О последних изменениях военно-политической обстановки в регионе Южного Кавказа
Регион бывшего советского Закавказья (Южного Кавказа) по-прежнему остается одним из самых милитаризированных в мире и где поддерживается достаточно высокий уровень военной и военно-политической активности. В предлагаемой вниманию читателя статьей мы остановимся лишь на некоторых элементах этой активности в регионе, в том числе и с участием крупных внешних игроков.
В частности, в начале апреля пришло сообщение о том, Грузия планирует потратить 10 миллионов лари (около 4 миллионов долларов) на строительство центра боевой подготовки в поселке Вазиани (близ Тбилиси) по аналогу немецкой базы Хохенфельс, где проходят подготовку военнослужащие, принимающие участие в миротворческих миссиях под эгидой НАТО. Американские инструкторы обучают военных ведению операций против повстанцев (COIN), подготовке, расчистке, удержанию поля боя и соблюдению правил безопасности. При этом учебная обстановка в Хохенфельсе максимально приближена к условиям в Афганистане и Ираке. «Вазиани выбрали потому, что рядом есть полигон, что абсолютно облегчает вопросы логистического обеспечения, облегчает также и вопрос передвижения. Грузия уникальна тем, что конкретная территория Вазиани дает возможность того, чтобы днем и ночью, так чтобы не беспокоить население, вести любого типа практические учения. Как вам известно, сама территория не населена густо. Там пустыня, соответственно, эта территория дает возможность вести огонь как ночью, так и днем», – заявил глава Генштаба Вооруженных Сил Грузии Владимир Чачибая.
Центр в Вазиани будет единственным подобным проектом на Южном Кавказе (видимо, пока речь идет о единственном подобном проекте НАТО в регионе). Он будет структурной единицей, входящей в состав совместного центра тренировок и оценок Грузия-НАТО (JTEC), открытого в августе 2015 года на территории Национального учебного центра «Крцаниси». По масштабам он будет меньше Хохенфельса, будучи рассчитан на батальон, отметил В. Чачибая.
Центр будет построен в рамках рамочного соглашения в сфере безопасности на 2016-2019 годы, оформленного между Грузией и США в конце прошлого года. Договор также является продолжением меморандума «Об углублении сотрудничества в сфере обороны и безопасности между Грузией и США», подписанного в Тбилиси в июле 2016 года премьер-министром Георгием Квирикашвили и госсекретарем США Джоном Керри.
Глава военного ведомства Грузии Леван Изория отметил, что средства для строительства центра удалось привлечь благодаря оптимизации и реорганизации, которая началась в оборонном ведомстве в декабре 2016 года и завершилась в январе 2017 года. Благодаря этому министерству обороны удалось сэкономить 32 миллиона лари (более 13,2 миллионов долларов). Одновременно, со слов Чичибая, США выделят Грузии от 60 до 70 миллионов долларов для военной помощи. Подготовка к строительству центра уже началась, в феврале 2017 года Грузию посетила группа советников американской корпорации CUBIC, которая сотрудничает и помогает развитию МО Грузии с 2003 года.
Таким образом, налицо реализация достаточно амбициозного плана по расширению военной и военно-учебной инфраструктуры НАТО в Грузии. Наличие такой инфраструктуры является одной из существенных предпосылок если не скорого членства в североатлантическом блоке, то, во всяком случае, максимально тесного партнерства. Более чем очевидно, что эта тенденция сохраняет устойчивость и будет продолжена.
5 апреля с.г., за 11 дней до начала масштабный войсковых учений, президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о применении закона «О военном положении», принятого ещё в середине февраля. В законе под «органами военного управления» подразумеваются министерство обороны, министерство внутренних дел, министерство чрезвычайных положений, Особая государственная служба охраны, Служба государственной безопасности, Государственная пограничная служба, Государственная служба по мобилизации и призыву на военную службу. В документе приводятся правила обеспечения режима военного положения, говорится об обеспечении прав физических и юридических лиц в условиях военного времени, а также гражданской и территориальной обороны, характере действий размещенных вдоль линии фронта военных частей, ведении пропаганды в прифронтовой зоне. Также закон обосновывает причины, цели и основания объявления военного положения.
Закон «О военном положении» предусматривает применение военной цензуры, применяемой в Азербайджане в случае объявления военного положения. Согласно статье закона, военная цензура представляет собой предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с органами военного управления и государственными органами и должностными лицами, а также осуществление контроля за перепиской, телерадиовещанием, телефонными и радио переговорами с целью недопущения распространения сведений, содержащих государственную тайну.
Почти одновременно, правительство Армении утвердило порядок объявления тревоги при чрезвычайной ситуации или вооружённом нападении. Для этого будут использоваться все каналы связи – телевидение, радио, интернет и сообщения на телефоны, а также стационарные и передвижные репродукторы. Виды сигналов тревоги: «Воздушная тревога» (при воздушной атаке и её опасности) и «Всем внимание» (при чрезвычайной ситуации или вооружённом нападении либо его угрозе). Органы местного самоуправления должны провести эвакуацию населения в отведённые укрытия. При чрезвычайной ситуации республиканского масштаба решение объявить тревогу принимает премьер-министр, при вооружённом нападении на Армению либо его непосредственной опасности – оперативная служба уполномоченного органа, на основе данных от министерства обороны.
Очевидно, что в Баку и Ереване привязывают законодательную базу к складывающимся реалиям и соответственно, идет подготовка силовых структур к тем или иным действиям. Эти приготовления выражаются в учениях и не только военных, но государственных и гражданских структур.
В частности, 16 апреля согласно плану, утвержденному Президентом Азербайджанской Республики, начались широкомасштабные учения с целью проверки боевой готовности войск, организации управления силами и средствами, их взаимодействия в условиях приближенных к боевым. В учениях задействованы до 30 тысяч военнослужащих личного состава, более 250 единиц танков и бронетехники, до 200 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, 25 единиц боевой авиации различного назначения, а также новые средства радиоэлектронной разведки и беспилотные летательные аппараты. Это уже вторые масштабные учения азербайджанской армии в этом году. В ходе манёвров будут отработаны различные способы ведения современного общевойскового боя и операций в сложных рельефных условиях, т.е. в горной местности. Согласно плану учений, будут выполнены задачи:
— по передислокации войск и пунктов управления в районы оперативного назначения,
— сбору и отправке мобилизационных ресурсов по назначению,
— созданию ударных группировок и их применение на избранных направлениях,
— переводу военной авиации на запасные аэродромы,
— выводу ракетных и артиллерийских войск на временные огневые и стартовые позиции.
Заметим, что начало учений, которые продолжатся до 21-го апреля, совпало с началом пасхальных праздников в Армении и Нагорном Карабахе. Учитывая исторический опыт, который указывает на то, что почти все войны начинались в выходные или праздничные дни, выглядит вполне естественным, что армянские подразделения на линии соприкосновения сторон и границах несут боевое дежурство в усиленном режиме. Одновременно, в Армии Обороны (АО) непризнанной Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) незадолго до начала учений проводимых ВС Азербайджана были организованы трехдневные сборы по переводу боевой техники на летний режим эксплуатации.
Кроме того, Армения направила в ОБСЕ обращение, в котором указала на нарушения со стороны Азербайджана, не уведомившего членов Организации о проведении масштабных учений, сообщил агентству Sputnik Армения пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян: «Мы уже обратились в ОБСЕ по поводу проведения учений. Азербайджан нарушает договоренности, связанные с численностью войск». По его словам, согласно Венскому соглашению, если численность задействованных в учениях войск превышает девять тысяч человек, то об этом должно быть уведомлено ОБСЕ.
Как известно, в начале апреля стороны нагорно-карабахского конфликта, журналисты и эксперты работающие по тематике связанной с бывшим советским Закавказьем, отметили годовщину прошлогодней «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе рядом публикаций. В некоторых из них отмечалось, что время боевых действий наибольший урон армянские подразделения понесли от действий БПЛА израильского производства. В сентябре прошлого года появились сообщения о том, что на предприятии AZAD Sistemlər производственного объединения Şərq Министерства оборонной промышленности Азербайджана начато производство БПЛА Zərbə, оснащенного современным разведывательным оборудованием и тактическими атакующими системами уничтожения. Надо полагать, что производство этого БПЛА будет осуществляться по израильской лицензии.
Между тем, в ВС Армении и АО Республики Арцах за последний год произошёл ряд важных качественных изменений из чего следует, что БПЛА азербайджанских ВС более не смогут чувствовать себя на приемлемом уровне безопасности над полем боя или в других эпизодах. Речь, в частности, идет об интервью с заместителем начальника войск ПВО ВС Армении, заместителем начальника управления, полковником Артуром Погосяном. В данном интервью впервые упомянуто:
— о модернизации имеющихся в наличии радиолокационных средств. Прежние радиолокаторы не были предусмотрены для эффективного обнаружения летательных устройств небольших размеров. После апрельских событий 2016 года силами военно-промышленного комплекса Армении разработана эффективно действующая радиолокационная станция нового поколения, которая успешно прошла государственные испытания и уже несколько месяцев осуществляет боевую смену в войсках ПВО;
— о приобретении в довольно большом количестве переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла-С» и «Верба».
Качество модернизации РЛС было подтверждено на практике 4 марта с.г., когда силы ПВО Республики Арцах поразили беспилотник израильского производства «ORBITER» ВС Азербайджана. Он был обнаружен вышеупомянутой модернизированной РЛС и сбит ракетой ЗРК «Оса-АК».
Что касается ПЗРК «Игла-С», то он принят на вооружение в ВС РФ 2002 году и с вероятностью в 0,8 – 0,9 поражает БПЛА и низколетящие крылатые ракеты. Еще более впечатляющим и современным видом ПЗРК является «Верба», который предназначен для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. ПЗРК «Верба» поступил на вооружение в России в 2014 году. Вооруженные силы Армении оказались единственными за пределами РФ, на вооружении которых стоит данный тип ПЗРК. Последнее обстоятельство является очень важным и выбивает ряд козырей из рук противников членства Армении в ОДКБ и военно-политического союза с Россией.
Как полагает заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, «Политическая сторона заключается в том, что после «Искандеров» «Верба» по меньшей мере, второе современное оружие российского производства, первым иностранным покупателем которого стала Армения. Это – современное вооружение, которое не имеют даже многие российские подразделения. Это более усовершенствованная модель «Иглы», хотя замначальника войск противовоздушной обороны ВС Армении заявил, что мы получили и комплексы «Игла-С». Это говорит о том, что в военно-техническом сотрудничестве с Россией мы пользуемся не только оружием, так сказать, «second hand», но получаем и самые современные виды вооружений. И это происходит в рамках представленного Россией кредита».
Наличие на вооружении в армиях Армении и Республики Арцах таких ПЗРК как «Игла-С» и «Верба» дают возможность бороться со всеми существующими воздушными мишенями, в том числе и с небольшими объектами, в частности, с БПЛА. Последнее обстоятельство резко снижает возможность эффективного использования в зоне конфликта БПЛА, особенно ударных, что, безусловно, будет способствовать поддержанию приемлемого военного и военно-технического баланса сил на линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Поддержание баланса сил, вероятно, снизит угрозу крупномасштабной эскалации конфликта и, в определенной мере, будет способствовать выполнению соглашений «О прекращении огня» (1994 г.) и «По укреплению прекращения огня в нагорно-карабахском конфликте» (1995г).
В целом, военно-политическая ситуация в регионе Южного Кавказа, продолжает оставаться сложной и напряженной. Высокий уровень милитаризации и неурегулированность конфликтов формируют достаточно сложную картину в этой зоне постсоветского пространства. Угроза эскалации здесь сдерживается сложной системой балансов и контрбалансов, решающая роль в формировании которых остается за Москвой. Это обстоятельство укрепляет позиции России как потенциального арбитра в регионе и при урегулировании конфликтов, прежде всего нагорно-карабахского.
Саркис Мартиросян
Vpoanalytics.com
https://cont.ws/@vpoanalytics/589594