Война на Донецк и Луганск одна, а заговор врозь
Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
Спецкоры «КП» попытались разобраться, что стоит за попыткой «переворота» в ЛНР
Вчера 12:58136
На предвыборных плакатах нынешние заговорщики Цыпкалов (слева) и Карякин (справа) поддерживали Игоря Плотницкого.
На предвыборных плакатах нынешние заговорщики Цыпкалов (слева) и Карякин (справа) поддерживали Игоря Плотницкого.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
«Дворцовый переворот»
В этой таинственной истории было решительно ничего непонятно с самого начала. А попытки официальных лиц объясниться с недоумевающими гражданами лишь добавляли тумана в и без того хмурую осень Луганской республики. В сентябре на одном из совещаний кабинета министров глава ЛНР Игорь Плотницкий как бы между делом ошарашил и чиновников: «Была очередная попытка переворота. Точнее, попытка создать прецедент якобы возмущения украинского народа, и под это все должна была зайти украинская армия». Пока министры пытались переварить услышанное, Плотницкий поспешил их успокоить, запутав окончательно: «Мы работали на опережение. Мы все прекрасно знаем. Знаем и тех внутренних врагов, и наверняка тех, у которых есть покровители, возможно, даже в Российской Федерации».
Тут, конечно, человек, следящий за событиями в Донбассе, должен задуматься, почему эта попытка «очередная» - на Луганщине давно идет «эпоха дворцовых переворотов»? И что это за влиятельные недруги в России, только благодаря которой ЛНР держится на плаву? Но руководитель соседней республики подбрасывает новую загадку. «В Луганск для ликвидации последствий госпереворота было переброшено подразделение «Спарта», - раскрывает неизвестные детали глава ДНР Александр Захарченко. По его словам, в задачи отдельного разведбата Моторолы (одного из лучших отрядов в Донбассе) входила... охрана границ ЛНР. Видимо, чтобы украинские войска не вошли «по просьбам трудящихся». Палочку эстафеты фантасмагорического сумбура снова перехватил Плотницкий, пояснив, что «трудящимися» должна была стать местная молодежь, одурманенная заговорщиками. Зачем им зазывать в Луганск украинскую армию - очередная загадка. Ведь среди задержанных - замкомандующего корпусом народной милиции ЛНР Виталий Киселев и бывший премьер республики Геннадий Цыпкалов. В розыск объявлен экс-глава народного совета ЛНР Алексей Карякин. Общественности показали груду оружия, которое принадлежало заговорщикам. Затем вдруг Цыпкалова находят в камере повешенным. «Вероятно, осознав, что предоставленная им оперативная информация безусловно опасна для его жизни и будут предприняты попытки его физической ликвидации находящимися на свободе заговорщиками, совершил самоубийство путем повешения», - гротескно объяснили в генпрокуратуре ЛНР. Опасался за свою жизнь, потому и повесился...
«Сумеречная зона»
С багажом неудобных вопросов мы пересекали границу ДНР и ЛНР, направляясь в Луганск из Донецка. Между двумя республиками стоит таможенный пост, подчеркивающий самостоятельность двух непризнанных государств. Хотя со стороны это выглядит диковато. Зачем отгораживаться друг от друга в тяжелые времена?
Сразу за постом наша средняя скорость резко снизилась вместе с качеством дороги, превратившейся в бесконечную стиральную доску. Заехав из России в ДНР, мы были поражены: разбитая войной в клочья дорога от границы до Донецка превратилась в отличную трассу, а местами даже в автобан. В отличие от ЛНР, где выбоины приходится объезжать словно на слаломе. Луганщина и до войны резко контрастировала с богатым и богемным Донецком. Сейчас же этот контраст просто кричит. Из солнечного оптимистичного царства с небоскребами, бутиками и кофейнями ты вдруг въезжаешь словно в сумеречную зону, пропитанную тяжелой депрессией (хоть и не без светлых пятен).
Первое, что нас встречает на въезде в Луганск - разбитый автосалон одного корейского бренда. При этом в Донецке, наоборот, открываются автосалоны, в них стоят новенькие «ВАЗы». За автосалоном дорога перекрыта, объезд - ремонтируется виадук над вокзалом. Ямы-колодцы на этом мосту мы будем помнить всю жизнь. Как и наша машина. Город по-прежнему пустоват, темен и к семи часам вечера вымирает. Даже в самом центре, на «золотой миле», еще есть магазинчики и дома с прямыми попаданиями - их не трогали и не ремонтировали с августовских боев 2014 года. При этом сетевые супермаркеты «Спар» ассортиментом и выкладкой товара не отличаются от московских магазинов, разве что цены процентов на тридцать ниже, а продукты вкуснее. Колбасы и молочки пугающее изобилие, все местное, луганское.
- Люди у нас устали очень, - признается знакомый журналист. - Вы выйдите на улицу, спросите про этот переворот - всем по фигу. Работы нет, денег нет. У меня знакомый врач-хирург на три ставки работает и получает 6000 рублей в месяц. Так он спать не успевает. Обиженных, конечно, очень много, в том числе и на Россию. Но не до такой степени, чтобы в Украину возвращаться.
В городе до сих пор следы войны бросаются в глаза. Брошенные магазины и разрушенные супермаркеты никому не нужны.
В городе до сих пор следы войны бросаются в глаза. Брошенные магазины и разрушенные супермаркеты никому не нужны.
Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
«Захват власти с целью наживы»
Достаточно легко получаем официальный комментарий по перевороту.
- Была оперативная информация, сработали спецслужбы и следственная группа, - старательно избегал конкретики и охранял тайну следствия генпрокурор республики Заур Исмаилов. - Были задержаны лица, с ними произведены следственные действия, от этих показаний мы и отталкивались. И параллельно Украина стягивала войска к линии разграничения. Вы знаете, что главы в это время не было в республике. Чем бы это закончилось - одному Господу Богу известно.
Игорь Плотницкий в те дни действительно выезжал в Россию - на похороны своих родителей. По неофициальной информации, они отравились грибами. Впрочем, понятное нежелание главы ЛНР раскрывать детали семейной трагедии тут же породило массу конспирологических версий, увязанных в одну цепочку и с летним покушением на Плотницкого, и с переворотом.
- У нас появляются новые данные, мы перепроверяем, допрашиваем, - продолжал генпрокурор. - Есть большой круг лиц, которым было что-то известно. Основные фигуранты по делу - Цыпкалов, Карякин, Киселев.
- Каков был их мотив?
- Основная версия, по которой двигается следствие, это захват власти с целью, как бы вам сказать проще... Это крышевание контрабанды, сигарет и акцизной группы, это копанки (кустарные угольные шахты. - Ред.) - чем богата земля Донбасса. 400 с лишним километров границы. Скажу так - логистика для контрабандиста очень интересная. А мы перерезали все эти тропы. В бюджет должны поступать налоги. Это же ужас что творилось! Бензин, который заходил такими партиями, что даже на ДНР хватало. И ни копейки в бюджет! На сегодняшний момент работает нормальная прозрачная схема.
След, которого не было
Любопытно, но генпрокурор ни слова не сказал нам об украинском следе. И было бы странно, если бы основные персонажи были замечены в связях с Украиной. Цыпкалова и Карякина мы помним еще с 2014 года - штурм здания СБУ, подготовка референдума... Еще совсем недавно втроем, вместе с Плотницким, они были на одном предвыборном плакате. Оба поддерживали будущего главу... Что же пробежало между ними, что бывших соратников обвинили в самом страшном - сотрудничестве с Киевом? Об этом можно было расспросить только самого Плотницкого. Но он, узнав о теме интервью, от общения с нами отказался. Как и все чиновники в Луганске, с которыми мы пытались обсудить эту тему.
При этом разыскиваемый заговорщик Карякин на контакт с журналистами «КП» пошел охотно. Мы общались через соцсети.
- По какой причине вы покинули ЛНР? В генпрокуратуре рассказали о деле с нападением на сотрудников при исполнении...
- Это был повод убрать меня с поста. По сути, на меня было совершено покушение. Дело перевернуто, и обвинили меня.
- Поддерживали ли вы связь с теми, кого сейчас обвиняют в попытке переворота? Они знали, что их собираются арестовать?
- Я со всеми всегда общался и никогда не расставлял акценты на личности. Нет, они не думали об этом. Они были уверены в себе. Уехать могли, но им это было делать незачем. Они ни в чем не виноваты.
- Из нескольких заявлений Плотницкого можно сделать вывод, что заговорщики имели связи с украинской стороной. Вы, как человек, знающий их лично, можете такое предположить? Какое отношение у тех же Цыпкалова и Киселева было к украинским спецслужбам, военным?
- Какое у них может быть отношение к тем, кто в них стрелял? Конечно же, как к врагам. Это исключено.
- Все-таки, по-вашему, что это было? Я читал ваше мнение: мол, идет зачистка. А зачем?
- Видимо (Плотницкий) убирает тех, кто может составить ему конкуренцию...
- Здесь много говорят, что фигуранты переворота (к коим причисляют и вас) сидели на контрабанде. А потом все эти потоки резко перекрыли. Вот, мол, и взбунтовались...
- О какой контрабанде идет речь? Если вы пообщаетесь с теми, кто этим занимается, то услышите как раз обратное. Так называемая личка Плота (личная охрана Плотницкого) как раз и крышует всю контрабанду. Причем не скрывая этого.
- Но зачем устраивать такой шум? Можно же было и меньший повод найти для устранения конкурентов. Та же контрабанда.
- Паранойя. Он возомнил себя неким Эрдоганом. Ведь все, что он несет, это то, что в новостях уже было. Но в других странах.
Николай Пономарев с супругой у своего нового дома в Хрящеватом, который построили власти взамен сгоревшего во время боев.
Николай Пономарев с супругой у своего нового дома в Хрящеватом, который построили власти взамен сгоревшего во время боев.
Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
«Кто не понял, тот поймет»
К концу командировки нам стало ясно - никто более из официальных лиц пресловутый «переворот» комментировать не будет. Стена. Блок - так называют это явление пиарщики. Параллельно мы приставали к разным чиновникам: «Расскажите про что-нибудь хорошее!» Те мялись. Краем уха услышали о программе «100 домов», по которой действительно восстановили жилье в селах, страшно пострадавших в приграничных боях. В одном из них, Хрящеватом, мы были осенью 2014 года. Будет с чем сравнивать. Но попасть туда оказалось непросто. Все ответственные лица из министерства ЖКХ вдруг оказались на больничном. Из министерства информации нас перевезли в пресс-службу МЧС. Его глава по совместительству - вице-премьер, отвечающий за восстановление. Его помощница Анна не говорила, а строчила из пулемета:
- Все сотрудники уехали на выходные в Россию, никого нет. Нет, просто так поехать туда нельзя, у вас же будет видеофотосъемка? О ней надо договариваться минимум за неделю...
Мы прокляли всю бюрократию, плюнули, сели на машину и через 8 минут оказались в Хрящеватом. Зашли в первый попавшийся отстроенный дом. Пенсионер Николай Пономарев ради нас прервал сиесту. Он был очень благодарен республике за помощь, чиновники зря пугались. И о «перевороте» ничего не слышал.
- 25 декабря прошлого года заселились, зиму провели в своем доме. Отопление - двухконтурный котел, горячая и холодная вода, ванная, - нахваливал жилье Николай Серафимович.
- Как попали в программу?
- У нас 82 погорельца. Собрали всех в совете и провели жеребьевку на первые 25 домов. Там и слезы были, и радость. Вытянул бумажку с надписью «дом». На каждый роток, конечно, не накинешь платок. Всем не угодишь. Но крыша ж есть над головой. Хотя мы до сих пор возмущаемся, что с нас за подвод газа требовали 6754 рубля. Тут же все уже подведено было до этого. А у нас какие копейки были, и те погорели. Где деньги взять? Мы получаем две тысячи рублей с хвостиком местной пенсии. Украина всячески блокирует получение их пенсии. Сегодня только оттуда вернулся. Чтоб переоформить пенсию, надо семь кругов ада пройти. Издевательство над людьми. Там получаем: жена - 1300, у меня 1130 гривен. Ну я ладно, ходячий. А 80-летние? Ходят там, пытаются прописаться, сознание в очередях теряют. Кстати, техпаспорт на дом тоже до сих пор не дали. Не будет ли так, как с газом?
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В ДНР каким-то чудесным образом удалось избежать деления на уделы, вотчины и феоды. В ЛНР этот процесс упустили: как только в Дебальцево закончилась активная фаза боев, полевые командиры успели «сесть на землю». На землю с людишками и предприятиями, и плевать они хотели на то, что в ЛНР начали строить вертикаль власти и армию. Умные люди понимали - противостоять государству Украина может только государство, а не «шура полевых командиров». И снабжать армию, если это армия, конечно, нужно централизованно, а не с помощью «отжима», «бизнеса» и «потоков». Разумеется, многим это страшно не понравилось... В свое время Рамзан Кадыров, переживший подобный процесс централизации кланового или тейпового общества, «отлил в граните» фразу: «Кто не понял, тот поймет». В ДНР непонятливым хватало кратковременной отсидки «на подвале», беседы или бессрочного отбытия в РФ. В ЛНР, к сожалению, все вылилось в кровавую карусель в духе 90-х. И совершенно не хочется копаться в этом - кто кому занес, кто на каких потоках сидел и за кого «мазу держал». Это нужно пережить, как переживаются все гражданские войны. А там, на Донбассе, шла и идет гражданская война и власти действуют по законам военного времени. Война еще не закончилась, если кто-то вдруг позабыл...
http://m.kp.ru/daily/26595/3611344