Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I).
Прп. Маркелла, игумена обители "Неусыпающих" (485).
Прп. Василиска Сибирского (1824).
Прп. Фаддея исп (818).
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … atykh/1150
Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских (XI-XII).
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … atykh/1149
Прп. Феофила Омучского (XV).
Прп. Лаврентия Черниговского (1950).
Память четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных
(Память 29 декабря по ст.ст.)
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … atykh/1147
Святые мученики 14000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме.
Когда пришло время совершения величайшего события - Воплощения Сына Божия
и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе
новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они
направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь.
Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду,
как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну
иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился,
и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет
и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором
видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.
Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал
в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы
его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария:
его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он
не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа.
Вскоре по избиении святых младенцев, число коих было четырнадцать тысяч,
казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода. Жесток был конец его жизни,
как повествует о том святой Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей,
опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов,
лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух.
Повествуется также, что ему недостаточно было избить Вифлеемских младенцев,
но еще при самой кончине своей, он предал смерти множество знатнейших и славнейших
граждан Иерусалима: так он казнил Гиркана, первосвященника Иудейского, а также всех тех
первосвященников и книжников народных, которых раньше спрашивал:
«Где должно родиться Христу?» – и которые ответили ему: «В Вифлееме иудейском».
Всех он впоследствии умертвил мечом. И это было для них праведным судом Божиим,
так что все они вместе с Иродом скончались в жестоких мучениях, как возвестил о том
Ангел Иосифу в Египте:
– Умерли искавшие души Младенца.
Очевидно, искал не один Ирод, но все советники его, первосвященники и книжники.
Поэтому и умер не один Ирод, но и все, искавшие вместе с ним души Младенца.
Тот был умерщвлен самим Богом, а эти были избиты Иродом. Кому они сочувствовали,
от того и приняли жестокую кончину. А что все они искали убить Христа и были единодушны
с Иродом, это явствует вот откуда: когда скончался праведный старец Симеон Богоприимец,
свидетельствовавший о Христе в храме и перед всем народом, то они за это не сподобили его
достойного погребения, которое бы приличествовало столь святому мужу, премудрому учителю,
прозорливому пророку и уважаемому всеми старцу. Также предали они смерти и святого
пророка Захарию за то, что он поставил на месте девиц, где не подобало стоять замужним
женщинам, Пречистую Деву, вошедшую с Младенцем во храм для очищения.
Об этом упоминают Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Андрей Критский.
Когда увидели это книжники и фарисеи, то пришли в негодование; Захария же противостал им,
удостоверяя, что сия Матерь и по рождестве осталась чистой Девой. Они не поверили ему,
и тогда святой сказал, что природа человеческая вместе со всяким созданием подчинена
своему Создателю и что в Его всесильной воле устраивать тварь Свою по Своему произволению
и сделать так, чтобы Дева родила и по рождестве пребыла Девою же.
– Посему, – говорил он, – и сию Матерь я допустил на место девиц, как истинную Деву.
Книжники разъярились в сердцах своих на Захарию, как на явного законопреступника
и, снедаемые завистью, гневались как на то, что матерь Младенца была поставлена
на месте девиц, так и на то, что возглашались такие свидетельства о Младенце.
Они не утаили своих чувств перед Иродом, но выказали ему их, и немедленно начали
искать Младенца, но не нашли Его, потому что Иосиф тем временем бежал с Марией в Египет.
С тех пор книжники стали сильно гневаться на святого Захарию, а вместе с ним, и
на старца Симеона. Симеон вскоре скончался, и они не сподобили его достойного
погребения. Захария же впоследствии, по их просьбам, был осужден Иродом на смерть.
Во время избиения Вифлеемских младенцев был убит святой Захарий между церковью
и алтарем за то, что не отдал на убиение сына своего Иоанна. Так отмстили ему книжники
и фарисеи за его свидетельство о Пречистой Деве и за то, что поставил Ее во храме
на месте девиц. Вскоре и сами они приняли заслуженную казнь от руки своего же царя Ирода.
Какой мерой они мерили, такой и было им отмерено. Отдельно от них были также усечены Иродом
70 мудрейших мужей, собрание которых называлось Синедрионом. Одного только из них
он оставил в живых, но и того повелел ослепить. Были в то время в Иерусалиме два премудрых,
знаменитых и любимых всеми учителя: Иуда, называемый Аврифеем, и Матфей Гаргулоеи;
их он велел сжечь живыми вместе с некоторыми их друзьями; но еще раньше этого Ирод
свирепо восстал на свой собственный дом: казнил своего брата Ферора, сестру Саломию
и мужа ее, происходившего из колена Давидова, свою жену Мариамну – тоже из колена
Давидова, рожденного от нее сына своего Антипатра, затем еще двух сыновей Аристовула
и Александра и много других предал он неповинно смерти. Наконец, находясь уже при смерти,
Ирод завещал вернейшим из своих воинов относительно прочих славных мужей иудейских,
которых еще немало осталось у него содержимых в оковах, – чтобы, когда он испустит дух,
воины немедленно убили всех этих узников: да не возрадуются иудеи о его смерти, но скорее
да восплачутся при виде стольких мужей своих убитыми. Так погиб злой злою же смертью,
погубив многих вместе с собою. Он вселился во аде, вместе со своими единомышленниками.
Святые же младенцы, за Христа избиенные, водворились с Ангелами на небесах,
ибо таковых детей воистину есть Царство Небесное (Лк.18:16) о Христе, Господе нашем,
Которому слава во веки. Аминь.
* * *
Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев?
И какое место уготовано им в загробной жизни?
— Геронда, зачем Бог попускает диаволу нас искушать?
— Затем, чтобы отобрать Своих детей.
"Делай, диавол, все, что хочешь", — говорит Бог.
Ведь что бы ни делал диавол — в итоге он все равно
обломает себе зубы о краеугольный камень — Христа.
И если мы веруем в то, что Христос есть краеугольный камень,
то нам ничего не страшно.
Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего.
Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет
диавола делать свое дело. Помните Ирода? Он убил четырнадцать тысяч
младенцев и пополнил небесное воинство четырнадцатью тысячами мучеников-ангелов.
Ты где-нибудь видела мучеников-ангелов? Диавол обломал себе зубы!
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом.
Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания,
и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам.
Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда
человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу,
в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас
необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы
стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира.
Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию.
После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека
свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» – «свидетель». Но что можно говорить
о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа
или о страданиях Вифлеемских младенцев – сверстников Младенца-Спасителя?
Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей,
что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти
после их земной жизни.
…
Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей?
Ведь они не совершили зла и греха?
Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?». Здесь несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото – жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?
Рама – это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.
По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы – места захоронения Рахили (1Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в вавилонском пленении.
Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных – убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным каинам и иродам.
Предание говорит, что младенцев было 14 000, но в Евангелии об этом ничего не сказано.
Эта цифра имеет какое-либо значение?
Их было, как указывает византийская традиция, 14 000.
Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть
в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно,
что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости
такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего
обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен,
византийский богослов ХII века, пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда,
возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им,
но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он
и повелел предварить время на два года».
В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили.
В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею,
но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина) – «это сыны Рахили, которые родились
у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль
спустя 17 столетий после своей земной жизни.
Вообще цифра «14» часто встречается в библейской традиции.
Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида
четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов;
и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17).
Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке.
Вероятно, тогда и была определена цифра 14 000.