Масленников Сергей Михайлович
Христианские добродетели согласно евангельским заповедям
1. Воздержание
Если же хочешь войти в жизнь (вечную), соблюди заповеди. (Мф. 19, 17)
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. (Иак. 2, 10)
1.1. Пост
Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни
(Лк. 5, 35). (Пока апостолы были с Господом, то пост им не назначался, но после Вознесения Христова пост предписан, в лице учеников, — всей Церкви Христовой.)
При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы (под субботой здесь имеется в виду установление о посте) (Лк. 5, 36–39; 6, 5; см. Мф. 9, 15–17; Мк. 2, 20–22, 27–28). (По учению свт. Игнатия (Брянчанинова) пост должен быть умеренным, равномерным и долговременным; «умеренность» означает, что пост устанавливается индивидуально, учитывая возраст, состояние здоровья, социальное положение, духовный опыт христианина.)
1.2. Правильное отношение к пище
… Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 10–11). (Скоромная пища сама по себе не может осквернить человека, а слово греховное — оскверняет.)
И каждый день единодушно пребывали в храме и… принимали пищу в веселии
(веселие духа не равнозначно веселому застолью) и простоте сердца… (Деян. 2, 46).
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10, 31). (С памятью о Боге и с покаянием.)
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи (Рим. 14, 1–2). (Для совершенных пост уже не является необходимостью, а для страстных — необходим как оружие, наряду с покаянной молитвой.)
Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога (Рим. 14, 6). (Не будем осуждать тех, кому даны послабления в посте.)
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим. 14, 14). (Скоромная пища, в том числе мясо, не должна осуждаться как нечистая и скверная.)
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 8–9, 13).
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования
(идоложертвенное оно или нет), для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее (1 Кор. 10, 25–26).
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее (1 Кор. 10, 27–28).
Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением… (1 Тим. 4, 4).
1.3. Правильное отношение к плоти
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти… (Гал. 5, 13). (При достижении духовного совершенства человек обретает свободу, но пока действуют страсти — необходимы разумные ограничения, в частности, нужен пост.)
…Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 16–17). (Пост ограничивает плоть и усиливается влечение к духовному.)
1.4. Предостережения
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь (Лк. 6, 21). (Голод и нищета телесные, при правильной вере, удобно могут сделать наследниками Царства Небесного.)
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Лк. 6, 25). (Развивая страсть чревоугодия, человек обрекает себя на вечный голод ада.)
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (покаяние), которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог (Ин. 6, 27).
Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр. 13, 9).
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. (Если кто-то из верующих нарушает пост и этим соблазняются немощные, то он будет виновен в их отпадении от веры.) Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 20–21). (Христианин, страдающий чревоугодием и винопитием, отталкивает дурным примером немощных от веры.)
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). (Угождение телу и забота о пище должны быть разумны, нельзя этим увлекаться.)
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству… (Рим. 13, 13).
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… (Еф. 5, 18).
Не обманывайтесь: пьяницы… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10).
2. Целомудрие
2.1. Для семейных
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 5–6, 9; см. Лк. 16, 18; Еф. 5, 31).
… Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать… (Мф. 5, 32).
… Если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10, 11–12).
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3).
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей (1 Кор. 7, 10–11).
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 12–16).
… Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (безбрачны); но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7, 1–7).
Жена спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15).
2.2. Для одиноких
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (безбрачным) (1 Кор. 7, 8).
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так (не женатым). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7, 25–28).
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7, 32–34, 36–40).
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22).
…Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными (Тит. 2, 2–6).
…Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами (духовно) для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 8–12).
2.3. Против блуда
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28).
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь… ни сладострастию, ни распутству… (Рим. 13, 13).
Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6, 13).
Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6, 15).
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6, 16).
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18).
…Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4, 18–19).
Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9).
А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословиеи смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 3–5).
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть… за которые гнев Божий грядет на сынов противления… (Кол. 3, 5–6).
Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4, 7).
… Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 9–10).
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9).
Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию… (1 Тим. 5, 14).
…Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства (Евр. 12, 16).
3. Нестяжание
3.1. Опасность богатства
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит (доверит) вам истинное (Царство Небесное)?И если в чужом (земном) не были верны, кто даст вам ваше (вечное)?Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (языческий бог богатства). (Лк. 16, 11–13; см. Мф. 6, 24).
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10, 21–27; см. Мф. 19, 23–26; Лк. 18, 24–25). (Сами по себе, богатство и достаток не могут быть препятствием для спасения, но если человек надеется на них, а не на Бога, и неправильно ими распоряжается — легко могут погубить.)
… Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк. 6, 24).
Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак. 2, 6–7). (Нельзя заискивать и преклоняться перед богатыми.)
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания (Иак. 5, 1–5).
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем