Предупреждая поток возгласов о хулении старца, привожу одно из мнений о его роли в нашей церкви, кому не нравится, пройдите мимо.
Исихаст-строитель или поп Гапон?
Я не возьму на себя смелость выносить окончательное суждение по поводу того, что такое схиигумен Сергий (Романов). К этому человеку много вопросов, и многие авторитетные для меня люди (в том числе из людей сугубо духовных, хотя и не только) однозначно полагают, что это спецпроект. Однако из числа моих же друзей и приятелей есть и такие, кто горой стоит за него. Оставим этот вопрос для будущего исследования. Рискну утверждать, что это не главное. Главное в другом, и я сейчас скажу, в чем.
Следуя золотому правилу аналитика не впадать в эмоции, не морализировать и не смешивать оценки с анализом, обратимся, так сказать, к голым фактам. Как можно узнать из биографической справки, будущий схиигумен Сергий освободился из мест заключения в 1997 году, после чего пришел к владыке Викентию и попросился в послушники. Тогда же он был направлен на послушание в «Алапаевский Мужской монастырь Новомучеников Российских на месте убиения преподобномученицы великой княгини Елисаветы и иже с нею». То есть в начальной стадии пострига, в рясофоре (как всегда постригают послушников), до своего назначения на Ганину Яму в 2000 году он провел всего три года, причем о том, какая там у него была за плечами монашеская школа, кто были его духовники, ничего не сообщается даже на вполне комплиментарных по отношению к нему ресурсах. Единственный из известных старцев, упоминаемый как тот, к кому он сегодня порой обращается за благословением – это нынешний официальный духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин). Надо ли говорить, что о. Илий – постриженник митр. Никодима (Ротова) и, в отличие от схиигумена Сергия, никогда, ни в каком контексте не упоминался в связи с темой т.н. «царебожия» и вроде бы не замечен и в особо активном осуждении проблемы «электронного концлагеря»!
Итак, человек с неснятой судимостью (причем, одна из них за убийство), после нескольких лет пребывания в монастыре в роли обычного послушника появляется на Ганиной Яме и разворачивает там интенсивное строительство, причем еще до принятия священного сана. И ему все как-то доверяют. Странно, не правда ли? И не надо здесь кричать, что он не уголовник. Да пусть сколь угодно святой, пусть оговорили. Другие-то этого не знают! Включая священноначалие. При этом есть сведения, что он якобы выстроил некий храм, еще будучи в колонии. Здесь уже возникают вопросы. Пусть он и сидел не в обычном лагере, а на т.н. «красной зоне» (колония «Красная утка» под Нижним Тагилом), но чтобы зек, вместо пошива рукавиц и участия в самодеятельности, мог привлечь средства для строительства храма (что без согласия лагерного начальства, естественно, невозможно), чтобы начальство на это согласилось – это что-то из ряда вон. Прямо Френкель![i] Ну, в хорошем смысле… Мне, во всяком случае, другие примеры такого рода не известны.
И вот, простой послушник с непонятным статусом такое строительство развернул, такие серьезные спонсоры к нему потянулись, чудеса, да и только. Уточним: сначала он появился на Ганиной Яме и развернул там строительство, потом (в самом начале 2000-х) туда приехал патриарх Алексий и после краткой беседы благословил его на принятие священного сана и вместе с правящим архиереем владыкой Викентием назначил наместником строящегося монастыря. Строительная активность будущего схиигумна была развернута до этих событий. То есть человек без серьезного духовного образования сразу получил сан. А другие годами добиваются…
Потом возник конфликт со спонсором, поскольку о. Сергий за одну ночь приказал снести новую, только что построенную колокольню. То ли там масонские знаки ему почудились, то ли архитектура не понравилась. Главное в том, что тогда, 20 лет назад, он еще не был знаменитым старцем, но уже пользовался у всех (включая людей весьма статусных) безоговорочным доверием.
Мне говорят, чудо, молитвенник такой, прозорливец, подвижник и проч. Ну, вы его видели? Зачитывает текст по бумажке, интонация ни разу не духовная, а вполне себе маргинально-агрессивная. И не надо мне здесь говорить, что я изменяю обозначенным выше правилам и сразу перехожу к оценкам. Это плод объективного наблюдения. Вот кто скажет, что именно так выглядят настоящие исихасты и прозорливцы, пусть сразу себя обозначит, интересно будет с таким поговорить. О. Кирилл Павлов, о. Николай Гурьянов и другие известные нам старцы разве так выглядели, в такой манере изъяснялись?
Да нет, отвечают. Он, конечно, не такой молитвенник, как эти старцы (и другие, им подобные). Он больше практик, по строительной, так сказать, части. Подожди, подожди. Если он строитель, а не молитвенник и прозорливец, то как он одновременно может быть чудотворцем и таким харизматиком, которому сразу все подчиняются? Загадка.
Ну, ладно. Спонсор, однако, подчиняться не стал, и его выгнали. Типа перевели в другое место. И он там снова развернул строительство.
Дальше можно много рассказывать. Он до недавнего своего запрета в служении был духовником Среднеуральского женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и одновременно организатором строительства. При этом находясь за штатом, да еще и в схиме. (Когда точно он был пострижен в схиму и сколько до этого пробыл в мантии, установить не удалось). Тут у меня просто начинает голова кругом идти. Что-то я в этой истории упустил. Если он (как говорят его адепты) чисто практик, то почему он в схиме? Схимники - они, напротив, уходят от мира и занимаются не стройкой, а только и исключительно молитвой. Либо готовятся к скорой смерти. (Есть версия, что с ним так и было, но после этой третьей ступени монашеского пострига он чудесным образом исцелился. Версия эта исходит от духовных чад, которые путаются по датам. Проверить из независимых источников не удалось). В общем, и строитель, и схимник и, главное, медийная знаменитость, раскрученный герой ютуба. Вот этот букет: за штатом, в схиме, строитель, духовник и при этом еще мощнейший харизматик, обладающий почти магическим влиянием на людей (ну, в хорошем смысле), да еще и экзорцист, изгоняющий бесов, меня, как человека, все-таки неплохо знающего церковные реалии, сразу начинает серьезно напрягать. Не слишком ли для одного человека?
Пропустим всякие милые детали вроде инокинь, виртуозно (и, главное, профессионально) исполняющих вокальные, танцевальные и спортивные номера (если это никого не напрягает, то сие не моя проблема; наверно, это у них исихазм такой). Перейдем к главному. Он, как выясняется, развернул бурную деятельность также далеко за пределами женского монастыря. По его благословению (напомним, заштатного схимника, окормляющего женский монастырь) были основаны десятки скитов в самых глухих местах Урала. Причем, как женских, так и мужских. Подозреваю, что пошли в них не самые плохие люди, искренне стремящиеся к молитвенной жизни. Правда, не вполне понятно мне (наверно, в силу моей греховности и бездуховности), что значит "молитвенный щит". (Скиты эти расположены как бы вдоль Уральского хребта, и по замыслу, так сказать, автора должны стать своего рода духовным щитом против нашествия китайцев). Сразу неясно: сила молитвы имеет не чисто духовную природу? То есть нельзя, вне зависимости от собственного географического расположения, молиться о чем угодно? Такие вот духовные крепости. Главное - правильно расположить, чтобы противник не мог просочиться... Или я, опять же по своему окаянству, чего-то не допонял? Магизмом не отдает? Вот преподобный Сергий, к примеру, молился (в том числе и об успехе дела Дмитрия Донского) где? В Троице-Сергиевой лавре. Которая, как известно, расположена по Ярославке, то есть на северо-восток от Москвы. И ученики его, отделяясь, шли дальше в основном в том же направлении. А Куликовская битва произошла на поле, расположенном в прямо противоположном от столицы южном направлении. Ну и? Ни преподобному, ни Великому князю это как-то не помешало. Но это так, для примера…
И теперь подходим к главному. Если бы о. Сергий просто занимался строительством своего монастыря и окормлял своих монахинь и прочий народ, не светясь в медийном пространстве, все вышеозначенные странности не имели бы для нас столь глобального значения. Он, однако, регулярно выступает с весьма жесткими проповедями, в которых затрагивает разные актуальные темы, в том числе и связанные с политикой. И проповеди эти в ютубе собирают немалую аудиторию. Здесь сразу встает вопрос. Старцы, духовные люди никогда не стремятся к публичности. Они ни за кем не бегают, стремясь, как правило, к отшельничеству. Таковы были все преподобные. Но народ притекает к ним, умоляет помочь, выслушать. Тогда они (часто после неоднократных просьб и всяких чудесных видений, вразумлений свыше) выходят к народу и начинают с ним разговаривать, духовно наставлять. Во времена Оптиной пустыни 19 века, не было, конечно, ютуба, а также радио и телевидения. Да и интернета вообще не было. Ну так зато газеты были. Вы можете себе представить оптинских старцев, которые регулярно публикуются в газетах? Ну, это было давно. Однако и в наше время такого рода люди вовсе не стремятся к медийной известности. Если их проповеди публикуются, так это исключительно стараниями духовных чад, порой даже без их ведома. В общем, медийная активность для настоящего старца во все времена – отнюдь не главное. Наконец, старцы, духовные наставники, никогда не встревают в темы чисто политические и уж тем более не призывают к борьбе с государством, каково бы оно ни было. Такого рода призывы – вообще не в духе Православной Церкви.
Впрочем, времена меняются. И вот человек, на которого замкнуты все эти скиты с отшельниками, регулярно выступает в сети, набирая немало просмотров. Причем, на него замкнуты не только отшельники (за которых он, как ни крути, несет духовную ответственность, как наставник). На него во многом замкнута и царская тема, по крайней мере, в Екатеринбурге, вокруг которой в последнее время столько грязных интриг, причем, в основном в том же самом медиапространстве.
Надо сказать, что темы для своих так называемых проповедей он всегда избирает самые что ни на есть актуальные. Теперь избрал закрытие храмов в связи с «ковидом». И сказал много правильных вещей. Но так, в такой манере, с такими нарочитыми крайностями, что лучше бы молчал. И, главное, когда митр. Кирилл во многом вынужденно отправил его под запрет, до этого запретив проповедовать (что было о. схиигумном просто демонстративно нарушено), то, неоднократно ослушавшись правящего архиерея, многократно усилил радикализм своих выступлений, в последнем из них едва ли не призывая к явно антиконституционным действиям, чуть ли не к мятежу против государства.
Интенция того, что он говорил по поводу закрытия храмов, повторяю, в общем, вполне правильная, сходная с тем, что говорили и некоторые другие. Но в соединении с максимально возможным радикализмом, с буквально лобовой атакой на действующего президента, с прозрачными намеками на возможность (и, по его мнению, необходимость) каких-то силовых действий эта правильность просто убивается, дискредитируется и маргинализируется. Как и тема электронного концлагеря, которая естественным образом сопрягается с темой «ковида». И получается (вольно или невольно, я не знаю, и мне это, в общем, неинтересно), что наш подвижник по факту, по результату своей деятельности работает точно против усилий тех (например, Н.С. Михалкова и других), кто, наоборот, стремится вывести все эти темы из маргинального контекста в широкое поле общественного обсуждения. (7 млн. просмотров «Бесогона» - это никак не может быть маргинальным, ведь правда?) И получается, что по факту, по результату своей деятельности он как раз подыгрывает антихристианским силам, убивая дискурс на корню и подтверждая лукавый либеральный тезис о том, что против каких-то вещей могут выступать только психи и законченные маргиналы (выражаясь в очаровательной терминологии г-на Гусева, «быдляк»). Кроме того, зовя на православный Майдан всех этих молитвенников из скитов, он блестяще, более чем убедительно предоставляет обоснование для светской и церковной власти, чтобы подвергнуть их полной и окончательной «зачистке». А ведь этот призыв сразу же нашел активную поддержку у тех медиаресурсов, которые и раньше были замечены в аналогичном радикализме! Кто-то просто бредит идеей православного Майдана, при всей ее очевидной вредности и абсурдности.
Таковая зачистка с кардинальной ротацией действующих лиц на сегодняшний день уже в полной мере коснулась управленческих кадров Церкви и системы конфессионального образования. Теперь удар по факту наносится по последнему оплоту Традиции – духовному ядру Церкви, по тем людям, что посвятили себя молитвенному деланию. И ведь каков масштаб! Пресловутый Диомид нервно курит под лестницей…
Здесь я прошу понять меня правильно. Утверждая, что деятельность о. Романова (интересно, фамилия-то своя или присвоенная?) – это в конечном счете спецпроект, цель которого - выявление и последующая зачистка православных консерваторов, настроенных традиционно, монархически и антилиберально (по типу «Операции “Трест”»), я вовсе не хочу сказать, что данный схиигумен является каким-то циничным и сознательным провокатором. Диомид ведь тоже не был таким. Данная технология называется «управление по тенденциям». Нужному человеку помогают внедриться в нужное время в нужном месте, оказывая какую-то косвенную поддержку, а дальше он уже все делает сам, причем вполне искренне.
Все разыгрывается, как по нотам. Поскольку в своих так называемых проповедях человек позволил себе много лишнего, то на него начинаются нападки из либерального лагеря, причем, как светского, так и «церковного». Ибо своей описанной выше манерой он делает этим людям такой подарок, каким они просто не могут не воспользоваться. И пользуются сполна. И, как часто бывает в подобных случаях, используют много всякой клеветы, не имеющей уже ни с какой реальностью ничего общего. Понятно, что при этом удар с их стороны наносится не только по нему лично, но и, главное, по самим темам, самой возможности их серьезного обсуждения, а также по людям Традиции в принципе. Но и не только по ним. Под ударом (пока в основном информационным) оказываются и те, кто стремится вывести данный дискурс из маргинального поля, а также миллионы граждан, которые начинают прозревать, в том числе и прежде всего в связи с проблемой тотальной «цифровизации». Все это, как нарочно, подгадано по времени, не раньше и не позже. Ну, а эти атаки либералов, в свою очередь, вызывают противодействие. Многие хорошие, достойные люди, невольно «покупаясь» на призывы радикалов, начинают реагировать по принципу «наших бьют». Начинается раскачка ситуации. «Управление по тенденциям» приводит к «качелям». Дальше см. историю Диомида. Правда, масштаб совсем другой…
На этом можно было бы наши размышления завершить, но придется сказать еще кое-что, поскольку в аналитике так бывает, что очень важные, ключевые факты часто бывают не спрятаны, а буквально лежат на поверхности, но при этом остаются никем не замечены. Мы не случайно упомянули «Операцию “Трест”». Ведь одноименная подпольная белогвардейская организация, созданная в 1920-х годах чекистами, отнюдь не была стопроцентно, как сейчас бы сказали, фейковой. Туда входил целый ряд очень известных и вполне реальных, искренних врагов большевиков: генералы Потапов и Зайончковский, тайный советник Путилов, эмиссары генерала Кутепова (пожалуй, самого яркого из вождей Белого движения, попавших в эмирацию); с организацией тесно контактировали высокопоставленный сотрудник британской разведки Сидней Рэйли, знаменитый монархист В. Шульгин и, наконец, «сам» Борис Савинков. Все эти люди были, что называется, не лыком шиты, обладая немалым политическим, военным опытом, а иные и опытом подпольной работы, и, тем не менее, «купились» на «разводку» ГПУ. А уже на них, как на "живца", среагировали и другие, так сказать, рядовые члены, также вступив в организацию. По сравнению с ними нынешнее российское православное сообщество, как бы это помягче сказать, устроено гораздо проще и, так сказать, прямолинейнее.
Мы бы не стали останавливаться на этих, в общем, известных сведениях, если бы не одна любопытная подробность, имеющая отношения к нашей сегодняшней теме. Как известно, Гелий Рябов, инициировавший раскопки т.н. «екатеринбургских останков» в Поросенковом логу, был офицером МВД и личным советником министра ВД СССР Щелокова. Но, когда он начал свои раскопки, то местные чекисты, которые не могли не знать об этом, никак не забеспокоились. С нашей точки зрения, очевидно (и люди со спецопытом, в общем, подтверждают это), что там имела место какая-то непрозрачная игра между двумя ведомствами. А про о. Сергия Романова мы узнаем, что, во-первых, он был оперативником в системе МВД, а, во-вторых, что его «посадка» также связана с теперь уже знаменитым конфликтом между МВД И КГБ (то есть между Щелоковым и Андроповым), к которому не мог не иметь отношение и Гелий Рябов! И при этом оба они тесно связаны с царской темой, причем, именно в Екатеринбурге!
Но и это еще не вполне «трестовская» тема. Мало ли какие разборки имеют место между разными спецслужбами… У нас же нет доступа к специнформации и адекватного инструментария для исследования всех этих тем… Однако, если вернуться к о. Сергию Романову, то на сегодняшний день он ведет себя в точности, как в свое время упомянутый нами Диомид. Тот, выпустив свои знаменитые обращения и, таким образом, заявив свои претензии на роль вождя раскола, вдруг повел себя очень странно. Вместо того, чтобы начать выстраивать вокруг себя систему из верных ему людей, он вдруг ушел в затвор. Так и о. Сергий (Романов), обладавший ранее весьма обширными контактами, по сути самоизолировался и практически никого не принимает (и из этой самоизоляции обличает игры с «ковидом»), и при этом, по свидетельству некоторых ранее близких к нему духовных чад, его сегодняшнее упорство и радикализация его ютубовских «проповедей»-обращений могут быть связаны с тем, что его «дезинформируют» некоторые сохранившие к нему доступ люди из спецслужб. Типа тоже духовные чада… То-то он в последнем выступлении, на первый взгляд, странным образом уже напрямую обращается почему-то именно к офицерам ФСБ... Быть может, все проще, чем мы думаем? Если это «Трест», то очевидно, что операция вступает в завершающую фазу…
Разумеется, все вышеизложенное – это сугубо оценочные суждения.
Владимир Семенко
http://amin.su/content/analitika/9/6624/