Православные ПРАЗДНОВАНИЯ и КАЛЕНДАРЬ
Сообщений 1501 страница 1530 из 1643
Поделиться15022023-07-27 16:27:26
память преп. Никодима Святогорца (1809)
благодаря которому у нас есть многие весьма
полезные книги — «Евергетин», «Добротолюбие»,
«Невидимая брань», «Благонравие христиан» и другие…
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/
https://www.pravenc.ru/text/2565602.html
…
Поделиться15032023-07-28 08:43:38
☦️ 28 ИЮЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ПАМЯТЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
☦️ Тропарь равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию, глас 1
Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши́телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти:/ сла́ва вразу́мльшему тя Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю страну́ Ру́сскую.
☦️ Кондак равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию, глас 8
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею./ И ны́не Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.
Поделиться15102023-08-14 12:40:35
Начало Успенского поста.
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла,
матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.)
Поделиться15112023-08-15 16:26:57
Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557)
Поделиться15122023-08-17 09:34:17
Семи отроков, иже во Ефесе:
Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина,
Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408-450)
https://days.pravoslavie.ru/Life/life4375.htm
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн,
Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.
Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника,
остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан.
Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе.
Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем
гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам;
непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу
искавших расположения императора к ответу были призваны
и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки
исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки
воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу,
надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.
Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили
время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший
из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город
и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император
вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан
воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд.
Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру
камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды.
Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру,
были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили
среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные
дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства
их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия.
К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном
царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение
мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них
говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела,
так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь
воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда
не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого
воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную
постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они
проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет.
Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения,
отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе
для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев
на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа,
он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой
отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан,
как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику,
у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы
юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился
вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней
запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена
семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия.
Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли,
что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну
воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами
в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю
и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого
из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки
сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.
В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября.
(По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день;
по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа,
а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются
и в службе церковного новолетия - 1 сентября).
Поделиться15132023-08-19 12:29:45
С праздником Преображения Господня!
Поделиться15142023-08-19 13:31:34
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
( икона взята с сайта https://www.icon-art.info/masterpiece.p … 23#details )
Тропарь праздника
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/
показавый учеником Твоим славу Твою,/
якоже можаху,/
да возсияет и нам, грешным,/
Свет Твой присносущный/
молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника
глас 7
На горе преобразился еси,/
и якоже вмещаху ученицы Твои,/
славу Твою, Христе Боже, видеша,/
да егда Тя узрят распинаема,/
страдание убо уразумеют вольное,/
мирови же проповедят,//
яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/
и почитаем пречистыя плоти Твоея/
преславное// преображение.
Поделиться15152023-08-20 13:39:11
Поделиться15162023-08-22 10:01:38
Попразднство Преображения Господня.
Апостола Матфия (ок. 63).
Собор Соловецких святых.
Поделиться15172023-08-23 11:58:26
Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuc … soloveckih
Братья и сестры, несколько лет назад схиархимандрит Тит (Бородин)
произнес проповедь в праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких,
значение которой в настоящее время только возросло, ибо каждый православный
христианин и ныне испытывается на верность Богу.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
“Благословен Бог, и в наш век произрасли мученики!
И мы имеем у себя этих венценосцев!” – так некогда восклицал
великий вселенский учитель и святитель златоустый и златоглаголивый Иоанн.
Мы также ныне восклицаем словами святого Иоанна Златоуста, светло празднуя
память новомучеников и исповедников Соловецких, ибо от их страданий за Христа
ещё и века не прошло.
Их подвиг имеет для всех нас особое значение. Святые новомученики и исповедники
остались верными Христу Богу до конца. Все события в жизни людей и в мiре проявляют
каждого человека: каковы у него вера, мiровоззрение, любовь и верность Богу.
События 1920–1930-х годов проявили одних, как мучеников и исповедников,
других же – как богопротивников.
Так и события конечных времён при апостасии – отступлении от Бога – проявят всех:
одних – мучениками, других – отступниками. Каждый человек будет испытан.
Вера каждого будет проявлена. И нам предстоят испытания нашей веры и верности Богу.
Что же нам при этом нужно рассмотреть, уяснить и помнить?
Мученический подвиг новомучеников был приуготовлен их благочестивой жизнью.
У нас впереди испытания. Эти испытания мы пройдём надлежащим образом или нет
в зависимости от того, как живём сейчас. Именно сейчас нужно не терять ни мгновения,
укрепляться в вере, трудиться над собою, жить по святоотеческому опыту
и православным традициям. Каждое мгновение готовит последующее время.
В это мгновение мы с Богом, в молитве, в богомыслии? Где мы?..
Придут испытания, и необходимо будет их выдержать, выстоять, сохранить себя верным Богу!
Нам нельзя оставлять в себе то, что нас может подвести в самый судьбоносный,
определяющий вечную участь момент для нашей души! Нам нельзя оставлять в себе
какую-либо страсть! О важности этого говорится в повествовании, приводящем в трепет,
из Жития святого мученика Никифора Антиохийского.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … jatykh/139
В одном Сирийском городе в III столетии от Рождества Христова жили
священник Саприкий и мiрянин Никифор, которые имели друг ко другу истинное
христианское братолюбие. Враг и завистник спасения человеков диавол посеял
между ними неприязнь и вражду. По прошествии времени Никифор стал искать
примирения через людей, сам просил прощения у Саприкия, но тот, будучи
ослеплён гордостью и жестокосердием, оставался во вражде.
Между тем возобновились гонения на христиан. Саприкий, как священнослужитель,
был схвачен, претерпел пытки, и, так как не принёс жертвы идолам, был приговорён
к усечению главы. На пути к месту казни Никифор продолжал просить Саприкия о прощении,
но сердце того оставалось жестоким и преисполненным гордости и презрения.
За это благодать Божия отступила от него, он отрёкся от Бога, и утерял уготованный ему
мученический венец. Никифор же исповедал себя христианином, был усечён мечом
и сподобился венца мученика Христова.
Определённый образ жизни формирует определённое состояние души.
Земная жизнь человека приуготовляет участь в Вечности.
Слова у‑част‑ие, у‑част‑ь, при‑част‑ник – однокоренные.
Если человек имел у‑част‑ие в жизни по примеру святых, во благочестии, богоугождении,
то он наследует у‑част‑ь во блаженстве святых во Царствии Небесном, и будет
при‑част‑ником вечных благ. Поэтому мы должны всегда размышлять и рассматривать:
в чём и какое участие мы имеем в жизни сей, и к какой участи это приведёт в Жизни Вечной.
Святые новомученики и исповедники переносили страдания по великой любви к Богу.
Любовь соизмеряется самоотвержением, отвержением от себя того, что отдаляет от Бога,
что разлучает от любве Божия (Рим. VIII, 39). Если же человек не отвергает от себя страсти
и грехи, то он не имеет самоотвержения, без которого мученичество невозможно,
ибо оно являет собою наивысшее самоотвержение.
Нам, православным христианам, необходимо следовать вероучению Православной Церкви
и, согласно ему, вести правильную духовную жизнь. Вероучение и нравственность взаимосвязаны.
Нарушение одного неминуемо влечет за собою нарушение другого. Вероучение определяет
духовную жизнь. Когда у человека мiровоззрение неправославное или он теряет
православное мiровоззрение, тогда он живет вопреки слову и Закону Божию,
неминуемо согрешает и живёт безнравственно.
Человек, живущий безнравственно, если даже он и называет себя православным христианином,
со временем перестаёт быть им. Это в основном происходит по следующей причине.
Когда человек уловлен какой-либо страстью и впадает во грех, то совесть его поначалу
безпокоит и он, тяготясь мучениями совести, начинает оправдывать страсти и грех.
Оправдание греха приводит его к неприятию всего того, что обличает грех.
В результате он начинает отвергать то, что содержат в себе вероучение
и церковные правила Православной Церкви. Он, таким образом, перестает быть
православным и в результате может стать богоборцем или же отступником,
как это произошло с Саприкием.
Будем помнить: каждое мгновение приуготовляет следующее, каждый день – последующий.
Жизнь каждого дня моей жизни формирует состояние души моей.
Задумаемся, какую участь в Вечности приуготовляем мы жизнью своею?
Господь, заповедуя нам верность Ему, говорит: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Откр. II, 10). В течение всего ХХ столетия новомученики и исповедники, будучи верными Богу даже до смерти, совершали свой подвиг. Мужественное исповедание веры в Бога они преемственно завещали последующим поколениям православных христиан. Эта преемственность верности Богу не прекратится до скончания мiра.
Буди верен даже до смерти – это заповедание Божие нам. “Буди верен даже до смерти”, – это завещание святых новомучеников и исповедников нам. Верности Богу мы должны научиться, и верностью Богу во всём руководствоваться. Верность Богу всегда, везде и во всём – это наш главный подвиг, это залог Жизни будущего века, Жизни Вечной. И если мы верны Богу, то кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. VIII, 35).
Молитвами Царственных мучеников, новомучеников и исповедников Российских
и Всех святых, в Земли Российской просиявших, да пребудем верными Богу,
и тогда никто и ничто не возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе,
Господе нашем (Рим. VIII, 39), Емуже подобает всякая слава, честь и держава,
со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Поделиться15192023-08-28 07:19:47
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
☦️ Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
☦️ Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
☦️ Величание Пресвятой Богородице в день Успения Ее
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.
Поделиться15202023-08-29 12:05:52
Перенесение из Едессы в Константинополь
Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Спас Нерукотворный общецерковное восточное предание
Восточное предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века.
История связана с больным царём Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция)
Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел
изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток,
и вручил его художнику.[1] Так как борода после умывания водой была мокрая, то она
отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда
называют «Спас Мокрая Брада». Таким образом, согласно преданию, Мандилион
стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории
сообщает следующее[2][3]:
История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа,
прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей
даже из чужих, очень далёких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней
и разных страданий. Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону
Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав
об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил
умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни.
Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал
прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.
Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мёртвых
и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея,
принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать
учение Христово. Он выполнил всё, что обещал Спаситель наш. Фаддей, прибыв на место,
исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными
чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию
силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор
вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует
о милостях к ней Спасителя нашего.
Евсевий Кесарийский приводит в подтверждение два документа-письма, перевёденных им
с сирийского и взятых им из архивов Эдессы: просьбу топарха Авгаря и ответ Иисуса.
Повествует о переписке Авгаря со Христом Ефрем Сирин.
Кроме того, переписка Христа с Авгарем и повествование о том, что послы Авгаря
принесли изображение Спасителя из Иерусалима включено армянским историком
V века Моисеем Хоренским в книгу «История Армении»:
«Это послание принёс Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением
лика Спасителя (փրկչական պատկերին), которое хранится в городе Эдессе и поныне»[5][6].
Свидетельством посещения Фаддеем Авгаря является Прокопий Кесарийский, повествуя
об осаде Эдессы персидским царём Хосровом в своей книге «Война с персами.
Война с вандалами. Тайная история», он сообщает подробности болезни Авгаря:
«дожив до глубокой старости, Авгар подвергся тяжкому недугу подагры»[7].
Историк Евагрий Схоластик в своей работе «Истории церкви» рассказывает
о чудесном избавлении жителей Эдессы от осады, им нужно было сжечь осадное сооружение,
которое возвёл Хосров для взятия Эдессы, и у них это не получалось, тогда они прибегли
к помощи Спаса Нерукотворного:
Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богозданную нерукотворную икону,
которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть.
Принеся эту всесвятую икону в выкопанный ими ров, они окропили её водой
и несколько капель бросили в огонь и на дрова. Божественная сила тотчас же
явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли;
пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь,
перешёл к деревьям верхним и пожрал всё.
Поделиться15212023-09-06 17:44:53
Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I).
Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479).
Мч. Татиона (305).
Мц. Сиры, девы Персидской (558).
Прп. Георгия Лимниота (ок. 716).
Равноап. Космы Этолийского (1779).
https://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijskij/
Прп. Арсения Комельского (1550).
Сщмч. Максима Горлицкого пресвитера (1914).
Прп. Аристоклия Афонского, старца Московского (1918)
Поделиться15232023-09-09 08:18:17
Прп. Пимена Великого (ок. 450).
преподобный Пимен был духовным наставником
и руководителем многих монахов…
На вопрос, как избавиться от навязчивых
злых мыслей, старец отвечал:
«Злые помыслы, внушаемые врагом
нашего спасения, могут, словно искра,
разжечь в человеке греховные пожелания.
Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой
и устремлением души к Богу».
Преподобный говорил:
«Человеку необходимо соблюдать
три главных правила:
бояться Бога, часто молиться
и делать добро людям.
Злоба никогда не уничтожит злобы;
если кто тебе сделал зло, сделай ему добро,
и твое добро победит его злобу».
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … jatykh/708
Собеседник Ангелов. Пимен Великий.
Отечник свят. Игнатия (Брянчанинова) часть VIII :
Поделиться15242023-09-11 01:25:20
11 сентября
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
строгий пост
подробнее об этом празднике :
https://pravoslavie.ru/31877.htmlа
в этот день строго постятся, даже если праздник приходится на субботу (как в этом 2021 году)
или воскресенье. Под строгим запретом не только мясное и молочное, но также рыба и вино.
в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого
не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.
«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон.
Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:
«Будем есть мясо или другую изысканную пищу?
А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне
— ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем?
А он не пил ни вина, ни другого питья мирского.
Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды
(стручки рожкового дерева, по другим источникам
— род съедобной саранчи) и дикий мед.
Вместо чаши - пригоршни воды, текущей из камня.
Поэтому проведем этот день в посте и молитве».
По традиции в этот день предписывается скромность,
неуместно петь и танцевать, пировать,и предаваться
всяким увеселениям чтобы не уподобляться Ироду,
распутной Иродиаде и ее несчастной дочери Саломее.
Иоанн Креститель обличал Ирода Четверовластника в том, что он,
оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы),
незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата
Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки
утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя,
сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее
мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира
в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи,
старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея)
танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который
поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину
своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась
возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков
и обличений, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя
и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия
за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был
любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод
во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но,
как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями,
вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего,
клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле,
истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей:
он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Поделиться15262023-09-14 10:09:56
Начало индикта - церковное новолетие.
Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).
Прав. Иисуса Навина (XIV до Р.Х.)
1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью
празднуется церковное новолетие (начало церковного года),
называемое также Началом индикта.
Последним праздником завершающегося года является Успение,
а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.
История Индикта
Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год
особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день,
освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу.
В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа,
Ноев ковчег остановился на горах Араратских.В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом,
осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали,
на которых был начертан Закон, данный Самим Господом.И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня,
созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета.В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении
седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии
сотворение мира в марте месяце.В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви
вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам
(от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани.
Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей,
которые следовало собрать в данном году.Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio)
императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет
производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы
имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление,
так называемые индиктионы Константина Великого
или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе,
и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года
считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом,
торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать
поздневизантийским явлением.…
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-
государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие
было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге,
когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем…
проповедовать лето Господне благоприятное».На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович,
а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия.
Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли
милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом.
Простой народ наделяли гостинцами и подарками,
посещали заключенных в темницах.Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I
указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.
В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра,
который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле
в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ
с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном
после литургии, чин же летопроводства не совершался.С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).
Согласно Типикну о Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.
Поделиться15272023-09-19 19:44:39
Воспоминание чуда Архистратига Михаила,
бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)
Прп. Архиппа ХЕРОТОПСКОГО (В ХОНЕХ) (IV)
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=809
Во Фригии, недалеко от города Иераполя,
в местности, называемой Херотопа,
находился храм во имя Архистратига Михаила;
около храма истекал целебный источник.
Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу
и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному
святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда
отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут
храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением
не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались
к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял
пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе
и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа.
В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда
не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали
уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло
две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился
Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма
явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую
расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом
храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали,
а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили
святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо,
получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
Поделиться15282023-09-21 15:11:00
☦️РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
☦️ Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
☦️ Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
☦️ Величание Рождеству Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
Поделиться15292023-09-22 08:10:32
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
Праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).
Поделиться15302023-09-24 20:20:21
Прп. Силуана Афонского (1938).
поразительная история католического священника-иезуита Давида Бальфура, переданная с его слов монахиней Силуаной (Соболевой). Бальфур приехал на Афон, в частности посетил и Свято-Пантелеимонов монастырь, для изучения межконфессиональной полемики из «первоисточников».
Итогом стал крутой (хотя и не последний) поворот в его на редкость бурной и богатой событиями жизни.
«Подойдя к монастырю, я вошел в открытые ворота, очутился во дворе и встал, озираясь по сторонам и никого не видя. Но вот открылось окошко, из которого показалась голова старца, спросившего, что нужно страннику. Я ответил, что прошу разрешения игумена ознакомиться с библиотекой. Старец сказал, что спросит благословение у наместника. Возвратившись, он пригласил меня следовать за ним. Провожая меня в библиотеку, он остановился у дверей одной из келий и сказал: “Когда закончите, не зайдете ли ко мне побеседовать?” Я про себя подумал, что заходить не буду: что мне может сказать интересного этот наверняка малограмотный, простой монах? Верно, будет только тянуть в Православие.
Пробыв довольно долго в библиотеке, я на обратном пути все-таки из любопытства решил заглянуть к этому старцу. Он усадил меня на табуреточку, сам сел напротив и, не дожидаясь моих вопросов, начал рассказывать мне всю мою жизнь, с двенадцатилетнего возраста, когда я начал думать о предстоящем мне духовном пути, всю мою борьбу, и не только факты моей жизни, но и все мои помыслы; он восстановил все, даже то, что я сам позабыл.
Эта первая беседа длилась три с половиной часа.
Оставаться на ночь в монастыре мне было нельзя, и наступившая темнота заставила меня торопиться, я смог только просить благословения прийти на следующий день. Когда он наступил, я, уже не боясь тяжелого пути, “летел” к старцу. После второй беседы я спросил:– Что же мне делать?
Я чувствую, что не могу уже оставаться католиком.Старец ответил:
– Молитесь Господу Духу Святому, и Он наставит вас на истину.
– Мне захотелось молиться так, как принято здесь.
– У нас принято, – сказал старец, – молясь о разрешении трудного вопроса, поститься и затвориться на три дня».
Три дня молитвы открыли Бальфуру путь в Православие.
...
Комментарии игумена Никона (Воробьева)
к книге иеромонаха Софрония “Старец Силуан”
(цитируется по изд.: Essex. Англия. 1990)
https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobe … segodnya/4
В 1963 году, будучи уже очень больным, игумен Никон с живым интересом прочитал слепой машинописный текст “Старца Силуана”. Многое в жизненном и духовном пути афонского подвижника он нашел подобным и родственным своему. Хотя некоторые места жизнеописания и высказывания старца вызвали у него сомнения в точности их передачи автором. В целом отзыв о. Никона о второй части книги (писаний самого старца Силуана) был положительным.
В отношении же первой части (текста иером. Софрония) игумен Никон высказал иное мнение. Оно выразилось, в частности, в тех пометках, которые он сделал “для себя” на полях текста. Из его слов, как и из приводимых ниже замечаний, следует, что о. Софроний недостаточно понимал духовную жизнь. А некоторые его суждения просто ошибочны.
(Если бы о. Никон ознакомился с сочинениями о. Софрония “Видеть Бога как Он есть” и “О молитве”, то, без сомнения, он дал бы им отрицательную оценку).
В то же время игумен Никон был рад появлению самой книги как свидетельству непрекращающейся жизни Церкви, являющей себя миру во святых своих.
Приводимые ниже комментарии это все основные замечания, которые о. Никон сделал в машинописном тексте книги в 1963 году. Одни из них лишь краткие размышления по отдельным вопросам, затронутым о. Софронием, в других выражено прямое несогласие с ним.
А.И.Осипов
(Курсивом даны цитаты из книги, обычным шрифтом комментарии о. Никона).
1. Глава “Приезд на святую гору”. Стр. 14, слева, вверху, 2-й абзац: “Странна и непонятна духовная жизнь христианского подвижника; мы видим в ней сплетение поражающих противоположностей: демонические нападения, богооставленность, мрак смерти и муки ада, с одной стороны, и богоявление и свет безначального бытия с другой. И невозможно словом выразить этого”.
Духовная жизнь это не хаос переживаний, каковым она может казаться человеку, лишь извне ее наблюдающему. Духовная жизнь развивается по вполне определенным законам, и она не менее закономерна, чем жизнь всего окружающего мира. Но познаются эти законы иным методом, нежели в науке, поэтому для рассудка они большей частью странны и непонятны.
По указанию святых отцов (Григория Синаита, Симеона Нов. Богослова, еп. Игнатия Брянчанинова), человек переживает состояние полной оставленности, сознания гибели, бессилия и прочее для того, чтобы через познание своих истинных “сил” (а не мечтательных) стяжать смирение и вполне оценить благодать Божию, вполне оценить Спасителя и Его дары человеку, и не приписать даров Божиих себе, своему подвигу. Это смирение начальное…
2. С. 14, справа: “Исключительно глубокое покаянное чувство Симеона вызывает вопрос: почему одни люди каются в своих грехах так глубоко и сильно, другие менее глубоко, а третьи совсем слабо или вовсе не каются? Чем объяснить различие интенсивности сознания греха у людей? Мы не в состоянии ответить на этот вопрос: нам представляется невозможным проникнуть в тайну духовной жизни человека”.
Объясняется жизнью человека. Чем больше грешит человек и не кается по силе своей, тем слабее говорит в нем совесть, которая дает человеку чувствовать грех. Можно быть мертвым душою и не ощущать никакого интереса к духовной жизни, не ощущать греха и раскаяния. По мере же исполнения заповедей Божиих душа оживает, очищается, делается способной сильнее ощущать грехи, даже самые мелкие, пока не дойдет до духовного видения своей греховности. Это первое духовное видение, по учению преп. Петра Дамаскина, который говорит, что первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской.
3. С. 1415: “…основою христианских религиозно-психических фактов является не подлежащее никакому определению абсолютно свободное действие Духа Божия”.
Действующего не без причины, а в соответствии с духовным “устроением” человека, его постоянным, можно сказать, ежеминутным самоопределением к добру или злу, в чем и проявляется его свобода… Дух Божий всегда и всем хочет спасения и познания истины (1Тим. 11:4) и делает все для спасения, но человек свободно отдается этому действию или свободно противится ему.
4. С. 15, слева: “Дары Божии сопряжены с известным подвигом”.
Так, если подвиг правильный и ведет к смирению. Если же подвиг неправильный, то может удалить от Бога и вместо плодов Духа Святого принести плоды бесовские.
5. С. 15, справа: “Сущность греха не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван”.
Сущность греха в нарушении воли Божией, законов бытия, установленных Богом. Грех есть беззаконие – h amartia estin h anomia (1Ин.3:4).
6. Гл. “Монашеские подвиги”. С. 17, слева: “В момент явления ему Бога он всем своим существом был “извещен”, что грехи ему прощены. Исчезло адское пламя… его душой овладело новое сладостное чувство любви… Прекратилась молитва покаяния; ушло то неудержимое горячее искание прощения”.
Карфагенский собор правилом 130 м предает анафеме тех, которые говорят, что святые в молитве Господней слова: “ остави нам долги наша”, произносят “по смирению, а не по истине” (См. слова преп. Исаака Сирина о покаянии, с. 523). Сисой Великий просил перед смертью время на покаяние. Арсений Великий всю жизнь оплакивал свои грехи. Макарий Египетский сказал братии Нитрийской горы при последнем свидании: “Восплачемте, братие”, и все заплакали. Все произведения еп. Игнатия (Брянчанинова) есть призыв к покаянию. И проч., и проч.
7. С. 19, слева: “ …святые подвижники прошли чрез борьбу с демонами, и в этом смысле встреча с ними нормальное явление на путях к духовному совершенству… ”.
При правильном подвиге это дается в конце подвига, когда достигнуто бесстрастие; а при неправильном приводит рано к “прелести” со всеми последствиями ее: высокоумием, тщеславием, гордостью и бесовскими видениями…
8. С. 19, справа: “…сколько преступлений совершается в мире вследствие демонической духовности”.
Возникающей вследствие неправильности подвига.
9. С. 19, справа: “Ум его все чаще и чаще находил то место внимания в сердце, которое давало ему возможность наблюдать за совершающемся во внутреннем мире души”.
Как это совместить с стр. 12, справа: “…молитва вошла в сердце его и стала сама совершаться там день и ночь”? (Ср.: Преп. Максим Капсокаливит. Добротолюбие. Т. V).
10. С. 20: “ …однажды… когда… чисто молиться не давалось… отец Силуан… с болезнью сердца говорит молитву: “Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?” И был ему ответ в душе: “Гордые всегда так страдают от бесов”.
По еп. Игнатию Брянчанинову и всем свв. отцам, молитва человека должна быть молитвою покаяния, а не исканием благодати… Искание благодати есть признак скрытой гордости, делающей душу доступной бесовским воздействиям. Все неоплатные должники пред Богом, недостойные милости Божией. Мы все достойны ада. Вот что значат слышанные слова.
11. С. 2021: “ Господи, говорит Силуан, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа”. И снова в сердце ответ от Бога: “Держи ум твой во аде, и не отчаивайся…”. “Новое в указании Божием “и не отчаивайся”.
Нет, “новое” “держи ум твой во аде”, то есть смирись, а не ищи благодатных состояний, которых ни один человек не достоин. Долг грехов наших пред Богом неоплатный. Наше дело осознавать этот долг и умолять Бога о прощении и благодарить Его за все милости. А дать благодать дело милости Божией сердцу сокрушенному и смиренному, но не плата за труд. Мы рабы, которые обязаны исполнить все повеленное, чего не мог сделать вполне никто. Но и все сделав, мы должны считать себя рабами неключимыми (См. Луки, 17.710).
12. С. 20, справа внизу: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления ему Господа он пребывал в нем”.
Именно по причине отсутствия у старца Силуана надлежащего смирения, видения себя достойным ада и попустил ему Господь познать, кому приносятся его подвиги: “увидел перед собой беса, ожидающего себе поклонения.” Об этом дальше о. Софроний пишет правильно (См.с. 21, абзац От: “В том, что отныне”, до: “на стяжание смирения”).
13. Гл. “Учение старца”. С. 35, слева: “…многие сначала с любовью прибегали к Старцу за наставлениями, но потом отпадали, потому что не могли они жить соответственно слову его”.
Духовные отцы давали совет не “вообще”, а по состоянию спрашивающего, так чтобы спрашивающий мог выполнить совет. Не исполнивший же совета или заповеди Евангелия должен был сознавать себя грешным в этом и приносить покаяние и смиряться.
14. С. 37: “О послушании”.
Вся статья написана от “ума”, а не из опыта и знания современного состояния Церкви. Жизнь самого старца Силуана показывает, что у него не было опытных руководителей, и вследствие этого он шел неверным путем и мог бы погибнуть в “прелести”, если бы не особая милость Божия.
15. С. 41: “О Священном Предании и Писании”, в конце: “Христово слово “любовь”, во все века останется тайною для всех филологов. Слово это есть имя Самого Бога, и его подлинный смысл открывается не иначе, как только действием Самого же Бога”.
Нельзя упускать из виду следующих положений:
1) Каждый человек находится в состоянии падения, при котором Слово Божие может быть понято очень ограниченно.
2) Действие Божие не может быть произвольным, оно всегда соответствует уровню духовного состояния человека.
3) По мере роста внутреннего, “нового человека”, открывается и более глубокий, скрытый, смысл Писания. И как духовному росту человека поставлен идеал: “ Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть”, так и понимание Слова Божия беспредельно углубляется. “ Мы имеем ум Христов”, говорит ап. Павел, “ Подобни мне бывайте, яко же аз Христу” и под. Через Слово Божие и через внутреннее озарение (“ Дух Святой научит вас всему”; “ помазание”, по ап. Иоанну; “ звезда утренняя”, по ап. Петру;) открываются такие тайны, о которых “ ветхий человек” не может ничего знать. Поэтому богословы академические, не пришедшие от ветхости своей в состояние обновления, пробавляются “ молоком” (Евр. 5, 13) Слова Божия, переливая его в разные формы. Потому и протестанты никогда не войдут в глубину познания Слова Божия, что толкуют его своим падшим разумом. Обновляется же христианин (и только христианин) исполнением заповедей Божиих, всех заповедей (а не по выбору), и покаянием: постоянным, глубоким, приводящим к смирению.
16. Гл. “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”. С. 92, слева: “Держи ум твой во аде…”.
Объяснение поверхностное, уводящее от существа дела. Мысль совсем не о необходимости возобновлять по своей воле вновь и вновь переживание адских мучений. Этими словами старцу Силуану было указано не искать “высоких Божиих даров” (см. св. Исаак Сирин. Слово 55), а смириться, увидеть себя ниже всякой твари, подобным адским узникам, недостойным никаких благодатных дарований.
Единственно правильный путь есть путь сознания своего недостоинства быть с Богом, сознания погибели и, отсюда, плача о помиловании словом, путь покаяния. “ Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом.” Все заповеди мы должны выполнять, но благодать Духа Святого и Царствие Божие дается не за дела, которые мы обязаны делать как творение и рабы Божии, а исключительно по милости Божией. Старцу Силуану и было дано указание не искать благодатных состояний, а счесть себя недостойным их, и добиваться “держанием ума во аде” глубокого, искреннего от всей души сознания, что он падшее существо, недостойное Царствия Божия и каких-либо даров от Бога, что его дела и подвиги сами по себе не имеют положительной цены без смирения, а могут удалить от Бога…
Словом, предлагалось увидеть грехи свои бесчисленными, как песок морской, увидеть и бессилие, невозможность своими подвигами победить их, придти к нищете духа, которая есть начальная ступень к особому благодатному смирению. Это все и познал старец, как видно из его собственных слов.
17. С. 92, справа внизу: “Из бледных и несвязных наших речей невозможно получить настоящего понятия о… жизни, где совмещаются предельное… страдание, с предельным… блаженством. Одно сопутствует другому странным образом. И если бы только страдание, то невозможно было бы его понести”.
От отчаяния!
“И если бы только блаженство, то тоже невозможно было бы его понести”.
От гордости!
18. Гл. Xii “О слове Божием”. С. 99 “О значении молитвы за мир”, справа, средний раздел: “В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа не редко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм… Страстно любящий человеческий мир… восстает на Бога…”.
Странное рассуждение, наивное.
По словам игумена Никона, лишь совершенно не понимая христианства, можно допустить мысль о т. н. “духовном эгоизме” подвижника, “любящего Бога”, но равнодушного к миру и спасающего (по незнанию “совершенной любви”) только свою душу. Напротив, истинная любовь к Богу естественно рождает правильную (праведную) любовь к “ближним”, ко всему тварному миру. И степень любви первой определяет уровень любви второй. Поэтому наша помощь ближнему в его спасении прямо зависит от духовного очищения собственной души.