Митрополит Софроний: Я ни туда и ни сюда. Но в Московском патриархате не остаюсь
Михаил Глуховский
Вчера, 14:200 0 0
«Это не автокефалия. Устав новой церкви говорит, что в Украине образовалась греческая церковь»
Митрополита Черкасского и Каневского Софрония называли одним из самых влиятельных украинских иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата в Украине. В своих интервью Софроний неоднократно подчеркивал: украинские православные должны объединяться, приветствовал стремление к автокефалии, критиковал епископов, которые не желали автокефалии, критиковал Россию за агрессию. "Те, кто не захочет в единую церковь, станут РПЦ за рубежом. И там пусть хоть Путину молятся» - это слова владыки Софрония в майском интервью «Главкому».
Митрополита очень ожидали и на Объединительном соборе в Киеве 15 декабря. Но он так и не появился. Официальная причина – по состоянию здоровья. Но Софроний обратился к делегатам Собора в специальном видео, с его слов уже тогда стало понятно, какие требования выдвигает митрополит. Он отметил, что новосозданная церковь должна быть такой независимой, как и все независимые церкви, и Антиохийская, Иерусалимская и Сербская... Чтобы мы знали, что имеем автокефалию, но и управление и распоряжение всеми внутренними духовными благами возложенные на нас, на нашу церковь».
Через 10 дней после Собора «Главком» позвонил авторитетному епископу, чтобы узнать его мнение о событиях, которые уже произошли, и процессы, которые сейчас идут в новой церкви. Оказалось, что владыка очень критично относится к утвержденному Уставу Православной церкви Украины. Софроний возмущен тем, что украинские епископы на Соборе одобрили редакцию Константинопольского патриархата практически без изменений. По его словам, новые условия украинской церкви обязывающие согласовывать с Константинополем все действия и лишают самостоятельности в принятии решений. В частности, рукополагать епископов можно будет только через Константинополь, даже миро покупать через них. Кроме того, по новому Уставу, например, бывшие приходы УПЦ КП за рубежом должны перейти под управление Вселенского патриархата. Недовольство патриотической общественности вызывают и договоренности президента Петра Порошенко с патриархом Варфоломеем, достигнутые 3 ноября в Стамбуле. Речь идет о соглашении, по которому Украина якобы обязуется содействовать передаче под контроль Константинополя ставропігійні храмы, которые он контролировал до 1686 года.
Уже 6 января предстоятель вновь образованной Православной церкви Украины митрополит Епифаний должен получить Томос из рук патриарха Варфоломея. И, по информации СМИ, именно во время встречи с патриархом Варфоломеем украинский митрополит должен поставить вопрос, в частности, о необходимости внесения изменений в Устав украинской церкви, который уже сейчас препятствует дальнейшему единению.
В откровенном интервью «Главкому» митрополит Черкасский и Каневский УПЦ Софроний рассказал, почему он несмотря на свою поддержку движения за независимость украинского православия пока не собирается переходить к Поместной церкви.
Владыка Софроний, как сейчас ваше самочувствие?
Лежу, болею. Сейчас отдыхаю.
Свое отсутствие на Объединительном соборе вы объясняли состоянием здоровья. Болезнь вам до сих пор мешает присоединиться к новой церкви?
Я – человек свободный, не хочу быть вассальнозависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас в Украине образовалась греческая церковь.
«Они сделали церковь полностью зависимой от греков. Это просто вассальное захват»
Украинские епископы, участники Объединительного собора сами не захотели брать на себя инициативу и предложить собственный проект устава, потому и согласились на предложенный Константинополем…
Ничего подобного. Я на это по-другому смотрю. Греки хотели сделать и сделали это. В Константинополе же нет приходов, там нет церкви, там есть только епископы. А в Украине отвалилась большая территория, где можно будет развернуть свою деятельность.
То что вы предлагаете, как теперь действовать проукраинское крыло в УПЦ МП?
Пусть действуют те, которые были на Соборе и приняли такой устав. Чем они думали? Они сделали (церковь) полностью зависимой от греков. Я буду ездить за миро (специально приготовленным и освященным ароматическим маслом, используемым в таинстве миропомазания или во время освящения новопостроенного храма) к грекам? Знаете, сколько это будет стоить? То есть я буду все спрашивать у греков, что мне делать в Украине?! Простите меня. Я понимаю так: если это автокефалия, то церковь должна быть независимой, как и все автокефальные церкви. А у нас просто сделали митрополию.
Изменения в устав, о которых сейчас говорят, могут исправить ситуацию?
Сложно сказать. Я же не знаю, что будет написано в Томосе, который будет вручаться.
«У меня в епархии демократия: хочешь – иди, хочешь – нет»
Сейчас в областях Украины видим десятки приходов, которые объявляют о переходе к новой церкви. Какова ситуация в Черкасской епархии?
Пока такого нет (переходов). У нас вскоре состоится собрание. Соберу священников – поговорим. У меня в епархии демократия: хочешь – иди, хочешь – нет.
А какие настроения?
Вот пообщаюсь и станет понятно. А вообще-то, знаете, никто не хочет думать. Как-то оно все идет самотеком. Вот все кричат, что мы должны быть независимыми, церковь должна быть такой, как все независимые церкви. Но на самом деле все не думают, так чего туда переходить? Чтобы я не имел права свечку поставить в церкви без Константинополя?
Разве устав запрещает и это делать без решения Константинополя?
Представьте себе, что так. Мне вчера его читали. Я аж за голову взялся. Например, без Константинополя мы не имеем права рукоположить епископа, провозгласить своего святого, избрать мирянина, не имеем права открыть любой монастырь. Все монастыри покоряются Константинополю, все приходы также. Это что такое? Это просто вассальное увлечение.
На Объединительном соборе были всего двое епископов церкви Московского патриархата, но письмо с просьбой о Томос весной подписывали 10 епископов. Как думаете, почему они не доехали?
Это был собор не воссоединения, а собор раскольников. И самым высоким на нем был Константинополь.
Вы хотите сказать, что Объединительный собор привел к еще одному расколу в православии?
Вышел еще один раскол. Вы же слышали, что говорил Филарет (предстоятель УПЦ КП)? Он говорил, что был патриархом, остался патриархом и впредь будет патриархом. Все. Он и в дальнейшем будет руководить церковью. А кого поставили?
Предстоятелем новой церкви стал не Филарет, а митрополит Епифаний. Какой вы мысли о нем?
Ну а кто он такой? Во-первых, он – юноша. Во-вторых, он – внук Филарета.
А эта информация у вас откуда?
По крайней мере так пишут, говорят.
Российская пропаганда.
А, в-третьих, он (Епифаний, - «Главком») митрополит, а Филарет остается патриархом.
Но устав говорит о том, что церковью руководит именно новый предстоятель…
Это мы с вами так можем говорить. А на самом деле будет так, как оно есть
(Софроний опасается, что якобы патриарх Филарет фактически будет возглавлять новую церковь – «Главком»).
«Епископов настолько много, что их некуда будет девать»
Давайте поговорим о ситуации на Черкасщине. Уманскую епархию УПЦ МП отсоединили от вашей Черкасской в 2008 году. А может ли быть такое, что в случае присоединения к новой церкви Черкасская епархия станет такой же великой, какой она была 10 лет назад?
Такое присоединение невозможно, потому что некуда будет девать епископов. Их настолько много (в УПЦ МП количество епископов за последние годы выросла до 90: 53 правящих, 37 - викарных, - «Главком»)…
Общаетесь с руководителем Уманской епархии, митрополитом Пантелеймоном? Какого он мнения о церковном объединении, которое мы видим в Украине?
Я вообще ни с кем не общаюсь.
Каковы настроения людей в Черкасской области, стремятся ли они к новой церкви?
Разно. Сейчас пока очень сложно говорить о настроении. Нам надо немного выдержки. Поспешно определять очень сложно.
Вы заявляете о том, что на Соборе произошел раскол. Но ведь этими словами пользуются и все российские пропагандистские медиа…
Я просто не понимаю психологию украинцев. Одни очень хотят, другие очень не хотят. В чем дело? Не знаю. Образовывались в разных государствах разные автокефальные церкви, все люди были заодно. Не понимаю, почему у нас так, нет единства... В Украине проходят различные круглые столы. Во время них никто никогда ничего не говорит. Вот Верховная Рада постановила изменить название нашей церкви. Никто никогда не говорит о том, что Томос Украинской православной церкви Алексий II дал (документ от 27 октября 1990 года), это был Томос о широкие автономные возможности.
Так какое имеет право кто-то менять нашу форму? Это нужно, чтобы мы написали в Москву и сказали «заберите, пожалуйста, свой Томос том, что так и так, мы называемся по-другому». Этого не было, этого нет. Мы остаемся с той большой автономией, которая нам была дарована. Вот я и спрашиваю, почему этим так пренебрегают, ведь это факт, от него никуда не денешься.
Вы забрасываете зависимость Украинской церкви от Константинополя. Но УПЦ МП не менее зависима от Русской церкви. Чем одна зависимость лучше другой?
Зависимость от кого? Зависимость тогда, когда мы платим взносы, когда мы все выполняем под протекторатом Москвы. Вот это зависимость. Мы рукополагали епископов, они давали клятву Киеву. Мы открывали монастыри, даже третью лавру в Украине открыли. В то же время не брали никакого благословения ни у кого в Москве. Ну так, поскольку митрополит Киевский постоянный участник заседаний Священного синода (РПЦ), то он постоянно докладывал, что так то и так, такие изменения у нас в церкви состоялись. И все.
«Какая разница, Константинополь или Москва?»
Устав УПЦ (МП) указывает на прямую зависимость относительно подчинения этой церкви Русской православной церкви. О какой независимой позиции вы говорите?
Я вам привел пример... Мы никакого благословения у Москвы не просили. Это независимость. Просто, понимаете, все перекручивается и не так как надо принимается. Я понимаю, что надоела Москва, все понимаю. Но надо подходить по-честному, добросовестно к этому вопросу.
Руководители церкви Московского патриархата в Украине отказываются менять название, как того от них требует закон. Развитие событий может быть?
Верховная Рада не имеет никакого права делать то, что сделала. Церковь отделена от государства... Что это за председатель Верховной Рады Парубий? Это позор! Это второй секретарь Коммунистической партии... А посмотрите, как его (закон №5309) принимали. Там же буча была, драка была в парламенте! И голосов не хватало. А Парубий говорил, что все хорошо. Но ведь это обман. И в Украине все разрешено…
Моя мысль такая: Украину Господь крепко любит, Украину Господь хочет спасать. Господь послал нам Чернобыль. Покаялись или нет? Нет. Стало еще хуже. Господь послал нам Крым. Покаялись? Нет. Нате вам Луганск и Донецк. Каются люди? Нет. Господь послал нам Томос…
Что вам мешает, имея авторитет, выступить со своей позицией перед другими епископами, войдя к новой церкви, и вместе добиться создания действительно независимой церкви?
Я никому не подчиняюсь. Я только согласовываю свои догматически новые постановления с Вселенским собором. Но я имею право выражать свои мысли. Потому что я ни от кого не завишу. А у нас этого нет (независимости у новой церкви. Когда я в Москве брал миро, а это недешевая штука, чтобы вы знали, их до 12 разных видов. Каждый год я ездил и брал по 2 литра мира. У меня за это никто никогда не брал ни копейки, я никому ничего не давал. А теперь, чтобы мне взять миро в Греции (имеется в виду Константинополь), то я должен буду ехать туда. А это же дорога и давать мне миро не за одну гривну, а за евро или за доллары. А это немало. Если большая епархия, много расходов на крещение, то не знаю, или мне хватит два литра на один или два года.
Не думаете, что сейчас вас будут критиковать, обвинять в том, что вы остаетесь в Московском патриархате, когда уже появилась альтернатива?
Я ни туда и ни сюда. Но я не остаюсь в церкви Московского патриархата! Я не вспоминаю во время службы патриарха Московского Кирилла, - «Главком»)... У независимого государства должна быть независимая церковь. А получается так, что будто мы и независимое государство, а лезем в сети к грекам. А какая разница, Константинополь или Москва? Я бы вам сказал сейчас, что следует делать дальше, если бы я в руках держал Томос, знал, о чем там написано. Поэтому дождемся.
Михаил Глуховский, «Главком»
Читайте также: Полный текст читайте здесь: https://glavcom.ua/interviews/mitropoli … x5tfYrrNK8
Отредактировано Синезия (2018-12-28 18:59:50)