Ситуация с украинской автокефалией. Взгляд из Греции
AgionOros.ru следит за реакцией греческой прессы на украинские события. Предлагаем вниманию читателей подборку наиболее интересных мнений и высказываний.
AgionOros.ru следит за реакцией греческой прессы на украинские события. Стоит констатировать, что подавляющее большинство авторов настроено критически по отношению к действиям Константинопольского Патриархата. Предлагаем вниманию читателей подборку наиболее интересных мнений и высказываний.
Автор первой статьи из нашего дайджеста «Суровая правда, обличающая Варфоломея и Фанар. Кто стоит за действиями Вселенского Патриархата, направленными на разделение Православной Церкви» – известный богослов, журналист и радиоведущий Дионисий Макрис1. Публикация сделана в авторитетной газете «Столп Православия» («Стилос Ортодоксиас»):
«Что скрывается за настойчивостью Вселенского Патриарха в части предоставления автокефалии украинским раскольникам, с которыми разорвано церковное общение? По какому праву он в очередной раз разделяет православную христоименитую полноту, подчиняясь политическому давлению и, вероятно, шантажу и угрозам Вашингтона, Брюсселя и украинского правительства Порошенко? Является ли предоставление автокефалии украинским раскольникам лишь предлогом для того, чтобы изолировать Московский Патриархат от остальной Православной семьи по указке американского «глубинного государства»? Эти вопросы тревожат каждого благонамеренного православного христианина.
Он справедливо желает узнать причину такого поведения Вселенского Патриархата, который использует эмоциональную связь православных с Фанаром, чтобы совершать все более и более неприемлемые действия, такие как сближение с папской церковью, проведение разделяющего псевдособора на Крите, проявление настойчивости в отстранении Архиепископа Америки Димитрия, многократное вмешательство в дела Элладской Церкви, постоянное продуцирование церковных противоречий и т.д. По какой причине Патриархат из Матери-Церкви и хранителя Православной истины превратился в злую мачеху, в средоточие обмана и фальши?
После церковного переворота в 1948 году (речь идет о насильственном изгнании Патриарха Максима), когда на престол поднялся Патриарх Афинагор, занимающий высокое положение среди масонов, Вселенский Патриархат действует в положении заложника! В этом контексте мы на основании наблюдаемых действий можем с легкостью убедиться, что и посаженный Вашингтоном Патриарх Афинагор, и два его преемника, Патриархи Димитрий и Варфоломей, помимо необходимых условностей, используют свое церковное положение для того, чтобы служить послушными орудиями в чужих руках в обмен на «поддержку»… Сейчас не время углубляться в подробности, доказывающие, что основная цель Вселенского Патриархата с 1948 года и до сегодняшнего дня – любым способом и любой ценой повернуть путь Православия в сторону папского Запада. В последние же два десятилетия Вселенский Патриархат стремится к подрыву и контролю Православия и устранению возможности создания так называемой православной оси! Выразители «тайны беззакония», пользуясь выражением Апостола Павла, аппетиты которых полностью удовлетворяются нынешним руководством Вселенского Патриархата, видимо, теперь отдали конкретный приказ «изолировать» Русскую Церковь.
Причина этого в том, что они намерены разрушить братские узы, связывающие народы, исповедующие православную веру. Для этого они провоцируют ссоры и обострение противоречий и культивируют национализм в худшем его понимании.
Параллельно с этим, считая, что Православная Церковь тормозит развитие народов по западным моделям (см. заявление Всемирного Банка), они систематически работают над тем, чтобы ориентировать Церковь на Запад, продвигая и поддерживая экуменизм и всяческое сотрудничество с отпавшими от истины западными христианскими религиозными общинами.
Эту политику в открытую поддерживает Вселенский Патриархат, увлекая в водоворот экуменизма и остальные Православные Церкви на правах координирующего центра. Он в одностороннем порядке реализует неприемлемые инициативы (такие как совместные молитвы и литургии, конференции и т.д.) в рамках дешевых антицерковных популистских «разговоров о взаимной любви»…
Параллельно с политическим стремлением вывести Украину из-под влияния России и включить ее в состав НАТО и ЕС, чтобы нанести удар по Москве, развиваются и церковные инициативы…
Церковная проблема на Украине сегодня добавляется к десяткам других фронтов, открытых нынешним Патриархом Варфоломеем, вероятно, по наущению и приказу Запада и определенных центров беззакония в Православной Церкви!
Ведь с любой точки зрения непростительными представляются самовольные действия Патриарха по отправлению экзархов на Украину, совершаемые, вероятно, в обмен на скрытую политическую и денежную поддержку, как широко писалось в прессе.
Непростительно и то, что он не прислушивается к голосу остальных Православных Церквей, выступающих за каноническую Украинскую Церковь! Непростительно опираться на Вашингтон и проводить раскол Православия, дабы услужить выразителям тайны беззакония и изолировать Русскую Церковь…
Весь этот спектакль, поставленный Фанаром, похож на то, что предшествовало Ферраро-Флорентийскому собору, когда в Ромейской (Византийской) империи царили коррупция и гниение, а Патриархат в буквальном смысле подчинялся политической линии императора, искавшего любым путем помощи с Запада. Помощи, которая так и не была оказана…
Видимо, Фанар и его руководство, в основном получившее образование на Западе, не исключая и самого Патриарха, не усвоили тот урок и предпочли следовать не за колесницей Христа, а за колесницей беззакония, а именно приверженцев «нового порядка» и глобализации. Похоже, боятся потерять роскошную жизнь и эфемерные удовольствия, обеспечиваемые теми, кто последовательно ведет их к медленной духовной смерти!
Ведь то, что Патриарх Варфоломей принимает знаки внимания и почести от США, подчиненных тем самым тайным центрам беззакония, в действительности свидетельствует о его церковном падении, как говорит мудрый народ!
Так что, прежде чем вмешается Бог (так как ныне уже искажается истина веры), хорошо бы Патриарху Варфоломею и сонму льстецов, которые его окружают, прислушаться к голосам благоразумных предстоятелей, таких как, например, Патриарх Александрийский Феодор, и приступить к делам, угодным Богу, а не дому Ротшильдов, Соросу и иже с ними.
***
Автор статьи «Патриарх Варфоломей и геополитические проекции Украинского вопроса» 2 известный блогер Метикос также оценивает предоставление автокефалии Украинской Церкви как «очевидно незаконное с церковной точки зрения и ошибочное в политическом плане решение».
В своей публикации он обращает внимание на некоторые канонические аспекты «украинской проблемы»:
«В «спонтанных» интервью «премудрые друзья», в числе которых и Константинопольский Патриарх Варфоломей, ссылаются на правила Вселенских соборов и толкуют их так, как им удобно, хотя знатоки церковных текстов их в полной мере прояснили. Так, получивший мирское образование епископ Христупольский Макарий толкует по своему усмотрению Девятое и Семнадцатое правила IV Вселенского Собора, поддерживая идею о том, что в 451 г. на Константинопольскую Церковь была возложена «межцерковная ответственность» за рассмотрение священнических апелляций.
Достойным упоминания является тот факт, что первым толковать по своему усмотрению священные правила взялся епископ Римский Зосима, который безуспешно ссылался на право Верховного судьи после Сардикийского Собора (343 или 347 г.).
Однако епископ Христупольский Макарий, зная о том, что полуправда – это целая ложь, утверждает, что Девятое и Семнадцатое правила IV Вселенского Собора дают епископу или священнику, который «осужден своим Митрополитом или местным Собором и считает, что осужден несправедливо, <право на то, чтобы> каноническим образом прибегнуть к помощи Константинопольского Престола, который ответственен за повторное рассмотрение его дела и за вынесение окончательного решения». То есть, по мнению епископа Христупольского, г-н Варфоломей, «выносящий окончательные решения», обладает правами, превосходящими решения Вселенского Собора!
Специалисты в области церковного права утверждают, что Девятое и Семнадцатое правила IV Вселенского Собора не определяют новую степень юрисдикции Архиепископа Константинопольского и не наделяют его полномочиями Верховного суда, которыми обладает только Вселенский Собор.
Согласно толкованию Феодора Вальсамона, решения каждого Патриарха не подлежат повторному рассмотрению другим Патриархом: «Суд Патриарха обжалованию не подлежит и не пересматривается другим, что является принципом церковных судов». Св. Никодим Святогорец относительно Девятого и Семнадцатого правила IV Вселенского Собора пишет: «Константинопольский <Патриарх> не имеет власти действовать в юрисдикции и на территории других Патриархов, а также этим правилом (Девятое правило) ему не дано право обжалования решений во всей Церкви…».
Если те, кто желает выказать почтение и услужить Патриарху Константинопольскому, не хотят взять на себя труд прочитать написанное Св. Никодимом относительно Девятого и Семнадцатого правила IV Вселенского Собора и прибегают к преувеличению и искажению текстов <священных правил>, пусть ответят на следующий вопрос: почему Константинопольский Патриарх Варфоломей в официальном письме от Патриархата ко Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси признал, что «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая, чтобы это привело к каким-либо трудностям в нашей сестринской Церкви»?
Он отказался от права верховного судьи или знал, что «обжалованию не подлежат» – по Вальсамону – решения Предстоятеля Русского Патриархата, который с XVI века, как новый член Пентархии, согласно Св. Феодору Студиту, является частью «пятиглавого тела Церкви»?
Св. Никодим Святогорец пишет: «Как говорит и Зонара, не над всеми без исключения митрополитами константинопольский Патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему» (толкование 17 Правила IV Вселенского Собора). В толковании Пятого правила Сардикийского Собора он говорит: «только в отношении подчиненных Константинопольскому патриарху имеет Константинопольский патриарх право пересмотра ранее вынесенных решений, так же как Римский епископ имеет право пересмотра ранее вынесенных решений только в отношении подчиненных Риму».
Очевидно, что Патриарх Варфоломей знает, что соборные решения автокефальных Церквей лежат за пределами его полномочий, и соответственно, соборные решения Московского Патриархата не подлежат пересмотру по Девятому и Семнадцатому правилам IV Вселенского Собора. Таким образом, хотя и не следовало, он совершил первый и решающий шаг на пути вовлечения Вселенского Патриархата в геополитические игры власть имущих века сего, объявив в соответствии с заранее разработанным планом Украину епархией Константинопольской Церкви. Иначе же, как он и сам признал в официальных посланиях Константинопольского Патриархата 1992 г. и впоследствии 1997 г., он не имел права судить священнослужителей, осужденных за раскол и изверженных из сана с наложением анафемы по решениям Священного синода Русской Православной Церкви.
Совершенно ясно, что «самовольное» предоставление автокефалии раскольнической церкви Украины не удается серьезно обосновать ангажированными интервью и тому подобным, так как автокефалия Украинской церкви является чем-то большим, нежели церковная проблема, будучи частью геополитических игр американцев, а также – цитируя украинского президента Порошенко – «вопросом национальной безопасности».
На той же волне находится и специальный представитель Министерства иностранных дел США по вопросам Украины Курт Волкер, который уверен, что «Отделение Православной Церкви Украины от Московского Патриархата подчеркнет тот факт, что в политическом плане Владимир Путин потерял Украину».
Для того чтобы воплотить в реальность геополитические планы американцев и стремления украинцев, нужно было создать новую автокефальную Церковь. Учитывая, что Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий является священнослужителем Московского Патриархата и не желает отделяться от Русской Православной Церкви, необходимо было найти тех, кто готов выступить инструментом реализации геополитических замыслов. Этими инструментами стали Филарет Денисенко, чье извержение из сана и анафему письменно признал г-н Варфоломей, и Макарий Малетич, не прошедший каноническую хиротонию (!), но являющийся «священнослужителем» некой «церкви», созданной в 1921 г.
Впрочем, ни один из этих планов не мог бы осуществиться без участия Константинопольского Патриарха Варфоломея, который, во-первых, объявил Украину канонической епархией Вселенского Патриархата и впоследствии пожелал действовать «против канонических полномочий, как устроено в отношении рассмотрения апелляций архиереев…», восстановив священнослужителей, изверженных из сана и преданных анафеме Священным синодом Русской Православной Церкви...
Ошибка Вселенского Патриарха Варфоломея не только в том, что он спровоцировал беспрецедентные разногласия в Православной Церкви, которые продолжает усугублять заявлениями типа «Нравится это нашим русским братьям или нет, но рано или поздно им придется последовать решению, которое примет Вселенский Патриархат, так как у них нет другого выбора» (!) – заявлениями, которые выдают утрату самообладания г-ном Варфоломеем и обличают ложность громких патриарших заявлений «ради устойчивости святых Божиих Церквей как на Востоке, так и на Западе».
Это авторитарное и конфронтационное заявление свидетельствует о проявлении сокровенного желания навязать Православной Церкви феодальную систему управления и заменить синодальное устройство авторитарно-монархически-централизованной системой…
Губительная же ошибка г-на Варфоломея заключается в том, что он покорно сделал многовековое учреждение Вселенского Патриархата частью планов внешней политики США, скомпрометировав таким образом духовную вселенскость Константинопольской Церкви и сделав Патриархат до времени «удобным орудием всякого политического нововведения».
Свидетельствует об этом и архидиакон Вселенского Престола Иоаннис Хрисавгис, который в стремлении защитить выбор его духовного отца утверждает в своей статье: «Было бы соблазнительно, если не наивно, интерпретировать разрыв между Константинополем и Москвой – на этот раз в связи с автокефалией Украины – с точки зрения внутренней конкуренции за власть и юрисдикцию. Реальность значительно сложнее, нежели внутриправославное столкновение. Помимо религиозных интриг есть и геополитические проекции, в связи с чем сложившаяся ситуация выходит далеко за рамки простого осуществления права или демонстрации власти»!
***
Статья Панайотиса Катрамадоса «Автокефалия недействительна, если ее не признают все 14 поместных Церквей»3 опубликована в газете Ортодоксос типос:
«Несмотря на то, что мы живем во времена демократии, Фанар принимает решения и отдает приказания подобно турецкому султану. Якобы в целях преодоления «раскола» он решил усугубить этот раскол автокефалией! Его манипуляции, кульминацией которых стало вероломное предоставление автокефалии украинским раскольникам, отделенным от единой Церкви, оживили мрачные воспоминания. Но самое печальное – это то, каким образом Вселенский Патриархат попытался оправдать содеянное»
Объявление (Вселенского Патриархата – прим. пер.) от 11 октября 2018 г. останется памятником церковного произвола», полагает Катрамадос.
Комментируя решение Фанара «Отменить обязательства Синодального письма 1686 года, выданного при обстоятельствах того времени, которое предоставляло в порядке икономии право Патриарху Московскому рукополагать Киевского митрополита, избранного собором духовенства и верующих его епархии, который должен поминать Вселенского Патриарха как своего Первоиерарха при любом богослужении, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Матери-Церкви Константинополя», колумнист газеты «Ортодоксос типос» подчеркивает:
«Приведенное положение полностью противоречит богословию и церковной морали. Прежде всего, речь идет об одностороннем действии. Такому решению предшествовало двустороннее соглашение. Как же в таком случае соглашение расторгается одной из сторон?
Во-вторых, если Фанар наделяет и лишает на основании решений своего Синода, это порождает, помимо волнений, церковное неравенство, при котором одному лицу (Вселенскому Патриарху вкупе с Синодом, исполняющим при нем роль декоративного органа) принадлежит право предоставлять и отменять привилегии и автокефалии, при том что его самого никто не контролирует. Следовательно, он занимает положение выше всех остальных, являясь их «главой» и «источником», подобно римскому папе.
В-третьих, все решения Фанара, определяющие, кто управляет, кто подчиняется, кого упоминают, ни в коей мере не основаны на Традиции, а исключительно на произволе.
В заключительной части заявления от 11 октября сказано: «Обратиться ко всем вовлеченным сторонам с призывом воздерживаться от захвата церквей, монастырей и другого имущества, а также от любых иных насильственных действий и мести, чтобы побеждали мир и любовь Христова».
Это заключительное положение делает Фанар виновным во всем, что произойдет далее. Призыв избегать насильственных действий свидетельствует о том, что Фанар полностью осознает, что его решения неизбежно взорвут ситуацию. Значит, продолжая свои действия по предоставлению автокефалии раскольникам и лишенным сана и осознавая последствия, Фанар несет полную ответственность за это перед Богом и людьми.
Элладская Церковь и богословские школы обязаны осудить Фанар, прежде всего в связи с тем, что вопреки явному запрету, содержащемуся в священных канонах, он основал вторую Каноническую Церковь в пределах одной церковной области…
Тот факт, что это происходит в «диаспоре», никак не оправдывает его, а, напротив, требует того, чтобы подобные преступления больше не повторялись. Во-вторых, (Фанар – прим.пер.) действовал единолично, даже не рассматривая мнение остальных 13 равноправных во всех отношениях Предстоятелей. Кроме того, они должны указать ему на то, что поместная Церковь становится «автокефальной» не тогда, когда об этом объявит один из Патриархатов, а тогда, когда автокефалию признают все 14 Православных Церквей…
Мы боимся, что очень скоро настанет момент, когда Фанар услышит глас небес: «Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Кн. Пророка Осии, гл. 4:6)»».
Редакция благодарит всех оказавших помощь в подготовке материала.