Филарет Милостивый, Пафлагонянин
Аврааму в вере подражая,/ Иову же в терпении последуя,/ отче Филарете,/ благая земли разделял еси неимущим/ и лишение сих терпел еси мужественне./ Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник,Христос Бог наш,/ Егоже моли спастися душам нашим.
Сказание о Филарете прежде всего дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то что и Филарет также земледельствию прилежа,но оттуду притяжания многа стяжав. Значит должны они понять то, что бедность их — не от доли их зависит, а скорee всего или от привычки их к разгулу или от праздности. Бегай они от праздности обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетныя их отговорки кончатся.
Второй урок сказание о Филарете дает скупым которые думают, что если они будут помогать бедным, то придут в раззорение- и посему не трогаются ни слезами, ни мольбами вдов и сирот, а заводят лихих псов, чтобы нищие не знали порога их. Богатство, как видно из жизни Филарета, милости не мешает, равно как и милость богатству. Бысть же как слышали скупые про Филарета, богат убо и милостив. Да научатся же и они из сего примера помнить слова Давида: состарихся и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлеба (Пс. 36, 25) и пусть скупость заменят щедростию.
Третеий урок сказание о Филарет дает терпящим несчастия повидимому без вины, чтобы они не отчаивались, а возлагали надежду на Бога. Вот и Филарет завистию диaволею обнища; якоже некогда Иова в толикую нищету введе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави томитися в нищете. Внуку убо его Март, всяким благолепием личным быти и сущу исполнену и разу мну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того (т. е. Филарета) таковый же чести сподоби, и многому богатству властеля быти. Значит, пусть помнят терпящие несчастия без вины, что Господь и их не оставит искуситися паче, нежели они могут, и их несчастие обратить в счастие и скорбь в веселье. Четвертый урок сказание о Филарете дает находящимся в счастии, чтобы они не зазнавались и не отвращали лица своего от несчастных. Филарет и когда был богат, был милостив, и когда беден также и, когда сделался дедом царским, тоже, по обычаю требующим подавание. Пример достойный подражания!
Пятый урок сказание о Филарете подает уже и всем нам в том смысле, чтобы мы помнили, что, за милостыни к бедным, Господь награждает милостивых и в сей еще жизни не только телесно, но духовно. За милостыню, как видим, Филарет сподобился и дара пророчества. И уже времени отшествия ею приспевту, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Так-то Господь милостив к милостивым.
Шестой урок сказание о Филарете также подает всем нам в том отношении, чтобы мы, подавая ближним пример благочестия при жизни, завивали им следовать нашему примеру и при смерти. При кончине своей, Филарет, как слышали, говорил окружавшим его: страпнолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковнаго хождения не оставляйте и якоже мене видесте творяща, тако и вы творите. И как поступил при кончине своей Филарет, так же, конечно, должны поступать и век мы, если только жили мы во славу Божию, на пользу ближних и спасете своей души.
Седьмой, наконец, урок получаем из сказания о Филарете тот, чтобы мы знали, что Господь милостивым посылает и кончину непостыдную и мирную, как о Филарете и говорится: благословив всех, с миром успе. А поелику кончина непостыдная и мирная есть дело великое; то значит, что она никому даром не достается и что есть средство получить ее и чрез милостыню.
Из всего сказаннаго нами, надеемся, вы убедились в том, что и краткия сказания из жития святых могут дать нам уроки многиe и спасительные и открыть нам вход в обители небесныя. Аминь.
источник