из толкования блаж.Феодорита на книгу пророка Аггея
( обращенную к Зоровавелю во времена возстановления
разрушенного прежде храма Соллмонова ):
сотрясу вся языки, и приидут избранныя всех языков:
и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель.
Предвозвещает сие о Гоге и Магоге, которым, когда вознамерились
они со многими народами ополчиться против Иерусалима,
попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга,
друг другом они были истреблены, богатство же их отдал Господь
храмоздателям. И успокаивая слух внимающих сему, продолжает:
Агг.2:9. Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель.
Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю;
по щедрости Я дал им богатство; и поелику не познали они
Щедродателя, то законно лишаю их даров.
Агг.2:10. И велия будет слава храма сего последняя паче первыя,
глаголет Господь Вседержитель.
Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания,
но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду
молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие сие Пророк
называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление,
и чудом сим побуждены к песнопению не только живущие на суше,
но и местом жительства избравшие острова, а сверх того и невидимые Силы,
для которых удобопроходимы эфир и самое небо.
«И на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души
в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию».
Не только прекращу человеческие брани, но дарую им и божественный мир,
который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям.
далее…
Потом в девятый месяц Пророк приемлет от Бога всяческих повеление
вопросить священников: одежды, освященной священною жертвою,
достаточно ли к тому, чтобы освятить прикасающееся, например или хлеб, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священники дали отрицательный ответ; снова повелено ему спросить: оскверняется ли одежда, коснувшаяся чего-нибудь нечистого? А на утвердительный ответ священников Пророку дано повеление сказать следующее:
Агг.2:15. Сице людие сии, и сице язык сей предо Мною, глаголет Господь,
и сице вся дела рук их, и иже аще приближится тамо, осквернится.
Как освященная одежда не может освящать прикасающегося к ней,
но сама оскверняется от прикосновения к тому, что́ по закону не чисто:
так и народ сей по злонравию не получает никакой пользы от того, что́ свято,
но оскорбляет это, покушаясь прикасаться к сему злочестиво.
Потом Пророк открывает и причины сего.
«За приятия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающих». С рассветом утра не подумали вы ни о чем добром, но заботились о худых прибытках; неприязненно же были расположены к обличителям вашего лукавства, которые, стоя во вратах, входящим и исходящим предлагали словеса Божии. Но теперь во всей точности рассмотрите, в каком положении были вы, когда не заботились о строении храма, и какой был у вас недостаток необходимого. Положив на сохранение двадцать мер ячменя, едва находили вы половину, и надеясь из точила добыть пятьдесят мер вина, находили только двадцать. Различно вразумлял Я вас, посылая и неурожаи, и тлетворные ветры, и град; но вы, по великости жестокосердия своего, и не почувствовали вразумления. Поэтому, вспомнив о сем, заметьте, какой будет у вас урожай после того, как начали строение храма. Ибо такое подам вам обилие необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных,
… а сверх того сдержу и то слово, которое предрек тебе,
Зоровавель, о Гоге и Магоге.
Агг.2:23. И превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих,
и превращу колесницы и всадники, и взыдут кони и всадницы их
кийждо во оружии на брата своего.
Не требующую трудов доставлю вам победу.
Доведя народы до безумия и до помешательства в уме,
вооружу друг против друга, и все до одного будут истреблены
даже и с конями. Сие же:
Агг.2:22. еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, …
преп. Максим Исповедник
объясняет, что Зоровавель здесь прообразует
Слово Божие, Господа Иисуса Христа
а разрушенный и возстановляемый храм
— падшее естество человеческое, … :
<...> Слово воздвигает в Себе, согласно неизреченному и нераздельному единению,
скинию Давидову падшую (Ам. 9:11; Деян. 15:16), то есть естество человеческое,
разрушаемое смертью вследствие греха. Оно есть Зоровавель, со славой
восстановивший поверженный дом Божий, о котором Святой Дух говорит:
Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя.
Ибо Слово приобщило Себя к естеству (человеческому] вторым общением,
намного более необычным, чем первое, поскольку Оно сначала уделило
этому естеству от лучшей части Своей, а затем по Собственной воле
восприняло худшее, дабы спасти образ Свой, сделать плоть бессмертной и,
соединившись с естеством человеческим, полностью уничтожить слово змия,
вновь восстановить это естество в изначальной чистоте, свободной от порока,
и благодаря обожению соделать его еще более превосходным, чем первое творение.
И поскольку Слово сделало плоть такой, какой она не являлась изначала,
то Оно возвратило ей, постоянно текущей, то, что было утеряно, благодаря
непреложности преградив путь новому падению, и исполнило в отношении нее
силой Своего Вочеловечивания весь совет Бога и Отца. Ибо Писание гласит:
Руце духовного Зоровавеля основаша храм сей, то есть человека,
и руце его совершат его (Зах. 4:9) – речь идет о прежнем творении человека
и о возрождении его Словом по неизреченному единению.
Таков истинный Зоровавель, Избавитель пленников, имеющий в руке Своей камень,
иже от чистого олова, украшенный семью очами Господа, которыми Бог призирает
на всю землю (Зах. 4:10). Ведь если следовать буквальному толкованию,
то Зоровавель никак не мог держать в руке камень чистого олова, имеющий
семь очей Господа, взирающий на всю землю. А поскольку такое толкование
невозможно, мы опять обращаемся к духовному смыслу написанного.
Зоровавель есть, как часто уже говорилось, Господь Бог наш Иисус Христос.
Камень Его есть вера в Него, а слова «в руке»1 означают то, что вера во Христа
становится явной посредством исполнения заповедей.
Ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26), как и дела без веры2.
Ведь очевидно, что «рука» есть символ делания3.
Поэтому Господь, неся в руках камень, научает нас
обладать деятельной верой в Него, украшенной семью очами Господа,
то есть семью энергиями Святого Духа4.
Источник
Вопросоответы к Фалассию.
Из ВОПРОС LIV