В Управление Пенсионного фонда _______________________________
В Отдел социальной защиты населения Администрации ________ ____________________
От ______________________________,
проживающего по адресу:
__________________________________
Заявление о запрете передачи и обработки персональных данных в Единой государственной информационной системе социального обеспечения
Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).
Гражданин имеет право запретить обработку своих персональных данных в ЕГИССО, и такой запрет не может быть причиной ограничения гражданина в правах на получение социальной помощи.
Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.
(1) В отношении отсутствия согласия на обработку персональных данных.
Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».
Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».
Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».
В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».
При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.
Иной подход является грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые позволяют совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов власти, для оказания государственных услуг.
Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.
(2) В отношении бумажного документооборота.
Предоставление государственных и муниципальных услуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному заявлению. Это подтверждает судебная практика.
Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».
Дополнительно обращаем внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве «идентификатора» вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2). Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество.
Иными словами, система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально – этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции.
Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить и как унижение человеческого достоинства и, соответственно, нарушение ст. 21 Конституции РФ.
Напоминаем также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; см: http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
На основании изложенного прошу предоставлять мне государственные и муниципальные услуги в традиционной (неэлектронной) форме без автоматизированной обработки персональных данных (в т.ч. о СНИЛС) в информационных системах, и запрещаю передачу и обработку моих персональных данных в ЕГИССО.
С уважением, ________________________
При обращении за пособиями и иной помощью такой запрет можно прилагать для исключения передачи персональных данных в ЕГИССО.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А.В. Швабауэр, к.ю.н., эксперт Общ. уполномоченного по защите семьи в СПб и ЛО
ОТКАЗ ОТ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ЕГИССО. КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
В связи с внедрением системы ЕГИССО, которая вызывает множество нареканий , граждане закономерно задаются вопросом о возможности запретить оператору ЕГИССО (ПФР РФ) обработку персональных данных.
Полагаем, такой запрет возможен и не должен влечь негативных последствий с точки зрения оказания госуслуг. Ниже приведена аналитика по вопросу, логику которой можно применять в отношении любых государственных услуг (не только в сфере социальной защиты).
Итак, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).
Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.
(1) Отсутствие согласия на передачу персональных данных в ЕГИССО – не основание для отказа в предоставлении госуслуг.
Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы (ЕГИССО) осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».
Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».
Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».
В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».
При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.
Иной подход был бы грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ, которые разрешают совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов власти, для оказания государственных услуг.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ «Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг …». Правомерность – соответствие закону.
Подп. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ гласит: «Органы, предоставляющие государственные услуги … НЕ вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных … услуг».
Федеральными законами НЕ предусмотрено обязательное подписание согласия на обработку персональных данных для получения госуслуг. Напротив, согласно упомянутой норме п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ оказание госуслуг возможно без получения согласия на обработку.
Примечательно, что согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ: «В случае, если для предоставления гос. или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением гос. или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица … на обработку персональных данных указанного лица…».
Подобных правил не установлено для случаев, когда гражданин просит оказать госуслуги ему лично, если не требуется обработка данных третьих лиц.
Иными словами, для предоставления госуслуги гражданину закон не требует получения госорганом письменно оформленного согласия на обработку данных от гражданина. Достаточно самого заявления об оказании госуслуги, чтобы госорган осуществлял такую работу с персональными данными заявителя, которая необходима и достаточна для оказания услуги, но не более того.
Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.
В случае нарушения чиновниками закона возможно обжалование их действий со ссылкой на статью 5.63 КоАП «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, принуждение гражданина госорганом представить письменное согласие на обработку персональных данных следует расценивать как нарушение ч. 2 ст. 5.63 КоАП: «Требование … для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа…».
(2) В отношении бумажного документооборота.
Предоставление госуслуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
Из п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) следует, что любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному взаимодействию.
Это подтверждает судебная практика. Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве идентификатора вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2). Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество.
Система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально – этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции РФ.
Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить как унижение человеческого достоинства, т.е. нарушение ст. 21 Конституции РФ, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ.
Следует учесть также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой;
см: http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
--