ЧУДЕСА БЫВШИЕ ПРИ ПОГРЕБЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемнаго тела Пресвятой Девы.
Св. Петр, Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; св. Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвию; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священныя песни.
Апостол Петр начинал пение псалма: во исход Израилев от Египта и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждаго стиха: "аллиллуия"!
Но - говорит св. Дионисий - "всех священнотаинников превосходил великий Иерофей, как-бы вышед из тела и весь изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все - и знакомые и незнакомые - почитали его Боговдохновенным".
В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь чрез Иерусалим в Гефсиманию.
При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику Апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось присутствовавшим и согласно вторило земным голосам.
Этот круг с небесными певцами и сиянием несся по воздуху и сопровождал шествие до самаго места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребальнаго шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростию устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как-бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали; многие из них, быв поражены слепотою, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы.
Предание свидетельствует и о другом чудном событии, сопровождавшем погребение Пресвятой Богородицы. Проходил тем путем, где следовало шествие, один из Иерусалимских священников, по имени Афоний.
Когда облако поднялось кверху, он ясно увидел св. Апостолов и всех верных, торжественно провожавших тело Богородицы.
Сердце его исполнилось завистью, прежняя злоба против Христа закипела в нем, и он воскликнул: "вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившаго закон отцев наших"!
И с этими словами, будучи силен, яростно бросился к одру, с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками до одра, как Ангел, невещественным мечем отмщения Божия, отсек ему обе руки: обрубленныя части их прильнули к одру, а сам Афоний повергся на землю с криком: "Горе мне"!
Св. Петр, остановив шествие, сказал Афонию: "ты получил то, чего заслуживал; итак убедить теперь сам, что Господь есть Бог мститель и что Он не медлит! Твоих ран мы исцелить не можем; разве соизволит на то Господь наш Иисус Христос, против Котораго вы неправедно возстали и Котораго убили.
Но и Он не захочет исцелить тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем твоим и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия - Сын Божий"!
Тогда Афоний, встав с земли, восторженно произнес: "верую, что Иисус есть предвозвещенный Пророками Спаситель мира, Христос!
Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий; но, омраченные завистью и злобою, не захотели признавать в Нем величие Бога и довели Его неправедно до позорной смерти.
Он же силою Божества воскрес в третий день и посрамил нас, ненавистников Своих!
Напрасно мы старались утаить воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространявшуюся о Нем".
Св. Апостолы, услышав эту гласную исповедь и видя искренность раскаяния грешника, духовно возрадовались, и св. Петр повелел Афонию, с усердною молитвою к Пресвятой Деве, приложить остатки рук к частям, висящим у одра.
По исполнении этого, руки срослись и исцелели, и на месте отсечения остался лишь легкий знак. Тогда Афоний повергся пред одром Богоматери и, стоя на коленах, стал ублажать Ее многими хвалами, приводя из Священнаго Писания пророчества о Ней и Сыне Ея.
Присоединившись к шествию, Афоний следовал с ним в Гефсиманию, воспевая из глубины прозревшаго сердца хвалебныя песни Богоматери. Равно и пораженные слепотою воины и народ, с раскаянием прикасаясь к одру Богородицы, получали зрение и духовное и телесное. Благодатная Дева не восхотела при Своем успении никого оскорбить, но всех утешала и радовала, не исключая даже и врагов Своих.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистаго тела; лишь к вечеру св. Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем (Прим 63).
Они не отходили три дня от места погребения, совершая непрестанныя молитвы и псалмопения; и во все это время по прежнему слышалось в воздухе Ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву!
Тому же Апостолу Фоме, который своим сомнением содействовал к большему удостоверению славной истины воскресения Христова, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. По премудрому смотрению Божию, Фома на был при успении и погребении Божией Матери.
Пришедши на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов с воплем и отчаянием повергся пред гробовою пещерою и громко выражал свое сожаление о том, что не удостоился последняго благословения Божией Матери и прощания с Нею.
Апостолы в сердечной жалости о нем решились, открыв пещеру, доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы.
Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистаго тела Богородицы, а лежали только одне погребальныя пелены Ея, от которых разливалось чудное благоухание! (Прим 64).
Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистаго тела Богородицы.
И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрепления себя пищею, сама Царица небесная разрешила недоумение их.
По преданию, за трапезою Апостолов, со дня воскресения Господа, оставалось не занятым одно место, и на нем полагалась часть хлеба, в память Иисуса Христа, называвшаяся "частью Господа" (Прим 65).
По окончании трапезы, все участвовавшие в ней вставали, благодарили Бога за насыщение и, подняв чать Господню, славили великое имя Пресвятой Троицы, произнося в конце молитвенныя слова: "Господи Иисусе Христе, помогай нам"! и потом съедали часть Господню, приемля ее как благословение Божие.
В продолжение Гефсиманской трапезы Апостолы думали и беседовали лишь о том, как не нашлось в пещере святаго тела Божией Матери; и подняв по обыкновению часть Господа, стали воспевать хвалы Пресвятой Троице.
Вдруг послышалось Ангельское пение; и когда они возвели очи свои вверх, то увидели Пречистую Деву, стоящую в воздухе, окруженную небесными силами и сиящую неизреченною славою.
Она сказала им: "радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни"! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: "Пресвятая Богородице, помогай нам"! (Прим 66)
После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался "лествицею к небеси" и что самое тело Ея - как выражается Св. Церковь - "возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших".
Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащеницу, для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостною вестию в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия.
Кончину Божией Матери Св. Церковь называет "успением", а не смертию, потому что смерть, как возвращение земле ея персти, а духа Богу, "иже даде его", не коснулась Благодатной.
"Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая - воспевает Св. Церковь - в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое".
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетенное жилище.
Она опочила сладким сном, после тяжкаго бодрствования Ея многоскорбной жизни, и "преставилася к Животу", т.е. Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них успением Своим живое предощущение жизни вечной.
Поистине "в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста".
Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы.