XVII (1) Вменяю себе в обязанность ещё подробнее объяснить, каким образом все это произойдет.
Когда приблизится кончина мира, Бог ниспошлет великого пророка для привлечения людей
к познанию Его и одарит его силою творить чудеса.
(2) В тех странах, где отвергнуто будет его учение, он затворит небо, преградит дождь,
обратит воду в кровь, будет мучить непокорных и мятежных голодом и жаждой и изведет
из уст своих огонь, пожирающий тех людей, которые дерзнут наносить ему раны.
Чудесами своими обратит он многих к служению Богу. И по исполнении со стороны его воли
и повелений Божиих восстанет в Сирии царь, которого произведет злой дух, который будет
бичом и истребителем рода человеческого и который, соединяясь с другими злыми государями,
выше упомянутыми, рассеет всех остальных людей, избежавших его первых жестокостей.
(3) Этот царь вступит в войну с пророком Божиим, победит его, умертвит и оставит без погребения.
Но пророк воскреснет в третий день и будет восхищен на небо к удивлению всего света.
(4) Царь этот, исполненный величайшей злобы, будет притом ложным пророком, провозгласит себя Богом
и велит обожать себя как Сына Божия. Он будет способен производить чудеса, посредством которых
введёт людей в такой обман, что они станут его боготворить.
(5) Он будет иметь власть повелевать, чтобы огонь сходил с неба, чтобы солнце останавливалось
в своём движении, чтобы статуи и изображения говорили; и эти чудеса, творимые одним его словом,
привлекут к нему [множество] падших.
(6) Он будет стараться разрушить храм Божий, станет преследовать безвинных людей,
и будет такая скорбь, какой не было от начала мира.
(7) Он наложит знаки на тех, которых приблизит к себе и которые будут ему верить;
а те, которые не примут его знака, убегут в горы, и если пойманы будут, то претерпят
величайшие муки и преданы будут самым жестоким видам смерти.
(8) Он окружит добрых людей пророческими книгами и предаст книги огню.
И позволено ему опустошать землю сорок два [дня], в течение которых добродетель
будет отвержена, невинность ненавистна, и добрые люди станут добычей злодеев;
не будет ни порядка, ни правила, ни благочиния; никто не станет уважать седых волос;
никто не будет иметь жалости ни к женщинам, ни к детям. Все права будут попраны,
и земля будет отдана на всеобщий разбой и разграбление. Тогда защитники истины
отделятся от злодеев и убегут в пустыни. Нечестивый царь, воспылав гневом при первом
о том известии, поспешит с войском своим окружить ту гору, где укроются праведники.
(11) Обложенные и стесненные со всех сторон, они возопиют о помощи к Богу и будут услышаны.
Бог пошлёт с небес великого Царя, Который их освободит, а нечестивых поразит мечом и огнем.
<...>
в то время Господь Бог, Отец и Создатель первородного и единственного Бога,
обратит взор на землю, и, противопоставив порядок воли Своей беспорядку людей,
отвлечет их от заблуждения, и очистит их наконец от пороков. Омыв их многими водами,
или спалив огнём, или же изнурив болезнями, Он предаст миру прежний его вид
и прежнюю его красу».
(5) Таким же образом говорили о том Сивиллы и свидетельствовали, что Сын Божий
по велению Отца Своего снизойдет на землю, дабы освободить [из неволи] праведных [людей]
и истребить их гонителей. Одна из них говорит так:
К городу праведных он подойдет, желая разрушить. Посланный Богом тогда некий царь
на него ополчится, Что всех царей погубит и воинов лучших.
Так над людьми приговор исполнит бессмертный [Владыка].
(Сив 5:107–110)
(6) Другая предсказывает:
И тогда пошлёт Бог другого царя от восхода, Который положит конец бедствиям войны.
(Сив 3:652–653)
(7) Третья прибавляет:
…Избавит нас от ига рабства, Освободит от беззакония, прекратит насилие.
(Сив 8:326–327)
XIX (1) Когда вселенная будет стенать от угнетения и лишится всякой надежды
свергнуть с себя иго тиранов, жестокость и насилие которых будет поддерживаться
сильным войском разбойников, в то время мир станет просить помощи и покровительства у неба.
(2) Тогда Бог, сжалившись над добрыми людьми, находящимися в крайней опасности,
внемлет воплю их жалоб и пошлёт им Избавителя. Тогда среди мрачной ночи отверзнется небо,
и Бог снизойдет на землю, окруженный ярким светом, как молния.
Об этом Сивилла прорекла так:
Он явится как огонь среди мрака 897 .
(3) Отсюда-то происходит, что мы, христиане, обыкновенно проводим ночь в молитвах,
в ожидании Царя нашего. Мы имеем две причины соблюдать этот обычаи: первая – что Он ночью воскрес
и восстал из гроба, другая – что ночью же Он воспримет владычество над вселенной;
(4) ибо Он одновременно наш Избавитель, и Судия, и Мститель, и Царь, и Бог, которого мы называем Христом.
(5) Прежде же сошествия Своего Он с высоты небес повергнет на землю меч 898 , дабы благочестивые люди
познали, что Снизошедший будет вождем святого воинства. Он снизойдет в самое средоточие земли,
сопровождаемый невероятным множеством ангелов, предваряемый неугасимым огнем. Ангелы предадут
в руки невинных и праведных [людей] то войско, которое осаждало гору и которое будет поражаемо
от третьего часа дня до вечера с пролитием потоков крови. Из всего множества спасётся лишь один
нечестивый [царь], лишившись всех своих сил. (6) Это тот самый, который называется Антихрист.
[Самого] себя он лживо назовёт Христом и будет воевать против истинного [Христа], но, будучи побежден,
обратится в бегство. И многократно будет ещё воевать, и многократно будет вновь побеждён. Наконец
при четвертом поражении все нечестивые Погибнут, а вождь их будет взят в плен и получит достойное
возмездие за свои злодеяния. (7) Другие князья и тираны, опустошавшие землю, вместе с ним будут
приведены в цепях к нашему Царю, Который, обличив их преступления, осудит их и предаст казни.
(8) Таким образом прекратится нечестие, и вселенная, столь много веков подверженная заблуждению
и неправде, насладится свободой и вкусит радости мира. (9) Люди не будут более поклоняться богам,
творению рук своих. Идолы их будут выброшены из храмов и сожжены со всеми их украшениями,
как в согласии с пророками предвозвестила Сивилла:
Они сокрушат кумиров сотворенных и все богатство их.
(Сив 8:224)
Эритрейская [Сивилла] 899 также утверждает, что
Будут истреблены рукотворные боги. (Сив 3:618)
XX (1) Потом отверзнутся гробы и выйдут из них мертвые для суда Царя и Бога,
Которому Отец дарует власть судить и царствовать.
(2) Вот что Эритрейская Сивилла предсказала об этом:
Когда наступит намеченный конец,
Суд бессмертного Бога настанет для смертных,
Который утвердит над ними Свою власть.
(Сив 3:741–743)
(3) Другая [Сивилла] говорит:
Тогда разверзнутся пропасти, откроется хаос Тартара, И все цари приведены будут к престолу Божию.
(Сив 241–242)
(4) В другом месте у той же [Сивиллы] ещё сильнее представлены страшные происшествия божественного суда и сказано:
Небо сверну Я как свиток, открою недра земные, мёртвых в тот день воскрешу и судьбы [людские] разрушу,
Жало смерти Я вырву и суд последний устрою: Стану судить и праведных, и нечестивых.
(Сив 8:413–416) 900
(5) Надо сказать, что не все люди будут тогда судимы, а только те, которые соблюдают в Боге истинную веру.
Не нужно будет судить остальных, не ведавших Бога, по слову Священного Писания, которое удостоверяет нас,
что нечестивые не воскреснут, чтобы явиться на суд 901 . (6) Итак, только те будут судимы, которые знали Бога,
добрые и злые дела которых будут положены на весы, чтобы, если добрые дела перевесят злые, они были бы
вознаграждены наслаждением вечной жизни, а если злые дела перевесят добрые, то осуждены были бы на казнь.
XXV (1) Иной, может быть, спросит: когда именно произойдёт осе то, о чём упомянуто мною?
Я уже прежде замечал, что состояние мира должно измениться с истечением шести тысяч лет.
(2) Являющиеся признаки, которые, по предсказаниям пророков, будут предшествовать этому изменению,
свидетельствуют, что это время весьма близко. (3) Люди, писавшие о хронологии и исчислявшие лета,
проистекшие от начала мира, следуя свидетельствам как Священного Писания, так и языческих историков,
представили довольно ясные доказательства того, что я предполагаю. (4) Хотя эти писатели несколько
разнятся в своих вычислениях, но из всего видно, что кончина мира удалена от нас не более как на двести лет.
Очевидно также и то, что миру грозит скорое разрушение. (5) Одно только нас успокаивает: это то, что город Рим
ещё существует и находится в цветущем состоянии. (6) Но когда эта столица всей вселенной падёт и обратится
в развалины и Рим прейдет, как предсказывают Сивиллы, не останется уже никакого сомнения, что наступила
кончина мира. (7) Один этот город поддерживает и охраняет все. (8) А потому, если суды и определения Божий
могут быть отложены, мы должны молить Бога, чтобы не так скоро явился тот жестокий тиран, который должен
произвести столь много злодеяний и погасить свет мира; а отсутствие света сего повлечет разрушение вселенной.