Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли?
Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе,
по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином,
как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы - богохульныя ереси!
Иначе разсуждают об этом истинные христиане!
Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки,
темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении.
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек,
зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию.
Ересь - грех ума. Ересь - более грех диавольский, нежели человеческий; она - дщерь диавола,
его изобретение, - нечестие, близкое к идодолопоклонству.
Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь - злочестием.
В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков,
ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главнаго греха - богохульства.
Кто прочитает со вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков - вполне сатанинский.
Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, - увидит поведение, составленное из непрерывной лжи,
увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются
на все ужаснейшия преступления и злодеяния. В особенности замечательно их непримиримая ненависть
к чадам истинной Церкви, и жажда крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением
и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе - трудно для человека исцеление от этого недуга!
Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа,
но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси - богохульство: Святый Флавиан - Патриарх Константинопольский,
запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнес определение поместнаго Константинопольскаго собора
на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими
его действиями и настоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упорном последовании
их богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здраваго учения.
А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа,
что он впал в богохульство, что он лишен всякаго священническаго сана, нашего общения и управления
его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами
подвергнутся отлучению». Это определение - образчик общаго мнения Вселенской Церкви о еретиках;
это определение признано всею Церковию, подтверждено Вселенским Халкидонским собором.
Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедывал во Христе по воплощении двух естеств,
как исповедует Церковь, - он допускал одно естество Божеское. - Вы скажете только!...
Забавен по своему недостатку истиннаго знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ
некотораго лица, облаченнаго властию сего мира, св. Александру патриарху Александрийскому о арианской ереси.
Это лицо советует патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства,
из-за некоторых слов; пишет он, что он не находит ничего предосудительнаго в учении Ария, - некоторую разницу
в оборотах слов - только! Эти обороты слов, - замечает историк Флери, - в которых «нет ничего предосудительнаго»,
отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа - только! ниспровергают, значит, всю веру христианскую - только!
Замечательно: все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели:
оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа:
с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала
действие Святаго Духа. Они назвали это установлениями человеческими, - дерзче: суеверием, заблуждением!
Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом?
Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый - только! Принявший и содержащий учение богохульное,
произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрыя дела естества падшаго - он прекрасный человек!
Как может Бог отказать ему в спасении!...
Вся причина последняго Вашего недоумения, так, как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!
Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет!
его следствия могут быть гибельными, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленныя книжонки
с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истиннаго христианскаго учения,
как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель.
Богохульник не спасется! И те недоумения, которыя Вы изобразили в письме Вашем, - уже страшные наветники Вашего спасения.
Их сущность - отречение от Христа! - Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. - Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых); изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам - при посредстве христианства.
(Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. М.: Правило веры, 1993, письмо 28, с. 479-486).