15 августа в Греции отмечается день Успения Божией матери (Κοίμησις της Θεοτόκου)
И не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.
Памятный День Успения Божьей Матери в Греции является одним из трех главных религиозных праздников. Не случайно его называют ещё и «Летней Пасхой», а август месяц - месяцем Панагии (Пресвятой). В этот день в стране национальный выходной. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Пресвятой Богоматери проходят пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки из отдаленной Австралии, Америки, Канады, для того, чтобы поклониться Богоматери. Греки называют Успение – «koimesis (Κοίμησις)», что означает – «погружение в сон».
Думаю, читателям будет интересна библейская история этого праздника. Дева Мария после окончания земной жизни Иисуса Христа какое-то время находилась в Иерусалиме. Ее опекал Иоанн Богослов, поскольку на Пресвятую Богородицу постоянно покушались противники христианской веры. Однажды Дева Мария пошла к Святому Гробу Господню, чтобы сотворить молитвы. Там Ей явился архангел Гавриил и поведал благую весть о скором воссоединении с Сыном. В ознаменовании своих слов он вручил Богородице пальмовую ветвь (по другой версии – белую лилию). Вернувшись домой, Мария помолилась Господу, прося собрать всех апостолов, что бы проститься с ними. Случилось чудо, и издалека апостолы пришли к Пресвятой Богородице. Ученики Христа окружили ложе Матери Божьей. В то время, как настал час Успения, внезапно яркий свет озарил комнату. Перед Апостолами предстал Иисус Христос, которого окружали ангелы и архангелы. Дева Мария попросила Сына принять Ее дух и в тот же момент отошла в мир иной без страданий, как бы во сне. Вот поэтому в греческом названии праздника фигурирует слово «koimesis».
Икона Феофана Грека
Погребение Пресвятой Девы состоялось в Гефсимании, возле Иерусалима. По истечении трех дней гробницу Богородицы пришел навесить апостол Фома, отсутствовавший ранее. Однако он нашел место захоранения пустым – только розы заполняли склеп. Это означало лишь одно – Пречистая Дева вознеслась на небеса в телесном обличье, так же как и ее Сын, Христос. С тех пор православные отмечают два важных события в один день – Успение и Вознесение Божьей Матери. Точная дата празднованию была определена в 595 г.н.э. и знаменовала победу Византийского императора Маврикия над персами.
Успению Пресвятой Богородицы предшествует пост, длящийся две недели. Многие греки его соблюдают неукоснительно. В сам праздничный день в храмах и монастырях, носящих имя Божьей Матери, проходят пышные церемонии. Особенно много паломников собирают: Церковь Панагия на острове Тинос Кикладского архипелага, монастырь Панагия Сумела в Вермио, что неподалеку от города Верия и Храм Успения Пресвятой Богородицы в местечке Маркопуло на острове Кефалония.
Церковь Панагии Евангелистрии, расположенная в городе Тинос, на одноименном острове, хранит чудотворную икону Девы Марии. Поклониться образу, испросить благословение или помолиться о сокровенном, приезжают тысячи паломников из разных стран. Белый, отделанный мрамором храм Панагии, является главной достопримечательностью острова. Церковь была возведена в двадцатых годах XIX века после видения монахини Пелагии. Ее во сне посетила Богородица и указала святой место. Спустя некоторое время, там нашли развалины древнего византийского храма, а неподалеку обнаружили икона Девы Марии, которая, скорее всего, была захоронена в хранилище на протяжении более чем восьми столетий. На этом месте, впоследствии построили часовню Evresis. После смерти сестру Пелагию возвели в лик святых.
Второе, всенародно посещаемое священное место, находится на острове Кефалония. Греки называют его еще «островом чудес». Ежегодно, в преддверии праздника, здесь происходит небольшое землетрясение, по величине не более четырех баллов. В день же самого торжества всегда идет дождь, хотя в это время года обычно стоит ясная погода. В Храме Успения Пресвятой Богородицы, который находится примерно в 20 км. от деревеньки Маркопуло творятся еще большие чудеса. В церкви хранятся чудотворные иконы - Панагия Федуси и Панагия Крини. Так, к первому образу в День Успения приползают ядовитые змеи. Прихожан твари не трогают и люди безбоязненно подходят к Святыне. Вторая икона – Панагия Крини способна превращать засохшие цветы в живые. Верующие еще на Благовещенье (25 марта) приносят в храм белые лилии и закладывают их в киот образа. До самого Успения растения находятся там без воды. В день праздника после церковной службы их достают из киота. О, чудо! На сухих стеблях красуются свежие, только что распустившиеся, бутоны. Священнослужители освещают их, а затем раздают прихожанам.
Но, пожалуй, самой главной греческой святыней является икона Божьей Матери, размещенная в монастыре Панагии Сумелы.
Первоначально образ хранился в одноименном монастыре в городе Трапезунде, который ныне имеет название Трабзон и принадлежит Турции. Греки-понтийцы были изгнаны турками со своей исторической Родины в1922 году. Беженцы в бегстве оставляли все нажитое, включая исторические ценности. Спустя некоторое время, греческому депутату Ясонидису удалось вернуть древнюю икону Панагии. Согласно преданию, ее написал около двух тысяч лет назад апостол Лука, живший в тот период в Афинах. Специально для святыни греки-понтийцы выстроили новый монастырь, куда впоследствии и поместили образ. Икона Панагии Сумелы для Греции является символом сохранения православия и важной исторической реликвией.
Богородицу в Греции называют еще и Госпожой моря, Кирия тис талассас. Чудотворные иконы ее зачастую приплывали к местам возведения будущих монастырей и церквей по морю. Не утопали они и брошенными в колодец в смутные времена иконоборчества. Обители Богородицы располагаются в Греции в таких невероятных местах, на таких отвесных скалах, что сразу понимаешь, что без божественного вмешательства здесь было не обойтись.
О чудесах Богородицы, о ее чудесном вмешательстве в жизнь греков ходит множество сказаний. Причем, не только древних. Богородица продолжает участвовать в жизни своего избранного народа и в XXI веке, и к старым легендам прибавляются все новые и новые. О некоторых из ним нам бы хотелось рассказать, участвуя, таким образом, хоть малой толикой в общем праднике Успения.
Каждый греческий остров гордится своей Богородицей, и только, чтобы посетить все, даже самые известные в православном мире, греческие храмы Панагии, понадобилось бы не менее 40 лет. Так, по крайней мере, утверждают туристические агенты.
На высоте 300-от метров над уровнем моря, прилепленным к отвесным скалам, белеет монастырь Богородицы Хотзевьотиссы, драгоценное украшение острова Аморгос. Несмотря на то, что остров принадлежит к исхоженному и истоптанному миллионами туристических ног Кикладскому Архипелагу, остров Аморгос стоит особняком: туристы сюда едут какие-то просветленные и спокойные, ну а уезжают уж совсем блаженными. Возможно, свой остров охраняет Богородица: не зря же ее икона проделала сотни миль по морю из самой Палестины, прежде, чем появиться у берегов Аморгоса.
Монастырь Богородицы Хазовьотиссы был выстроен аж в 1088 году, еще Алексеем Первым Комниным, а сама икона, как рассказывает легенда, была найдена рыбаками в лодке в том самом месте, где нынче стоит ее монастырь.
Приплыла лодка на Аморгос из города Хозова в Палестине: ее поместила туда одна благочестивая женщина, чтобы спасти от ярости иконоборцев. Согласно же другой версии, икону, опять же спасая от иконоборцев, привезли из Палестины монахи монастыря Ходзева. Прибыв сначала на Кипр, они попали в руки разбойников, которые разорвали икону пополам и выбросили в море. Гонимая морским течение и морским ветром, икона доплыла до острова Аморгоса, где чудесным образом «срослась» именно под той скалой, где позднее Алексей Комнин велел выстроить монастырь. В течение почти девяти веков, до самого 1952 года, в скале острова оставался врезанным топор древнего архитектора, выстроившего монастырь. Почему в 1952 он вдруг упал? Никто объяснить не может. Может быть, причиной стало землетрясения в 7 баллов по шкале Рихтера, потрясшее в том году остров Крит?
Почти во всех сказаниях, связанных с постройкой монастырей и церквей, посвященных Богородице, место для строительства выбирает она сама.
Так случилось и с византйиской церковью Богородицы Гремниотиссы (Богородицы Ущелья) на острове Иос, выстроенной на отвестной скале. Церковь была возведена для чудотворной иконы Богородицы Одигитрии, приплывшей на Иос с занятого турками Крита.
Строили церковь долго, несмотря на ее малые габариты, потому, что постройка, возведенная благочестивыми строителями в течение дня, разрушалась за ночь. До тех пор, пока, наконец, жители Иоса не поняли, что неверно выбирали место для церкви: Богородица желала стоять лицом к морю на скале, откуда открывался вид на ее родину, на Крит.
От пиратов спасла в январе далекого 807 года жителей острова Милоса Богородица Утешительница (Парамития), находящаяся нынче в Ватопедском монастыре.
В тот день, поцеловав икону Богоматери, держащей младенца Христа, игумен, как всегда, собирался отдать ключи от монастыря ключнику, как вдруг услышал исходящий от иконы голос:
«Не отпирайте сегодня врата монастыря, но поднимитесь на его стены и отгоните пиратов!»
И, поскольку игумен и ключник продолжали стоять, как вкопанные, голос повторил свои слова второй раз. Скосив глазаа на икону, игумен увидел, как младенец Христос протянул руку, чтобы закрыть рот Богоматери, и при этом произнес:
«Не беспокойся, Матушка, об этих грешниках. Пусть их накажут пираты, как то им и полагается!»
Однако, Богоматерь отвела руку Христа и, слегка повернув голову, в третий раз повторила уже сказанные слова. Двери монастыря в тот день остались запертыми, а монахи, взобравшись на монастырские стены, отогнали пиратов, окруживших монастырь и только и ожидавших открытия ворот, чтобы ринуться вовнутрь.
Персонажи на иконе, между тем, застыли в том положении, в котором их в последний момент увидели игумен и ключник: слегка повернутая голова Богородицы, ее рука, удерживающая руку Христа и недовольный поворот лица самого Божественного Младенца. . .
Необъяснимая вещь происходит каждый год, с 6 по 16 августа, в деревнях Аргина и Маркопуло на острове Кефалонья, где находимся икона знаменитой на весь мир Богоматери Фидусы (Богоматери Змей).
Тысячи недлинных змей выползают на поверхность, невесть откуда и беспрепятственно ползают по церкви, забираясь на иконы и даже на голову священника, ведущего службу!
Змеи не боятся людей, но и люди не боятся их, все десять дней живые твари, созданные божественным промыслом, мирно сосуществуют, как некогда в раю.
Змей этих – длиной чуть меньше метра – называют «змейками Панагии»: после 15 августа они исчезают так же внезапно, как и появляются. Легенда повествует, что некогда Панагия окружила монастырь змеями, чтобы предохранить находящихся в нем монахинь от обидчиков.
Интересно, что с каждым днем, начиная с 6 августа, змей становится все больше и больше: местные жители, привыкшие к их появлению, собирают их голыми руками и относят к монастырю, предупреждая приезжих и туристов, чтобы они не боялись и не обижали змей Богородицы, которые сворачиваются клубочком на груди у людей и даже лижут им руки, как котята!
Во время службы змеи обвиваются браслетами вокруг кистей присутствующих, забираются на освященные хлеба, вьются вокруг плеч священника. Никто, даже специально приехавшие на Кефалонью немецкие зоологи, не смогли их классифицировать: серые, узкие и гладкие, точно теплый шелк, змеи Богородицы не принадлежат ни к одному известному виду змей! Их широкие головы отмечены крестами, маленький крестик красуется также и на кончике их языка.
Лишь два раза в течение XX века змеи Богородицы не появились в назначенные дни: это случилось в 1940 и 1953 годах, когда остров был, практически, разрушен страшными землетрясениями.
Чудо из чудес, безусловно, но не для слабонервных.
Как свою великую спасительницу чествуют жители острова Эвбеи Панагию Лимнию, чудотворную икону Богоматери в живописнейшем городке Лимни, которая, согласно живой легенде, спасла в июне 1944 года жителей городка от фашистов.
Немецкий наряд, только что совершивший страшные преступления в Дистомо, где за два только дня были вырезаны более 600 человек, переплыл на Эвбею, где собирался точно также расправиться с жителями города Лимни.
Отряд дошел уже было до самого города, как вдруг посреди дороги немецкий полковник увидел руку, сделавшую им знак остановиться, и услышал голос, произнесший:
- Это мой город. Не смейте его тронуть.
Немецкий полковник, к счастью, оказался грамотным. Войдя в город, он немеденно обратился к властям с вопросом: кто именно считается защитником и святым города?
- Богоматерь Лимния, икона которой была обнаружена некогда в море, - ответили ему.
Немцы город не тронули. А вот тот самый полковник вернулся в Лимни еще раз, уже после войны.
Немало легенд связывают чудесное спасение моряков с божественным вмешательством Богоматери.
В 1960 году произошло нечто, свидетелями чего стал не один и даже не два человека, а целых 11 моряков, спасшихся в одном из самых страшных крушений прошлого века.
На танкере «Всемирная Гармония», принадлежащем греческому Крезу Ниарху, плавал моряком Эвангелос Пададзис, уроженец городка Лимни. Будучи потомственным моряком, но и чрезвычайно набожным греком, он день и ночь молил защитницу своего родного города о помощи. Однажды ночью, 14 декабря 1960 года, он совершенно отчетливо услышал женский голос, приказывающий ему немедленно встать и броситься в море.
За моряком из Лимни в море бросились 10 его товарищей: остальные погибли при столкновении танкера с югославским танкером, перевозящим мазут и горючее для самолетов.
Все 11 моряков, оказавшихся в ночном море совершенно отчетливо увидели, как вокруг них сомкнулось кольцо из дельфинов, сопровождавших их в течение двух с половиной часов аж до самого берега.
У греческой Богоматери сотни имен, сотни легенд связаны как с нахождением ее икон, так и со спасением, в котором Богородица никогда и никому не отказывала.
Опасаясь заработать обвинения в богохульстве, все-таки скажу: к Богородице греки обращаются за помощью чаще, чем к ее божественному Сыну.
Ибо он, как мужчина, все-таки выступает в роли Карающей длани, в то время, как запас терпения и милости у Панагии, как у женщины и матери, все-таки больше.
Источник: http://rua.gr/greece/abgreece/18314-15- … etsii.html