Силуан Афонский вернется в Россию. Мощи святого пронесут по шести городам страны
31 августа в Россию будут впервые принесены мощи преподобного Силуана Афонского. Они пробудут в стране до 24 сентября, сообщает пресс-служба Фонда святителя Василия Великого.
За это время мощи побывают в шести городах: в Брянске (до 3 сентября), Орле (до 6 сентября), Ельце (до 9 сентября), Тамбове (до 12 сентября), Екатеринбурге (до 15 сентября) и Москве (до 24 сентября). Перед этим мощи принесут в Минск, где они пробудут до 31 августа.
Силуан Афонский — подвижник Свято-Пантелеимонова монастыря. Выходец из крестьян, он пришел на Святую гору из Тамбовской губернии в конце XIX века. «Русская планета» вспоминает, как проходил этот удивительный путь.
Найти Бога
Его первая попытка найти Бога случилась в четыре года. В дом Семена (так звали Силуана в миру, до пострига) отец зазвал книгоношу — крестьянин Тамбовской губернии хотел узнать от продавца книг, что в мире делается. Книгоноша оказался из нигилистов: в нигилисты шли студенты, молодые люди из дворянских семей. Они ниспровергали авторитеты и «отживший старый мир», в первую очередь отрицая религию. Нигилисты носили длиннополые шляпы, которые, как полагали они сами, должны были придать им демонический облик. Про эти шляпы позже напишет бытописатель Владимир Гиляровский: через десяток лет, скажет он, этот смешной фасон будут носить только разбойники в провинциальных театральных постановках.
Книгоноша, испив чаю в крестьянском доме, завел с отцом Семена разговор.
— Христос не Бог! — сказал он. — И Бога в принципе нет. Где он, Бог-то?
Вот тогда Семен, слушая странного человека в шляпе, и решил про себя: «Вырасту, пойду по свету Бога искать».
Когда ушел продавец книг, мальчик спросил у отца: «Как же так? Ты говоришь, что Бог есть, а вот человек Его отрицает?» Отец ответил: «Я думал, он умный человек, а он дураком оказался. Не слушай его».
Силища
Уже став монахом, Силуан вспоминал: в молодости была у него необыкновенная физическая сила. Он гнул гвозди пальцами, ударом кулака разбивал доску, мог пить водку, когда остальные уже лежали под столом, и не пьянел.
Эта сила сыграла с ним злую шутку. Однажды в праздник Семен на улице играл перед людьми на гармонике. Тут навстречу ему вышли два брата-сапожника. Были они навеселе и решили покрасоваться: старший брат, не уступавший силой Семену, попытался отнять у него гармошку.
— Сначала подумал я уступить, но вдруг стало мне стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил его в грудь, — рассказывал в старости Силуан. — Он далеко отлетел от меня и грузно повалился навзничь посреди дороги; изо рта его потекла пена и кровь. Все испугались, и я; думаю: убил. И так стою. Долго пролежал сапожник на дороге; люди сбежались и помогали ему, омывали холодной водой. Прошло не менее получаса, прежде чем он смог подняться, и его с трудом отвели домой. Месяца два он проболел, но, к счастью, остался жив.
Это был урок, запомнившийся Силуану на всю жизнь. Впредь, даже служа в армии, он прятал свою физическую мощь и никогда не кичился ею.
Несостоявшийся уход
До армии Семен работал в деревенской артели. Строила артель усадьбу князю Трубецкому. Была у артельщиков кухарка, баба набожная и богомольная, и в один из дней рассказала она молодому столяру Семену о святом, некогда подвизавшемся в соседнем селе.
— Звали того святого Иоанном, а прозвище — Сезеневский, по названию села. Жил он молитвой и постом, имел дар прозорливости. При жизни мог исцелять, и после смерти, бывает, приложится человек к его могиле и обретает здравие, — поведала стряпуха.
После этих слов, которые подтвердили другие артельщики, вспомнил Семен виденного в детстве книгоношу и подумал: «Если есть святой, значит, и Бог есть. Значит, не надо Его по свету искать». Вечером юноша попросил отца: «Отпусти меня, отче, в Киево-Печерскую лавру. Хочу уйти туда, Бога молить».
Отец отказал, пояснив, что еще не время и что надо сначала отслужить военную службу: «А уж потом — останется желание, иди в лавру».
Впоследствии старец Силуан вспоминал отца: «Был он человек безграмотный, и даже "Отче наш" читал с ошибкой — как заучил в церкви, по слуху. Но тянулся к знаниям и по существу своему был он кроток и мудр».
Святая гора
Биограф святого Силуана и его ученик архимандрит Софроний пишет: мысли об Афонской горе появились и стали все сильнее занимать будущего подвижника во время службы в армии.
Бывало так: в трактире, куда выбирались в редкие дни солдаты, все пили и смеялись, а Семен сидел печален и задумчив. «Отчего ты печалишься?» — интересовались у него. «Оттого, — отвечал он, — что сейчас на Афоне творят бдение, а мы сидим в трактире, водку пьем и веселимся. И когда встанем на Страшный суд, кто даст лучший ответ — мы? Или они?»
Уже в годы службы он стал отправлять денежные пожертвования на Афон, выделяя их из скромного солдатского жалования. А когда службе подошел срок, решение ехать на Святую гору у Семена созрело окончательно. Архимандрит Софроний пишет: окончив службу, поехал Семен в Кронштадт — испросить благословения на монашескую жизнь у отца Иоанна Кронштадтского, чье имя гремело тогда и кого называли «народным батюшкой» (Иоанн Кронштадтский был канонизирован в 1990 году). Увидеть «народного батюшку» своими глазами Семену не удалось, и тогда он оставил ему записку: «Хочу пойти в монахи. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал».
В 1892 году мечта Семена исполнилась: он поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Все дорогу до Афона вокруг него гудело адское пламя — так силы дьявольские препятствовали его желанию посвятить жизнь Богу, вспоминал он.
Христос в келье
На Афоне Силуан с первых дней установил себе распорядок строгий и изнурительный. Он спал по 15–20 минут несколько раз в день, сидя на стуле, непрестанно творил молитвы и брался за самые сложные физические работы.
Тогда, по его собственным словам, приступили к нему бесы. А он, по молодости не распознав их, стал разговаривать с ними, «как с людьми». «Святой ты!» — нашептывали одни. И он сам порой думал так же: он покаялся, он проводит дни в молитве и, значит, живет свято.
Однако чем больше молитв творил Силуан, тем сильнее становилось давление. И однажды, доведенный до отчаяния, он закричал: «Невозможно умолить Бога!» В тот же день во время молитвы он узрел живого Христа.
Он говорил потом, что в этот момент мир вокруг него воссиял светом, а сердце зажглось огнем. На миг он увидел взгляд Христа, полный безмерной и непостижимой любви. «Когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога», — так рассказывал про чудесное явление Силуан. Тогда же открылся ему урок: от бесов страдают люди гордые, а корень благодати — в смирении.
На закате лет старец Силуан имел беседу с одним монахом-аскетом. «Бог накажет безбожников! Будут гореть в вечном огне», — провозглашал с удовлетворением монах. Силуан спросил его: «Скажи, если тебя посадят в рай и оттуда ты увидишь, как горят чьи-то души в адском огне, неужели ты будешь спокоен и доволен этим?» «Они сами виноваты», — ответил монах. «Любовь не может этого понести… — сказал старец. — Молиться нужно за всех».
Константинопольский патриархат канонизировал Силуана Афонского в 1988 году. В 1992 году его имя внесли в месяцеслов Московского патриархата по благословению патриарха Алексия II.
Источник:
Русская планета (http://rusplt.ru/church/v-rossiyu-budut … 28189.html)