние десятилетия, благодаря выступлениям отца Афанасия (Митилинеоса), монастырь получил
широкую известность среди греческой общественности.
Старец не оставил без окормления и свою паству в городе Ларисе и продолжал ездить туда несколько раз в неделю.
В течение 40 лет он окормлял огромное количество людей, почти каждый день говорил проповеди, к которым
усердно готовился, недосыпая и жертвуя собственным здоровьем.
Дух Святой почивал на старце, и его дар проповедника был так велик, что тысячи людей стекались к нему,
чтобы услышать его проповедь. Более 4000 проповедей и выступлений блаженного старца были записаны.
Многие лекции старца были посвящены толкованию на основе святых отцов книг Ветхого и Нового Заветов.
Старца очень почитают монахи святой горы Афон.
23 мая 2006 года в возрасте 79 лет после продолжительной болезни блаженный старец Афанасий (Митилинеос)
был призван в жизнь вечную.
Мы просим его святых молитв и благословения и молимся, чтобы однажды оказаться
вместе с ним в Царстве Небесном, о котором он проповедал.
Наставления блаженного старца Афанасия (Митилинеоса)
Нужно приучить детей хотя бы к небольшому воздержанию
«Друзья мои, большинство из вас ежедневно включает в рацион своих детей такие продукты,
как шоколад и мороженое, сыр и сливочное масло, какие-то лакомства. Что произойдет,
если вдруг наступит голод? Нам необходимо научить наших детей поститься, научить их переносить
какие-то небольшие трудности, приучить хотя бы к небольшому воздержанию, несмотря на весь
нынешний технический прогресс. Сделать так, чтобы они были способны выживать в трудные дни,
если эти трудные дни вдруг настанут. Если наши дети будут научены воздержанию и неприхотливости,
они смогут сказать, как апостол Павел: “Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии” (Фил. 4: 12)».
Вы должным быть радостным христианином!
Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости!
«Откройте Новый Завет. Начиная с первой страницы и до конца – везде вы увидите заповеди Божии.
Когда апостол Павел говорит: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Фил. 4: 4),
думаете ли вы, что вам предоставляется право выбора? Думаете ли вы: я могу радоваться, если захочу,
а если не чувствую радости – буду несчастным? Нет, радоваться – это заповедь! Вы должным быть
радостным христианином! Если вы не радуетесь – вы всё еще не знаете, что значит быть христианином.
Вы не понимаете, что значит быть искупленным человеком! Вы не понимаете, что Господь даровал вам
и мне привилегию. Мы Его дети по благодати, и Он даровал нам блаженство. И если я имею всё
вышеперечисленное, а также надежду на Царствие Божие, как я могу быть мрачным или печальным?!
Что говорит апостол Павел? Разве не говорит он: “Радуйтесь в надежде” (Рим. 12: 12)?
Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости!»
Быть христианином – значит наследовать Царствие Божие
Старец Афанасий (Митилинеос)
«Как только мы осознаем, что быть христианином – значит наследовать Царствие, значит,
что я царь и священник (см.: 1 Пет. 2: 9), как мы можем говорить, что христианство – лишь одна
из мировых религий?! Как мы можем сравнивать христианство с какой-то другой религией,
изобретенной людьми? Христианство не придумано людьми.
Это Откровение Божие и Царствие Божие».
Христианство и «добропорядочная жизнь»
«Я исповедую христианство не для того, чтобы сделать свою земную жизнь более легкой или более приятной.
Христианин – это не тот человек, кто просто ведет добропорядочную жизнь, своевременно платит налоги,
подчиняется законам и является хорошим семьянином. Именно так нас сегодня учат определять христианина:
“добропорядочный член общества”. Да, нет сомнений, что добропорядочность и честность являются плодами
христианской жизни. Совершенно ясно, что настоящий христианин будет достойным членом общества.
Разве Христос пришел для того, чтобы мы стали добрыми и честными людьми, о чем мечтал когда-то Платон?
Но разве Христос пришел только для того, чтобы мы стали добрыми и честными людьми, о чем мечтал когда-то Платон?
Если бы только это было Его целью, то, возможно, Ему и не нужно было бы приходить в наш мир совсем.
Древние греки вполне могли помочь нам стать хорошими и честными людьми.
Миссия христианства не просто в том, чтобы сделать меня добрым и честным гражданином, но в том,
чтобы дать мне Царствие, сделать меня сонаследником Царствия Божия, и это то, что никогда не смогут
понять нехристиане. Это лежит за пределами воображения даже величайших философов.
Христиане в этом отношении люди, которые удостоились уникальной чести. Именно им Господь даровал Царствие,
и они молятся: “Да приидет Царствие Твое!” (Мф. 6: 10).
Между прочим, это Царствие не имеет ничего общего с политическим земным царством.
Это Царствие “не от мира сего” (Ин. 18: 36). Мы часто видим христианские политические партии,
желающие выбрать христианских лидеров и президентов. Многие думают, что это само собой улучшит наш мир.
Царствие Божие отстоит от этих христианских партий и коалиций, “елико отстоят востоцы от запад” (Пс. 102: 12)».
Внутренняя и внешняя тишина необходимы для понимания слова Божия
Старец Афанасий (Митилинеос) и будущий Лимасольский митрополит Афанасий
«Внутренняя и внешняя тишина необходимы для понимания слова Божия. Святой Григорий Богослов говорил:
“Божественное ощущается в состоянии покоя”. Вам необходимы покой и тишина, чтобы ощущать и понимать
присутствие Божие внутри себя. Тишина в большей степени внутренняя, но также и внешняя.
Необходим мир в вашем сердце, но вы не должны прерывать чтение слова Божия, даже когда вокруг вас суета.
Нужно стяжать мир в душе для того, чтобы проникнуть в Божии глубины.
Следует отложить наши дневные житейские попечения».
Видеть наши собственные недостатки, а не недостатки других людей
«Когда мы изучаем слово Божие, мы должны чувствовать, что это слово относится именно к нам, а не к кому-то другому.
Мы должны увидеть наши собственные недостатки, а не недостатки других людей. Святой Исаак Сирин говорил:
“Когда человек смиренного сердца изучает Писание, он никогда не скажет: "Это говорится для другого человека,
это хороший совет для других людей"”. Нет, слово Божие обращено именно ко мне.
Мы очень нуждаемся в смирении, которого нам недостает
Мы очень нуждаемся в смирении, которого нам недостает. Например, мы думаем:
“Я бы хотел, чтобы те-то и те-то люди присутствовали здесь и услышали эти слова Божии.
Эти слова были бы им очень полезны”. Такие мысли выказывают нашу гордыню.
Вместо этого мы должны сказать: “Эти слова Божии обращены именно ко мне,
и именно мне нужно стать лучше”».
Нужно начинать чтение слова Божия с молитвы
«И, наконец, нам нужно начинать наше чтение слова Божия с молитвы.
Преподобный Исаак Сирин говорил: “К словам таинств, заключенным в Божественном Писании,
не приступай без молитвы и прошения помощи у Бога”. Итак, не открывай Писание, не начинай
читать без молитвы, без испрашивания помощи Божией. Когда будешь молиться, скажи:
“Господи, дай мне разумение понять силу, сокрытую в Твоих словах!” Молитву следует считать
ключом к пониманию глубинного смысла Святого Писания».
Я обязан стать господином моих страстей
«Апостол Павел называет верующих храмами Святого Духа (см.: 1 Кор. 6: 19).
Что означает, что мое тело – это храм Святого Духа? Это означает, что в этом живом храме
каждый верующий является хранителем и священником своего храма.
Я господин природы, но я также обязан стать господином моих страстей.
И должен владеть своими страстями, удерживать себя царским, правящим духом – правящим умом».
Многое происходит из-за отсутствия покаяния у людей
«Ничего не происходит без Божиего знания и попущения. И многое происходит в основном
из-за отсутствия покаяния у людей. Господь попускает Деннице действовать на земле,
чтобы его неприязнь и злоба изливалась на нераскаянных людей».
Христианин – это тот, кто постоянно призывает Господа
«Современные люди заняты обязанностями на работе и своими увлечениями
и пытаются отделить церковную жизнь от мирской.
Они думают: “Я хожу по воскресеньям в церковь, молюсь утром.
Вечером у меня свобода наслаждаться любыми развлечениями”.
Так поступая, мы попадаем в ловушку поверхностной церковной жизни
– без участия в ней нашего сердца и ума.
Христианин – это тот, кто постоянно призывает Господа».
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
Май 2016
http://www.pravoslavie.ru/93718.html