Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuc … soloveckih
Братья и сестры, несколько лет назад схиархимандрит Тит (Бородин)
произнес проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких,
значение которой в настоящее время только возросло, ибо каждый православный
христианин и ныне испытывается на верность Богу.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
“Благословен Бог, и в наш век произрасли мученики!
И мы имеем у себя этих венценосцев!” – так некогда восклицал
великий вселенский учитель и святитель златоустый и златоглаголивый Иоанн.
Мы также ныне восклицаем словами святого Иоанна Златоуста, светло празднуя
память новомучеников и исповедников Соловецких, ибо от их страданий за Христа
ещё и века не прошло.
Их подвиг имеет для всех нас особое значение. Святые новомученики и исповедники
остались верными Христу Богу до конца. Все события в жизни людей и в мiре проявляют
каждого человека: каковы у него вера, мiровоззрение, любовь и верность Богу.
События 1920–1930-х годов проявили одних, как мучеников и исповедников,
других же – как богопротивников.
Так и события конечных времён при апостасии – отступлении от Бога – проявят всех:
одних – мучениками, других – отступниками. Каждый человек будет испытан.
Вера каждого будет проявлена. И нам предстоят испытания нашей веры и верности Богу.
Что же нам при этом нужно рассмотреть, уяснить и помнить?
Мученический подвиг новомучеников был приуготовлен их благочестивой жизнью.
У нас впереди испытания. Эти испытания мы пройдём надлежащим образом или нет
в зависимости от того, как живём сейчас. Именно сейчас нужно не терять ни мгновения,
укрепляться в вере, трудиться над собою, жить по святоотеческому опыту
и православным традициям. Каждое мгновение готовит последующее время.
В это мгновение мы с Богом, в молитве, в богомыслии? Где мы?..
Придут испытания, и необходимо будет их выдержать, выстоять, сохранить себя верным Богу!
Нам нельзя оставлять в себе то, что нас может подвести в самый судьбоносный,
определяющий вечную участь момент для нашей души! Нам нельзя оставлять в себе
какую-либо страсть! О важности этого говорится в повествовании, приводящем в трепет,
из Жития святого мученика Никифора Антиохийского.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … jatykh/139
В одном Сирийском городе в III столетии от Рождества Христова жили
священник Саприкий и мiрянин Никифор, которые имели друг ко другу истинное
христианское братолюбие. Враг и завистник спасения человеков диавол посеял
между ними неприязнь и вражду. По прошествии времени Никифор стал искать
примирения через людей, сам просил прощения у Саприкия, но тот, будучи
ослеплён гордостью и жестокосердием, оставался во вражде.
Между тем возобновились гонения на христиан. Саприкий, как священнослужитель,
был схвачен, претерпел пытки, и, так как не принёс жертвы идолам, был приговорён
к усечению главы. На пути к месту казни Никифор продолжал просить Саприкия о прощении,
но сердце того оставалось жестоким и преисполненным гордости и презрения.
За это благодать Божия отступила от него, он отрёкся от Бога, и утерял уготованный ему
мученический венец. Никифор же исповедал себя христианином, был усечён мечом
и сподобился венца мученика Христова.
Определённый образ жизни формирует определённое состояние души.
Земная жизнь человека приуготовляет участь в Вечности.
Слова у‑част‑ие, у‑част‑ь, при‑част‑ник – однокоренные.
Если человек имел у‑част‑ие в жизни по примеру святых, во благочестии, богоугождении,
то он наследует у‑част‑ь во блаженстве святых во Царствии Небесном, и будет
при‑част‑ником вечных благ. Поэтому мы должны всегда размышлять и рассматривать:
в чём и какое участие мы имеем в жизни сей, и к какой участи это приведёт в Жизни Вечной.
Святые новомученики и исповедники переносили страдания по великой любви к Богу.
Любовь соизмеряется самоотвержением, отвержением от себя того, что отдаляет от Бога,
что разлучает от любве Божия (Рим. VIII, 39). Если же человек не отвергает от себя страсти
и грехи, то он не имеет самоотвержения, без которого мученичество невозможно,
ибо оно являет собою наивысшее самоотвержение.
Нам, православным христианам, необходимо следовать вероучению Православной Церкви
и, согласно ему, вести правильную духовную жизнь. Вероучение и нравственность взаимосвязаны.
Нарушение одного неминуемо влечет за собою нарушение другого. Вероучение определяет
духовную жизнь. Когда у человека мiровоззрение неправославное или он теряет
православное мiровоззрение, тогда он живет вопреки слову и Закону Божию,
неминуемо согрешает и живёт безнравственно.
Человек, живущий безнравственно, если даже он и называет себя православным христианином,
со временем перестаёт быть им. Это в основном происходит по следующей причине.
Когда человек уловлен какой-либо страстью и впадает во грех, то совесть его поначалу
безпокоит и он, тяготясь мучениями совести, начинает оправдывать страсти и грех.
Оправдание греха приводит его к неприятию всего того, что обличает грех.
В результате он начинает отвергать то, что содержат в себе вероучение
и церковные правила Православной Церкви. Он, таким образом, перестает быть
православным и в результате может стать богоборцем или же отступником,
как это произошло с Саприкием.
Будем помнить: каждое мгновение приуготовляет следующее, каждый день – последующий.
Жизнь каждого дня моей жизни формирует состояние души моей.
Задумаемся, какую участь в Вечности приуготовляем мы жизнью своею?
Господь, заповедуя нам верность Ему, говорит: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр. II, 10). В течение всего ХХ столетия новомученики и исповедники, будучи верными Богу даже до смерти, совершали свой подвиг. Мужественное исповедание веры в Бога они преемственно завещали последующим поколениям православных христиан. Эта преемственность верности Богу не прекратится до скончания мiра.
Буди верен даже до смерти – это заповедание Божие нам. “Буди верен даже до смерти”, – это завещание святых новомучеников и исповедников нам. Верности Богу мы должны научиться, и верностью Богу во всём руководствоваться. Верность Богу всегда, везде и во всём – это наш главный подвиг, это залог Жизни будущего века, Жизни Вечной. И если мы верны Богу, то кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. VIII, 35).
Молитвами Царственных мучеников, новомучеников и исповедников Российских
и Всех святых, в Земли Российской просиявших, да пребудем верными Богу,
и тогда никто и ничто не возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе,
Господе нашем (Рим. VIII, 39), Емуже подобает всякая слава, честь и держава,
со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.