Двенадцать ступеней греха
Грех с того самого момента, как возникнет в уме человека,
и до того, как приведёт человека к самоубийству, смерти,
проходит 12 ступеней. Ведь Бог дал человеку такую силу не грешить!
Самовластную силу. Человек обладает такой огромной силой,
вложенной в него Богом, что выйди хоть все бесы из преисподней,
и то не смогут заставить его согрешить. Вы не читали в Псалтири:
Господи, яко оружием благоволения венчал ecu нас (Пс. 5, 13)?
А ещё в Священном Писании говорится:
Бог сотворил человека и оставил его в руке произволения его (Сир. 15, 14).
Расскажу вам, как грех берёт власть над человеком, начиная
с самых низших ступеней, и доводит до самоубийства,
если человек не позаботится о том, чтобы прекратить
делать грех в самом начале.
Что такое грех? По свидетельству Священного Писания,
грех – это нарушение закона Божия, это жало смерти,
и является мерзостью пред Богом, будучи делом диавола.
В Священном Писании грех называется мравольвом:
мраволев погибе, занеже не имеяше брашна (Иов. 4, 11)
Потому что вначале грех мал, как муравей, он существует только в уме,
но потом, если мы не убьём его противлением ему, исповедью и молитвой,
он станет сильным как лев. Святой Ефрем Сирин говорит, что грех – это злой бес,
который украдкой мало-помалу берёт власть над нашей душой. И чтобы мы смогли
избавиться от этого беса и не дать греху проникнуть в наш ум и сердце, нужно
иметь великое трезвение внимания, которое рождается от страха Божия,
как говорит святой Максим Исповедник: «Кто верит, тот боится, а кто боится, тот трезвится».
Первая ступень греха – это когда человек не хочет совершать доброе дело.
Бог дал человеку силы на любое доброе дело, и если он не хочет его совершать,
на него ложится грех.
Вторая ступень греха – когда человек делает добро, но с плохой целью.
Святой Иоанн Дамаскин говорит так: «Добро не есть добро, когда не делается по-доброму».
Приведу вам такой пример. Вот кто-то постится, не вкушая ни маковой росинки,
но при этом злословит и ненавидит другого. Какая же польза от этого телесного поста,
если с ним не соединён пост душевный? Или когда мы подаём милостыню, но из краденого.
Или когда кто-нибудь делает доброе дело, но при этом гордится, подмешивает к нему
тщеславие, гордость. Диавол снова уничтожил его награду. Итак, он делает доброе дело,
но оно уже не доброе, потому что смешано со злом.
Или когда он делает доброе дело с плохой целью. Доброе дело, сделанное с плохой целью,
переходит на сторону цели, а поскольку цель плохая, то и доброе дело становится плохим.
Если же цель хорошая, тогда доброе дело остаётся основательным и хорошим.
То же самое и когда кто-нибудь совершает дела милосердия с той целью,
чтобы его похвалили люди; или совершает молитву, пост и любую иную добродетель,
но она не обращена во славу Божию, а направлена на какую-нибудь другую, мирскую цель,
тогда это доброе дело не имеет души. Оно мертво.
У доброго дела есть тело и душа. Телом доброго дела является само его совершение,
а душой, или жизнью, – цель: хороша ли и праведна ли его цель.
На второй ступени греха стоит и делание доброго дела наполовину, когда кто-нибудь
совершает доброе дело, но делает его не безукоризненно, а с дефектами.
Всякое доброе дело должно быть совершенным и всецелым, а не дефектным.
Когда доброе дело делается с изъянами, а не безукоризненно, тогда мы
стоим на второй ступени греха.
Приведу вам пример. Когда кто-нибудь молится Богу, но не умом и сердцем,
а лишь устами и вслух, ум же его рассеивается в заботах века сего.
Он думает или о торговле, или о том, что ему ещё нужно сделать,
или вдруг вспоминает, что не задал корму скотине, или ещё что-нибудь.
Таковой тоже стоит на второй ступени греха.
Третья ступень греха – это приложение действия лукавого [прилог].
То есть когда в ум входит приманка в виде помысла от лукавого.
Человеку приходит на ум помысл блуда, или гнева, или убийства,
или гордости, или тщеславия, или лукавства, или зависти, или ненависти,
или мести; когда любой страстный и злой помысл занимает ум человека
– это третья ступень греха.
Четвёртой ступенью греха является сочувствие помыслу, или соединение с ним.
Когда мы соединяем ум наш со страстными помыслами, упомянутыми выше,
или с любым другим греховным помыслом. Грех сначала входит в ум наш в простом виде.
Любой страстный помысл, скажем: семья, деньги, слава, – мог бы и не быть грехом.
Это прилог простого помысла греха. Но когда мы думаем о женщине и начинаем
пристрастно соединяться с помыслом, или о деньгах, или о славе, или
о чём бы то ни было ещё, – мы уже перешли умом на четвёртую ступень греха.
Мы соединились умом со злым помыслом греха.
Эта ступень называется также сочувствием.
То есть когда ум начинает сочувствовать, беседовать со злым и страстным помыслом.
Пятой ступенью греха является брань [борьба].
С этого момента брань ведётся на всех ступенях греха.
Брань – это когда человек стал сочувствовать умом и беседовать с грехом,
со страстным помыслом, с помыслом о грехе, но тут же, пронзённый страхом Божиим,
начинается бороться, изгонять его из ума. Он видит, что помысл нехорош.
Вот пришёл к нему помысл ненависти, блуда, помысл мести, помысл гордыни,
высокомерия, или зависти, или злобы – и тут же, увидев, что он нехорош,
человек начинает бороться и изгонять его из ума.
На этой ступени в борьбу включаются три ума: ум диавольский, ум человеческий и ум Святых Сил. Бесы тянут ум наш ко злу, грехам, Святые Силы, или Ангелы, – к благим помыслам, а ум человеческий стоит посередине и добровольно склоняется или к добру, или ко злу. В это время, когда ум наш борется, принимая то злые помыслы от бесов, то добрые от Ангелов, эта брань в уме человека делается достойной или недостойной венцов – или вечного наказания.
После этой ступени человек переходит на шестую ступень греха, которой является согласие. Если он после этой брани [на пятой ступени] добровольно уступил и согласился со страстным помыслом, помыслом греха, то он уже перешёл на шестую ступень греха и добровольно переходит от согласия к воображению и начинает представлять себе в уме всё это.
Седьмая ступень – это грех, совершённый в уме. После того как человек принял страстный помысл, он начинается мысленно наслаждаться грехом. Человек от помысла переходит к живописанию греха в воображении. Он или представляет себе лицо женщины, которую сильно любил или когда-то испытывал страсть к ней, или воображает лицо того, кого ненавидит. С тобой не было такого, что когда ты стоишь на молитве и есть человек, который ненавидит тебя, и ты злишься на него, то ты как будто ругаешься с ним? Мол, вот будь он тут сейчас, то ты сказал бы ему то-то и то-то.
Теперь ум пребывает в брани на седьмой ступени. Бесы принимают вид того, кто ненавидит нас, или сказал о нас плохое, или причинил нам какое-нибудь зло, и теребят память об этом зле, которое он нам сделал, и соединяют в уме нашем воспоминание о зле с воображением, и задают страшный бой душе – или через того, кого ты любил страстно, со стороны вожделевательной части души, или через того, кого ты ненавидел или кто ненавидел тебя и причинил тебе скорбь.
Или через деньги, если ты их любишь. И вот бес уже показывает тебе огромный кошелёк, целый сундук с деньгами, кучу нарядов, тщеславие, массу волов, овец, лошадей, огромные богатства и так далее. Поскольку ты впустил его на ступени согласия, то вот он и рисует тебе теперь, ведь диавола и называют «древним художником». Он умеет живописать куда больше, чем ты можешь себе представить. Он будет рисовать до того предела, до которого ты ему позволил. Нарисует тебе и женщин, и толпы, и базары, – всё что хочешь.
Когда ты увидишь, что всё это начинает входить в тебя через воображение, знай, что тебе задают бой с помощью идолов греха. Видишь, что говорит святая Синклитикия? «Идолы стояли, а я противилась им! »
Все грехи на седьмой ступени превращаются в идолов. Они принимают образ. На экране царя ума – воображения – появляются: женщины, ненавидящие нас люди, деньги, счета, наконец, тебе приводят на память всякую всячину. И душа на седьмой ступени согрешает умом и воображением.
Разве с нами не бывает такого? С кем этого не было и не происходит каждую минуту? Со мной, грешным, происходит; может, вы будете поопытней меня. Кто не представляет себе грех в уме?
Но ты думаешь, будто грех, совершённый умом, лёгок! Не думай, что он лёгок! Послушай, что говорит святой Ефрем Сирин: «Братия мои, не вдавайтесь в нерадение о грехе умом. Если бы грех умом не был тяжёл, то не нужно было бы праведному Иову за 1850 лет до Пришествия Господня приносить в жертву по волу каждый вечер».21
А почему? У него было семь сыновей и три дочери, и все они ещё были юными. И Иов так сильно боялся Бога, как бы дети его не согрешили помышлением, что он приносил очистительные жертвы, чтобы очистить своих детей от греха помышлением. Он сам не грешил помышлением, и всё это было до Ветхого Закона, ибо происходило до Моисея. До писаного закона и закона благодати грех помышлением очищался жертвами.
Если бы грех помышлением не был тяжек, говорит святой Ефрем Сирин, не вменил бы Христос, Само Слово и Премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату.22 Но что Он говорит? Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5, 28). Вот прелюбодеяние невидимое! Только в помышлении.
Ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1Ин. 3, 15). Сколько же миллионов раз мы убивали за свою жизнь? Сколько миллионов раз прелюбодействовали? Сколько раз мы ненавидели брата, столько раз и совершали убийство. Сколько раз смотрели со страстью на женщину – или даже не глядя воображали её в помышлении нашем и соглашались с помыслом греха, – столько раз и были пред Богом прелюбодеющими сердцем.
Вот почему нам необходимо покаяние горькое! Душераздирающее! А человек (я, грешный) валяется в чудовищном грехе – нечувствии. По причине нечувствия мне и кажется, будто я не такой уж и грешный: ведь не грешил же я сегодня, не крал сегодня!
Сколько раз мы прелюбодействовали умом и ненавидели брата, столько раз и были прелюбодеями и убийцами. И это утверждает Сам Бог Слово. Так что, вот, поскольку мы с вами говорим о седьмой ступени греха – о грехе помышлением, то все мы тысячу раз прелюбодеи и убийцы. Потому что помышлением мы прелюбодействуем и помышлением ненавидим брата.
Мы становимся убийцами и прелюбодеями, а нам всё кажется, будто мы монахи – или идолы монахов, или чучела огородные для отпугивания воробьёв, поскольку носим длинные одежды. Но бесы потешаются над нами, ибо видят, что у нас нет дел и жительства, а лишь одна форма. Но от внешней формы нам толку нет!
Итак, на седьмой ступени человек согрешает умом через воображение, после того как согласился с помыслом на шестой ступени.
Восьмая ступень греха – это грех делом. Восьмая ступень более тяжёлая. Только на восьмой ступени человек переходит ко греху делом.