НУЖНО, ЧТОБЫ СИЛЬНО ПОДУЛО. Пророчества о Третьей мировой войне. (републикация 2011г., священник Андрей Горбунов)
Священник Андрей Горбунов
Война в Сирии и другие кровавые события, происходящие сейчас в арабских и других странах, заставляют многих православных христиан еще раз вспомнить известные христианские пророчества, касающиеся грядущей третьей мировой войны
"Скопилось много пепла, мусора, равнодушия - и для того,
чтобы все это улетело, нужно,
чтобы сильно подуло"
Старец Паисий Святогорец.
Война в Сирии и другие кровавые события, происходящие сейчас в арабских и других странах, заставляют многих православных христиан еще раз вспомнить известные христианские пророчества, касающиеся грядущей третьей мировой войны. Согласно пророчествам, главной ареной третьей мировой станет Средний Восток (ср. напр. Откр. 9, 13-19 и предсказания старца Паисия Афонского).
Служители сатаны и грядущего антихриста делают сейчас все возможное для того, чтобы разжечь в этом регионе пламя большой войны (и чтобы вовлечь в войну как можно большее число стран). Для этого и организуются якобы «революции» в Египте, Ливии и других странах. Правители этих стран, которых западные СМИ называют «диктаторами», не допустили бы большой войны в регионе - они правили по 30-40 лет в своих странах и были заинтересованы только в стабильности. Вот и проводятся сейчас, под видом «революций», спецоперации по их смещению.
А тут еще катастрофа в Японии, сообщения о которой тоже навевают апокалиптические чувства. В Евангелии от Луки Господь наш Иисус Христос в беседе со своими учениками о Своем втором пришествии и признаках его приближения сказал: «Будут большие землетрясения по местам... уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (Лк. 21, 11 и 21, 25). (По другому переводу: «...народы будут трепетать в отчаянии от рева моря и бушующих волн».) В последнее время, когда так часто происходят необычайной разрушительной силы землетрясения, ураганы, цунами и наводнения, это пророчество выглядит особенно злободневным.
Катастрофа, происходящая сейчас в Японии («большие землетрясения», цунами, наводнения, радиоактивное заражение), и унесшая жизни многих тысяч людей, несомненно, является осуществлением указанного евангельского предсказания. То же самое можно сказать о катастрофах в Юго-Восточной Азии (2004 г.), в Новом Орлеане (2005 г.) и других. Частота землетрясений в последнее время неуклонно увеличивалась. Так, за первые четыре месяца 2010 года землетрясений было в пять раз больше, чем обычно. Вот список: 4 января, Соломоновы острова - 7,8 балла; 18 января, Гаити - 7 баллов; 7 февраля, Япония - 7 баллов; 26 февраля, Япония - 7 баллов; 27 февраля, Чили - 8, 8 балла; 11 марта, Чили - 7 баллов; 14 марта, Индонезия - 7 баллов; 19 марта, Россия (Бурятия) - 7 баллов; 4 апреля, Мексика - 7, 2 балла; 7 апреля, Индонезия - 7, 8 балла; 11 апреля Соломоновы острова - 7, 8 балла, 14 апреля, Китай - 7, 1 балла.
Конечно, с одной стороны, эти бедствия являются исполнением пророчеств. Но, с другой стороны, этот факт не исключает возможности того, что эти бедствия, специально организуются служителями зла, - по попущению Божию. Независимые специалисты считают, что многие стихийные бедствия последних лет являются следствием применения секретного супероружия - геофизического. Именно этим, по их убеждению, объясняется тот факт, что с 1960 года, когда было введено в строй американское геофизическое оружие по программе HAARP, во всем мире резко возросло количество стихийных бедствий, отмечается увеличение техногенных катастроф по вине людей, квалификация которых не подлежит сомнению, среди населения наиболее развитых стран неуклонно повышается процент людей с той или иной степенью нарушения психики. Надо полагать, что решения о применении сверхоружия принимает закулисное богоборческое мировое «сверхправительство».
Сначала «мироправители», служащие дьяволу и воплощающие на земле его богоборческие проекты, стращали весь мир советской угрозой, затем стали пугать международным терроризмом (организованным ими же), а теперь ими начата информационная кампания по поводу угрозы инопланетного вторжения. А «спасать» нас от злых инопланетян будут, надо полагать, добрые пришельцы (демоны) из «параллельного мира», который в настоящее время «новые физики», купленные масонским «мировым правительством», активно «открывают» (в частности, при помощи «большого адронного коллайдера»).
«ПРОРОЧЕСТВО ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ВСЕМ ПРАВИТ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ»
Эти слова принадлежат афонскому старцу монаху Иосифу Ватопедскому (Иосифу-младшему, ученику знаменитого старца Иосифа Исихаста)[ii]. В 2001 году паломники из России беседовали со старцем Иосифом Ватопедским о грядущих мировых событиях. Вот рассказ об этой встрече:
alt«У старца на лице написана благодать. Он сказал нам о судьбах мира и грядущих грозных событиях. Господь долго терпел беззакония наши, как перед великим потопом, но теперь наступает предел долготерпению Божию - пришло время очищения. Переполнена чаша гнева Божия. Господь попустит страдания для уничтожения нечестивых и богоборцев - всех тех, кто сделал современные безпорядки, вылил грязь и заразил народ. Господь попустит, что они с ослепленными умами будут уничтожать друг друга.
Много будет жертв и крови. Но верующим бояться не надо, хотя и для них будут скорбные дни, скорбей будет столько, сколько Господь попустит для очищения. Ужасаться этого не надо. Потом будет всплеск благочестия в России и во всем мире. Господь своих покроет. Люди вернутся к Богу.
Мы уже стоим на пороге этих событий. Сейчас все начинается, потом у богоборцев будет следующий этап, но они не сумеют осуществить свои планы, Господь не допустит. Старец сказал, что после всплеска благочестия будет близок конец земной истории».
Согласно программе масонов и сатанистов по организации трех мировых войн (и сам термин «мировая война» был введен масонами) для достижения цели мирового господства, - программе, разработанной крупнейшим масонским авторитетом Альбертом Пайком и принятой высшим масонским органом («Верховным советом мира») в 1871 году, третья мировая война должна начаться из конфликта между арабами и евреями, а закончиться она должна установлением глобальной диктатуры - власти «Мирового правительства», а затем и власти всемирного царя, т. е. антихриста.
«Для полного торжества масонства, - писал еврей-сатанист А. Пайк, - понадобятся три мировые войны; в третьей из них будет уничтожен мусульманский мир, после чего мы спровоцируем гигантское социальное потрясение, ужасы которого покажут всем гибельность безверия. Революционное меньшинство будет уничтожено, а разочаровавшееся в христианстве большинство... получит от нас истинный свет учения Люцифера»[iii].
Осуществится ли этот план так, как хотят того богоборцы? Слова старца Иосифа позволяют предположить, что служителям зла все-таки не удастся сразу после третьей мировой войны осуществить следующий этап своей программы - установить всемирную диктатуру «Мирового правительства» и лжемессии-антихриста. И, вместо запланированного торжества «света учения Люцифера», в России и во всем мире, после очищения войнами и другими бедствиями и скорбями, начнется всплеск благочестия - духовное возрождение.
«Мы молимся, - говорил еще старец Иосиф Ватопедский, - чтобы русский народ пришел в то свое нормальное состояние, которое было до разрушения, потому что мы имеем общие корни и переживаем за положение народа русского...
Такое ухудшение сейчас - общее состояние во всем мире. И это состояние есть именно тот предел, после которого уже начинается гнев Божий. Мы достигли этого предела. Господь только по милости Своей терпел, а теперь уже терпеть не будет, но по правде Своей станет наказывать, потому что пришло время.
Будут войны, и мы будем испытывать большие трудности. Сейчас власть во всем мире захватили евреи, и цель их - искоренить христианство. Гнев Божий будет таков, что все тайные враги Православия будут уничтожены. Специально для этого посылается гнев Божий, чтобы их уничтожить.
Испытания не должны нас ужасать, мы всегда должны иметь надежду на Бога. Ведь так же страдали тысячи, миллионы мучеников, так же страдали и новомученики, и поэтому мы должны быть готовы к этому и не ужасаться. Терпение, молитва и упование на Промысл Божий должны быть. Будем молиться за возрождение христианства после всего того, что нас ожидает, чтобы Господь действительно дал нам силы возродиться. Но этот вред пережить надо...
Испытания давно начались, и надо ждать большого взрыва. Но после этого уже будет возрождение...
Сейчас начало событий, тяжелых военных событий. Двигателем этого зла являются евреи[iv]. Их дьявол понуждает начать, чтобы уничтожить семя Православия в Греции и в России. Это для них главное препятствие к мировому господству. И они понудят турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок.
События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимут и еще силы - японцев и другие народы. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий...
Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку[v]. Что касается того, кто управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия.
Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было вначале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста. Вот такие ужасные события мы должны пережить, но пусть они нас не ужасают, потому что Господь Своих покроет[vi]. Да, действительно, мы переживаем трудности, голод и даже гонение и многое такое, но Господь Своих не оставит. И те, кто поставлен у власти, должны понуждать своих подданных больше быть с Господом, больше в молитве пребывать, и Господь Своих покроет. Но после большой чистки будет и большое возрождение»[vii].
«СРЕДНИЙ ВОСТОК СТАНЕТ АРЕНОЙ ВОЙН»
Некто однажды спросил старца Паисия Святогорца о том, ожидают ли нас в будущем большие войны. «Что спрашиваешь, чадо? - ответил старец. - И не представляешь, что будет!» А на вопрос о том, будут ли руководителями (т. е. организаторами) этих войн евреи, старец сказал: «Да, евреи будут» (из книги «Избранный сосуд»).
altО грядущих войнах старец Паисий говорил еще следующее:
«Бог устроит. В этой войне все выйдут победителями. Греческая армия будет зрителем. Никто не возвратится победителем. Ареной будет Палестина, могилой их - Мертвое море. Это будет в первое полувремение. Но будет и второе полувремение: после этих событий человек придет к безысходности, и тогда все будут изучать Евангелие и Писания. Христос пожалеет мир и покажет знамение для веры. Тогда поищешь неверующего...
Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направится в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.
В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.
Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют, и поведут себя с безстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой...
Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т. е. конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление великой той войны и таким образом приготовляется путь для двухсотмиллионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение».
КАК ЗОЛОТО В ГОРНИЛЕ
«Поскольку станут к людям прививаться злые дела, - предсказано в посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого, - постольку будут находить на них и бедствия».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле... Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле».
В Третьей книге пророка Ездры (другое церковное название этой книги - Апокалипсис Ездры) сказано о времени предконечных войн и других страшных бедствий: «...Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» (3 Езд. 16, 74). Господь безконечно жалеет нас, но что делать, если мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь, только когда нас поражают несчастья, катастрофы, болезни, войны... Тему очищения и духовного подъема как следствия войн хорошо раскрыл Ф. М. Достоевский в своем очерке «Парадоксалист» («Дневник писателя», апрель 1876 г.). Вот основные мысли «парадоксалиста» о пользе войны:
«Дикая мысль, что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима».
«Ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом плане, а, напротив, идут жертвовать собственною жизнью - вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое. Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества (ср. Ин. 15, 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». - Свящ. А.). Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность».
«Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: "Вот несчастье, вот дожили!" Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут, - зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится».
«Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много - много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, - главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир - все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие - лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы.
Настоящей чести не будет, а останутся формулы. Формулы чести - это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, потому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству».
«Наука и искусства именно развиваются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет... Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой».
«Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины мира: это очень замечательно и поражает. О, без сомнения, в высшем, в нравственном смысле оно отвергает войны и требует братолюбия. Я сам первый возрадуюсь, когда раскуют мечи на орала. Но вопрос: когда это может случиться? И стоит ли расковывать теперь мечи на орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов.
Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения. Ведь вы же не можете не нуждаться в рабе, кто бы вы ни были, даже если вы самый гуманнейший человек? Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и безчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и безстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы».
«Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир... Вспомните, ненавидели ли мы французов и англичан во время крымской кампании? Напротив, как будто ближе сошлись с ними, как будто породнились даже. Мы интересовались их мнением об нашей храбрости, ласкали их пленных; наши солдаты и офицеры выходили на аванпосты во время перемирий и чуть не обнимались с врагами, даже пили водку вместе. Россия читала про это с наслаждением в газетах, что не мешало, однако же, великолепно драться. Развивался рыцарский дух. А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами.
Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых».
«Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства - в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуждается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? ... Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий.
Помещик и мужик, сражаясь вместе в двенадцатом году, были ближе друг к другу, чем у себя в деревне, в мирной усадьбе. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами...».
СЛОВО О ЦАРСТВИИ
В беседе со Своими учениками о событиях, которые будут предшествовать кончине мира, Господь наш Иисус Христос предрек: «...Также услышите о войнах и о военных слухах (третья мировая война). Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней.
altТогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 6-14).
Отсюда ясно, что антихрист не воцарится и конец мира не наступит сразу после третьей мировой войны, а должно пройти еще какое-то время (по мнению старца Иосифа Ватопедского - тридцать-сорок лет) до «конца». А перед концом должна еще прозвучать всемирная проповедь Евангелия Царствия, во свидетельство всем народам.
Что такое «Евангелие Царствия»? Думается, что слова Спасителя о всемирной проповеди Евангелия Царствия ясно указывают на грядущее духовное возрождение, которое начнется в России (и о котором, как мы знаем, предсказывали многие святые и подвижники благочестия). Став центром духовного возрождения, воскресшая Святая Русь озарит светом Христовым все народы мира.
В книге «Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний», изданной в 1992 году, приводится «предсказание, найденное в древних греческих книгах лавры Саввы Освященного русским монахом Антонием Саваитом, построенное на пророчествах Св. Отцов из греческих текстов: "Последние времена еще не настали, и совершенно ошибочно считать что мы у порога ПРИШЕСТВИЯ "антихриста", потому что еще предстоит один и ПОСЛЕДНИЙ расцвет Православия, на сей раз ВО ВСЕМ МИРЕ - во главе с РОССИЕЙ. Произойдет он после страшной войны, в которой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества и которая будет остановлена ГОЛОСОМ С НЕБА. "И будет проповедано ЕВАНГЕЛИЕ во всем мире!"» (сс. 50-51).
В той же книге находится еще одно предсказание о грядущей всемирной проповеди Евангелия Царствия, сделанное неким старцем в 1990 году: «Возрадуйся, Народ Православный, многострадальный, Оплот Востока Божиего, страдавший по Воле Божией за весь мир, - и весь мир обязан тебе! И потому к тебе более всех относится ныне это сказанное Господом: "Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12, 32). И тебе, ради Избранных в тебе, даст Бог Силу на исполнение великого и конечного Обетования Сына Своего Единородного Возлюбленного о последней проповеди Евангелия Его в мире перед концом мира, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 14), читающий да разумеет!
Все это приблизилось и стоит при дверях! Глас вопиющего ныне в мире: "Убойтесь Бога и воздайте Славу Ему!" (Откр. 14, 7). Заповедь Господа всем благоверным: "Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21, 36)... Осанна в Вышних - Спасение в Вышних! Благословен Грядущий во Имя Господне! Россия ждет Бога! Русскому Народу нужен только Вождь, Пастырь. Царь, избранный от Бога, и он пойдет с ним на любой народный подвиг! Только Помазанник Божий даст высшее и сильнейшее ЕДИНЕНИЕ Русскому народу» (сс. 56-58)[viii].
Именно сейчас, когда, как это и было предсказано Спасителем, во многих охладела любовь, именно в это время должна прозвучать, в последний раз перед концом мира, всемирная проповедь Евангелия Царствия, т. е. проповедь благой вести[ix] об истинном духовном единстве - Царстве Божием, в которое призывает Господь всех людей. Именно сегодня, когда мир почти полностью и окончательно погрузился в холодную отчужденность, самая привлекательная и глубочайшая сторона в Православии - это его послание о духовном единстве, т. е. его «слово о Царствии» (Мф. 13, 19).
«Судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз, - говорил еще старец Паисий. - Нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее... Время очень сложное. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия - и для того, чтобы все это улетело, нужно, чтобы сильно подуло... Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай неоходимости сила. Тяжелых лет будет немного. Лишь одна гроза... Я вижу, как что-то готовится, вот-вот должно произойти и постоянно откладывается. Все время маленькие отсрочки... Но раз мы знаем что нас ждет, то развивайте в себе, насколько можете, любовь.
Это самое главное: чтобы была между вами истинная, братская любовь. Доброта, любовь - это сила... Зло сорвалось с цепи и везде черно, как на вспаханном поле. Но если мы засеем поле, оно зазеленеет и даст нам весной плоды. Так теперь и мир живет во тьме зла. Могло бы настать и доброе время. Но для этого нужен сев... Мир потерял смысл жизни, и следует его найти... Наш долг в эти трудные времена нести всем прочим народам свет Православия. Так как все мы дети Адама и Евы, все мы по плоти братья. А с православными, естественно, мы братья и по плоти, и по духу»[x].
Истина Православной Церкви о духовном единении как высшем предназначении каждой человеческой личности должна свидетельствоваться не из эфира, но из сердец православных. Это свидетельство не должно относиться только к воспоминаниям о прошлом, но, прежде всего, к живой деятельности в настоящем. И в первую очередь это свидетельство должно дать православное монашество, но также и вся полнота Церкви.
Основой успеха этого свидетельства является непосредственная связь христианина с Личностью Божией, то есть Богообщение. «Я есмь лоза, а вы ветви, - говорит Господь, - кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Подлинное Богообщение ищется человеком не иначе, как чрез личную молитву к Богу Личному. Старец Ефрем Катунакский давал приходящим к нему верующим следующий совет о том, как стяжать живое Богообщение: «Полчаса из всех суток посвяти занятию молитвой. Когда только сможешь, но лучше ночью. Проговаривай ее, не имея в руках четок, умилостивительно, просительно, с плачем: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Потрудись так, и увидишь, какой это принесет плод. Из получаса молитва превратится в час.
И в этот час будь внимателен: либо зазвонит телефон, либо "вот это я должен сделать прямо сейчас", либо придет к тебе сон или ужалит какая-нибудь хула. Отбрось все. Выключи телефон. Закончи все свои дела и займись молитвой на протяжении получаса, и увидишь, что будет. Посади деревце, и завтра-послезавтра оно принесет плод. Святитель Иоанн Златоуст и святитель Василий начали с этого и стали светильниками вселенной» (из книги монаха Иосифа Ватопедского «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского»).
Такой же была основа успеха апостольской проповеди. Поэтому Спаситель по Своем воскресении спросил апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?» (см. Ин. 21, 15-18). Деятельность апостолов основывалась, как на фундаменте, - на любви к Богу, то есть на живом общении с Ним. «Святые апостолы, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах», - получившие лично от Господа заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанно молитвой...
Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь слова Божия: от молитвы они переходили к возвещению человекам слова Божия, от проповеди слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвой с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками». Согласно одному из православных пророчеств, те русские люди, которые будут возрождать Святую Русь (точнее, Сам Господь через них), будут находиться под сильным воздействием Иисусовой молитвы.
altНа важность созидания духовного единства русских людей и на необходимость для русского народа, как единого духовного организма, быть носителем стремления к самым высоким идеалам не раз указывал святитель Божий Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
«Если хотим выжить, - писал митрополит Иоанн, - надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь безспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры.
Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России... Страшная и непонятная для чужого, холодного, внешнего наблюдателя, Святая Русь охотно раскрывает свои секреты всякому, вопрошающему с любовью и надеждой, приходящему за поддержкой и помощью, наукой и вразумлением. Секрет прост: в основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый "камень веры", многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью».
Больше всего служители зла, устроители апокалиптического царства зверя, лукаво называемого ими «Новым веком» и «Новым мировым порядком», боятся нашего сплочения, нашего единения, - боятся «силы русского братства», по выражению Ф. М. Достоевского. Этот истинный пророк России верил в мессианское назначение русского народа: «Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силою братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».
Достоевский предсказывал, что именно Россия скажет миру «новое Слово». Таким Словом и должно стать слово о Царствии, Евангелие Царствия, слово об истинном духовном единстве и о всечеловеческой ответственности. Иначе говоря, новое Слово России - это ее проповедь всемирного покаяния.
Всечеловеческая ответственность привела Христа на Крест. Кто, следуя за Христом, берет на себя ответственность за грех ближнего, тот поистине приближается к ближнему. Когда совершенный христианин говорит: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», то словом «мя» он охватывает в себе всех других, не отделяясь от них, расширяя безгранично любовь свою и беря на себя ответственность за них. Поэтому афонский старец Порфирий (Баирактарис; †1991), например, советовал своим духовным чадам, когда они молятся за кого-либо, вставать на его место и говорить опять же: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». «Когда человек верит, что он хуже всех, - учил афонский старец Паисий, - тогда единственное "Господи, помилуй!", которое он произнесет о мире, будет стоить тысяч "Господи, помилуй!" другого»[xi].
Чувство всечеловеческой ответственности подвигает человека ко всечеловеческому же покаянию. «Человек является настоящим человеком, тогда, когда чужие грехи воспринимает как свои и кается в них», - учит выдающийся сербский подвижник и богослов преподобный Иустин (Попович; †1979). Покаяние есть отречение от отчужденности. Вот почему Христос начал свою проповедь именно призывом к покаянию, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). В Новом Иерусалиме (Царстве Божием) будет полное взаимопонимание и единение между сподобившимися его наследовать. Как сказано в Апокалипсисе, там «ничего уже не будет проклятого» (Откр. 22, 3), т. е. не будет уже никакого отчуждения между личностями.
О том, что именно покаяние больше всего способно сегодня помочь миру, старец Паисий Святогорец говорил так: «Если бы было покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир. Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения... Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: "Помоги миру, миру, который грешен". Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: "А чем виноваты мы? - но исповедовались пред Богом: - Нам досталось поделом, мы были достойны и большего". Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет.
Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце. "Праведен eси Господи о всех, яже сотворил eси нам... Яко согрешихом и беззаконновахом... И ныне несть нам отверзти уст... Не предаждъ убо нас до конца... И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе". То есть: "Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас". Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан. 3, 1-100)... Покаяние - это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога... Покаяние содействует исчезновению зла! ... В этом основа всего: чтобы мир покаялся»[xii].
altВ России, как это предсказано было преподобным Серафимом Саровским, откроется проповедь всемирного покаяния, с которой выступит Церковь Христова, предлагая современному человеку истинное единство, в противоположность ложному единству - глобализации.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о грядущем воскресении Святой Руси предсказывал: «Будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету князя Владимира - как единая Церковь». «Явлено будет великое чудо Божие, - говорил о том же преподобный Анатолий Оптинский. - И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным».
Со всего мира придут к свету России те, кто не желает во мраке антихристовой глобализации, в темном царстве апокалиптического зверя терять свой человеческий облик, кто осознает себя личностью, созданной по образу Божию. Тогда же исполнится и известное пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что славянские народы в предконечные времена объединятся, сольются в единый народный океан, перед которым будут в страхе все прочие племена земные.
«Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство, - предсказывал преподобный Лаврентий Черниговский (†1950), - Окормлять его будет царь православный - Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на Церковь Православную не будет.
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Просиял великий полк исповедников и мучеников... Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя царствующих, в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия - жребий Царицы Небесной и Она о ней заботится и сугубо о ней ходатайствует. Весь сонм святых русских с Богородицею просят пощадить Россию.
В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского православного царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании»[xiii].
Иеромонах Серафим (Роуз) в лекции «Будущее России и конец мира» говорил: «В Новом Завете, в книге Откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса" (Откр. 8, 1). Некоторые объясняют это место Св. Писания как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России[xiv], когда всемирное слово о покаянии начнется с России - и это есть то "последнее и окончательное слово", которое, согласно Достоевскому, Россия принесет миру».
Холодной, звериной стихии нашей эпохи мы, христиане последнего времени, должны противопоставить «живую жизнь», т. е. живое, духовное, братское единение, «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Именно сейчас нужно явить всему миру такую же «живую жизнь», какая была у первых христиан, у которых, как говорит нам слово Божие, «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32)[xv].
Братство завещано нам Самим Спасителем, Который говорит в Евангелии: «Один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья» (Мф. 23, 8). Настоящее, живое чувство братства между людьми, как детьми Единого Небесного Отца, может быть порождено только живым чувством сыновства Богу, только родным к Нему отношением. Человек, отказывающийся от сыновства Богу, от родства с Ним - ненастоящий, ущербный человек, только схема человека, так как это сыновство не только дается нам как дар, но и задается; и только в общении со Святой Троицей может быть полное выявление и расцвет каждой человеческой личности.
«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом», - говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1, 3). Преподобный Иустин (Попович), толкуя эти слова, пишет: «Откуда берет и представляет святой Иоанн Богослов это свидетельство? Из своего личного опыта. Он вкусил вечной жизни, достиг общения с ней, добился права водвориться в ней посредством Господа Иисуса. И как мог не иметь единения с Господом тот, кто жил в Нем? Он и тогда находился в вечной жизни. Эта жизнь по сути есть общение с Троическим Божеством... Это истинное общение человека с Богом, обoжение, обоготворение, жизнь в Боге... Жизнь христиан вся протекает в Святой Троице "от Отца, через Сына во Святом Духе". Это не что иное, как общение со Святой Троицей»[xvi].
Преодоление разделения и отчужденности осуществляется в церковном единении. Человек находит в Церкви самого себя, но не в безсилии своего духовного одиночества, а в силе своего единения с братьями и Святой Троицей. Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью. «Болит ли один член - страдает все тело», - сказано апостолом о Церкви (Кор. 12, 21), а если мы этого не чувствуем,- мы не в Церкви.
Образ и подобие Божие - вот наше мерило и путь, по которому надо идти. Всякий иной путь - потеря себя, разрушение своей личности. Только в восстановлении в себе образа и подобия Божия (т. е. истинной, богоподобной личности) - истинный путь человека.
altОткровение святого апостола Иоанна Богослова воздает высокую похвалу первой, Ефесской, церкви, которая обозначает время апостольской проповеди (высшим конкретным выражением Церкви первого периода была Иерусалимская церковь апостольских времен). Вместе с тем, Господь в Откровении делает упрек Ефесской церкви за то, что она «оставила первую любовь» свою (Откр. 2, 4).
Надо полагать, что это относится к утрате первыми христианами той силы духа братолюбия, той степени светлого духовного единения, при которых «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Вот почему и само название «Ефес» означает: «вожделенный», «желательный».
Каждый из нас должен сегодня участвовать в созидании этого вожделенного духовного, братского единства! Тогда и исполнятся слова старца Иосифа о том, что «Господь даст Свое благоволение, благодать так, как это было в начале, в первые века, когда люди с открытым сердцем шли к Господу. Это продлится три-четыре десятилетия, и потом быстро наступит диктатура антихриста».
Для сынов диавола - масонов и сионистов - русское национальное единство - страшная сила. Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы раздробить и раздавить наш народ, разобщить русских патриотов, не дать нам восстановить наше единство. В «Протоколах сионских мудрецов», например, можно найти такое их признание: «Мы могли бы бояться соединения гоевской зрячей силы царствующих со слепой силой народной, но нами приняты все меры против такой возможности: между той и другой силой нами воздвигнута стена в виде взаимного между ними террора.
Таким образом, слепая сила народа остается нашей опорой, и мы, только мы, будем ей служить руководителем и, конечно, направим ее к нашей цели» (протокол № 9). Сопоставим с этим признанием слова святителя Иоанна (Максимовича) о том, что лютый враг и губитель русского народа еврей «Троцкий в своих воспоминаниях признает, что больше всего они (советы) боялись, чтобы не был провозглашен Царь, т. к. тогда падение советской власти стало бы неминуемым»[xvii].
Вот почему нам нужен царь! Согласно пророчествам, Святая Русь воскреснет именно как православно-самодержавное Царство. И эта русская православная монархия должна стать неотъемлемой частью нового Слова России о духовном единстве, ибо царь, монарх - олицетворение единства народа, отец большой народной семьи.
«Самая идея монархии, - писал архиепископ Аверкий (Таушев; †1976), - в возвращении к которой, как исторической форме государственного управления России, многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви - поскольку Царь наш - Царь Православный, как и поется в нашем старом государственном гимне; поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной Веры и Церкви; поскольку он действительно - Помазанник Божий...
Призрак Православной России с Православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения - диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в расчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют восстановлению ее»[xviii].
Русский народ является носителем и хранителем идеи восстановления личностного союза человечества с Богом и духовного единения людей друг с другом. Это и есть наша настоящая национальная идея! И нам не нужно бояться ее высоты. Поэтому представляется, что идеологией русского патриотического движения должно быть - созидание духовного единства русского народа (а также союза русского народа с другими славянскими народами) в форме восстановления православно-самодержавного Царства - Святой Руси во имя исполнения русским народом Богом порученной ему миссии принесения человечеству в последние времена земной человеческой истории нового Слова о духовном единстве, т. е. миссии открытия предсказанной Спасителем последней проповеди Евангелия Царствия, или (что то же) - проповеди всемирного покаяния.
[i]
[i] Об этом см., напр.: П. Иванченко. «Оружие Армагеддона - плазменная "микроволновка" для планеты. Чудовищные катаклизмы в Индийском океане - результат испытаний нового оружия США - считают эксперты» (http://segodnia.ru); Ю. Соломатин. «О возможных связях между катастрофическими природными явлениями 2002 года в Европе и Азии и испытаниями США геофизического оружия по программе HAARP» (Правда.ру); «Цунами в Юго-Восточной Азии: слухи, мифы, мнения экспертов» (NEWSru.com, 17.01.2005 г.). Целую подборку статей о геофизическом оружии можно найти в № 2 за 2005 г. журнала «Первый и Последний» (http://kongord.ru).
[ii] Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. СПб., 2004. С. 98.
[iii] Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый ангел вострубил. Масонство в современной России. М., 2002.
Подробнее о программе по организации трех мировых войн и ее осуществлении см. в наших статьях «Десять рогов зверя» (опубликована, напр., в № 10 за 2006 г. ж-ла «Первый и Последний», а также на сайте «Вселенское Православие», http://vselprav.org ) и «Это было частью сионистского плана...» (опубликована на сайте газеты «Русь Православная», http://rusprav.org ).
[iv] «Если изъять деньги у 50 богатейших еврейских семей, - писал знаменитый американский промышленник Генри Форд в своей книге «Международное еврейство» (1920 г.), - то прекратятся войны и революции». Г. Форд в этой книге убедительно показывает, что именно евреи спровоцировали Первую мировую войну - для достижения своих целей, сформулированных в их программе завоевания мирового господства - «Протоколах сионских мудрецов».
[v] Отсюда ясно, почему «война третья всемирная будет уже не для покаяния, а для истребления», согласно известному предсказанию преп. Лаврентия Черниговского. Об этом же говорит Апокалипсис: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9, 20-21; см. также Откр. 16, 11). И в «ветхозаветном Апокалипсисе» (Третьей книге пророка Ездры) сказано: «Начнутся болезни, - и многие восстенают; начнется голод, - и многие будут гибнуть; начнутся войны, - и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия, - и все вострепещут... Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления: но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих и о бичах не всегда будут помнить» (3 Езд. 16, 18, 20-21).
[vi] «...Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, - говорит Господь в Апокалипсисе христианам-филадельфийцам (в пер. с греч. - «братолюбцам»), оставшимся верным Ему и Его слову (неповрежденной православной вере) в трудных условиях, - то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро...» (Откр. 3, 10-11).
Об этом же сказано в Третьей книге пророка Ездры: «Слушайте, возлюбленные Мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби, и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш - Бог. Если будете исполнять заповеди и повеления Мои, говорит Господь Бог, то грехи ваши не будут бременем, подавляющим вас, и беззакония ваши не превозмогут вас» (3 Езд. 16, 75-77).
[vii] См., напр.: Сборник «Покайтесь... Время бо близ» / Сост. В. Портнов. 2004.
Аудиозапись беседы со старцем Иосифом Ватопедским о грядущих мировых событиях можно скачать на сайте «Вселенское Православие» - http://vselprav.org (там же опубликован текст этой беседы).
[viii] Здесь мы приводим это предсказание в сокращении. Полностью его (как и предыдущее предсказание) можно прочитать в известном сборнике «Россия перед Вторым Пришествием».
[ix] Греч. слово «евангелие» переводится как «благая весть».
[x] Свящ. Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей: Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М., 1999. С. 200.
[xi] Свящ. Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. С. 112.
[xii] Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. Салоники - Москва, 2001.
[xiii] Преп. Лаврентий Черниговский: Житие, поучения, пророчества и акафист. - Типография Почаевской Лавры, 2001. С. 158.
[xiv] «Как бы на полчаса», - сказано в Апокалипсисе. Полчаса - тридцать минут. Нет ли здесь указания на те «три-четыре десятилетия», о которых, как о периоде грядущего духовного возрождения, говорит старец Иосиф Ватопедский (см. выше по тексту статьи)?
[xv] В частности, можно предположить, что нынешние пышно-декоративные богослужения, которые так не похожи на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества, закончатся. Внутренно они уже закончились (ср. известное предсказание святителя Феофана Затворника: «Тогда, хотя... повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - одна видимость, внутри же отступление истинное»). Они искусственны и потому не питают более человеческих душ, жаждущих живого Богообщения и настоящего общения и единения церковного. На смену церковной помпезности и официальности должны прийти более активные и более, так сказать, христианские, более теплые виды богослужения и религиозного общения.
[xvi] Архим. Иустин (Попович). Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1999.
[xvii] Архиеп. Иоанн (Максимович). Письмо г-ну Рейеру об отношении к вождям Белого движения // «Православная Русь». 1991, № 13. С. 11. См. журн. «Пчела», изд. Фонда им. святителя Иоанна (Максимовича). Москва, 1990. № 6. (Цит. по: Сборник «Россия перед Вторым Пришествием», 2-е изд., с. 265).
[xviii] Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 3. Джорданвилль, 1975. С. 390.